Хуситы против флота НАТО

На днях исполнилось 75-лет со дня основания НАТО.  Все прекрасно понимают, что НАТО существует только благодаря США. Внутри Альянса согласия по многим вопросам нет и не предвидится.

НАТО создавался для противодействия коммунизму. Коммунизма в глобальном смысле не стало в 1991 году. С тех пор НАТО как военная организация ищет, куда бы себя применить. С 24 февраля 2022 года у них наступила новая жизнь. Теперь можно пилить бюджеты, показывая на Россию. Да и на самой Украине идет прокси-война России и НАТО.

НАТО испытывает технику, всюду консультанты Альянса. А потом мы читаем некрологи, когда кто-то из них на лыжах не так покатался или отравился маринованными грибочками. И эти некрологи появляются после работы ВКС РФ. Если им такая связь не очевидна, я не знаю, что еще могло произойти.

Да, деградировали все международные институты, созданные по итогам Второй мировой войны. И деградировали они по вине в том числе Советского Союза. Хельсинский акт, который закрепил послевоенные границы в Европе, был принят в 1975 году. А потом пришел Горбачев и начал объединение Германии. Это же прямое нарушение Хельсинского акта. Развал СССР – это точно такое же нарушение Хельсинского акта. А потом, когда США провозгласили себя гегемоном, они сказали, что в гробу видали все эти международные институты.

А коль это так, то против НАТО можно и повоевать. Уж на что небольшие воинские формирования представляют хуситы, что на берегах Красного моря базируются где-то в пещерах и штольнях Западного Йемена, но вон какую войну начали против флота НАТО.

Не знаю почему, но глядя на последние события в Красном море, невольно пришла на ум история со знаменитой во всех смыслах операцией "Коттедж", августа 1943 года. Тогда американцы освобождали один из островов Алеутской гряды, со смешным названием Кыска, где, по мнению их командования, плотно засел японский гарнизон, заняв все господствующие высоты. Операция проводилась по всем правилам военного искусства и шла целых девять дней. Небольшой кусок суши перепахали авиацией так, что у него полностью изменился рельеф. Ежедневно туда падало до 400 бомб. В боях за остров приняли участие до 30 тысяч бойцов морской пехоты и сто боевых кораблей. За это время войска США понесли до 110 человек безвозвратных потерь и удачно загнали на случайную мину эсминец USS Abner Read. Корабль правда, удалось спасти, в отличие от значительной части экипажа, но ненадолго. В ноябре 1944 он был утоплен японским лётчиком-камикадзе. Но главная проблема всей этой невероятной истории заключалась в том, что японский гарнизон за две недели до этого затратного и бестолкового мероприятия ушел на Курильскую гряду. Американские морпехи яростно бились с пустыми укрепрайонами и брошенными окопами, для разнообразия нанося мощный "френдли файер" по своим канадским союзникам. Смешная "Кыска" стала настоящей военной легендой, хоть и с очень самобытным комическим оттенком.

Нынешние три операции в Красном море, проводимые западным блоком, по степени бессмысленности и неподготовленности, вполне могут составить конкуренцию "Коттеджу", своеобразно вошедшему в учебники военно-морского искусства. После того, как эту арену накануне в очередной раз скоропостижно покинул датский фрегат Iver Huitfeld, счёт потерянных боевых кораблей коалиции, вышедших из операции по вынужденным причинам, составил красивое число 5. Учитывая, что единовременно в операции не принимало участия более 11 боевых кораблей НАТО, уровень эпичности провала можно оценить в самых превосходных тонах. И главное, что хуситы, как таковые, большой роли здесь не сыграли. Ну кроме подтверждения отнюдь не нового и немного мистического тезиса о том, что воевать с ними - себе дороже. Хотя нельзя не отдать должное планировщикам тамошних операций. При всем своем не очень новом арсенале ракет, собираемых зачастую на коленке, они несколько раз умудрялись навязывать настоящие морские бои авианосным группировкам.

К примеру, пожалуй, самая знаменитая атака произошла 10 января 2024 года, и американским кораблям, включая авианосец "Дуайт Эйзенхауэр", пришлось отбивать налёт более двух десятков беспилотников, а затем и безэкипажных катеров. После этого случая в Бахрейн на подозрительный ремонт ходил американский эсминец "Лабун" и начались проблемы у британского эсминца"Тип-45" "Даймонд". Он и стал первым кораблем с управляемым ракетным оружием, вышедшим из операции по техническим причинам. Потом долгое время "Даймонд" отстаивался в Гибралтаре и ходили слухи, что он латает раны после удачного удара йеменского беспилотника. Как такое могло случится после того, как в течении двух месяцев Центральное командование США сообщало о уничтожение на старте десятков хуситских ракет почти ежедневно - большая загадка. И военные корабли тоже продолжали загадочным образом выходить из строя. Быстрее всех отстрелялся германский фрегат "Гессен", запустивший две ракеты по американскому беспилотнику и ушедший в родную гавань из-за того, что остался что без основных боеприпасов, которые после первого же боя и кончились. Нахождение дорогостоящего корабля УРО-ПРО под прицелом ракет хуситов, которые цели всё-таки достигают, немцы посчитали непозволительной роскошью.

Датский фрегат, накануне ведший бой с четырьмя беспилотниками хуситов, тоже, скорее всего, получил какое-то повреждение. Просто так из операции, которая и без того идет через одно место, так бойко не сбегают. Голландский военно-морской вестник  объявил, что у корабля после боя появились очень серьезные проблемы спусковыми установками, из которых не вышли зенитные ракеты, системами прицеливания и пушечным вооружением. Снаряды 76-мм орудия тоже не сработали самым несвоевременным образом. Датчане прибыли в начале февраля и уже отъехали домой. Интересно, кто будет следующий?

Первыми двумя потерями стал инцидент с двумя противоминными кораблями Королевского флота. Оба они получили тяжелые повреждения столкнувшись на британской части базы ВМС в Бахрейне.

Два британских тральщика, британский эсминец "Тип-45", германский фрегат УРО-ПРО "Гессен" (тип "Саксония), датский фрегат УРО-ПРО тип "Iver Huitfeld". Наверняка какие-то повреждения получали и американцы. Но они об этом не скажут. А сейчас это корабли, которые уже не вернутся в Красное море.

Датский фрегат УРО-ПРО тип "Iver Huitfeld"стал пятым кораблем НАТО, покинувшим зону боевых действий из-за поломки. Но тут, говорят, что хуситы всё же этому поспособствовали. (Фото  датского фрегата на заставке).

И хотя это все «победы» хуситов против флота НАТО, хочу привести более полную картину того, что происходит во флотах двух самым «морских» держав, входящий в этот военный блок – США и Великобритании.

Не успел забыться инцидент с сухогрузом Dali, протаранившим и снёсшим мост в Балтиморе, как на Соединённые Штаты обрушилась ещё одна беда. На сей раз пострадал военный грузовой корабль USNS Button – на нём возник пожар. Подробности происшедшего неизвестны – американские власти запретили о них говорить. И это наводит на мысль, что речь идёт не о банальной халатности, а о преступлении. Иначе зачем нужна секретность?

К слову, не совсем всё ясно и с мостом, рухнувшим в Балтиморе. Как это так случилось, что сухогруз протаранил одну опору, а рухнули все пролёты? Первое, что приходит в голову, что мост был построен с нарушением технологий. Но эта версия никем не озвучена.

Что касается военного корабля, то причиной пожара на нём вполне могла стать изношенность судна. С учётом того, что по этой причине в США происходит множество железнодорожных аварий, это кажется вполне реальным. Складывается впечатление, что руководство США всё своё внимание направили на сохранение гегемонии и пустили на самотёк обеспечение безопасности внутри государства.

Трудно сказать, по какой именно причине Белый дом засекретил причины пожара на военном корабле. Однако можно не сомневаться, что американские власти будут и дальше блокировать утечку информации. Не в интересах Вашингтона, чтобы проблемы с военными или торговыми кораблями становились общественным достоянием.
Стоит отметить, что оба последних инцидента обернулись для США значительными издержками. По мнению специалистов, на восстановление моста в Балтиморе потребуются в лучшем случае месяцы. О финансовых затратах ничего сказать невозможно, эта информация тоже держится в секрете. Обрушение моста, фактически, парализовало судоходство по реке Патапско. Через неё провозились десятки миллионов тонн груза, и теперь нужно искать альтернативные пути для транспортировки.

В то же время американцы не изменяют своей привычке пускать пыль в глаза. Всем ясно, что Америка ничем не лучше остальных стран, и что она сталкивается с такими же проблемами, как и весь остальной мир. Но американская пропаганда продолжает свои попытки убедить мировую общественность, что в США всё просто отлично.

Руководству США стоило бы трезво оценить свое положение и навести порядок у себя, а не продвигать свою модель управления страной. Но они предпочитают действовать согласно поговорке: видят соломинку в чужом глазу, но бревна в своём не замечают.

И это при том, что  Соединенные Штаты переживают настоящий крах кораблестроения, пишет The Telegraph. На верфях не хватает квалифицированных рабочих, и в нынешних условиях нарастить размеры ВМС США нет никакой возможности. При этом американский флот уже меньше, чем китайский, подчеркивает автор статьи Дэвид Экс (David Axe) в ИноСМИ.

Внимательные наблюдатели за военно-морскими силами США были озадачены, когда 11 марта командование этого вида вооруженных сил опубликовало бюджетное предложение на 2025 год.

В бюджетную заявку на 258 миллиардов долларов включили 26 миллиардов на шесть новых боевых кораблей: ударную подводную лодку типа "Вирджиния", два эсминца типа "Арли Берк", один фрегат типа "Констеллейшн", один десантно-вертолётный корабль-док типа "Сан-Антонио" и один средний десантный корабль.

В этот список покупок на 26 миллиардов также входит частичное финансирование пары авианосцев типа "Джеральд Форд" и подводной лодки с баллистическими ракетами типа "Колумбия".

Для любого другого флота 26 миллиардов долларов и шесть грозных новых кораблей стали бы неслыханной удачей и золотым дном. Но для ВМС США, которые по важнейшим меркам имеют самый мощный в мире флот, это настоящий крах кораблестроения. Военно-морские силы пытаются увеличить свой корабельный состав с 293 боевых кораблей до 350. Поскольку большинство кораблей служит примерно 30 лет и не более, ВМС должны ежегодно закупать дюжину новых, чтобы довести их количество до 350 единиц и не снижать его. А чтобы сохранить имеющееся количество, им нужно приобретать приблизительно по 10 кораблей ежегодно.

Бюджет на 2025 год предусматривает закупку всего половины от требуемого количества. И теперь мы знаем, почему. Попросту говоря, кораблестроительной отрасли ВМС США настолько не хватает квалифицированных рабочих, что она с трудом может строить даже заказанные корабли, но абсолютно не в состоянии наращивать строительство.

Таков поразительный вывод из тщательной проверки кораблестроительной отрасли, которую министр ВМС Карлос Дель Торо (Carlos Del Toro) приказал провести еще в январе. Американская военная пресса ознакомилась с результатами проверки во вторник, а в ВМС без промедлений подтвердили изложенные там подробности.

Семь основных кораблестроительных предприятий – BathIron Works в штате Мэн, Electric Boat в Коннектикуте, Newport News в Виргинии, Austal в Алабаме, Huntington Ingalls в Миссисипи, Fincantieri в Висконсине и NASSCO в Калифорнии – на несколько лет отстают от графика реализации основных кораблестроительных проектов.

Главная проблема — кадры. Судоверфи теряют квалифицированных работников быстрее, чем могут нанять новых. А сами военно-морские силы испытывают трудности с комплектованием штата своих конструкторских бюро, которые готовят проекты и чертежи для кораблестроителей. Рынок труда в кораблестроительной отрасли "во многих регионах движется в отрицательном направлении", заявил репортерам высокопоставленный руководитель из сферы военного кораблестроения Николас Гертин (Nickolas Guertin).

По его словам, главная причина кадрового кризиса — хаос, возникший в отрасли во время пандемии COVID и в ходе борьбы с ней. Темпы потери квалифицированных кадров зависят от количества увольнений корабелов и уходов на пенсию, и они увеличиваются, когда им на замену приходит слишком мало подготовленных рабочих. По словам Гертина, такие темпы потери "удвоились с начала пандемии, а в некоторых случаях они еще выше".

Но COVID не единственная причина, по которой верфи теряют людей. Стоит отметить, что уровень безработицы в США крайне низок. В феврале он составил всего 3,9%. Американская экономика процветает, и многие отрасли (не только военное кораблестроение) отчаялись найти людей.

Поскольку рабочих слишком мало, заводы отстают от графика строительства 88 кораблей, которые ВМС заказали в последние годы, но пока не получили.

Сдачу первого фрегата типа "Констеллейшн", который строится в доке завода Fincantieri, перенесли с 2026 на 2029 год. Ввод в строй первой субмарины типа "Колумбия", которую строят на верфях Electric Boat и Newport News, передвинули с 2027 на 2028 или даже на 2029 год. Две партии новых лодок типа "Вирджиния", которые тоже строят на заводах Electric Boat и Newport News, сдадут с трехлетним опозданием. Сдача очередного авианосца типа "Форд" на предприятии Newport News задерживается на два года.

Поскольку такое большое количество проектов отстает от графика, а трудовые ресурсы в кораблестроении сокращаются, нет ничего удивительного в том, что ВМС не хотят загружать новыми контрактами и без того не справляющуюся отрасль. Какой смысл заказывать новый корабль, если его некому строить?

Нет ничего удивительного и в том, что значительную часть бюджета 2025 года командование ВМС хочет потратить на восстановление промышленной базы и увеличение персонала. В бюджетной заявке предусмотрены инвестиции в размере семь миллиардов долларов на повышение работоспособности и укрепление цепочек поставок отраслевой базы. Более половины этих средств будет вложено в заводы, где строят подводные лодки.

Похоже, командование ВМС понимает, что проблемы отрасли надо решать прямо сейчас, чтобы потом развиваться. Планирующие органы прогнозируют резкое увеличение заказов на строительство кораблей в предстоящие годы: 11 в 2026 году, 14 в 2027-м и по 13 в последующие три года.

В такой ситуации 2025 год больше похож на паузу в кораблестроении, во время которой ВМС будут заказывать меньше кораблей, чтобы тратить больше средств на решение проблем обеспечивающих отраслей. Так кораблестроение сможет справиться с колоссальным объемом работ, которые ждут его, начиная с 2026 года.

Но если модернизация отрасли потерпит неудачу, и предприятия будут набирать меньше людей, чем теряют, долговременные последствия для боеготовности ВМС США будут очень серьезные. По количеству кораблей американский флот уже меньше китайского.

Китайские боевые корабли обычно меньше по размерам и слабее вооружены, чем американские. В среднем Соединенные Штаты строят меньше кораблей, чем КНР, но они более мощные. Однако с каждым годом, когда американская промышленность не справляется с графиком строительства и не вводит в строй новые боевые корабли, китайское кораблестроение набирает темпы и догоняет США по тоннажу и огневой мощи.

А с учетом современных тенденций противостояния на морях и океанах, когда несколько небольших без-экипажных катеров-камикадзе при поддержке беспилотников с воздуха нападают с разных сторон и выводят из строя огромный, вооруженный ракетами, корабль, задержки в кораблестроительной отрасли США могут сыграть с гегемоном роковую роль.

О серьёзных проблемах с британскими авианосцами говорится давно. И дело не только в том, что они часто ломаются. Не меньшей бедой является то, что Королевский флот не может набрать адекватных специалистов в команды новейших авианосцев. Жалованье у тех, кто служит на боевых кораблях, оставляет желать лучшего, а потому служить на авианосцы и другие корабли идут кто попало. Соответственно и порядок на судне далёк от идеального.

Так, при перекличке членов экипажа HMS Queen Elizabeth выяснилось, что часть экипажа находится в неадекватном состоянии - они были пьяны или под воздействием каких-то психотропных веществ.

«Тем, кто был в состоянии это сделать, дали средства, чтобы помочь с пожаром. Автоматические системы в итоге потушили его,» - сообщил источник британского издания The Sun.
Не корабль, а какой-то надводный притон. Но для командования корабля в этом не было ничего экстраординарного, для Королевского флота Её Величества напиваться на рабочем месте - явление обычное.

Напомним, месяцем ранее в том же The Sun появилась публикация, в которой говорилось, что набор персонала Королевского военно-морского флота был настолько плохим, что боссы Министерства обороны списали два военных корабля, на которые не сумели набрать экипажи.


Рецензии