Кальсоны. Охота на слова

Кальсоны – разновидность мужского нательного белья для нижней части туловища. А вспомнить о них побудили просмотры старого советского кино.

Сразу скажу, что у меня кальсон никогда не было, а морозною зимой вместо подштанников натягивал трикотажные трико, как называли мы лёгкие  спортивные штаны. Все мальчишки так одевались.

У брата были кальсоны, он получил их вместе с обмундированием, когда поступил в ремесленное училище на деревомодельщика.

В кальсонах мужики-соседи на улицу не выходили, но возвращались в избы после бани.

Был свидетелем, как у соседа так перехватило спину, что он не мог ходить. Его привезли на машине и занесли в дом. Это видела Ляпиха, соседка в доме на горе напротив. Она несла воду на коромысле, поставила вёдра у своих ворот и подошла к соседу. Я слышал, как она сказала, чтобы соседи истопили баню, отвели туда больного и пригласили её, а уж она знает, что делать с радикулитом.

Кстати, наиболее распространён пояснично-крестцовый радикулит, при нём боли ощущаются в пояснично-крестцовой области, ягодице с отдачей в бедро, голень, стопу. Боль усиливается при движении, поэтому больной избегает резких движений.

Мне очень хотелось посмотреть, что Ляпиха делала в бане, но видел только, как дверь отворилась и из бани вышел сосед в одних кальсонах и в калошах и,  улыбаясь,  шёл по огороду до дому. А в баню его несли на руках. Я не помню его имени, знаю только, что он большой семьёй приехал с Украины и у них на огороде цвели десятки сортов георгинов, которых прежде мне в Кыштыме не приходилось видеть.

А помните одну из самых знаменитых ролей Михаила Александровича Ульянова  в культовой драме “ Бег” (1970)     по пьесе Михаила Булгакова?  Помните, какая  “роскошнейшая фантасмагорическая” роль генерала Григория Чарноты в исполнении   Михаила Ульянова? Актёр сам признавался, что фигура белого генерала, который бродит по Парижу в одних кальсонах, а потом выигрывает целое состояние, требовала совсем нового подхода и новых актёрских приспособлений, и  он не смог бы сыграть эту роль без столь “талантливых, тонких” режиссёров, как Алов и Наумов, и таких партнёров, как Евгений Евстигнеев и Алексей Баталов. Надо же было так пройти в кальсонах по одной из первых столиц Европы, что это многим запомнилось надолго.

Великий клоун Юрий Владимирович Никулин сыграл роль Николая Сергеевича Мячикова в советском художественном фильме «Старики-разбойники» режиссёра Эльдара Александровича Рязанова в 1971 году. Были эпизоды, где  Никулин снимался тоже в кальсонах, выступал  в качестве гостя из южной страны, но, как мне кажется, зрители больше следили за мимикой великого лицедея, чем за его одеждой.

«В бой идут одни „старики“» — советский чёрно-белый художественный фильм 1973 года режиссёра Леонида Фёдоровича  Быкова, повествующий о буднях лётчиков-истребителей в годы Великой Отечественной войны.
Действие фильма, напомню,  начинается в конце лета 1943 года, во время битвы за Днепр. Немцы совершают на аэродром налёт, во время которого отстранённый от полётов Кузнечик без разрешения взлетает, к тому же на самолёте маэстро Титаренко, и одерживает свою первую воздушную победу, спасая полк. А когда командир начал расхваливать маэстро, Кузнечик, то есть лейтенант Александров, заявил, что командир своим нижним бельём распугал всех немцев. В данном случае, нижнего белья не было на виду. Майор брился,  был в майке и с полотенцем в руках выскочил из блиндажа. 

Во многих фильмах о воспитанниках военных училищ повторяется эпизод, когда провинившихся в нижнем белье выстраивают в коридоре или зале и отчитывают.

Попутно напомню, что суворовские училища появились во время войны в 1943 году. Их  создание инициировал генерал-лейтенант Алексей Алексеевич Игнатьев, он написал Сталину и предложил начать формирование кадетского училища в столице, ведь Великая Отечественная осиротила огромное число подростков. Но Сталин решил открыть сразу девять профильных учебных заведений и присвоить им наименование Суворовских.

Дети войны, так называли их когда-то. Каждое училище должно было насчитывать 500 человек, срок обучения устанавливался в 7 лет. Подготовка мальчиков к будущей военной службе в офицерском звании и их среднее образование - таковы основные цели, которые ставилась перед преподавательским составом, состоящим, в основном, из кадровых офицеров-фронтовиков.

«Подранки» — яркий в этом отношении цветной фильм, снятый режиссёром Николаем Николаевичем Губенко на киностудии «Мосфильм» в 1976 году. Зоя Евсеева сыграла одну из ключевых ролей. Её герой - одиннадцатилетний Валька Ганьдин с родителями был в фашистском лагере смерти, выжил чудом, а как воспитанник училища  он мечтает отомстить  даже пленным немцам, которые занимаются стройкой; тайно от всех  Валька собирает взрывчатку, но забросить не удалось. Валька погибает, а в училище организовали показательное разоружение, выстроив всех в коридоре в нательном белье – в кальсонах. Попытки воспитателей запугать только сплачивают воспитанников. И у воспитателя сдали нервы, он применил силу против по сути ребёнка, а тот назвал его фашистом.

Телесериал «Алые погоны» 1980 года - о судьбах воспитанников суворовского училища, достойно принявших эстафету от своих командиров в годы Великой Отечественной войны, но и тут на пустом месте возникает конфликт, и воспитатель заставляет воспитанников в кальсонах ползать по полу. За это воспитателя увольняют. Весть о Победе над Германием приходит в училище ночью, и ученики и их педагоги вместе отмечают это событие, танцуют в нижнем, нательном белье, бьются на подушках, дают волю эмоциям.

История «сына полка» Вовы Диденко, деревенского мальчика, ставшего во время Великой Отечественной войны воспитанником взвода разведки, отражена в фильме «Сто первый». Военная закалка помогла мальчишке после войны проявить твердость характера и добиться зачисления в уже сформированную роту подготовительного класса суворовского училища. И снова тут есть сцена, когда воспитанники стоят строем в одних кальсонах.

В словаре Владимира Ивановича Даля понятия КАЛЬСОНЫ нет.  Не заметить слово, которое появилось в языке, Даль не мог, а это даёт возможность усомниться в  древности  такого вида нательного белья в странах Западной Европы. Просто развита практика в западных языках формировать «древность» у наиболее популярных слов. Слово КАЛЬСОНЫ относится как раз к таким словам.

Уже в первой главе романа в стихах Александр Сергеевич Пушкин описывает устройство кабинета и одежду главного героя.

Изображу ль в картине верной
Уединенный кабинет,
Где мод воспитанник примерный
Одет, раздет и вновь одет?
Всё, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по Балтическим волнам
За лес и сало возит нам…


Второй Чадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад…

XXVI

В последнем вкусе туалетом
Заняв ваш любопытный взгляд,
Я мог бы пред ученым светом
Здесь описать его наряд;
Конечно б, это было смело,
Описывать мое же дело:
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет;
А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами,
Хоть и заглядывал я встарь
В Академический Словарь.


КАЛЬСОН пока  нет в одежде Евгения Онегина, иначе бы это слово оказалось в тексте романа. Но посмотрите, как в Википедии авторы изворачиваются в попытках «состарить»  слово.


Кальсоны (фр. cale;on «кальсоны» от итал. calzoni «штаны», также в разговорной речи подштанники) — мужское нательное бельё, поясная одежда, покрывающая нижнюю часть туловища и ноги до ступней, каждую в отдельности. Носятся под брюками для создания благоприятных условий, сохранения тепла, защиты тела от ветра и холода, предохранения верхней одежды от выделений организма. Традиционно мужской вид одежды, но в современности существуют и женские модели.
Во времена Средневековья в Италии термином саlzoni обозначались разъёмные чулки-штаны, иногда выполненные из двух контрастных по цвету тканей. В XVI веке так назывались все виды штанов, имевших длину до колен.
В XVI веке в Италии женщины для поездки верхом надевали кальсоны из вышитой ткани под платье. Екатерина Медичи ввела эту моду во Франции. На протяжении XVII—XVIII веков кальсоны оставались принадлежностью гардероба пожилых женщин, молодые надевали их только для поездки верхом.
В Европе мужское нижнее бельё в конце XVIII века получило значительное изменение — появилось облегающее трико-подштанники. Материалом, используемым для него, была кожа. Носили его для того, чтобы создать эффект обтянутости ног кюлотами.
В 1770-х годах, после многовекового забвения, произошло возрождение личной гигиены. Чистота тела вошла в моду. Возникла потребность менять бельё гораздо чаще, но позволить это себе могли только богатые люди, поскольку нижнее бельё продолжало оставаться довольно дорогим. Будучи нижним бельём, подштанники не отличались экстравагантными фасонами, но были очень удобны. Подштанники шили из хлопка, льна, ситца или шёлка. В 1880-х годах Густав Йегер ввёл в обиход бельё из шерсти (т. наз. егерское бельё), считая его особенно полезным для здоровья, несмотря на то, что волокна шерсти раздражают кожу.
Со времени установления моды на кринолины (1860-е годы) в дамский обиход прочно вошли кальсоны. Упразднение нижней юбки позднее привело к укорачиванию женских кальсон и применению для их шитья более тонких тканей.
Первоначально в России нижние мужские штаны называли подштанниками. Слово «подштанники» во второй половине XIX века было вытеснено из русского языка французским «кальсоны».
Кальсоны были двух видов: короткие для ношения под кюлоты и длинные — для ношения под панталоны и брюки. В музее Виктории и Альберта хранятся чулки, больше всего напоминающие шоссы, но датируемые 1795 годом. Они пришиты к высокому поясу (7,6 см) и изготовлены из эластичного материала stockinette (трикотажа). Сзади шаговый шов зашит на 10 см. Изнутри сзади для посадки имелись две затяжки. В той же коллекции хранятся короткие фланелевые подштанники, принадлежавшие Томасу Куттсу. Высота пояса 7,6 см с застежкой на три пуговицы по переду. Сзади — затяжки, кулиски на штанинах внизу с продёрнутыми лентами.
В начале XX века выпускались подштанники двух фасонов — чуть ниже колен (полукальсоны) или до щиколоток, употребляемые в зависимости от погоды и верхних штанов. В 1930-е годы стали выпускаться (вначале для занятий спортом) всё более и более короткие нижние штаны — трусы; одновременно сокращался выпуск полукальсон, носимых в тёплую погоду, а кальсоны до щиколоток сохранились как бельё для прохладной или холодной погоды.
Для подгонки по фигуре кальсоны завязывали или застёгивали на пуговицы с хлястиком, вшитыми на пояснице; спереди они застёгивались на пуговицах, лучше если на перламутровые. На нижнем краю штанин для подгонки по фигуре могли как завязывать, так и застёгивать на пуговицы манжет. В конце XIX века появились кальсоны с резинками на нижнем крае штанин. Пояс кальсон XIX-XX веков был широким и застёгивался на две-три пуговицы. В СССР 1930-1940-х годов мужские кальсоны изготовлялись из отбелённой бязи, тик-ластика и гринсбона. Гульфик на кальсонах появился только после Первой мировой войны. В настоящее время кальсоны чаще выпускают с эластичным поясом без пуговиц.
В настоящее время кальсоны (обычно до щиколотки) выпускают лёгкими (из хлопка или шёлка) и утеплёнными (с подчёсом, из шерсти); наряду с кальсонами светлых «бельевых» тонов (белыми, кремовыми, голубыми) выпускаются тёмные кальсоны: серые, чёрные, тёмно-синие. По-прежнему кальсоны популярны среди рыбаков, охотников, полярников,  геологов  (особенно так называемое «термальное» двухслойное бельё), являются штатной одеждой в Вооружённых силах России. Зимой в армии носятся тёплые кальсоны поверх летних. Во время Великой Отечественной войны кальсоны выдавались и женщинам, что позволяло немцам выявлять партизанок. В последнее время нарастает выпуск мужских колготок, конкурирующих с кальсонами. Из Википедии

А вот слово подштанники у Даля есть.

ПОДШТАННИКИ м. мн. исподние штаны, исподнее белье, портки, порты, исподнички. Толковый словарь живого великорусского языка


Рецензии