Благоверный князь Димитрий Угличский, Прилуцкий

Димитрий Андреевич, святой князь угличский Прилуцкий, был вторым сыном князя Андрея Васильевича Большого и княгини Елены Романовны. Он был братом преподобного Игнатия Вологодского и внуком великого князя Василия II Васильевича Тёмного.

В 1490 году Андрей Васильевич посетил Москву и был принят своим братом, великим князем. Однако по приказу Ивана Васильевича, 22 сентября того же года Андрей был арестован вместе с своими сыновьями Иоанном и Димитрием и помещен в темницу в Переславле. Иоанну было 13 лет, а Димитрию – 12 лет. Дочерей князя Андрея не задерживали и оставили в Угличе. Предполагается, что Иоанн III принял такие меры не из враждебности и злобы к своим родственникам, а для укрепления единого государства за счет уменьшения междоусобиц между князьями.

Детей князя Андрея скоро перевезли на Белое озеро и заключили их в темницу, а сам Андрей скончался в Москве 6 ноября 1493 года. После смерти родителя, маленьких князей перевезли в Вологду, где они находились в тяжелом заключении и находились в тяжких оковах. Их единственным имуществом была икона Божьей Матери всех скорбящих радости – наследство от их родителей.

Чтобы почувствовать всю тяжесть темничного заключения для маленьких князей, которые были воспитаны в изобилии и благополучии, необходимо помнить, какова была тюрьма в России в XV веке, особенно в таких отдаленных местах, как Белое озеро и Вологда. Там не было сострадания высшего начальства, и никто не слышал стоны и крики узников. Тюремщики безнаказанно нарушали закон и правосудие. Известно, что даже в конце XVII века, под правлением Петра Великого, многие умирали от голода, загромождения и духоты в вологодской тюрьме. Каково же было положение на два века раньше!

Единственным средством поддержки и утешения для узников была молитва к Богу и Богородице, особенно перед их глазами была святая икона. Особенно князь Иоанн проводил дни и ночи в молитве, игнорируя тяготы уз и темничного заключения, и достиг духовного совершенства, обуздывая себя и проявляя смирение и смиренность, проливая слезы.
Братья покинули Углич и находились в темнице уже более тридцати лет. Вместо роскошных палат и драгоценных украшений, они жили в тесной и мрачной темнице, ноша оковы и цепи. Настало время, когда Иоанн стал очень больным и не мог встать с постели. Он желал быть постриженным и присоединиться к монашескому братству. Его просьба была услышана и он был пострижен в монашество. Однако вскоре после этого он скончался. Мощи Игнатия стали источником исцелений, и женщина, не имеющая ни рук, ни ног, стала здоровой после молитв к благоверному князю. Великий князь Василий Иванович не посетил узника и не помог ему, что свидетельствовало о его бессердечии и жестокости.
Всего спустя лишь после смерти Василия, когда его сын Иоанн IV еще был ребенком, боярская дума, по требованию князя Ивана Федоровича Бельского, правителя того времени, освободила узника (к тому времени ему было уже более 60 лет) от цепей и разрешила ему получить больше света и воздуха в тюрьме. Однако, даже после этого, он не был освобожден и не получил свободу. Пробыв 50 лет в заключении и по сути живой похороненный, он был забыт всеми, и его время смерти осталось неизвестным. Летописи не упоминают год, месяц или день его смерти. Князю умер около середины XVI века, и, поскольку в начале XVII века Прилуцкий монастырь был неоднократно ограблен и разорен, во время которых все архивы и записи были уничтожены, неизвестно были ли совершены чудеса и исцеления у его могилы. Однако вместе со своим братом Игнатием, его включили в список святых, почивающих в Вологодской епархии, составленный митрополитом Евгением, а также в исторический словарь святых, которые были прославлены в российской церкви.


Рецензии