Качества, необходимые для ученичества Мохини М. Ча

Четыре достижения и шесть качеств истинного ученичества

Качества, необходимые для ученичества
Мохини М. Чаттерджи

00000000000000000000000000000000000000000000

Редакционное примечание:

Следующая статья была впервые опубликована в журнале «Теософ», Индия, в сентябре 1884 года, стр. 281-283. Её подзаголовок – «Доклад, прочитанный Бабу Мохини М. Чаттерджи в Лондонской ложе Т.О.».

Статья была опубликована в журнале «Теософия», Лос-Анджелес, в декабре 1956 года. Она была опубликована в журнале «Теософ эпохи Водолея» в двух номерах, за октябрь и декабрь 2009 года.

Чтобы облегчить понимание текста и размышление над ним, мы разделили несколько длинных абзацев на более короткие.

В статье ясно описано, что такое ученичество. Она также составляет основу необходимого самоанализа для тех исследователей, которые стремятся к внутреннему познанию.

(Карлос Кардосо Авелине)

0000000000000000000000000000000000000000000000000000



Неоднократно подчеркивалась власть адептов над силами природы, которая не является общепризнанной, но ни один рассказ о них не может быть достаточным без особого упоминания их доброты и заботы о благополучии человечества, что обычный человек не в состоянии понять, как и полинезийский дикарь достичь интеллектуальных высот Ньютона или Галилея.

Часто высказывается удивление по поводу того, что благотворительность Махатм не побуждает их отказаться от своего уединения, и трудиться на благо людей среди людей. Но причину такого, казалось бы, странного поведения этих богоподобных людей не так уж трудно отыскать.

Производительная сила нашей энергии варьирует в зависимости от уровня, на котором она действует. Каменщик, трудящийся от рассвета до заката, производит работу, которая, если ее оценить в деньгах, окажется лишь малой толикой денежной стоимости одного часа труда учёного.

Таким образом, разница воздействий, производимых данным количеством энергии на физическом и умственном планах, очевидна. Те, кто знаком с законами духовной динамики, знают, что работа, производимая определенным количеством энергии на умственном плане, в свою очередь, неизмеримо меньше той, которую производит такое же количество энергии, действующей на плане духа – высшего принципа человека, согласно оккультному учению. Поэтому ожидать, что адепт будет работать с нами на обычном уровне, еще более неразумно, чем предлагать сэру Уильяму Томпсону стать сапожником.

Значение научного открытия как умственного триумфа лучше всего можно оценить при тщательном изучении различных этапов, которые привели к нему. Точно так же совершенство, достигнутое адептом, можно оценить, хотя, без сомнения, очень приблизительно и неполно, только при тщательном рассмотрении его предварительной подготовки.

Согласно наиболее авторитетным трактатам по этой оккультной науке (в которой адепт является учителем), подтвержденным опытом ее ныне живущих учеников, никто не допускается во внутреннее святилище для обучения, пока не достигнет стадии духовного развития, характеризующейся достижением того, что в брахманских книгах называется четырьмя «садханами» или достижениями.

[Первое достижение]

Первое достижение, которым должен обладать неофит, – это правильное знание реального и нереального. Целью, которая должна быть достигнута с помощью так называемой «великой науки», является постижение истины, а адептство является лишь признаком определенной стадии этого постижения, поэтому ясно, что первый шаг, который необходимо сделать, –  это получить представление о том, что такое истина.

Но что есть истина? Неофиту не пристало задавать этот вопрос, как насмехающемуся проконсулу, не ждавшему ответа. Если бы Пилат задал вопрос на санскрите, то он, возможно, услышал бы ответ из своих собственных уст. Ибо само санскритское слово дает ключ к пониманию природы истины. На этом языке истина и реальность передаются одним и тем же словом, и реальность определяется как то, что не подвержено влиянию времени, или, выражаясь причудливой фразеологией оригинала, остается свидетелем трёх разделений времени – прошлого, настоящего и будущего.

Таким образом, первое достижение состоит в глубоком убеждении в том, что всё, что кажется существующим отдельно от Парабрахмана, является всего лишь иллюзией (майей). Следовательно, ясно, что на современном этапе развития теософского движения долг, лежащий на Обществе [1] и всех его членах, заключается в распространении знаний об эзотерическом учении, истинной философии реального и нереального, поскольку только это способно заложить основу какого-то ни было прогресса.

[Второе достижение]

Второе достижение знаменует собой следующий шаг на этом пути и представляет собой постоянное воздействие, производимое на разум теоретическим знанием, которое составляет предыдущее достижение. Когда неофит однажды осознает нереальный характер окружающих его предметов, он перестает стремиться к ним и, таким образом, становится готовым ко второму достижению, которое заключается в полном безразличии к наслаждению плодами своих действий как здесь, так и в будущей жизни.

Изучающие экзотерическое учение совершают серьезную ошибку, не понимая истинного смысла предписания не действовать под влиянием импульса желания. Они ошибочно полагают, что лучшая подготовка к духовной жизни заключается в насильственном подавлении всех внешних проявлений желаний, совершенно упуская из виду тот факт, что даже самое строгое воздержание от физических действий не приводит к бездействию на высших планах духовного или мысленного существования. Шанкарачарья в своих комментариях к «Бхагавад Гите», одному из самых авторитетных священных писаний брахманов, говорит, что такой вывод просто обманчив. Здесь можно было бы сделать поспешное предположение, что эти размышления приведут к одобрению упорства во зле. Но когда в уме постоянно присутствует стремление к совершенствованию, а характер зла полностью осознан, каждая неудача гармонизировать внутреннюю и внешнюю природу будет вызывать чувство отвращения и укреплять решительность до такой степени, что злое желание будет быстро подавлено. Вот почему Элифас Леви так яростно осуждает институт принудительного безбрачия среди католических священников.

Личность человека в любой момент времени является результатом всех его предыдущих поступков, мыслей и чувств, энергия которых постоянно побуждает сознание действовать определенным образом.

Поэтому все попытки исцелить эти слепые привязанности ума, подавляя их проявление на внешнем плане, так же вредны, как и возвращение в кровообращение нездоровой крови в поисках естественного выхода. Внутреннее желание всегда создает новые звенья в цепи материального существования, даже если ему отказано во внешнем проявлении. Единственный способ освободиться от уз кармы, порождающих рождение и смерть, – это позволить накопленной энергии исчерпать себя просто как части великой космической энергии, а не окрашивать ее индивидуальностью, относя её к себе.

В самой «Бхагавад Гите» об этом говорится недвусмысленно. Великий Учитель Кришна упрекает Арджуну за то, что тот выразил нежелание выполнять обязанности, относящиеся к его сфере жизни. Причина совершенно ясна: по отношению к великой реальности все в этом мире нереально, поэтому отказ от обязанностей, налагаемых на нас нашим рождением, ради чего-то столь же нереального только усиливает невежество, из-за которого нереальное кажется реальным. Самый мудрый путь, предложенный Кришной, заключается в том, что Арджуна должен выполнять все свои обязанности бескорыстно. Учитель говорит: «У тебя есть право только на действие, но не на его плоды. Да не будут плоды деяний поводом твоих действий…»

Мы должны выполнять свой долг ради него самого и никогда не позволять уму останавливаться на плодах наших действий, будь то удовольствие или страдание. Очищенный от примеси самости, это действие проходит мимо, как вода стекает по листу лотоса, не смачивая его. Но если действие совершается как средство достижения личной цели, разум приобретает склонность повторять это действие и, таким образом, нуждается в дальнейших воплощениях, чтобы исчерпать эту склонность.

Из вышеприведенных соображений совершенно ясно, что оккультизм предписывает своим приверженцам необходимость пылкого и неустанного стремления к исполнению долга, сфера которого расширяется с первым достижением, требующим глубокого осознания единства индивидуума со всем сущим. Недостаточно иметь чувственное восприятие этой великой истины, ее необходимо осознавать в каждом жизненном акте. Поэтому ученик, для начала, должен сделать все, что в его силах, чтобы принести пользу всем на обычном физическом плане, перенося, однако, свою деятельность на более высокие мысленные и духовные уровни по мере своего развития.

[Третье достижение]

Это подводит нас к рассмотрению третьего достижения, которое заключается в приобретении «шести качеств» в том порядке, в каком они рассматриваются здесь.

Первое из них на санскрите называется «сама». Оно заключается в достижении совершенного господства над умом (вместилищем эмоций и желаний) и в том, чтобы заставить его действовать в подчинении разуму, который уже очищен и укреплен при достижении двух степеней развития, о которых мы говорили. После этого ум полностью очищается от всех злых и глупых желаний.

Предписание сдерживать мысли прежде очищения действий, на первый взгляд может показаться странным, но практическая полезность изложенного способа станет очевидной при ближайшем рассмотрении. Мы уже видели, как определенное количество энергии приводит к различным результатам в зависимости от уровня, на котором она расходуется, и, безусловно, уровень мыслей превосходит уровень чувств. Во-вторых, вынужденное воздержание от физического зла лишь в малой степени способствует развитию той энергии, которая лишь одна может дать нам способность приблизиться к истине. Наши мысли, управляемые в обычных обстоятельствах законом ассоциаций, заставляют нас размышлять о событиях нашей прошлой жизни и, таким образом, вызывают такое же психическое расстройство и отнимают у нас столько же умственной энергии, как если бы мы повторяли эти действия много раз подряд. Таким образом, «сама» – это на самом деле прекращение действия закона ассоциации мыслей, который порабощает наше воображение; когда наше воображение очищено, устраняется главная трудность.

Следующее качество, полное овладение действиями своего тела («дама» на санскрите) вытекает, как необходимое следствие, из того, что уже обсуждалось, и не требует особых объяснений.

Третье качество, известное брахманам как «упарати», означает отречение от всякой формальной религии и способность созерцать объекты, нисколько не отвлекаясь от выполнения великой задачи, которую человек поставил перед собой. От стремящегося к духовному знанию в этом случае ожидают, что он не будет допускать того, чтобы его симпатии и полезность ограничивались какой-либо конкретной церковной системы, и что его отказ от мирских благ не должен исходить только из неспособности оценить их значение. Когда это состояние достигнуто, опасность искушения устранена. По словам одного индийского поэта, только те обладают истинной стойкостью духа, кто сохраняет невозмутимость мыслей перед лицом искушения.

Четвертым качеством по порядку является прекращение желаний и постоянная готовность расстаться со всем на свете («титикша»). Типичной иллюстрацией этого, приводимой в нашей мистической литературе, является отсутствие обиды на несправедливое отношение. Когда это качество полностью достигнуто, постоянно жизнерадостные мысли смывают все следы беспокойства.

Затем приобретается качество, называемое «самадхана», которое делает ученика изначально неспособным отклоняться от правильного пути. В некотором смысле это качество является дополнением к приведённому выше третьему качеству. Во-первых, все эгоистические мотивы, побуждающие человека свернуть с выбранного пути, теряют над ним власть, и, наконец, он совершенствует себя до такой степени, что по зову долга может без колебаний заняться любым мирским занятием с уверенностью, что вернется к своей привычной жизни после завершения поставленной перед самим собой задачей.

Еще одним качеством необходимым для того, чтобы труд неофита увенчался успехом, является безоговорочная уверенность в своей способности наставлять и в своей собственной способности учиться («шраддха»). Важность этого качества может быть неправильно понята. Непоколебимая вера в Учителя требуется не для того, чтобы создать некую систему духовенства, а по совершенно другой причине. Возможно, вы с готовностью согласитесь с тем, что способность воспринимать истину не у всех одинакова. В человеческом сознании существует точка насыщения истиной, как существует точка насыщения водяным паром в атмосфере. Когда в сознании любого человека достигается эта точка, новая истина становится для него неотличимой от лжи. Истина должна постепенно проникать в наши умы, и в «Бхагавад Гите» содержится строгое предписание не «подрывать веру масс» слишком внезапным открытием эзотерического знания. В то же время следует помнить, что ни от одного человека нельзя ожидать стремления к чему-то, реальность чего невероятна; страна грез курильщика опиума никогда не станет предметом исследования для кого-нибудь ещё.

Истина, воспринятая высшими способностями адептов, не может быть доказана тому, кто не развил эти способности, иначе как путем демонстрации ее соответствия известным истинам и утверждениями тех, кто претендует на это знание. Официальное одобрение компетентного органа является достаточной гарантией того, что расследование не будет безрезультатным. Но принимать любую инстанцию как конечную и отказываться от необходимости независимого расследования – значит причинить вред всему прогрессу.

На самом деле, ничто не должно приниматься слепо на беспрекословную веру. В самом деле, восточные мудрецы заходят так далеко, что заявляют, что полагаться исключительно на авторитет священных писаний грешно. Мудрость пути, которому на самом деле следуют, почти очевидна. Здравый смысл – это непосредственное восприятие того факта, что только вечное истинно, а логическое рассуждение – это попытка проследить существование какой-то вещи на всем протяжении шкалы времени; чем дольше длится этот процесс, тем более полным и удовлетворительным считается логическое рассуждение. Но в тот момент, когда какой-либо факт знания осознается на плане вечности, здравый смысл превращается в сознание, то есть сын сливается с отцом, как сказал бы христианский мистик. Тогда может возникнуть вопрос, почему доверие к учению учителя вообще должно быть необходимым качеством? Ответ лежит на поверхности. Никто не берет на себя труд исследовать то, во что он не верит, как в истину. Такая уверенность никоим образом не требует отказа от здравого смысла. Вторая часть этого требования  или уверенность в собственной способности учиться является необходимой основой любого стремления к прогрессу. Поэт выразил более глубокую истину, чем он сам осознавал, когда воспевал так:

«Уничижение себя – вот путь
К злодейским узам и тирана власти». [2]

В тот момент, когда человек полностью убеждается в своей неспособности реализовать высший идеал, который он только может себе представить, он становится убежденным в своей слабости, которая якобы поддерживает его, но на самом деле лишает его силы; никто не стремится к тому, что он считает абсолютно недостижимым. Оккультизм учит нас, что бесконечное совершенство является достоянием человека. Он не должен хулить свое сокровенное божественное Я, Авгоэйд греков и Атма брахманов, путем уничижения себя, ибо это было бы непростительным грехом, грехом против Святого Духа. Богословы-христиане тщетно пытались определить этот конкретный грех, самый смертельный из всех; его истинное значение лежит далеко за пределами узкого кругозора их богословия.

[Четвертое достижение]

Последним необходимым достижением является сильное желание освободиться от обусловленного существования и преобразиться в единую жизнь («мумукшатва»). На первый взгляд может показаться, что это условие является просто избыточным, поскольку практически оно относится ко второму. Но такое предположение было бы столь же ошибочным, как и представление о нирване как об уничтожении всей жизни. Второе достижение – это отсутствие стремления к жизни как средству эгоистического наслаждения, в то время как четвертое – это позитивное и сильное желание такой жизни, о которой никто, кроме тех, кто достиг первых трех достижений, не может составить сколько-нибудь адекватного представления. Нужно сказать, что неофит должен знать истинную природу своего эго и иметь твердое намерение сохранить это знание навсегда и таким образом избавиться от тела, созданного тем, что он позволил понятию Я привязаться к иллюзорному объекту.

Теперь мы перейдем к рассмотрению минимального количества этих достижений, необходимых для успешного изучения оккультизма.

Если стремление к освобождению, которое составляет последнее достижение, является лишь умеренно сильным, но второе достижение (безразличие к плодам своих действий) полностью развито и шесть качеств хорошо выражены, то успех достигается с помощью Учителя, который формирует будущие воплощения ученика и делает ровным его путь к адептству.

Но если все достижения одинаково хорошо выражены, ученик достигает адептства в том же воплощении.

Однако без второго и четвертого достижений шесть качеств – «не вода, а пустыня».

В недавних теософских публикациях упоминаются два класса учеников Махатмы – принятые ученики и ученики на испытательном сроке (чела). Первый класс состоит из тех, кто достиг определенного уровня четырех достижений и проходит практическую подготовку к получению звания адепта в этой жизни; ко второму классу относятся те ученики, которые под руководством Учителей готовятся к принятию.

Здесь можно сказать несколько слов о тех, кто изучает оккультизм без какого-либо намерения стать челой. Очевидно, что через теоретическое изучение эзотерического учения можно достичь первого из четырех достижений; его влияние на регулирование следующего воплощения человека трудно переоценить. Полученная таким образом духовная энергия приведет к тому, что он родится в условиях, благоприятствующих приобретению других качеств и духовному прогрессу в целом.

Один из величайших индийских учителей оккультизма говорит по этому поводу, что теоретическое изучение философии, хотя и не сопровождается необходимыми достижениями, приносит в восемьдесят раз больше пользы, чем выполнение всех обязанностей, предписываемых религиозным формализмом.

СНОСКИ:

[1] Первоначального теософского «общества», на которое ссылается Мохини Чаттерджи, на данный момент больше не существует. Вскоре после смерти Е. П. Блаватской в мае 1891 года Анни Безант и другие теософы спровоцировали раскол Общества, отказавшись от этики и подлинной теософии. В 21 веке теософское движение отличается значительным разнообразием. При таком широком диапазоне, где легко обнаружить иллюзии, Независимая ложа теософов, несомненно, прибегает к «Письмам Махатм», «Письма Учителей Мудрости» и сочинениям Е.П.Б. в качестве основных документов, касающихся процесса ученичества. (ККA)
[2] «Гяур» Байрон (ОАФ)


Рецензии