Петушиное пение

            Не многие из нас могут распознать птиц по издаваемым ими звукам, но голос петуха знают все. До сих пор сельские жители просыпаются ранним утром от громкого настойчивого петушиного крика «ку-ка-ре-ку-у». В детстве я думал, что так петухи будят кур, чтобы те пораньше снесли яйца, и не понимал, почему старики ругали молодежь за то, что они гуляли «до первых петухов».
            В старину редко у кого в деревне были часы, поэтому петушиный крик играл важную роль в жизни крестьян. Просыпаться каждое утро на рассвете после напряженного трудового дня было тяжело. Но едва начинало светать, как из каждого двора раздавались петушиные крики «ку-ка-ре-ку-у», которые постепенно сливались в дружный хор - проспать рассвет от такого многоголосья было невозможно.
            Однажды я завел разговор с деревенскими мужиками на эту тему. Один из них с возмущением произнес: «Ох и  надоел мне петух. Чтобы не будил рано, я окно сарая закрыл ставней. И что вы думаете? Под утро слышу его кукареканье, глянул на часы – запел как всегда. Думал, пройдет время, перестроится мой Петя, да так и не дождался».
            В разговор вмешался другой: «Мужики, я для эксперимента менял петухов не один раз, а толку никакого, все они какие-то ненормальные – орут ни свет, ни заря летом и зимой. Петушков у меня несколько, старых и без меры горластых отправляю в суп, а курочки находясь под опекой молодых петушков, судя по моим наблюдениям, несутся чаще», - улыбаясь, закончил он.         
            Парень, внимательно слушавший наш разговор, ухмыльнувшись, сказал: «А я вообще не реагирую на их раннее пение, хочется спать - сплю, но наш петух через некоторое время снова петь начинает, как настоящий будильник. Вот собрался бы весь куриный гарем да поддал бы этому крикуну, чтобы неповадно было будить  спозаранку».
            - А вы знаете, почему петухи поют так рано? – намереваясь рассказать им об этом, спросил я мужиков.
            Они молчали. И вдруг сын одного из них радостно воскликнул:
            - Я знаю, учительница рассказывала, что предки наших кур в древности были завезены к нам из стран южного полушария, поэтому петухи продолжают петь по тому времени, которое заложено в их генах.
            Отец с гордостью погладил сына по голове, а я, похвалив его, подумал, что уже не одну сотню лет звучит в деревнях волнующее душу «ку-ка-ре-ку-у-у!» как гимн зарождающемуся новому дню. Печально, что с каждым годом деревень и жителей в них становится меньше, все идет к тому, что может настать время, когда мы уже не услышим голос домашнего петуха, а подобных ему в дикой  природе, к сожалению, не существует.


Рецензии
Петухи наши защитники. Утренним криком разгоняют ночную нечисть, чтобы люди работали днем спокойно.

Анатолий Шинкин   12.04.2024 08:32     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.