Киноляпы в сериале Ликвидация

Я не сторонники поиска, а затем смакования киноляпов в отечественном кинематографе, включая и сериалы. Разве что они уж явно лезут из кадра наружу. И не обратить на это внимание никак невозможно.

Сериал «Ликвидация» один из немногих российских сериал, что безусловно является фильмом качественным, да, пожалуй, и талантливым. И режиссурой, и сценарием, и операторской работой и работой всех актёров за исключением, пожалуй, Добронравова, что всегда изображает каких-то полудурков, гыкающих без устали и не переставая (прошу прощения у поклонников), да и Лика Нифонтова, была не на высоте в роли Норы (это моё мнение, оно не профессиональное и возможно ошибочное).

Я смотрю фильмы в интернете, но, когда его показывают по ТВ и есть время – любую серию и с удовольствием. Сергей Урсуляк молодец. Именно он поставил и сериал «Исаев» про молодые годы знаменитого Штирлица.

И вот вчера на одной из каналов вновь «крутили» фильм…, и я увидел ляпы, маленькие, но ляпы. Но это и не режиссёрский, и не актёрский, это костюмерский ляп, не проконсультировались у специалистов моды и быта тех лет.

Сразу же оговорюсь – эти ляпы нисколько не снижают и не умаляют всех достоинств этого фильмы, действительно художественного, и я уверен в том, что таковым станется на долгие десятилетия (можно спорить).

Итак, к ляпам. В фильме есть герой, сосед Гоцмана по имени Эммик, которого превосходно играет актёр Александр Семчев. И этот герой многое времени проводит в кадре в подтяжках. Всё прекрасно, но такие подтяжки появились в СССР лишь в начале 1960-х годов.

Как и в сериале: две узкие прорезиненные цветные в полоску лямки с зажимами на концах и на спине переплетались через пластмассовый «крестик», который можно было передвигать по росту, ширине и полноте. В те послевоенные годы носили совершенно другие подтяжки. Они были широкими с тремя лямками, довольно широкими, раза в два, нежели последующие. На спине была одна лямка, затем на спине кожаное соединение и от них через плечи шли две лямки. Крепились подтяжки к пуговицам, которые пришивали внутри пояса брюк, либо снаружи. В целом «крой», если так можно выразиться, был идентичен военному покрою портупеи в основном дореволюционному (1917 года. Революций у нас было много, не путать с 1993 или другими).
Еще раз повторюсь, фильм и игра актёра от этого нисколько не хуже.

И второй «ляпик». Это момент, когда актриса Полина Агуреева, играющая певицу Антонину Царько (возлюбленную антигероя), ставит свою прекрасную ножку на ящик чистильщика обуви. И чистильщик старательно начинает наяривать щетками. В таких условиях, не только с женской обувью, но и с мужской, делалось одно действие, но принципиальное. В обувь, в туфлю или полуботинок вставлялись специальные картонные пластинки, чтобы ваксой не запачкать носки или чулки, а то и ножки клиента. А вот этого в кадре и не было. В юности и потом в молодости мне приходилось чистить черные туфли у чистильщика, это было в 60-е годы.
Но вот про следующие ляпы в этом сериале я прочитал у других зрителей, которые написали свои заметки, и я увидел их в интернете. Видимо, очень внимательные люди и знающие город Одессу от А до Я.

Вот что заметил один зритель под ничего не значащем ником вместо ФИО.
Конечно, очень любопытно бы было знать, откуда в воспалённом мозгу сценаристов сериала могла появиться мысль что, в Одессе, летом 1946 года, действовало фашистское подполье, которое организовали агенты абвера во главе с неким суперменом по кличке «Академик,» которые получив указание из какого-то мифического "центра", решили вдруг поднять восстание и захватить Одессу. Хотя, ещё в феврале 1944-го абвер (военная разведка и контрразведка гитлеровской Германии) был ликвидирован, а его начальник адмирал Канарис арестован и через год повешен. И что же делали агенты давно разогнанного абвера в советской послевоенной Одессе? Кому, интересно, они служили и чьи указания выполняли? Но... остановлюсь на явных визуальных ляпах:

Когда Жуков приезжает в Одессу, на экране крупным планом показывают табличку Одесского городского управления НКВД. Между тем еще в марте 1946 года все наркоматы были преобразованы в министерства. Гоцман с Фимой смотрят фильм «Подвиг разведчика», который был снят годом позже - в 1947-м. А героиня Полины Агуреевой поет песню, написанную аж в 1954 году. Еще в фильме совершенно фантастическим образом появляется автомобиль 1952 года выпуска.

Ну, ладно вывеску на городской ментовке прошляпили или не та машина проехала в кадре, а как быть с прямыми ляпами в сценарии, который должен вычитываться консультантами от и до - это уже непрофессионализм. Например, 2-го Белорусского фронта, где следователем служил Кречетов, в 1943 году ещё не существовало. 2-ой Белорусский первого формирования был образован только 24.02.1944, поэтому Кречетов никакого дела 43-го помнить и не мог!

Или в шестой серии, Гоцман, появляется в кителе с орденами и медалями и на груди у него явно угадывается медаль "За взятие Кенигсберга", но позже, в восьмой серии, он в разговоре с начальником контрразведки по поводу своего бывшего сослуживца Вити Платова поясняет, что до Киева с ним дошёл, а потом, почти год, в госпитале провалялся, после чего был направлен в Одессу. И за што же интересно ему эту медаль дали?

Конечно, можно сказать, что это мелочи, но я считаю, что незнание исторических деталей не даёт права режиссёру/писателю/художнику полностью игнорировать достаточно большой процент тех, кто всё-таки знает, как оно там было на самом деле. Особенно, когда основой сюжета являются вполне конкретные и многим известные время, место и персоны. А то современные зрители и правда будут думать, что на совещание к маршалу Жукову можно было явиться небритым и в штатском, как это сделал Гоцман.

Это одна заметка, написанная одним из зрителей сериала. А вот другой, не менее внимательный и знающий историю зритель, видимо, писал по «горячим» следам. И не только дин, а  сразу несколько, видимо, живших или живущих в Одессе.

Сериал «Ликвидация» на канале «Россия» уже успел вырваться на первое место в рейтингах (показанная в воскресенье премьерная серия - на первом месте среди всех программ).

Напомним: 14-серийный фильм режиссера Сергея Урсуляка - о борьбе с бандитскими группировками в послевоенной Одессе. А вот что пишут об этом сериале зрители, которые помнят те времена, и коренные жители самого веселого города планеты отыскали кучу неточностей.

- Я начал смотреть «Ликвидацию» после того, как узнал, что москвичи там якобы говорят по-одесски, - рассказывает писатель, автор «Большого полутолкового словаря одесского языка» Валерий Смирнов. - Увидев одну часть, понял: фильм сняли не для одесситов, а для россиян, которые элементарно не в курсе, как на самом деле звучала тогдашняя речь! Актеры просто попытались воспроизвести местный акцент, и, конечно, он у них не вышел. Но больше возмутило другое. Всю дорогу герои «шокали», особенно Гоцман Машкова! Да никогда так не говорили одесситы, тем более евреи! Это «холоймыс» (то есть чепуха)! Артикулировали мягко: «що» или «щчо».

Выражения «Иди - кидайся головой в навоз», что в переводе на русский язык означало: «Тебе пора возвращаться оттуда, откуда ты родом, ибо таким, как ты, в этом городе делать нечего», после войны не существовало. Эти слова считались очень оскорбительными и были придуманы в середине 60-х. Очень заметно, что у авторов сценария весьма ограниченный запас «одессизмов»: синонимов они не знают. Сплошь и рядом в фильме звучало «мишигине» (дебил). А в городе употребляли еще «адивот» или смачное «адя». И лично я весьма сомневаюсь, что Жуков выражался: «тухис» (задница), а тем более: «Голову надо иметь на плечах, а не тухис». Ну и где он мог такое услышать? Он, ходивший с охраной, вращавшийся совершенно в иных кругах? Это грубое выражение с улицы.

Резануло слух и то, что соседи Гоцмана, причем старше его, называют начальника по имени-отчеству. В одном дворе всегда обращались на «вы», но все же не по отчеству.

- Прожив много лет в сердце Молдаванки, - объясняет бывшая научная сотрудница Историко-краеведческого музея Майя Молодецкая, - могу с уверенностью заявить, что таких типажей среди одесситов никогда не водилось. Да и Жукова высмеяли: слишком утрирована речь. Такое ощущение, что у режиссера не нашлось консультанта. Одессу и одесситов просто оскорбили!

- А где съемочная группа высмотрела такие одесские дворы? - продолжает удивляться Валерий Смирнов. - Да, они были бедные, но по крайней мере ухоженные, в некоторых разводили цветочки. В сериале Одесса вообще изображена очень запущенной. Никто не потрудился сходить в центр города, как будто он вообще не существует. Сняли одни самые жуткие задворки. Кстати, у каждого двора имелись ворота, которые закрывались в десять вечера лично дворником, и только он имел ключи. Чтобы попасть поздно домой, приходилось звонить к нему. Зато в сериале все свободно возвращаются в любое время суток!

И дворы, и тротуары выкладывали итальянскими плитами. Никакого асфальта, попавшего в кадр! Так называемый барбут - место, где играют в карты, - изобразили страшным притоном. А ведь он находился в респектабельном районе, там собирались богатые хлопцы, на углу Дерибасовской и Екатерининской. И резались не в покер, а в очко, преферанс. Из сериала складывается впечатление, будто вся Одесса после войны лежала в руинах.

- Не держали тогда постельного белья с рисунком, только белое, одноцветное, - отмечает работавшая после войны прачкой Ольга Лазурникова. - И цветастые обои появились позднее, а тогда на стенах был слегка накатан рисунок. Водосточные трубы по-другому выглядели.

- Если принять всерьез историческую сторону сериала, то это настоящее безумие, - считает историк-краевед Олег Губарь. - Многие моменты ошибочны. Не существовало никаких «лесных братьев», с которыми состояли в сговоре бандиты Чекан и Академик. Потому не могли они организовать восстание в Одессе. И вообще, откуда леса под Одессой, на юге Украины?

- В теперешних сериалах о советском времени многое содрано с американских боевиков, - констатирует Валерий Смирнов. - Манера ходить с двумя пистолетами присуща американским полицейским, но ее не было у советских оперов. В «Ликвидации» у героев карманы вообще буквально набиты револьверами и ножами. Гоцмана изобразили не начальником УГРО, имеющим, по сути, кабинетную должность, а каким-то шерифом.

Из реплик Фимы Полужида вырисовывается такая его военная биография. Работал он щипачом, пока его Гоцман не изловил и примерно не наказал. И встал тогда Фима на путь исправления. А тут война... Все четыре года, пока Одесса была оккупирована, он партизанил в катакомбах. Но такого быть не могло!

Практически все подполье, оставленное в 1941 году в Одессе, за несколько месяцев было уничтожено румынами и немцами. Потом, уже в 1943-м, в катакомбах стали появляться советские диверсионные отряды, заброшенные из-за линии фронта для работы в тылу врага. Да и просто пересидеть военное время в Одессе Фиме было бы практически невозможно, даже если он не 100-процентный еврей, а наполовину (о чем свидетельствует кличка). Почти все еврейское население города, не успевшее эвакуироваться, было уничтожено - около 200 тысяч человек.

Андрей Краско, первоначально утверждённый на роль Фимы, начал сниматься в картине, но умер на съёмочной площадке. Вместо него роль доверили Сергею Маковецкому, отснятые сцены пересняли. Но в одном эпизоде, вошедшем в фильм, Краско все-таки появился. Правда, лица его в этой сцене не видно — актер снят со спины.

У Давида Гоцмана был реальный прототип — Давид Михайлович Курлянд. Он действительно был зам. начальника одесского угро.

Когда Мишка встречается с Маршалом Жуковым и снимает с него часы, а после этого отходит в сторону Гоцмана, на кисти Жукова, который поднимает руку вслед Мишке, виден браслет от часов.

А вот что пишет про ляпы еще один внимательный зритель:

Манера ходить с двумя пистолетами присуща американским полисменам, но её не было у советских оперов. В Ликвидации у героев карманы буквально набиты револьверами и ножами. Гоцмана с его гранатой в кармане изобразили не начальником угро, имеющим, по сути, кабинетную должность, а каким-то шерифом…

Вокруг Одессы никогда не было и не могло быть «лесных братьев», как в фильме, поскольку в радиусе 150 километров вокруг города отсутствуют леса. По поводу «лесных братьев» в интервью газете «Известия» автор сценария Алексей Поярков пояснял, «…что в Одесский округ, куда Сталин сослал маршала Жукова, входила и Молдавия. А там были и леса, и „лесные братья“. К сожалению, по финансовым соображениям мы не могли снять написанную сцену, как „братья“ прибывают на поездах. В целях экономии им достались три грузовика. Хочу напомнить историкам, что „лесных братьев“ ловили аж до 1956 года».

Фильм «Подвиг разведчика» был снят в 1947 г., то есть на год позже событий, описываемых в сериале. Это было намеренное отклонение режиссёра и сценариста от исторической точности. Первоначально планировалось, что Гоцман с Мишкой-Карасем идут смотреть «Осаду». Но Сергей Урсуляк решил, что этого фильма большинство людей не смотрело, что с ним не будет никаких чувственных ассоциаций, а «Подвиг разведчика» сразу затронет память, и заставил Алексея Пояркова «подкорректировать сценарий». Кроме того, в кадре присутствует афиша еще одной кинопремьеры 1947 г. — фильма "Весна".  На самом деле, в "Ликвидации", фильм "Подвиг разведчика" в кинотеатре смотрит Фима, когда Рудик Карузо рассказывает Гоцману об Эве Радзакисе. А с Мишкой-Карасем, Гоцман, смотрел "Дети капитана Гранта".)

На столе в кинобудке, во время разговора об Эве Радзакисе на столе лежит коробка с пленкой фильма "Полосатый рейс", снятого десятилетиями позже.

В сериале не заперты ворота зданий, посторонние люди спокойно приходят и уходят в любой двор ночью. На деле ворота после войны закрывались после 22-00 лично дворником, у которого были ключи. Чтобы попасть поздно домой, люди будили его: звонок от ворот был обычно проведен в его комнату.

Никакого массового ареста «воров в законе» на концерте Леонида Утёсова, а тем более их фальшивого расстрела, в реальности не было.

То же самое относится к песне Утёсова «У Чёрного моря», которая была написана в 1948 г. Первоначально в сценарии был «Одессит Мишка», но в итоге создатели фильма выбрали ту, которая «…лучше передает наше отношение к этому времени и эмоциональное состояние публики».

А вот что написал про фильм и киноляпы другой зритель.

В день премьеры первых двух серий сериал собрал у экрана рекордное количество зрителей (по России доля составила 42,8 %, рейтинг — 13,8 %).

Главная музыкальная тема сериала частично позаимствована композитором (возможно, бессознательно) из 3-й части 3-й симфонии Брамса (также это было отмечено на премии Серебряная калоша).

В сцене преследования Чекана во дворе дома, где живут прачки, сотрудник уголовного розыска стреляет дважды, а в простыни показано 3 пулевых отверстия.

В фильме военврач Арсенин упоминает инцидент с интендантом 1-го ранга Шаминым, якобы имевший место на 2-м Белорусском фронте в 1943 году. Звание "интендант 1-го ранга" было упразднено в Красной Армии в апреле 1942 г., а 2-й Белорусский фронт был сформирован лишь в феврале 1944-го.

Издательство "Росмэн-Пресс" в 2007 и 2008 г.г. выпустило двумя изданиями роман "Ликвидация" (автор — Бондаренко, Вячеслав Васильевич), основанный на литературном сценарии сериала. Однако книга и сериал значительно различаются между собой. В роман вошли многие сюжетные линии, которые не отображены в фильме. Например, в книге Эммик погибает, как и было предусмотрено сценарием, в то время как режиссер решил отказаться от этой сцены. Кроме того, в книге подробно изложена история и мотивация поступков Кречетова, которая остается для зрителей сериала загадкой.

В фильме несколько раз отчетливо видны железобетонные укрепления морского берега Одессы в виде уходящего в море пирса. Постройка этих берегоукрепительных конструкций и намывание песчаных пляжей между ними начались только в 1960 году.

В подъездах некоторых дворов видны трубы центрального газопровода, хотя газ в Одессу провели только 1964 году.

В восьмой серии в сцене прощания Давида с сыном виден тополиный пух, который в Одессе обычно бывает в мае-июле, позже в этой же серии Давид идет на свидание и несет хризантемы, которые обычно бывают в конце августа-начале сентября.

Настоящие «лесные братья» имели спутанные, длинные волосы и потемневшие от грязи лица. Даже в форме они не могли бы сойти за советских солдат. (А помыться и постричься они не могли?)

В нескольких эпизодах фильма видно, что Гоцман курит папиросы марки "Герцеговина Флор".

Песню «Два сольди» за кадром исполняет Вильма де Анджелис.

Любимая женщина Гоцмана Нора (а, следовательно, и его друг Фима) жила в том же дворе, в котором снималась сцена к/ф "Золотой теленок", когда Корейко выходит из своей квартиры после получения очередной телеграммы от Бендера. Таким образом, можно сказать, что Фима и Корейко были соседями — дверь Корейко через одну от двери Фимы.

В эпизоде слежки за Чеканом, когда двое сотрудников изображают чтение газеты на стене, а Чекан выходит из кондитерской, хорошо видно, что дверь кондитерской современная.

В эпизоде осмотра места убийства инкассаторов возле места преступления стоит автомобиль "Opel". В следующей сцене, когда герои приезжают осмотреть найденный схрон с обмундированием, во дворе стоит тот же "Opel".

В сцене отъезда Утесова он произносит: «Прости, Одэсса, я не знал». Утесов мог сказать только "Одесса", но никак не "Одэсса". Кроме того, в фильме Утесов уезжает с вокзала, в то время как в 1946 г. здания вокзала в Одессе не существовало: оно было полностью разрушено во время войны.

В 10-й серии Гоцман говорит, что служил в начале войны в бригаде морского десанта Осипова. На самом же деле интендант 1-го ранга (затем полковник) Я.И.Осипов командовал 1-м Черноморским десантным полком, а не бригадой.

В самом начале сериала у схрона обмундирования выставлен пост часовых. Чекан вступает в пререкания с часовым, не подчиняется требованию часового предъявить документы. Чекан упирает на свое звание «капитан». По Уставу Караульной Службы часовой пристрелил бы Чекана сразу, как только тот не подчинился приказу часового предъявить документы. Часовой не послушал бы самого маршала Жукова, так как часовой подчиняется только дежурному по части, начальнику караула, и своему разводящему. Это большое упущение сценариста, хотя на этой сцене держится завязка интриги.

Когда Чекан в катакомбах встречается с Штейхилем он производит из пистолета ТТ 13 выстрелов без перезарядки, а на самом деле у ТТ в магазине всего 8 патронов.

Среди оружия, используемого в фильме, часто встречаются не соответствующие времени событий образцы. В частности, пистолет ТТ модификации 1951 г. (с мелкой насечкой на затворе).

Одна из мелодий сериала также встречается в фильме "Статский советник". Сюжет фильма практически скалькирован с вышедшего чуть ранее «Три дня в Одессе (или Александровский сад)».

В фильме Г.К.Жуков своей властью снимает с поста и арестовывает начальника контрразведки Одесского военного округа. В действительности же у командующего округом не было такой возможности, т.к. в июне 1946 г. начальник Управления военной контрразведки ОдВО находился в подчинении министра государственной безопасности СССР. Кроме того, реальный руководитель УВК ОдВО - генерал-майор Петр Калинович Прищепа - занимал свою должность с 1945 по 1949 г.г., т.е. до Жукова и после Жукова.

В одной из сцен Фима показывает поддельный бланк с грифом "Министерство обороны С.С.С.Р." Министерство обороны появилось в СССР только 15 марта 1953 г. - в 1946-м было Министерство Вооруженных Сил. Кроме того, подобное написание - С.С.С.Р., Н.К.В.Д. и т.п. - практиковалось в 1920-30-е г.г., но не после войны. Кроме того, Народный Комиссариат внутренних дел УССР к моменту происходящих событий был преобразован в Министерство внутренних дел УССР. Поэтому на вывеске городского Управления милиции г. Одессы должно быть написано "МВД УССР" а не "НКВД СССР".

Допущены некоторые неточности в наградном "разделе" героев фильма: у майора МГБ Максименко от серии к серии наградная колодка оказывается перевёрнутой на 180 градусов (планки более значимых по статуту орденов Боевого Красного Знамени находятся за планками менее значимых орденов Отечественной войны II и I степеней). В эпизоде прогулки маршала Жукова по Одессе на кителе одного из сопровождающих офицеров наличествует никогда не существовавшая в СССР награда: винтовой орден Красной Звезды на подвеске с лентой от ордена Боевого Красного Знамени. У начальника контрразведки ОдВО полковника Чусова среди наград явно не соответствующие его званию и занимаемой должности полководческие ордена Суворова II степени.

Так что желающих посетовать на многочисленные киноляпы среди наших зрителей хватает, тем более что телеаудитория была огромной и некоторые смотрели сериал по несколько раз. И я отношусь как раз к этой категории. Мне в фильме понравилась игра актеров: и Машкова, и Маковецкого, и Пореченкова. Как он мастерски сыграл одними глазами сцену, когда его обвиняет в предательстве его любимая. От нежности во взгляде до стали в них через минуту.

 Я никогда не был в Одессе, не знаю, как говорят настоящие одесситы, поэтому мне нравилось, как говорят актеры в сериале, изображая не только одесситов, но преимущественного евреев.  Поэтому считаю, что несмотря на надуманность сюжета и ляпы в сериал, он смотрится на одном дыхании. Да и в завершении авторы честно признаются, что было ли это в Одессе в 1946 году или не было, они не знают.


Рецензии