Про ведьму, чародейку и Василия

Жили в одной деревне крестьяне, муж и жена, и был у них сын Василий. Славный был мальчишка, и веселый, и смышленый, и трудолюбивый, и собой красивый, а самое главное – никогда такого не было, чтобы он не помог тем, кто просил помощи или в беду попал.
Позвала как-то Василия старая соседка, чтобы дров поколоть. Идет Василий, смотрит, а в паутине бабочка запуталась, да такая красивая, белая, как снег, а кончики крыльев голубым отливают. Паук к ней подбирается, большой, черный, с желтым узором, того гляди вцепится.
Василий руку протянул, паутину порвал, а паука скинул и в сторону сапогом оттолкнул. Вдруг – что такое! – перед глазами будто молния сверкнула. Смотрит Василий, а перед ним уже не бабочка стоит, а красавица в золотой короне и белоснежном платье с голубой кружевной оторочкой.  С грустью на него смотрит, головой качает.
- Ох, Василий, добрая ты душа! – говорит она со вздохом. – Но лучше бы ты мимо прошел, не в свое дело не вмешивался. Я ведь не простая бабочка, а чародейка…
- Так уж вижу, - отвечает Василий.
- Ты только меня не перебивай. Я чародейка, а этот паук – злая ведьма. А в паутине ее была особая сила. Если бы ее она доплела, была бы людям большая беда: кто на ту паутину посмотрит, будет видеть все шиворот-навыворот, хорошее плохим, а плохое хорошим, а кто ту паутину тронет, разучится добрые дела делать, будет только все ломать, губить и портить. Я как раз прилетела, чтобы ту паутину порвать, а ты вмешался. Хорошо, что она не готова была, а то бы ты сам себя погубил.
- Но не погубил же. Выходит, я тебе помог? – улыбнулся Василий. – Ну вот и хорошо. Я рад.
- Ты-то рад, да ведьма не рада. Она теперь тебе непременно отомстить захочет. Но я тебе сейчас помогу. 
Махнула чародейка рукавом, и повеяло на Василия чистым и легким запахом, как от ландыша.
- Теперь никакие злые чары тебе повредить не смогут.  А если все-таки какая-то беда случится, ты мое имя три раза назови, я прилечу и помогу. Зовут меня Делия.
- Спасибо тебе, Делия, красивое у тебя имя. Только диковинное, будто заморское.
- У чародеев все имена такие. Нам так положено.
- Я то и понимаю. Спасибо тебе, Делия. Я твою доброту запомню.
- Ну так прощай, Василий. Надеюсь, тебе меня звать уж не придется.
Сказала Делия эти слова и исчезла, только и осталось от нее, что запах ландышей.
Удивился Василий, да и пошел по своим делам.
Идет время, день за днем, неделя за неделей,  месяц за месяцем, год за годом, Василий подрос, ремеслу всякому научился, жениться собрался. Одна беда  - чтобы жену взять и своим домом зажить, деньги нужны, а их не то чтобы много.
И вот как-то раз повстречалась Василию старуха. Сама кривая, как поломанная ветка, нос крючком, до подборотка достает, глаза большие, как у совы, а зуб изо рта торчит, в губу впивается. Волосы у нее седые растрепаны, а платье все рваное, заплатанное, где черной ниткой по желтому, где желтой по черному. Бредет старуха, тащит на себе тяжелую сумку.
Василий и говорит:
- Бабушка, давай я тебе помогу?
- Ох, сыночек, если бы ты мне помог, век бы я благодарна была.
- Тогда говори, бабушка, далеко ли сумку нести?
- Да не так чтобы далеко, до ближайшей деревни.
Пошел Василий до деревни, донес старухе сумку, а бабка ему и говорит:
- Знаю тебя, ты добрый человек. Ты еще чародейке Делии когда-то помог, а теперь вот и меня выручил. Возьми-ка за это хороший подарок.
И дала она ему кошелек.
- Как домой пойдешь, так и откроешь. А потом еще раз, и еще, и еще. Увидишь, что будет.
Удивился Василий, но поблагодарил и понес кошелек домой. Дома его открыл, а там всего одна монетка лежит. Вытащил ее, а там еще монетка, еще вытянул, а там уже две.
Перевернул Василий кошелек, а деньги из него так и посыпались, и мелкие, и крупные, и монеты, и купюры.
Ох и рад он был. Насобирал денег, сложил их все хорошенько, мелкие к мелким, крупные к крупным, стал считать.
Набрал денег и на свадьбу, и на хозяйство, и еще на то, чтобы всем родным и друзьям помочь. Женился он на хорошей девушке, своим домом обзавелся, да только хозяйством заниматься Василию не хочется. А зачем оно ему – и так можно денег натрясти.
Бывало, придет старая тетушка, матери сестра, просит помочь, дать денег ее детям на учение. Василий натрясет, насыплет и отсчитает.
А то, бывает, придет старый дедушка, отцов отец, тоже просит – себе на лечение. И ему Василий даст сколько просит.
Жена Василия, Марья, только головой качала:
- Ох не к добру такое богатство. Не бывает пользы от того, что задаром, без труда дается.
А Василий в ответ только посмеивался.
Но вот как-то раз взял он кошелек – а тот пустой. Потряс его Василий, осмотрел со всех сторон, только что наизнанку не вывернул, а денег в нем нет, ни купюры, ни монеты, ни большой, ни малой.
И тут, как назло, родня собралась.
Старая тетка стучится:
- А ну-ка, Василий, дай-ка мне денег, у меня сын свадьбу справляет, хочу пир на весь мир закатить.
Тут же и сестра пришла:
- Василий, у меня сын музыке учиться захотел, дай денег, я ему пианино куплю.
Старая соседка – и та явилась, кулаком в дверь стучит и требует:
- Дай денег, я к внукам в гости в город поеду.
- Да нет у меня денег! – отзывается Василий, а у самого голос дрожит.
- Всегда были, а теперь нет? Давай не ври! Деньги выкладывай.
Все вокруг дома собрались, в двери ломятся, в окна стучат. Даже мать с отцом – и те кричат в толпе:
- Что ж ты, Василий, неблагодарный такой! Мы тебя растили, всему научили, а ты нам помочь не хочешь! Смотри, выйди только – не поздоровится тебе.
Перепугались Василий и Марья, она только и приговаривает:
- Ох, я же говорила, ох, говорила.
Понял Василий – беда пришла. Вздохнул поглубже да и крикнул:
- Делия, Делия, Делия!
Тут и ландышами запахло, и свет белый засиял с голубым отблеском. Стоит посреди избы чародейка Делия и говорит:
- В беду ты попал, Василий, и чувствую я, что это дело рук ведьмы. Не стоило тебе от нее подарок брать, сам видишь, как все обернулось. Не смогла она тебе зло сотворить, так добро в него превратила. Ты стой тут, жену береги, а я к людям выйду.
Распахнула она дверь и вышла на крыльцо. Волосы развеваются, золотом горят, белое платье ярче солнца сияет.
- Не обижайте доброго человека, ни в чем он перед вами не виноват.
А люди шумят, кричат, ругаются.
- Как это не виноват? А кто нам помочь отказывается?
- Никогда он не отказывался, когда мог помочь, а если не помогает, значит, не может, - сказала им Делия и повела рукавами.
Запахло кругом ландышами, и разошлись люди один за другим. А Делия смотрит им вслед и говорит:
- Не делайте зла доброму человеку, не делайте.
Хотел Василий выйти и поблагодарить Делию, да она уже засияла ярче прежнего и исчезла неведомо куда.
Стали Василий с Марьей жить как все… да только не как все. Люди им теперь зло делать не могли, а добро не хотели, обиделись на него крепко. Идет Василий по улице – никто и не поздоровается. Придет Марья в лавку нитки купить или соль – продавщица на нее только глянет, деньги схватит, товар швырнет, и все молча, да со злостью.
Затосковали Василий с Марьей, да и уехали из деревни.  Обжились на новом месте, построили дом, хозяйством обзавелись. Говорят, их потомки и теперь в той деревне живут. Только расспрашивать их про Василия, про ведьму и про чародейку Делию – дело пустое. Они только головой покачают и скажут:
- Чародейство только в сказках хорошо, послушать интересно, а бывает, и полезно. А в жизни лучше об этом зря не думать и лишний раз не связываться. У нас свои дела, у них свои, и не надо в них вмешиваться.


 


Рецензии