Люди и Куклы

Почти одновременно с моим приходом, а точнее, переводом с должности ведущего художника-конструктора НПО "Квант" на должность заведующего сектором реставрации металла Музеев Кремля в 1983 году, произошло и моё знакомство с Издательским Отделом Московской Патриархии на улице Погодинская.
 Точнее, с самым деятельным участником всех издательских начинаний и проектов, помощником Владыки Питирима, архимандритом Иннокентием. Для людей светской учёности, коих всегда было немало среди посетителей Издательского отдела, он представлялся всегда - Просвирнин Анатолий Иванович. Дабы не затрагивать ещё не настроенных струн духовности, как я эту его позицию понимаю после многих лет знакомства с ним.
Ещё более, это его желание - понять нужность пришедшего человека в делах издательских, церковных, отражали его слова однажды мне сказанные: - "С кем только не приходится вступать в отношения ради нужного дела". Помню, тогда, ввиду моего церковного младенчества, явно съязвил отцу Иннокентию - "Цель оправдывает средства". Но тут же получил нахлобучку: - "Если цель - спасение души, то цель оправдывает средства", цитирование должно быть точным, желательно дословным. А далее он проговорил о чём то своем, глубинном : - "Болландисты, увы, нас опережают во многом, собирая наше святоотеческое наследие в свои закрома, так обильно, что приходится скрести по сусекам". Позднее, когда уже сблизился с ним и с широким кругом обще церковных сугубо издательских проблем, смог оценить глубину и верность его взгляда на это положение всей РПЦ того времени. Скрести по сусекам и болландисты нас опережают! Сейчас, когда Болонская система школьного образования, подаренная нашей отечественной системе школьного образования, стала приносить свои, чуждые православному миропониманию, плоды. Присматриваюсь к их общим корням, которые идут к древу католической, иезуитской учёности. Цель которой - Собрать все достоверные знания в один горшок с названием - Pax Romana! И вспоминаю эту строгую позицию архимандрита Иннокентия, неприятия, вползающего на нашу духовную территорию Русского мира, католической духовной и военной интервенции многих столетий. Иногда она, эта всегдашняя интервенция, рядилась в внешне привлекательные одежды - глубокой учёности, как у при знававшего западный приоритет в знаниях о мире и науке, Владимира Сергеевича Соловьёва, который с университетской кафедры призывал - углубиться в неё.
Только сейчас, по прошествии нескольких десятилетий, православное сообщество в России несколько оправилось и окрепло, но не настолько, чтобы безусловно влиять на принятие взвешенных решений формирующих облик окружающего мира.
Буквально, сегодня, когда посещал своего сына и внука живущих в небольшом подмосковном городке Лобне с девяносто тысячным населением, столкнулся с подобным пренебрежением к духовной жизни человека.  Еду на первом номере автобуса в сторону нового микрорайона Катюшки, чьи дома выгодно отличаются от старого, изношенного городка. Названия остановок незамысловатые и все понятные: Школа; Администрация; Ледовый дворец; Театр Люди и Куклы...Выхожу, смотрю, напротив недавно построенный, уютный храм. Священномученика Серафима Чичагова...Зашёл, помолился, иду и размышляю. Почему же остановку назвали не "Храм", а театр, да ещё  Людей и Кукол. Спрашиваю, - А, где театр? Прохожий показывает в глубину новых домов - Вон там! Вот и думаю - Пока Театр будет ближе сердцу русского человека, чем его выстраданный, исторический  Храм. А на  храмовом холме будет возвышаться бронзовое идолище позволившее это сделать.
                +++
Священномученик Преосвященнейший епископ Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов)
С 3 февраля 1906 года по 16 сентября 1908 года — правящий архиерей Орловской епархии.
Родился 9 июня 1856 года в семье знаменитого адмирала Чичагова, героя войны 1812 года. Это был один из знаменитых дворянских родов России. Его учеба проходила вначале в 1-й Санкт-Петербургской классической гимназии, затем — в Пажеском корпусе, самом аристократическом учебном заведении России. После окончания корпуса в 1874 году Чичагов зачислен на службу в гвардейскую артиллерийскую бригаду Преображенского полка.

Военная карьера его складывалась успешно: прапорщик (1874 г.), подпоручик (1876), поручик (1878), адъютант товарища Его Императорского Величества генерал-фельдцейхмейстера (1878), штабс-капитан (1891), полковник (1891).
В 1877 — 1878 годах Чичагов участвовал в русско-турецкой войне и был удостоен высоких воинских наград за освобождение Болгарии. За храбрость при осаде Плевны и взятии Телиша награжден генералом М. Д. Скобелевым личным оружием.
Знания и опыт Чичагова высоко ценились. В 1881 году как опытный артиллерист он был направлен в Париж на маневры французских войск. Был награжден тринадцатью орденами и медалями.
Военную службу Леонид Михайлович совмещал с историко-литературной деятельностью. За этот период им написаны: «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 г.» (за этот труд портрет Л. М. Чичагова был пожизненно помещен в Национальном музее в Софии), «Французская артиллерия в 1882 году». Автор был награжден Орденом Почетного Легиона; глава Чичагова в книге «Архив адмирала П. В. Чичагова 1855 г.» (о своем знаменитом деде), в журнале «Русская Старина за 1866 — 1888 гг.»; «Примеры из прошлой войны 1877 — 1878 гг.» Рассказы о подвигах солдат и офицеров 11-й части.

В 1878 году Л. М. Чичагов познакомился с о. Иоанном Кронштадтским и стал его духовным сыном. В 1879 году Леонид Михайлович женился на Наталии Николаевне Дохтуровой, внучатой племяннице Д. С. Дохтурова, героя Отечественной войны 1812 года.

Чичагов с детства отличался необыкновенной религиозностью. Служа в Преображенском полку, он состоял старостой Преображенского собора в Петербурге и вкладывал немалые средства.

Военная карьера не удовлетворяла Л. М. Чичагова. В 1891 году, к удивлению всех, он, состоя адъютантом при великом князе Михаиле Николаевиче, выходит в отставку в чине полковника, избрав путь священства. Чичагов переезжает с семьей в Москву и изучает богословские науки. В это время окончательно складывается его отношение к миру — отношение православного человека.

Желание максимально помогать нуждающимся заставило Чичагова заняться медициной настолько серьезно, что, не имея специального образования, он разработал свою систему лечения и создал фундаментальный труд «Медицинские беседы» в 2 томах, подготовил книгу «Краткое изложение медицинских бесед». Незадолго до этой книги вышла брошюра духовного содержания «Что служит основанием каждой науки?».

Уже в этой брошюре, вышедшей до принятия сана, выразилось стремление Чичагова к богословскому осмыслению действительности, глубокая вера и твердое желание последовательно осуществлять в жизни учение Спасителя. Этот период жизни Леонида Михайловича Чичагова завершается принятием священства.

28 февраля 1893 года Л. М. Чичагов рукоположен в сан священника в Кремлевском Успенском кафедральном соборе и назначен в Кремлевскую синодальную церковь Двунадесяти Апостолов. Он энергично взялся за восстановление этого храма. По окончании работ отец Леонид был награжден бархатной скуфьей и набедренником.

Поскольку он был историографом Царя-Освободителя и участником войны, Чичагова пригласили на торжества по случаю создания в Московском Кремле памятника Императору Александру II в 1893 году. В 1895 году протопресвитером военного и морского духовенства отец Леонид назначен священником по окормлению воинов Артиллерийского ведомства Московского военного округа. И здесь реставрирует храм во имя святителя Николая на Старом Ваганькове.

В 1895 году отец Леонид овдовел. В семье сохранилось предание о том, как переживала жена рукоположение Леонида Михайловича. Отец Иоанн Кронштадтский сказал Наталье Николаевне: «Ваш муж должен стать священником, и вы не должны препятствовать и мешать избранному вашим мужем пути, так как на этом поприще он достигнет больших высот».

И вот 36 лет от роду Наталия Николаевна умерла, оставив четырех малолетних дочерей — Веру, Наталию, Леониду и Екатерину.

Смерть жены через два года после принятия сана полностью соединила отца Леонида с Церковью. Он принял монашество и был приписан к Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в 1898 году пострижен в мантию с именем Серафим.

Решение уйти от мира не стал для иеромонаха Серафима уходом от мирских испытаний, которые по попущению Божию свалились на него со стороны братии монастыря. Радость, сопровождавшая принятие отцом Серафимом монашеского пострига, омрачалась завистью и клеветой со стороны братии новопостриженного. В это сложное время по молитвам преподобного Серафима Саровского отцу Серафиму была преподана духовная поддержка через одну из духовных дочерей — Наталью Петровну Киреевскую. Вдова русского православного философа — орловца Ивана Васильевича Киреевского, некогда возвращенного ею по благословению преподобного Серафима в лоно Православной Церкви, Н. П. Киреевская использовала весь свой известный в высших церковных кругах авторитет для того, чтобы испытавшему зависть и клевету иеромонаху Серафиму было оказано заступничество со стороны высших церковных иерархов. (Письмо Н. П. Киреевской от 29 ноября 1898 г. к архиепископу Харьковскому Флавиану (Городецкому)).

Находясь в Лавре, отец Серафим составил документальный очерк «Зосимова пустынь» о монастыре, приписанном к Лавре.

В 1899 году иеромонах Серафим назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. В том же году он возведен в сан архимандрита и назначен благочинным монастырей Владимирской епархии.

В эти годы не прекращается и литературная деятельность архимандрита Чичагова. Он работает над Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря. Благодаря его трудам и обращению к Царю это было отражено в документе «Деяние Св. Синода 29 января 1903 г.», на основании которого Синод вынес решение о канонизации старца Серафима Саровского.

Был разработан подробный церемониал торжественного открытия святых мощей Преподобного, в котором были предусмотрены как богослужения, так и перенесение мощей из могилы в специальную гробницу.

Торжества состоялись 17 — 19 июля (ст. ст.) 1903 года в присутствии царской семьи.

Деятельность архимандрита Серафима заслужила высокую оценку как у Царя (им была подарена митра), так и у многих священнослужителей, бывших на торжествах.
Архимандрит Серафим составил краткое житие Преподобного, летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, а также акафист преподобному Серафиму, который звучит в храмах и теперь. Чтение этого акафиста чудотворно, о чем писал Сергей Нилус. Акафист стал значительным событием в истории православной гимнографии.

В 1903 году отец Серафим написал житие преподобного Евфимия Суздальского, небесного покровителя монастыря.

Синод высоко оценил заслуги отца Серафима и как настоятеля, и как талантливого агиографа и гимнографа. 14 февраля 1904 года он был назначен настоятелем одной из семи ставропигиальных обителей — Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

Промысел Божий посылает отцу Серафиму новое служение, совпавшее с началом социально-экономических и духовных настроений в России.

28 апреля 1905 в Успенском соборе Московского Кремля была совершена хиротония архимандрита Серафима в епископа Сухумского. В Грузии новый владыка столкнулся с грозной ситуацией. Революция 1905 года всколыхнула волну грузинского национализма, и епископ Серафим включился в борьбу с ней. Но прослужил здесь недолго. 6 февраля 1906 года святитель переведен на Орловскую кафедру.

На Орловщине владыка Серафим с необычным рвением начал возрождать и устраивать церковную жизнь в приходах. Он утверждал, что в их обязанности входила организация пастырско-литургической и административно-хозяйственной жизни, решение духовно-просветительских задач, устройство больниц, школ, столовых и богаделен.

«Духовное возрождение России возможно только тем путем, каким совершалось ее духовное рождение. А именно: необходимо вернуться к церковно-общественной жизни древнерусского прихода, чтобы приходская община единодушно занималась не только просвещением, благотворительностью, миссионерством, но и нравственностью своих сочленов, восстановлением прав старших над младшими, родителей над детьми, воспитанием и руководством молодого поколения».

О любви к владыке разных слоев населения, особенно интеллигенции, свидетельствует то, что в Орловской областной публичной библиотеке имени И. А. Бунина сохранилась книга И. Белоруссова «Дательный самостоятельный падеж в памятниках церковнославянской и древнерусской письменности» (Варшава, 1899 год) с автографом: «Его Преосвященству, Высокочтимому Архипастырю Серафиму почтительнейший автор». Значение епископа Серафима в Церкви неуклонно росло, что показало назначение его в 1907 году присутствующим членом Священного Синода.

В 1908 году состоялось назначение в Кишиневскую епархию, где состояние приходской жизни было удручающим, и вообще не велась духовно-просветительская работа. Здесь, как и в Орле, архипастырь энергично начал возрождать духовную жизнь в приходах. На основе опыта Орловской епархии уже позже он составляет «Обращение к духовенству Тверской епархии по вопросу о возрождении приходской жизни». Известны его беседы в Государственной Думе «О приходских общинах».

Большой потерей для владыки стала кончина в декабре 1908 года праведного Иоанна Кронштадтского — духовного наставника и молитвенного советчика во всех начинаниях, у которого он черпал душевные и физические силы.

Переживая потери близких, порой непонимание и одиночество, архипастырь находил новые силы в молитвенной жизни. Он подчеркивал: «В каждой губернии есть какая-нибудь местная чтимая или чудотворная икона, к которой народ любит обращаться за помощью и утешением. Такая икона есть и в Бессарабии. Это Гербовецкая чудотворная икона Божией Матери». Еженедельно перед иконой владыка читал акафист в кафедральном соборе.
Трехлетние старания владыки не прошли незамеченными. Его преобразования в епархии получили высокую оценку Государя и Священного Синода, а святитель указом от 16 мая 1912 года получил сан архиепископа.

В 1912 году архиепископ Серафим был направлен к месту очередного служения в Тверскую епархию. 12 июня 1909 года он был на торжественном почитании святой благоверной княгини Анны Кашинской, откуда в свое время, привез в Кишинев икону с частицей святых мощей. В Тверской епархии дела обстояли несколько лучше, чем в других местах служения, и владыка смог использовать свой опыт по организации деятельности приходов.

Со скорбью святитель встретил весть о первой мировой войне. Как архиерей и офицер, он хорошо знал положение нашей армии. Молитвы, проповеди, сбор средств, помощь раненым и увечным — в этом заключалась деятельность владыки в период всей военной кампании.

Но более всего архипастырь опасался, что война со всеми ее проблемами может усугубить внутреннее нестроение, которое подорвет основы Православия и монархии. Так и вышло.

В марте 1917 года после отречения Николая II, когда Святейший Синод признал Временное правительство, владыка не скрывал своего негативного отношения к происходящему. Это имело свои последствия, и его хотели даже отправить на покой.

Но летом 1917 года архиепископ Серафим был избран членом Поместного Собора. Он возглавил отдел «Монастыри и монашество», работа которого направлялась на развитие монастырской и монашеской жизни.

Ноябрь 1917 года изменил всю жизнь в православной России. Чувствуя гонения на нашу Церковь и ее чад, патриарх Тихон за несколько дней до роспуска Поместного Собора 17 сентября 1918 года возвел владыку Серафима в сан митрополита и успел назначить его на Варшавскую и Привисленскую кафедру — митрополитом Варшавским и всея Польши, которая была свободна от большевиков. Но власти не дали ему возможности выехать в Польшу. До конца 1920 года владыка находился в Черниговском скиту Троице-Сергиевой лавры.

21 сентября 1921 года владыку арестовали. По просьбе дочерей 16 января его, тяжело больного, выпустили из Таганской тюрьмы. Он сразу включился в деятельность Священного Синода.

25 апреля 1922 года больной митрополит приговаривается к ссылке в Архангельскую область, где дает бесконечные показания. Возвратившись в Москву, владыка общается с братией Свято-Данилова монастыря, в котором собралось множество архиереев. Им было предложено выбрать любые сохранившиеся монастыри для своего местожительства.

Митрополит Серафим с радостью принимается игуменией Арсенией (Добронравовой) в Воскресенский Федоровский монастырь, под Шуей Владимирской области. Здесь он прожил еще два года.

В 1927 году владыка признал власть митрополита Сергия (Страгородского). В конце 1927 года митрополит покидает обитель, чтобы принять участие в деятельности Временного Патриаршего Священного Синода. В феврале 1928 владыка назначается управляющим Ленинградской епархией, где царило обновленческое движение. Здесь хорошо знали и уважали 72-летнего святителя.

В сентябре 1930 года было создано «Общество митрополита Серафима» при Троицком Измайловском соборе.

В 1933 году 77-летний владыка был уже тяжело болен. Над ним опять висела угроза ареста. 24 октября, отслужив в Спасо-Преображенском соборе последнюю в родном городе литургию, митрополит Серафим был отправлен на покой.

С 1934 года владыка жил на даче близ станции Удельная Казанской железной дороги. Его навещают родные, друзья, духовные и родные дети.

Наступил роковой 1937 год. В ноябре 82-летнего митрополита, прикованного к постели, с гипертонией и водянкой, вынесли на носилках в машину «скорой помощи», потому что на «черном вороне» его уже нельзя было перевозить. Владыка был доставлен в Таганскую тюрьму. Все имущество было конфисковано. В череде допросов его принуждали оговорить своих сподвижников, отказаться от православной веры. Но святитель не признал ни одного обвинения.

Известно, что, прощаясь с умирающим протоиереем Иоанном Кронштадтским, он получил последнее благословение праведника. «Я могу, — сказал отец Иоанн, — спокойно умереть, зная, что ты и преосвященный Гермоген будете продолжать мое дело, будете бороться за Православие, на что я вас благословляю».

Постановлением Особой тройки УНКВД по Московской области от 7 декабря 1937 года было принято постановление о расстреле подвижника веры. 11 декабря митрополит Серафим принял мученический венец и был похоронен в подмосковном Бутово. 10 ноября 1988 года митрополит Серафим (Чичагов) реабилитирован.

Митрополит Серафим был верным служителем Русской Православной Церкви, верным и искренним патриотом своей Родины. Всю жизнь он боролся за чистоту Православия. Владыка отличался необычайно разносторонними талантами и все свои способности претворял в жизнь во славу Божию.
Рассмотрение богословского наследия митрополита Серафима и его деятельности на всем пути служения дает яркое представление о нем как об угоднике Божием, всю жизнь боровшемся за судьбу Православия. Изучение всей жизни этого подвижника — достойный памятник новомученику митрополиту Серафиму.

23 февраля 1997 года деянием освященного архиерейского Собора Русской Православной Церкви, удостоверившегося в его подвиге как мученика за Христа, единомысленно принято решение о канонизации митрополита Серафима (Чичагова).

Память священномученика митрополита Серафима определено праздновать в день его мученической кончины — 11 декабря (28 ноября ст. ст.). Новопрославленному священномученику Серафиму написаны икона, тропарь и кондак.
Молитвы
Тропарь священномученику Серафиму,
глас 5-й:
Воинство Царя Небеснаго паче земнаго возлюбив, служитель пламенный Святыя Троицы явился еси. Наставления Кронштадтскаго пастыря в сердце своем слагая, данная ти от Бога многообразная дарования к пользе народа Божия преумножил еси. Учитель благочестия и поборник единства церковного быв, пострадати даже до крове сподобился еси. Священномучениче Серафиме, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 6-й:
Саровскому чудотворцу тезоименит быв, теплую любовь к нему имел еси, писаньми своими подвиги и чудеса того миру возвестив, верныя к его прославлению подвигл еси и благодарственнаго посещения самаго Преподобнаго сподобился еси. С нимже ныне, священномучениче Серафиме, в Небесных чертозех водворяяся, моли Христа Бога серафимския радости нам причастником быти.

Подготовил Анатолий Мищенко.
© Орловская митрополия Русской Православной Церкви Московского Патриархата.© Информационно-аналитический отдел Орловской митрополии. Контакты.Электронная почта (только для обращений средств массовой информации): infoeparh@yandex.ru(ссылка для отправки email).
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на Официальный сайт Орловской митрополии обязательна.

 

 

 

 


Рецензии