Под утренней звездой. Конец романа

VI. Мир
_Nolite conformari huic s;culo_, dit saint Paul. Мирская мудрость
тут же отвечает: «Нужно быть в свое время».
В двадцатом веке, будучи современником своего времени, это означает, что Евангелие и его заповеди представляют собой сборник устаревших изречений, к которым каждый человек, убежденный в своем праве на счастье, относится с презрительной улыбкой в уголках губ. Это противопоставление Богу, Церкви, жизням Святых,паровым машинам, кинематографии и самолетам. Это прежде
всего вера в прогресс.Каждая эпоха качает головой. Задача девяти десятых наших современников состоит в том, чтобы представить себе, что благодаря приложениям науки мы знаем и всегда будем знать о преимуществах
поздравления, о которых наши предки даже не подозревали.Спросите их, этих помешанных на прогрессе. Спросите их, счастливы ли они. Искренне, они ответят вам:--Мы нет, но мы обязательно будем завтра...Ах, это завтра, которое никогда не наступит!Потому что, если между всеми ними есть одна разочаровывающая химера, то это химера прогресса. Для того, кто изучает умом, лишенным иллюзий, историю прошлого и сравнивает ее с историей настоящего, для того, кто наблюдает, что человеческая природа остается невозмутимо такой же, как и она сама, во всем, учитывая обстоятельства времени и места, становится очевидным, что со времени грехопадения сыновья Адама всеми возможными способами пытались обрести земное счастье. Нет такой системы, которая не была бы опробована, нет доктрины, которая не была бы применена. Тысячу раз нам казалось, что мы нашли лекарство от зла жизни. Из века в век
Вавилонская башня возводилась заново. Тем не менее, ироническое прикосновение Бога
заставило ее хором рассыпаться в прах. И всегда человек оказывался
таким же, каким был накануне: жадным, обеспокоенным, разочарованным, охваченным семью смертными грехами.Напрасно он пытается избежать этого неизбежного закона страдания, управляющего вселенной. Напрасно он истязает материю , чтобы утолить свой голод наслаждениями без усилий. Напрасно он
хотел бы родить в радости. Боль, подавленная в одном месте его
владения, вскоре возникает в другом и унижает его, как и раньше.
Аксиома, которую ничто не может отменить, такова: _ Желания
растут пропорционально получаемым от них удовольствиям. _
Я писал это раньше, могу только повторить. Я добавлю: любое желание
то, что не является желанием небес, приносит, когда оно удовлетворено, только
разочарование, отвращение, стремление к чему-то лучшему. Это вечное
яблоко, подаренное Принцем этого мира. Откусите от нее, она
оставит у вас во рту пепел и горечь. Чем больше вы будете возвращаться к этому проклятому плоду, тем больше будет расти ваше беспокойство,тем дальше вы будете отходить от этого мира, обещанного Нашим Господом Иисус Христос людям доброй воли, которые согласны страдать вместе с
Ним.Что ей трудно сохранять этот внутренний мир, где любовь к Богу
усиливается отдаленностью от мира, который его игнорирует или отрицает! Тот, кто стремится приобрести и культивировать его, постоянно подвергается
давке со стороны толпы, охваченной лихорадкой, все способности которой цепляются за мишуру и груды денег, тонут в пьянстве разврата или
тщеславия. Как они рвутся, крича, эти безумцы, как они
спешат, сшибают друг друга локтями, сокрушают слабых, как они протягивают
руки к демоническому миражу, который отступает, когда они скачут
быстрее, чтобы схватить его! Сердце сжимается от страха, когда мы рассматриваем так много глупостей,которые, забыв о своей бессмертной душе, прожигают жизнь, как гоночный автомобиль
прожигает дорогу, чтобы быстрее добраться до ямы, где
их тела наконец упокоятся в гнили. Зрелище этой
яростной суеты, этого тщетного стремления к несуществующему счастью
ужасает и заставляет влюбленных страдать на Кресте. Среди зарослей
ежевики на пути, ведущем к Богу, они не встречают ни одной, которая
разрывала бы их более колючими шипами.Ибо всякая страсть - это идолопоклонство; но не известно ни одной страсти, которая
с большей уверенностью обрекла бы мир на зло, чем страсть к золоту. Это тот фрагмент закаленный в адском огне, который вызывает, прежде всего, обожание у
большинства людей. Для них он составляет солнечную сущность, которой они
хотели бы дышать, пить, есть, впитывать через все свои отверстия. И
все же какое мрачное предупреждение, данное его происхождением.
Испаренное в центре земли жаром адских печей,золото было выброшено на поверхность в результате взрыва, подобного взрыву котла: и это было немного его дыхания, которое сатана  послал нам таким образом. Проклятый пар, встретив слой кварц, проник во все трещины в породе и застыл там. Затем
она кое-где обнажилась по всему земному шару, испещренная блестящими прожилками, от одного вида которых любой, кто их обнаруживал, впадал в слабоумие. Мы обманываем друг друга, крадем друг у друга, режем друг друга за обладание самородками. Обработанный , отчеканенный металл циркулирует, как эпидемия, по континентам и островам. От него исходят выделения, которые отравляют и искажают души. Богатым от этого становится тяжелее, а бедным - завиднее. Любовь к золоту, забота о массе золота в завоевание или усиление придают их взглядам что-то ледяное, неподвижное и жестокое. Жажда чудовищной выгоды, надежда участвовать в хищениях финансов заставляет их губы дрожать, а
вкус пересыхает. Перед слитком их сердца бьются быстрее. И как будто они слышат в глубине себя звон совершенно новых экю.
Мрачная марионетка, за нити которой держит дьявол, человечество неустанно
разыгрывает трагическую шутку с золотом. Разыгрываются сцены, которые были
бы гротескными, если бы не заканчивались слезами и мусор... Позвольте мне показать вам некоторые из них. Вот какой-то отвратительный еврей, получивший звание барона Асельдамы за то, что он высасывал кровь из голодающих толп, выкладывает свое блестящее чревовещание на эстакады. Гербовые насадки кланяются под его сочащиеся ноги, облизывают пальцы ног, выпрашивают его рельефы. Один протягивает ему плевательницу, а другой - щипчики для ногтей. Этот хитрит, чтобы продать ему свою родовую безделушку. Этот парень замышляет подставить свою дочь...о! в честном браке - в липких простынях Шейлока. Трогательный союз ростовщичества и тусовочной глупости.
Вот буржуй. Его главная мечта - пристроить свое потомство,
обеспеченное валютой, полученной в результате коммерческих махинаций, к потомству другого буржуа, состояние которого эквивалентно его собственному.
Иногда целомудренная невеста зацветает золотухой. Иногда поэтичный
жених оставлял три четверти своего придатка носа в теплых домах, где он гадил во время учебы. Дети, которые вырастут в результате этих двух недугов, предоставят отличные образцы тератологии для медицинских музеев. Для обывателя эта деталь не имеет значения поскольку его цель достигнута, а именно: объединение двух сейфов в один.-- Если из приключений обещанный принесет сумку, которая будет немного меньше, чем у обещанного, не волнуйтесь.-- У него есть надежды, - сказал отец, подмигнув и подмигнув. возведение решающего индекса.Это означает, что бабушка, известная рантье и страдающая простудой по собственному желанию, скоро умрет, или что преданность дяди Полидора, старого, богатого мальчика, вскоре перенесет его из проколотого стула в гроб.
Дворянин верит, что еврей отдаст свои мерлетты и лоскуты обратно.
У буржуа есть _напрасну_ надежда, что его состоятельные и вальетудинские родители останутся здравомыслящими до тех пор, пока не выкинут из головы условия сочного завещания. Оба имеют _благодарность_. Действительно, иудейские доспехи, как и богато украшенные большие прилавки, защищают
Церковь - при условии, однако, что это их не слишком беспокоит.
Мало того, что они оказывают Богу честь приходить скучать по двадцать минут
каждое воскресенье на мессу перед его алтарем, но они еще
и без особого стона кладут пятицентовую монету в поисках
отрицание культа. Когда приходской священник в деревне, где они владеют землей, принимает своих коллег для Поклонения, они присылают ему несколько
старых кур, ставших этичными из-за злоупотребления интенсивными яйцекладками,
дюжину настоящих груш и гроздья, кислые, чтобы заставить
коз танцевать., из дояра, обращенного на север. Самые расточительные приглашают его съесть остатки на следующий день после тех дней, когда они пировали у крупных землевладельцев в окрестностях.
Также иногда эти благонамеренные люди просят о назидании. Они следуют
проповедям Великого поста. Но тогда может случиться так, что они пострадают от морщины, плохо переносимые для человека, чья ластовица отяжелела.
Эта неудача постигла удваивающегося мистера Проспера, который, накопив большие суммы в торговле маслом с искусной добавкой маргарина,
нашел способ спасти себя.Проповедник был бывшим миссионером. Длительный контакт с дикарями Новой Гвинеи сделал его непригодным для
смазанных перифраз и ораторских приемов мази.Этот грубый апостол говорил о богатстве. И прежде всего он зачесал на череп мистера Проспера пятнадцать выбившихся из-под ноготков волосков от торговли, произнеся знаменитую фразу отца д'Альзона: - Деньги воняют!...Затем он развил эту необычную тему, безжалостно отмахнулся от эгоизма и жадности, отнесся к шумихе и торговле как к навозу и, наконец, довел забвение приличий до
такой степени, что прославил некоего Франциска Ассизского. бродяга без огня и места, потому что он женился на «знатная дама, овдовевшая со времен Иисуса Христа и получившая имя Бедность».Разговор закончился тем, что мистер Дубле расстроился. Действительно,миссионер процитировал в нем для комментария текст из Евангелия, который некоторые проповедники обычно оставляют это в осторожной тени. Вы помните, как один очень богатый молодой человек подошел
к Иисусу и спросил его, что нужно сделать, чтобы обрести вечную жизнь.
 «Иисус сказал ему: не совершай убийства; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;почитай отца твоего и мать твою и люби ближнего твоего, как
самого себя.- «Молодой человек сказал: -- Я наблюдал все это с юности; чего мне еще не хватает? - «Иисус ответил: --Если ты хочешь быть совершенным, иди, продай то, что у тебя есть, раздай бедным, и у тебя будет сокровище на небесах. Тогда иди и следуй за мной... «Услышав это слово, молодой человек ушел очень опечаленный, потому что у него было большое имущество.
 «Однако Иисус сказал своим ученикам: -- Истинно говорю вам, богатый едва ли войдет в Царство Небесное. И я еще раз говорю вам:
верблюду легче пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти
в Царство Небесное». (С. МАТЕМАТИКА, XIX, 18-24).
мистер Проспер не стал больше слушать. С грохотом отодвинув стул, расталкивая изумленных соседей, он пересек двор и вышел из церкви. Он кипел от негодования по поводу того, что услышал эти вещи, которые он был недалек от того, чтобы считать подрывными. На внешних ступенях к нему подошел малинье в лохмотьях и протянул ему руку. При мысли об этом негодяе его гнев усилился.
-- Что, - сказал он себе, - делить мое состояние с такими мерзавцами! Этот
проповедник сошел с ума!... Его мысли унеслись к сейфу, где он хранил свои доходы. Он просмотрел аннуитетные ценные бумаги и акции успешных компаний, которые лежали на полках. Он вспомнил серые холщовые мешки, в которых спал палевый блеск Луи. его охватила огромная любовь к сокровищу, добытому столь невероятным трудом. Поскольку нищий, увидев его неподвижным, рассчитывал на выгодную сделку и рисковал получить робкие возражения, мистер Редубле, выплеснув на него свой гнев, оттолкнул его яростным жестом:-- Иди работай, бездельник, - воскликнул он.Затем он ушел, ворча:--Мои деньги, мои бедные дорогие деньги, чаще, чем я бы хотел распространять ложно и насквозь, как подсказывает мне этот проповедующий священник.
Черт возьми, ему легко заставить других раздеться догола,
может быть, у него самого нет и ста центов! ... И, во-первых,
нужно ли мне быть идеальным, я? Я плачу налоги, я ничего не должен.
никому: чего еще от меня хотят?... Например, я
бы никогда не подумал, что в Евангелии есть такие
необычные анекдоты. Я полагал, что мы довольствуемся тем, что приказываем
бездомным смириться с этим. Но пусть там учат презирать золото,
мое золото, наше золото, для нас, рантье, это неприемлемо...
Этот миссионер, должно быть, говорил из-за неправильного перевода.

Чтобы разобраться в этом вопросе, он зашел в религиозный книжный магазин,
который оказался на его пути, и купил там Евангелие. Едва
он открыл книгу, как наткнулся на отрывок, который его обеспокоил.

Он трижды перечитал надоедливые стихи. Когда он убедился, что
никакой двусмысленности быть не может, его возмущению не было
предела.

-- Нет, - сказал он себе, - владелец пяти доходных домов, один
заместитель председателя правления компании по добыче негорючего угля
не может поддерживать религию, которая терпимо относится к подобным доктринам. Моя совесть защищает меня от этого...

И действительно, как он мог колебаться между словом Господа Нашего,
осуждающим нечестно нажитое богатство, и тем золотом, в котором
застряла его душа?

Вскоре после этого стало известно, что его приняли в кружок Весельчаков
Атеисты. И до конца своих дней он удивлял свою столицу
чрезмерным антиклерикализмом...

Боюсь, читатель, тебе не придется по вкусу это извинение. Может быть,
сочтешь ли ты написанное в стиле слишком лишенным элегантности - как
, впрочем, и строки, предшествующие ему. Кроме того, возможно, ты один из тех
, кто считает, что «не всякую правду полезно говорить» и что «Бог
не требует так много».

Что с этим делать? Я так и не смог применить на практике эту другую аксиому буржуазной
мудрости: «Нужно сохранять видимость». Когда под завесой
притворства я обнаруживаю душу, в которой золото сливается в компактную глыбу
, я как будто слышу, как поют _ди ир [ир] на мелодию
_тонкинской песни, и я не могу удержаться от того, чтобы не завыть в диссонансе.

Признаюсь, это неприятное положение, особенно в то время, когда притворная
благотворительность сопровождается грязными расчетами, когда обед от Доброго Бога
не мешает ужину с дьяволом.

Читатель, открой немного свой взор на это зрелище: такие набожные набожные люди, которые
роятся вокруг исповедальен, как тараканы в печи, изрыгают грязные слова,
из которых похвала Святой Бедности вытекает потоками
патоки. Есть также нотариусы, окаменевшие в
параферналиях, выпадениях, кодициллах и тающие _работы нотариусов.
Старые трусики _. Есть старосты, которые раздают на бедных
окраинах супы, приготовленные из вышедших из употребления наборов домино
. Их речи, их щедрость вызывают восхищение
у наивных душ.

Но попробуй хотя бы один раз намекнуть им, что то, что они хранят от
своего состояния, представляет собой мертвый груз, который тянет их в Сите-доленте.
Ты сразу увидишь, как с фантастической быстротой преобразятся их бумажные физиономии.
 Какие желтые глаза, какой зажатый рот, какие
внезапно сжатые пальцы, как будто они все еще удерживают то золото, о котором мы
обличает их в нечестии! Именно тогда проявляется истинная суть
сердец: эта ненависть к бедности, которую дьявол использует, чтобы
заручиться поддержкой против Абсолютного Бедняка, которым был Наш Господь
Иисус Христос.

Для того, кто проводит этот эксперимент, мир предстает в виде
мрачного ужаса прихожей ада. Это мрачное
, туманное пространство, в котором плавают красноватые отблески. Это призрачное болото,
где девять из десяти душ купаются в лужах жидкого золота, как,
согласно басне, тени несчастных купались в крови умирающего.
черный козел, принесенный в жертву Одиссеем на краю Аида...

С того дня, как это видение станет для тебя постоянным, ты сможешь
бежать только в благословенное уединение, где правит только золото восходящих солнц,
где музыка бриза в высокой листве заменяет
мрачный звон экю., где, как сказал святой Франциск Ассизский: «Мы
_ действительно_ то, что нам нужно". что мы стоим перед Богом».




ЧАСТЬ ВТОРАЯ

РОЗЫ ПУТИ

 _Qui diligit me, diligetur a Patre meo: et ego diligam eum et
 manifestabo ei meipsum._

 Ев. согласно св. Иоанну: XIV, 21.




VII

ОДИНОЧЕСТВО И ТИШИНА

 _Ducam eum in solitudinem et loquar ad cor ejus._

 _осе_: III, 14.


Засушливость, демонические атаки, искушения, зрелище
мира, окисленного золотом, все испытания внутренней жизни готовят
паломника Иисуса к тому, чтобы вкусить сладости Доброго Учителя, когда тот
рассудит, как утешить душу, которую разорвала ежевика на пути.
За то, что она стойко несла Свой крест, за то, что, подкрепленная
Благодатью, она отреклась от себя, чтобы следовать за Господом в его стремлениях
болезненные шаги, вот она получает благосклонность войти в
область просветляющей радости.

Темная ночь, в которую она очистила себя, не перестает убывать; уже
первые лучирассветные зари серебрят вершины Земли обетованной.
Иногда его божественный Гид оборачивается и указывает ему на насыпи, которые выстилают
дорогу. Душа, пораженная и обрадованная одновременно, обнаруживает, что их покрывают не
шипы, а широкие цветы с красными лепестками.
Розы, еще розы, еще дальше розы: повсюду взоры
Иисуса устремлены на розы, потому что здесь родина роз
Любви.

Если по невыразимой милости Наш Господь пригласит тебя остановиться в
этом оазисе, где воздух пропитан запахом рая, душа
созерцательная, ты догадываешься, что это для того, чтобы научить тебя познавать Его в
одиночестве и тишине.

Уединение с Ним по душам - вот что тебе было нужно на
этом этапе твоего продвижения к Абсолюту. Так что любуйся, как Он
отрывает тебя от всего, чтобы ты отдался его отпечатку, как пылающий
воск - отпечатку печати.

Мир кишит и гудит там, позади тебя. Какое тебе дело до этого?
Клянусь Иисусом, ты игнорируешь это. Твое единственное желание - сидеть у
ног своего Хозяина, пока ему нравится с тобой разговаривать. И одиночество
и тишина - вот что заставляет тебя глубже погрузиться в
этот восхитительный Глагол...

А теперь позволь мне рассказать тебе, как бедный разбитый камешек был
принят, несмотря на свою поразительную неадекватность, в течение нескольких месяцев после этого
полного почтения к своему Спасителю. Это правдивое повествование прольет
больше света на нежность Иисуса к нам, чем самые тщательно
изученные диссертации.

Я был в Париже, чтобы увидеться с моим добрым отцом М.

Но с каким ликованием я вернулся к своим братьям-деревьям.
Конечно, в Париже я только что познал великие радости: причастие
частые многочасовые молитвы в атмосфере, наполненной
сверхъестественными излияниями Богоматери Побед, беседы
с добрым священником, который наставлял меня, утешал, очищал от моих
проказ.

Да, но вокруг этих удовольствий был Город с его
закваской, лихорадками и волнами оргий. Как я уже
неоднократно сообщал, любое длительное пребывание там было запрещено мне под страхом
психического расстройства, доходящего до черной селезенки. Представьте себе одно
из тех несчастных платанов, которые растут вдоль бульваров.
Вспомните их чахлую листву, испачканную пылью и сажей.
Учтите, что их корни перекачивают в скудную почву только вредные соки
. Вы пожалуетесь на этих изгнанников, которых ждет смерть от удушья, и
получите представление о моем душевном состоянии в Париже.

Это чувство отвращения к Болотистому городу с давних пор взяло
во мне верх над инстинктом. Но сегодня это было
сопряжено с непреодолимым желанием довести до зрелости в одиночестве
ростки благодати, посеянные в моей душе рукой Господа. А потом
под дубами, под березами, под мелодичными соснами, где я когда-то
следовал за Великим Паном, я знал, что в будущем увижу, как он ходит
Иисус Христос. Наконец, там была та часовня в
Корнебише, откуда Мать Доброго Совета наставила меня на путь покаяния
и исправления: молиться там как можно чаще было бы
полезно для меня.

Что я был счастлив с того момента, как сел в карету, которая везла меня к
Арбонн-де-гран-буа! Он бежал быстрым шагом, маленькая лошадка
, которая его тянула, и все же мне хотелось утроить его скорость. для
набравшись терпения, я не отрывал взгляда от знакомых холмов
, которые огромный лес покрывал голубоватым бархатным покрывалом
, где кое-где поблескивали первые золотые отблески прекрасной осени. Аромат
листвы и смолы доносился отовсюду к дороге,
пропитывал все мое существо и смывал с него остатки парижской грязи.

Когда я увидел синюю башню, обозначающую старую полуразрушенную церковь
деревни, когда я увидел коричневые черепичные крыши, вырисовывающиеся на краю
поля, я так закричал от радости, что мой хозяин, сидевший рядом со мной,
чуть не отпустил поводырей.

Ах, дело в том, что моя душа, навсегда Сильвестр, обрела свою родину...

На следующую ночь, лежа в своей маленькой крестьянской комнате, я
несколько раз просыпался от шума ветра в деревьях.
Я слушал, как этот глубокий голос то нарастал, то затихал, как дыхание
огромного органа. Этот торжественный гимн леса, проникающий сквозь тень,
вызывал во мне чудесные отголоски. Я подумал: "Она здесь, совсем
рядом; она поет, чтобы приветствовать меня; и завтра я
снова буду обладать ею во всей ее красоте ".

И, дрожа от счастья, я засыпал, читая _Ave Maria_
и я благодарю Бога за то, что он вернул меня в число тех ветвей, чьи
гармоничные ритмы смешались бы с моими молитвами и заставили бы меня забыть
о тщетном лепете людей.

Уже на следующий день я организовал для себя жизнь, полную работы и
благоговения. Утром я постепенно писал отчет о своем
обращении. Днем, после непродолжительной трапезы в обществе
лесорубов, я собирался помедитировать и помолиться в самом сердце леса.

В этом году ноябрь выдался на редкость ярким. Солнце
осветило опушенную листву дубов, окрасило буковые деревья в медный цвет,
янтарь с берез. Эта феерия красок, которую все еще
оживляли темные оттенки сосновых насаждений, не давала мне покоя. моя душа была счастлива.

Очарование было настолько сильным, что сохранилось, когда наступила зима. Под
серым небом дождливых дней, под ясным стальным небом
морозных дней, в туманные дни, когда лес становился похожим на
сон, я шел по тропинкам, шуршащим опавшими листьями.
Я любовался обгоревшими пальмами папоротников, водяными знаками черного дерева,
нарисованными на обнаженных ветвях деревьев, мехом горностая.
чей иней окутал облицовочный остов скал. Никакая
непогода не задержала меня в доме. Мне случилось взобраться на вершину
Корнебиша, где снег был до середины голени. Даже летом это
восхождение неудобно. Но меня ничто не останавливало, потому что я знал, что
там, наверху, я найду свою Хорошую Маму, что ее улыбка вознаградит меня
и что Она вдохновит меня на лучшие страницы моей книги.

Ничто не беспокоило меня в течение пяти месяцев, которые длилось это отступление.
Молчаливые, даже немного вспыльчивые, потому что их характер был сформирован,
в течение многих поколений жители Арбонны, благодаря суровости
местности, приспосабливались к моему сосредоточенному настроению. Так что я мог, как мне
хотелось, проводить целые дни, не произнося и десяти слов.

Кроме того, я не помню, чтобы был счастливее, за исключением, может быть,
долгих одиноких походов во время моего пешего паломничества в
Лурд.

Я, который до своего обращения мог бы кричать на меня вместе с бедным Жюлем
Лафорг:

 Я слишком много потратил на то, чтобы начать свою жизнь
 В очень странных историях,

я знал тот бесконечный покой, который Иисус дарует душе, которая Его
стремись любить его изо всех сил. Ибо я повсюду находил
его милым Хозяином: на полянах, где солнце сияет, как нимб,
в зарослях, где ветер трепещет, как крылья ангела, в
оврагах, где мшистые скалы кажутся старыми отшельниками, молящимися. Он был
там, повсюду вокруг меня; я чувствовала, как его присутствие окутывает меня, как
огромная ласка, и меня переполняло обожание.

С другой стороны, я часто ходил причащаться в деревню
Сен-Мартен-ан-Бьерр, которая образует бинаж с Арбонной и где проживал
приходской священник: превосходный аббат Бельбено.

Я уезжал до наступления дня. Мне нужно было пройти три километра по
равнине, чтобы успеть к мессе. По пути я теребил
свои четки. И до сих пор одно из моих самых ярких воспоминаний - это
путешествие по пахоте под тусклыми звездами, иногда даже под
дождем.

Принятую Евхаристию, когда я возвращался в Арбонну радостный, неся свою
Бог в моей груди! Мол, с тех пор я понял, как необходима нам эта
еда, чтобы не натыкаться на препятствия
, которыми усеян узкий путь!...

Я приношу свои извинения, если позволил себе увлечься описанием этого периода
своего существования. Дело в том, что я хотел показать на личном примере
освящающие добродетели одиночества и тишины...

Теперь наша душа - это озеро, от нас зависит, взбаламутить или успокоить
воды. Если мы отдадим ее во власть мирских страстей, она покроется мхом
и отбросами; беспокойная и кружащаяся, она
запятнает себя илом, который наши грехи положили на ее дно. Если мы
будем держать ее подальше от циклонов, которые могут ее расстроить,
она очищается; постепенно она становится прозрачной и
спокойной волной, в которой любят отражаться небесные лучи.

Только в уединении и тишине Святой Дух
говорит с нами и зажигает в нас огонь Своей Любви. Только
в одиночестве и тишине Сын соизволит позволить нам
залечить его раны. Только в уединении и тишине
Отец иногда позволяет нам мельком увидеть величие Своего Лица.
Наконец-то в тишине и одиночестве Пресвятая Дева дает нам
охотнее всего укрывается под целомудренными складками своей вуали.

_O beata solitudo, o sola beatitudo_ s’;criait saint Bernard. Вместе с ним
мы воскликнем:-- Счастливое одиночество, единственное блаженство!

И мы добавим: - Боже мой, сделай так, чтобы в дневном лесу мы
обнаружили уединение, неизвестное людям, где мы будем расти, как
молодые березки, под росой вашей Милости. Пусть наши молитвы,
услышанные только от Вас, вздохнут в них, как дикие гребцы.
Пусть все силы нашей души расцветут в нем во славу твою
как те апрельские колокольчики, которые усыпают землю тенистых
рощ, где ветви старых дубов склоняются, чтобы поклониться вам - в
тишине.




VIII

ПРИЧАСТИЕ

 _Sumit unus, sumunt mille:
 Quantum isti, tantum ille:
 Nec sumptus consumitur._

 Последовательность мессы Святого Причастия.


Единственное, что имеет значение в жизни, - это всегда любить больше
Господь Наш Иисус Христос.

Как мне достичь этого любовного прогресса? Не наша бедная
природа, предоставленная самой себе, могла бы добиться в этом успеха. Такой большой, какой бы она ни была
ее добрая воля, она остается универсальной, ей нужна сверхъестественная поддержка
, которая удержит ее на узком пути, вдали от иллюзий
плоти и престиже греха. Это утешение, это возросшее
усердие дает нам только Евхаристия.

-- _чтобы ты жил во мне_, - сказал нам Иисус, _перво, я должен
жить в тебе_.

С того дня, как мы сделали все необходимое для того, чтобы это слово прорастало и
плодоносило в нашей душе, нам становится очень трудно не
оставаться в состоянии благодати или, по крайней мере, не вернуться в него как можно скорее
когда мы отошли от этого. В результате для нас становится почти
невозможным часто не общаться.

Итак, сверхъестественное, благодаря которому мы постоянно узнаем точное
значение вещей на земле и на небесах, неустанно взывает к нам. Он исправляет
нашу близорукость по отношению к Богу. Он открывает нам подводные камни того
дурного сна, который люди, не знающие Благодати, воображают
реальностью.

Чтобы получить такие великие блага, логично, что мы
должны иметь возможность все шире открывать свою душу для притоков
этого животворящего сверхъестественного.

Теперь есть только один выход: ежедневное посещение мессы и
также ежедневное причастие...

Ах, я прекрасно знаю, что для многих Церковь - это мать, которую мы любим и
уважаем, но которой охотно пренебрегаем. Поэтому есть
христиане - неоспоримые - которые считают эту практику слишком
подчиняющей.

Тратить полчаса каждое утро на совместную молитву и принятие
Иисуса кажется им чрезмерным. Им предлагаются различные предлоги
, чтобы они отказались от этого. И искушение возникает из-за возражений, в которых
таится Злоба.

Например, проснувшись, эти души, омытые теплом, рассказывают
друг другу следующее:

--У меня плохое настроение. Меня волнуют мои дела. Конечно, я
бы с удовольствием пошел на мессу, но мне не хватало бы благоговения. Так
что мне лучше воздержаться от этого.

Или же:

--Я был бы неправ, если бы беспокоился, потому что, наконец, Церковь не возлагает на нас
строгих обязанностей.

также иногда человеческое уважение заставляет их насвистывать намеки на гордость:

-- Я веду себя как уравновешенный человек. Если узнают, что я хожу
на мессу каждый день, скажут, что я преувеличиваю, и это поколеблет мою веру.
ситуация ... Я уже вижу, как Такой-то, мой конкурент по общественному мнению
, начинает кампанию. Он считает меня умным, хотя
и католиком ... Я угадываю его улыбку, если он заметит, что я часто хожу на
мессу ... Однако я не хочу, чтобы он считал меня глупцом...

Мой добрый друг, я думаю, тебе было бы полезно вспомнить слово
святого Павла. Он с похвалой говорил о верующих, которые
якобы исповедовали свою веру среди враждебных волнений
языческого общества:

--_мы глупцы из-за Иисуса Христа._

Вот из этих фраз Бог вдохновил Апостола. Они
прекрасно воплощают в себе состояние души. Они прогоняют гордыню во
тьму; они открывают окно в небо...

Итак, если ты проникнешься этой глупостью, как и подобает, - ты пойдешь к
мессе и будешь причащаться, мы больше не можем часто. Ибо ты
поймешь, что быть глупцом в глазах мира - значит иметь разум перед
Богом.

Что касается возражения, что твои поглощающие дела заставят тебя скучать по
благоговению, не думаешь ли ты, что, прежде чем приступить к ним, ты должен представить их Богу
вакер, убедил бы тебя не совершать никаких поступков, не произносить
никаких слов, которые могли бы отягощать твою совесть?

Весьма вероятно, что после этого причастия, если ты скажешь "да", будет
"да", если ты скажешь "нет", будет "нет", как повелевает Наш Господь
Иисус Христос.

Тем более, ты будешь вооружен против соблазнов
наживы, похоти и тщеславия, которыми мир собирается тебя поразить.

Что касается Церкви, членом которой ты гордишься, ты можешь быть уверен
, что ты будешь лучше поддерживать ее, что ты будешь больше утешать ее делами.
частое причащение только с помощью множества приемов и речей, в которых ты
рискованно пытаешься примирить то, что ты называешь «мирскими обязанностями
», с заповедями Евангелия.

Помни еще, что, соединившись Евхаристией со Страстями
Спасителя, ты немного утолишь кровь Его язв, и тогда ты
без колебаний вознесешься над Иисусом, как Он вознесся над тобой...

И, наконец, нам так приятно следовать этой маленькой мессе рассвета
на котором присутствовали лишь истинно внутренние души! Он сам
эти совместные молитвы в тишине первого утра,
этот скромный банкет за Святым столом создают атмосферу благодати, которая
делает ум умиротворенным и радостным на весь день.

Объединение этих немногих душ на первой мессе облегчает
им служение Иисусу! В одиночестве молиться, возможно
, не удастся, особенно когда наша слабость
заставляет нас отвлекаться. Десять или двенадцать, мы стоим-мы по очереди помогаем
Господу нести Его крест...

разве святой Иоанн Златоуст не думал о подобных мессах, когда
говорил:

«Вера подобна огню. Несколько светильников, соединенных вместе, дают
великий свет; и несколько верующих, объединенных вместе, дают более
яркую и просвещенную веру. Одинокий христианин среди людей, не имеющих
веры, подобен одинокому светильнику среди тьмы; но
когда мы оказываемся в обществе наших братьев, мы чувствуем
невыразимую радость и утешение ...[6]»

 [6] Третья проповедь на_послании к римлянам_.

Потому что все лампы светят вместе.

Христианин, ты все равно признаешь, что такая польза, которую нужно получить, стоит того, чтобы ее получить
несмотря на то, что мы посвящаем ему тридцать пять минут каждое утро?

Кроме того, следует отметить, что если мы привыкли
к частому общению, оно становится для нас настолько необходимым, что мы чувствуем себя плохо
комфортно, даже физически, когда по случайному стечению обстоятельств кто-то был вынужден
воздержаться. Итак, мы повторяем про себя, вздыхая, стих из 101-го псалма:

«Я подобен вытоптанной траве; мое сердце пересыхает, потому что я
забыл съесть свой хлеб».

И как же вам не терпится на следующий день снова съесть
эту незаменимую пищу!

Гюисманс однажды сказал мне:

--Если я какое-то время не буду причащаться, мне будет очень плохо...

Что другие могли бы сказать то же самое!

Заметим еще раз, что месса, в сущности, является лишь подготовкой к
причастию, и что если мы этого не сделаем, воздействие Святой Жертвы
на нашу душу останется неполным. Ибо Евхаристия действует на нас
, как весеннее солнце на растения, онемевшие от долгой
зимы. Она воскрешает, она пробуждает сок высших добродетелей; она
, как нежная листва, развивает наши добрые мысли; она делает
прорасти те цветы, о которых мы раньше и не подозревали: розы
Любви; она освещает и согревает самую сокровенную область нашей
души; тот, где укореняется Благодать: подсознание.

Прежде всего, Евхаристия дает нам мир Христов, божественный мир, который
должен вернуть нас по Образу Его, кротких и смиренных сердцем, через
тревоги, страдания и отвращения, которыми мир питает
влюбленных в Иисуса.

Все слова мессы несут ореол. Но нет таких, которые
сияют более мягким и властным блеском одновременно, чем те, которые
которых мы просим у Господа мира.

Дело в том, что они решительно выражают нашу
потребность вырвать их оружие из этих бурных полчищ грехов
, которые без молитвы, без помощи Богородицы и Святых
увековечили бы гражданскую войну в царстве нашей души.

Я вспоминаю, в частности, восхитительную молитву, которую вряд ли можно
произнести в единении с празднующим, чтобы слезы не
навернулись на глаза:

 Господь Иисус Христос, ты, который сказал своим апостолам: «Я оставляю вас
 мой мир, я даю вам свой мир», смотри не на мои грехи, а на веру
твоей Церкви; она сама соизволит умиротворить и объединить ее в соответствии с твоей святой
волей.

Великолепное обращение: Ты молишься, чтобы Церковь поддержала тебя, Церковь
молится, чтобы ты стал достойным ее поддержки. В то же время
Пресвятая Богородица и Святые молятся, чтобы Иисус даровал Церкви
и твоей душе благодать животворящего мира.

Тогда тебе остается только ждать, смиряясь и поклоняясь, пока
твой Бог снизойдет в тебя...

Теперь ты причастился в мире и начинаешь свое
благодарение.

После того момента страха, когда ты принял своего Бога, пусть и такого
недостойного, импульс всей твоей души возобладает над поклонением и любовью.

Один хороший священник, которому я иногда служил мессу в Кармеле в
Лурде, однажды сказал мне спонтанно:- Когда вы причащались, возьмите
латинское слово: ARDOR и сформулируйте свое благодарение примерно
так: А, поклонение; Г, благодарность; Г, просьбы; О, подношение; R,
резолюции.

Я применил этот метод; и вот что он мне принес.

Акт обожания - это как если бы мы видели себя совсем маленькими и все такое
неясный в присутствии неизмеримо яркого света. Постепенно, по мере
того, как мы подчиняемся ее небытию, она приближается, окружает вас
, проникает в вас и разжигает в вас пламя, которое больше не угаснет.

Акт благодарности - это, во-первых, источник, тонкой
струей бьющий из узкого отверстия. Затем, под давлением
признания, она становится все больше и больше и в конце концов превращается в
широкую гладь, которая затопляет берега. И теперь она - река
, разлившаяся, стремительная и сверкающая под солнцем Лос-Анджелеса.
Благодать. Течение становится настолько сильным, что у нас нет времени
на длинные фразы. Восклицательные восклицания безудержно вырываются
из наших уст, и вся наша душа изливается в них.

Акт просьбы: мы следуем за Иисусом, мы берем складку его мантии, чтобы
запечатлеть на ней почтительный поцелуй, чтобы добродетель, исходящая от Учителя
, вошла в вас через это прикосновение. Ему говорят: "Господи, я ничего
не могу сделать сам и так нуждаюсь в Твоей помощи!" Дай мне это,
теперь, когда я прикасаюсь к тебе. Даруй мне это на благо моей души,
для облегчения этого больного, для спасения этой души, находящейся в опасности,
для вечного покоя этого умершего, с намерением которого я причащался.
Скажи только одно слово, и все Злые люди, которые
стремились увести меня от Тебя, убегут ... Если, однако, это не входит в
твои намерения исполнить меня сегодня, заставь меня принять это испытание
как залог твоей нежности.

Акт приношения: - Господи, вот мои ноги: сделай так, чтобы они ходили
только путями Твоими. Вот мои руки: пусть они работают только для
того, чтобы строить тебе часовни. Вот мои губы: пусть они устанут произносить
твои похвалы. Вот мои чувства, мой интеллект, мое воображение, моя
воля ... Пронизывай их только ты. Вот все мое существо: уподобь его
тополю, который задирает верхушку к небу и у которого есть только одна
функция: петь тебе всей своей дрожащей листвой под таинственными
дуновениями, которые ты посылаешь ему.

Акт резолюций: -- По Твоей Святой Благодати я изгоню из своего
душа пороки, которые я позволял там роиться, как чертополох в
саду, которым пренебрегают. Я приложу все усилия, чтобы вырвать
сорняк гордыни. Потому что именно она всегда угрожает задушить их
прекрасные цветы смирения, которые ты хочешь взрастить во мне. Именно она
связывает свои когтистые корни с хрупкими корнями добродетелей, которые твоя
забота посеяла во мне; именно она, чей нечистый запах пытается
наполнить мои ноздри, чтобы я больше не мог вдыхать аромат
целомудренных роз, которые выращивает твоя Мать. Ах, Господи, если ты поможешь мне,
я убью свою гордость...

Благодарение, совершаемое примерно таким образом, приводит к желаемому
_ пылу_. Как и рекомендовал Псалмопевец, мы начали со
страха перед Господом, а теперь на смену ему приходит Любовь во всей ее полноте.
полнота. В течение нескольких минут, а иногда
и нескольких часов, мы живем в Иисусе, как Иисус живет в нас. Мы осознаем
великолепное и грозное слово святого Павла: _тот христиан
Христос есть._ Эта неслыханная милость преображает нас до такой степени
, что мы забываем самих себя. Мы больше ничего не просим; мы
больше ничего не знаем о земных вещах: мы вкушаем среди огромного
покоя чистую радость таяния в сердце Иисуса, как
кусок металла в неугасающей печи, пламя которой
мягко поглощает и поглощает нашу душу.

Несомненно, затем мы снова падаем: повседневная жизнь воскресает со своими
заботами, искушениями и уродствами.

Но знай, что если ты привыкнешь к частому причащению, этот
великолепный дар слияния с Иисусом может быть дарован тебе снова и
что он неизмеримо укрепит тебя в сопротивлении злу. Только
от тебя будет зависеть победить его, продвигаясь, согласно твоей
свободной воле и согласно твоей покорности Благодати, по пути
добродетели. От тебя будет зависеть, заслужишь ли ты Любовь.

Святой Августин говорил: «Любовь моя, это то, что я взвешиваю перед Богом».

Друг читатель, давай постараемся все взвесить.




IX

ДЕНЬ МОЛИТВЫ

 _Jucundus homo qui miseretur et commodat, disponet sermones suos
 in judicio: quia in aeternum non commovebitur._

 _псих 111_.


Это репортаж. Когда-то мне посчастливилось встретиться в
Лурдес - человек, который, помимо ежедневного причастия, проводил
в молитве около шестнадцати часов из двадцати четырех.

На нем было около пятидесяти лет. Он был очень некрасив: брекеты,
большие фиолетовые губы, курносый нос, окладистая борода.
грязно-серый цвет лица, желтый цвет лица, к тому же пронизанный
веснушками, маленькие раскосые глазки, похожие на яблочные косточки,
большие красные руки, конечности неправильно скошены, спина сгорблена.

Однако, как только мы поговорили с ним, с этим злополучным набором, мы его больше не видели
. Мы были очарованы очень нежным сиянием чернослива, в котором пребывала
душа невыразимой чистоты: это был взгляд набожного ребенка
после его первого причастия. Его тихий голос с музыкальными интонациями
успокаивал, как диктовка, обеспокоенные умы. Он был в порядке
любому, кто немного поболтал с ним подолгу, было трудно не
почувствовать, что его возбуждает более пылкая преданность, чем та, к которой он
привык.

Небольшие ренты, выплачиваемые экономно, позволяли
ему подолгу находиться у различных святынь, где Пресвятая Богородица
являла себя чудесами, поскольку он исповедовал для Нее особый культ
. Иногда он проживал в Лурде, иногда в Лоретте, иногда в
Понтмене. Он пять раз поднимался на гору Ла Салетт.
Однажды он посетил Святую Землю.

Обычно он оставался очень молчаливым. Но когда ему было нужно
ведя диалог, он делал это игриво и размеренно. Никто никогда не
слышал, чтобы он сформулировал фразу, предполагающую малейшую критику
в адрес ближнего.

Несомненно, потому, что он угадывал во мне душу, склонную к горячности,
бурным фантазиям и излишней болтовне, - при
встрече он не преминул сказать мне несколько слов
, смысл которых, иногда таинственный, при размышлении обретал
необычайную глубину.

Воодушевленный этой доброжелательностью и желая узнать, как он
живет в вечной молитве, я спросил его, в один из вечеров:
из наших интервью, из-за того, что вы очень подробно рассказали мне о работе в один из его
дней.

Сначала он защищался от этого. Он повторял мне с выражением
смирения, которое я не мог забыть:-_верми сум, верми сум!..._

Я так сильно настаивал, представляя ему, что бедный разбитый камешек
нуждается в этом учении как в милостыне, что в конце концов он
согласился.

Его речь так понравилась мне, что я решил написать ее, как только вернусь
домой. Итак, это его собственные слова, записанные как
можно точнее, которые мы прочтем ниже.

Если случайно эта книга попадется ему на глаза, я надеюсь, что он
простит мне мою неосторожность, учитывая, что, не предавая инкогнито
, в котором он скрывается, я хотел создать - в результате - несколько душ
, любящих внутреннюю жизнь.

--С того дня, - сказал он мне, - когда мой добрый ангел внушил мне мысль жить для
Бога, я решил устроить свою жизнь так, чтобы большая
часть моего времени была потрачена на молитву.

Мне было легко: у меня нет строгих занятий. Кроме
того, молитва является для меня настоящей потребностью. И посмотрите, как
Бог добр: посчитав меня непригодным для практической работы, Он не хотел
, чтобы я был слугой, который хоронит талант, доверенный ему хозяином. Он
направил меня по пути, по которому я мог служить ему в соответствии с моими бедными
способностями. Слава Ему одному!

Итак, вот моя «рабочая таблица», поскольку вы считаете, что вам может
быть полезно с ней познакомиться. Но не ожидайте ничего
необычного. Я предвижу, что вы будете разочарованы и
почувствуете, что есть много душ, склонных к молитве, чтобы добиться
большего успеха, чем я.

Я думал иначе; но я не сказал ему этого, опасаясь
напугать его смирением.

Он несколько мгновений собирался с мыслями, а затем продолжил: -
Первое, что я делаю, просыпаясь и произнося свои утренние молитвы один раз, - это
размышляю о милосердии по отношению к другим.

Вот почему: когда я еще жил на свете, я заметил
, что одна из главных причин зла, которое люди причиняют
друг другу, - это дух унижения. Забывая, что мы
сами являемся набором уродств, мы охотно выносим
опрометчивые суждения о соседе. Мы высмеиваем его недостатки; одним словом, на одном
жестом мы спешим приписать ему неопубликованное; мы размышляем о его
недостатках, иногда более очевидных, чем реальных; если он замешкается, вместо того,
чтобы помочь ему подняться, мы резко осуждаем его оплошность. Мы расточаем бранные
слова, не задумываясь о том, что слово, брошенное в ошеломленного, повторенное
и искаженное другими, может повлечь за собой тяжкие грехи,
бедствия - даже преступления.

Ах! язык!... Вы помните, что святой Иаков говорит об этом в
своем католическом послании: «Язык, по правде говоря, маленький член,
но он творит великие дела. Посмотрите, как мало огня нужно, чтобы
зажечь большой лес! Язык тоже огонь, мир
беззакония. Язык воспламеняет весь ход нашей жизни; он
сам воспламеняется Геенной».

Два мотива, в равной степени злых, я считаю, могут объяснить эту
склонность отсутствием милосердия.

Или, указывая на ошибки и недостатки других, мы ищем
оправдание своим собственным отклонениям. О, мы не признаемся себе в этом; мы
ссылаемся, при необходимости, на соблюдение приличий; мы сожалеем
о скандале. Но если бы мы прислушались к нашим скрытым мотивам, мы бы
мы бы услышали, как он сформулировал это так: - Почему бы мне не совершить
такой поступок, если его совершают многие другие, особенно этот!...
Однако я приму меры предосторожности, чтобы мир ничего об этом не узнал
...

Здесь лицемерное фарисейство сочетается со злобой - и это похоже
на канализацию, которая прячется под лилиями.

Второй случай встречается чаще: мы находим в этом исследовании и
осуждении глупостей других негласный мотив превозносить
нашу собственную правоту перед самодовольным зеркалом нашей гордости.
Как мы тогда выставляем напоказ свои вещи! Как славословие самих себя раздувает
нашу душу! Как мы забываем, что если один тонкий плод загораживает глаз
другого, то грозный бугорок засоряет наш чернослив!

Самое ужасное в том, что, когда язык пронзает яд,
вылечить полученный им ожог становится практически невозможно. Одна
поговорка, которую я считаю ложной из всех ложных, гласит: _словеса
улетают, а письмена остаются._ Это неправда. Не говоря уже о
клевете, которая является особенно адским ужасом, злословием
почти всегда оставляет следы. Любые оскорбительные высказывания в
адрес других лиц собираются. Она предупреждает того, кого
вы обидели. Иногда, спустя месяцы, его нужно будет
судить в его истинном свете. Но тогда появится кто-то
, кто огорчит его и навредит ему, сообщив о вашем суждении. Вы станете причиной
ссор и, кроме того, наживете себе врага, который захочет
отомстить вам. Кому пойдет на пользу это расстройство? Дьявол, обрадованный
возможностью вызвать в нас гнев, ненависть и
насилие, дьявол, который бушует в своем пламени, когда мы
разрываем друг друга на части.

Он помолчал минуту, а затем продолжил, побледнев: - У меня в моей несчастной
прошлой жизни было такое воспоминание. Одна моя фраза, произнесенная для
того, чтобы блистать в гостиной, выставлять напоказ эту подозрительную
посуду, которую мир называет духом, стала причиной смерти человека ... Я плакал
кровавыми слезами из-за этой убийственной легкости, я
раскаялся в этом. Но память об этом все еще разъедает мне сердце...

Вот почему с каждым рассветом, когда я просыпаюсь, я спешу сформулировать это
молитва:--Боже мой, дай мне благодать молчания. И если сегодня
я окажусь в опасности думать о других как о жабах, заставь
меня сразу вспомнить, что я гадюка.

Это то, что делает ваш рот хорошим на весь день, и в первую очередь для того, чтобы
отправиться на мессу.

Месса! Что душе полезно внимательно следить за всеми
перипетиями этой возвышенной драмы. Я стремлюсь к этому. И все же иногда я
, сам того не желая, испытываю своего рода
восторг в ту самую минуту, когда Иисус собирается сойти на жертвенник. Когда
приходят трижды священные слова: _ Накануне страданий Он
взял хлеб в свои святые и почтенные руки_, я начинаю
дрожать от раскаяния и любви; моя душа поднимается, как
будто хочет убежать и бежать, чтобы поклониться ногам своего Господина; затем мои
глаза закрываются. Я все еще могу мельком увидеть священнослужителя, возвышающего
хозяина; но после этого разумные вещи исчезают. В то время как суверенное спокойствие
связывает воедино все силы моей души, мне кажется
, что я вижу разворачивающееся вне времени и пространства поле цветов одного
синева глубже, чем у морской бездны, и прозрачнее, чем у
летнего неба. Все эти венчики колышутся под таинственным ветерком
, а затем склоняются к Агнцу Божьему, который лежит с открытым горлом
посреди поля. Что это за женщина со звездными глазами, которая
улыбается и плачет, стоя на коленях у Жертвы? - Ах! я
ее знаю: она Святая Дева. Ибо он истекает кровью, прекрасный Агнец, и
кровь его чиста, как красное золото заходящих солнц.

Эта кровь, пролитая бесконечной Любовью, приливает к моим губам. мне это нравится
поилка с длинными мазками. Он разливается по моим венам; и это
вливание моего Бога в меня такое острое, сладкое, что я
, кажется, умираю от благодарности и чувства своего недостоинства...

Я прихожу в себя только после того, как принимаю Евхаристию, не
осознавая, что нахожусь у руля причастия. Хватка Ягненка была
настолько сильной, что я с трудом могу прийти в себя...

По окончании мессы я обычно иду в Пещеру.
Не правда ли, полезно таким образом черпать дополнительную освящающую благодать в
источник, из которого неиссякаемо течет нежность Марии к нам.

Помолившись Богоматери Лурдской, чтобы она помогла нам, тем, кто мне
дорог, и мне, в течение этого дня, я размышляю либо над стихом из
_магнификата_, либо над строфой из_Авэ Марис Стелла_.

Вчера, например, я взял вот это: _Monstra te esse matrem_...

 Покажи, что ты мать,
Что он принимает через тебя наши молитвы
 Тот, кто, рожденный для нас,
Возжелал себя твоим Ребенком.

Какое чудесное обращение к сердцу Мадонны в этих четырех стихах, которые
создают братство между Иисусом и нами!

Это как если бы мы говорили Деве:

--Поскольку вы мать Иисуса, поскольку вы наша
приемная мать, соизволите пострадать вместе с нами, как вы страдали вместе со
Своим Сыном. Возьмите наш крест и принесите его Ему, чтобы Он мог облегчить нас,
простить нас, исцелить нас от греха, от которого Вы были
освобождены. О наша кормящая Мать, даруйте молоко Благодати и
милосердия своим бедным детям во Христе...

Помолившись, я выхожу из Пещеры и возобновляю благодарение
, прогуливаясь по сельской местности.

Как хорошо идти по полям и под деревьями, размышляя об
этой все более пробуждающейся любви к Богу, которой мы заслуживаем
ежедневного святого причастия! Так обстоит дело в Лурде, особенно там, где, как мне
кажется, больше, чем где-либо еще, состояние благодати делает вас совершенно новой душой.

Тогда предметы, которые бросаются в глаза, приобретают религиозный смысл:
ветка бузины, раскачивающаяся, как кадило, чесалка
, склонившая свою маленькую головку в аметистовой шапочке, как
хористка на Возвышении, крик петуха на ферме.
вдали большие мирные волы, тяжело пасущиеся в
пути, солнечные блики на бурлящей воде реки Гав: все
становится символом долга или добродетели. Ибо
разве природа сама по себе не является обширной молитвой?

Странствуя таким образом, я познал, полный моего Бога, радости
, интенсивность которых, хотя я и был очень недостоин этого, Наш Господь соизволил с
некоторого времени усилить.

Вот, например, позавчера я испытал состояние покоя, которого
до этого не знал.

Я медленно шел по дороге в По, когда меня поймали
более глубокое благоговение, чем я мог себе представить.
Мне казалось, что какая-то божественная волна мягко проникла в мою душу и
разлилась по ней мирным пятном, где я оставался погруженным в абсолютную
тишину всеми своими способностями.

Как мне это выразить? Анализ дает сбой, а сравнения
остаются намного ниже того, что хотелось бы услышать!

Я скажу вам только, что во время полного восторга,
когда я не мог ни двигаться, ни говорить, я почувствовал, как Бог вливается в меня и
восхитительно погружает меня в свою сущность. - Впечатление было таким сильным и
так учтиво сразу, что я не смог бы выдержать это долго, не
упав в обморок.

Впрочем, это длилось всего около двух минут.

Когда я пришел к осознанию происходящего, это было вызвано сильным желанием
служить Богу с большим рвением, с большей доброй волей, чем я
когда-либо делал. Тогда я покраснела от смущения, потому
что так хорошо знала, что никоим образом не заслужила такого огромного одолжения! Чтобы
узнать Ее, мне пришлось поклониться и поцеловать прах, поклявшись Богу
умереть за Него немедленно, если потребуется...

Я возобновил прогулку; я пересек железнодорожный переезд, недалеко от
шлюза и турбины, которая обеспечивает электроэнергией Лурдес.
Я вошел в собственность, решетка которой выходит на другую сторону
переулка. Я пошел по тропинке, идущей вверх, направо, оставляя слева
холм, на котором возвышается статуя Святого Иосифа. И на
карнизной тропинке, которая пересекает ее на полпути, я остановился между двумя высокими
каштанами, густая листва которых образовала шелестящий купол над
моей головой.

С этого места открывается восхитительный пейзаж. У ног ходока,
покрытый бархатистой травой склон спускается к впадине долины, где
течет ручей Джейс, скрытый под хвощами. Впереди местность поднимается
вверх, покрытая деревьями, которые толпятся и пасутся до ограды
скромного монастыря доминиканских женщин. Чуть правее
извивается Гав, пенясь и грохоча среди камней, разрывающих ее
платье из изумрудной жидкости. Пещеры не видно, ее можно угадать, спрятавшись
за высокими тополями. Наконец, на последнем плане базилика,
Шато-форт и дома Лурда выделяются на фоне серой массы
и зеленый от большого и маленького Джера, закрывающих горизонт.

Позавчера лиловая дымка размыла все линии пейзажа и
налилась легким серебром под лучами слабеющего солнца. И это было
похоже на город во сне, в месте легенд, на пороге Рая.

Я сел и, читая _Аве_, уставился на окна
монастыря. Я мысленно присоединялся к молитвам нежных затворниц
, которые постоянно поддерживают пламя божественной любви за
этими стенами.

Внезапно, ни к чему не подготовившись, я почувствовал _ присутствие_ в
рядом со мной-точно слева от меня. Я _я_ не сомневаюсь,
что там кто-то был.

Поймите меня правильно: я абсолютно ничего не видел глазами тела. Точно
так же ни одна из тех фигур, которые наше воображение иногда рисует нам
внутренне, когда мы закрываем веки, не проплывала
внутри меня:

Тем не менее я был уверен -_так же уверен в существовании Бога_- что
Существо неподвижно стояло совсем рядом со мной...

Я удивился, а затем почувствовал небольшой страх. Но этот страх
вскоре прошел, потому что я не знаю, что только это Присутствие говорило мне
в нем не было ничего враждебного - как раз наоборот.

Затем-ах! это невыразимо - у меня была интуиция, невозможно более
острая, невозможно более яркая, что это была Пресвятая Дева.

Я упал на колени. Слезы радости текли у меня по щекам.

Благоговейная любовь владела мной целиком. Я мог только повторять
, рыдая: _Ave, ave Maria!..._

Невидимое привидение прошло мимо меня. Я почувствовал, как что-то вроде
почти незаметного трепета - возможно, от ее
вуали - коснулось моего лица. Затем она отошла к Гаве и _я знаю_,
что она вернулась в Пещеру.

В порыве благодарности я упал лбом в траву и
поблагодарил, так как понял, что добрая Мать, приехав навестить своих
дорогих доминиканских дочерей и увидев меня совсем рядом, соизволила
пересечь долину, чтобы очистить меня от ее духов...

Я твердо верю, что именно ежедневное общение очищает мою
душу до такой степени, что она становится способной воспринимать и пробовать на вкус
такие восхитительные чудеса. Без этого адъюванта я знаю себя достаточно, чтобы
знать, что по своей природе я бы потворствовал только самым
жестоким ощущениям.

Те, кто предостерегает от этой практики, возражают
, что, учитывая привычку, воздействие Евхаристии на
нас должно ослабевать.

Они ошибаются: душа далека от того, чтобы сидеть на корточках в рутине, она не перестает
стремиться к добродетели и все больше стремится к
свету Свыше. Покой Иисуса становится для нее настолько необходимым, что она
старается не нарушать его даже из-за незначительных проступков. Если она не
справится с этим полностью, то, по крайней мере, значительно сократит их количество.
Таким образом, она в конечном итоге образует своего рода кибуар, в котором Бог соглашается на
иногда отдыхайте...

Возвращаясь к изложению моих повседневных занятий, я скажу вам
, что после продолжительного благодарения в сельской местности я
обычно посещаю часовню кармелитов или часовню бедных
Кларисс, чтобы посетить там Святое Причастие.

Попутно я читаю в одном из небольших томов, которые всегда ношу
с собой, либо главу из Евангелия, либо отрывок из
"Ограничения", и размышляю над смыслом этого в меру своих возможностей. Это два продукта
, без которых я не могу обойтись и от которых я всегда получаю пользу.

Есть определенные фразы, которые погружают меня в глубокую задумчивость.
В нем я обнаруживаю мотивы для более сильной преданности и причины любить
Иисус, в котором я еще не сомневался. Это все равно, что горсть
сардин, брошенная в очаг, который может вот-вот вспыхнуть под
пеплом. В качестве награды и непреодолимым образом медитация превращается
в молитву желания. Жгучая жажда Небес пронизывает все мое существо.
В то время как мои губы умножают _славу_, моя душа взывает к Святому
Троица, чтобы в скором времени привлечь меня к себе, чтобы я был достоин потерять себя.,
после непродолжительного Чистилища, в его восхитительном Великолепии, как
капля дождя теряется в безбрежном океане.

Когда я прихожу в часовню, атмосфера бесконечного благоговения, царящая в
ораториях созерцательных сообществ, достойных своей миссии,
окутывает меня и пронизывает до глубины души. Все это наполнено мирной
радостью, свежестью молитвы, которую я преклоняю колени
и медленно читаю, размышляя над каждым стихом,_О Приветствие_.

Особенно у Кларисс я испытал это впечатление. Это так
восхитительно скромна их молельня! - Этот невощеный пол, эти
деревянные украшения алтарей, эта приятная темнота: вот
дом, в котором Наш Господь любит освящать кающиеся души. Здесь
Он такой же бедный - и такой же сияющий, - как в те дни, когда
Пресвятая Дева укачивала его в своей яслях в Вифлееме...

Вы замечали, как приятно общаться с
Иисус, скрытый в скинии?

Кажется, он дремал, ожидая вас, и просыпается, как
только ваш настойчивый голос зовет его.

Так что за симпозиум! -- Мы на самом деле не молимся. Мы разговариваем с ним
интимным образом. Это позволяет вам познакомиться. Ему рассказывают
о его трудностях и горестях. ему показывают его плечо, ушибленное крестом.
И он отвечает вам тихим и учтивым голосом; и он
утешает вас; и он проливает на ваши раны росу Своей любви; и он
помазывает ваши раны бальзамом своей Страсти...

Ах, посещение Святого Причастия - это звезда на темном небе
обычного существования!...

Днем, после вечерни, я возвращаюсь в Пещеру и читаю там два
четка. Во время паломничества я люблю произносить их вслух,
союз с толпами, умоляющими Мадонну. Я, так
сказать, выдвигаю свои собственные требования среди требований всех этих душ, охваченных
верой, надеждой и милосердием. Эти молитвы, обращенные друг к другу
, поднимаются, как клематисы и настурции, по скале, чтобы
расцвести у непорочных стоп Богородицы. И опыт доказывает, что
наша Мать, принимая подношение, собирая все эти цветы,
дарит их своему Сыну и взамен получает избыток благодати.

Первые четки я посвящаю душам в Чистилище и медитирую, в
изгнание, пять славных тайн.

Эти мистерии представляют собой переплетение драгоценных камней, в которых переливаются бирюзовый
цвет рассвета Воскресения, великое бриллиантовое солнце
Вознесения, рубины с пурпурными огнями Святого Духа,
лунные серебряные лилии Успения Пресвятой Богородицы, жемчуг, радующий Млечный
Путь Коронации Пресвятой Богородицы.

Я особенно рекомендую Мадонне души, за которые
уже много лет никто не молится. Они должны так страдать
, забытые бедняжки! Мне часто кажется, что я слышу, как они жалуются, как ветер
тоскливые осенние вечера. Мне кажется, что я вижу, как они кружатся
вокруг меня, как опавшие листья. И я так счастлив
внести свой вклад, может быть, в то божественное освежение
, о котором говорится в _Мементе_ мессы, посвященной им.

Вторые четки я говорю для обращения грешников
, размышляя над пятью болезненными тайнами. Ибо не страшно ли
думать, что бесчисленные души из гордости или, увы, по невежеству
заставляют Господа Нашего проливать кровь под елеонскими деревьями в Гефсимании, в
бичевают с яростью, осыпают его шипами, плюют ему в лицо,
взваливают на плечи бремя Креста тяжким бременем своих беззаконий,
оскорбляют его и поят его кровью, когда Он умирает на Голгофе?

Ах! хотя бы для того, чтобы облегчить душу Спасителя, как хочется тогда
страдать вместе с Ним, чтобы эти души, утопающие в мрачной тьме
, были просветлены!...

Наконец, вечером я заканчиваю свои молитвы молитвой _Sub Tuum_ за больных
, у которых ночью повышается температура, чтобы Богородица положила свои
успокаивающие руки им на лоб. Затем я говорю _Te lucis_ Святого
Амбруаз, чтобы отогнать похотливых личинок, которые прячутся в тени и
во сне. И я засыпаю, сложив руки
и трижды повторив: - Богоматерь Лурдская, помолитесь за нас...

Он замолчал и некоторое время смотрел в небо, мысленно молясь.
Я старался не беспокоить его. Затем он отвел взгляд от
земли, заметил меня, улыбнулся и, приветливо поприветствовав меня, ушел
, не сказав ни слова...

Итак, подумал я, вот к чему приводит ежедневное
правильное общение и привычка к молитве. Что я хотел бы выглядеть так
человек, который с этого света вкусил вкус Рая! ... Я всего
лишь кожура, подобранная Добрым Богом из мусорного ведра, которое мы
забыли продезинфицировать. Но, может быть, много молясь, я
когда-нибудь заслужу крылья, которые поднимут эту душу над собой,
и я вместе с ней унесусь к горящим и
сияющим вершинам созерцания...

И я сразу же уходил в Пещеру, говоря и
повторяя:--_Ora pro nobis, Sancta Dei Genitrix, ut digni efficiamur
promissionibus Christi._




ЭПИЛОГ

 _Ave Regina coelorum,
 Ave Domina Angelorum:
 Salve radix, salve porta,
 Ex qua mundo lux est orta._


Поскольку "Битый камешек" только что закончил свою книгу, он поехал по
дороге в По, чтобы добраться до часовни сестер в Невере - это
конгрегация Бернадетт.

Прежде чем отправиться на мессу капеллана: доброго отца Буросса, он
остановился наверху лестницы, которая граничит с забором общины, и
подошел к небольшой стене, с которой открывается вид на город Лурд и
горы.

Небо в тот день было очень чистого голубого цвета, а солнце окрасилось в золотой цвет
поднялся снег с высоких вершин.

-- Лазурь и снег, - сказал он себе, - вот пейзаж облекся в цвета
Пресвятой Богородицы. Как бы я хотел, чтобы они также вошли в мой
объем!

Затем его мысль улетела в Пещеру, и он начал молиться:

Добрая мама, если бы не твоя всемогущая помощь, я бы писал только
глупости. Вы воодушевляли меня в часы депрессии, утешали в
часы уныния, просвещали в темные времена. Если бы не вы,
я бы заслужил шапку-ушанку, а Вы научили меня
ораторскому искусству.

Через вас, ради вас, я, может быть, сделаю немного добра, выяснив
некоторые из моих братьев были привлечены к этому ежедневному общению, в котором я
черпаю все свои силы и все свои надежды.

Теперь, когда я отложил перо, страдайте, что я прославляю вас еще
раз, в соответствии с признанием, которое переполняет мое сердце.

_ Беги от грешника_, когда твой Сын вытащил меня из сторожки, где я
жонглировал конскими упряжками, которые я принял за золотые шары
, ты соизволил вытереть меня своими очень чистыми руками.

_привет медсестры_, когда дьявол пытался разбить мне голову от
сильной невралгии, я шел в твою пещеру, и запах
виолетта, исходящая от Тебя, развеяла мои страдания.

_секур дю кристиан_, когда мое естественное безделье нашептывало мне
оставаться в постели, ты осторожно взял меня на руки. И я тотчас же встал
и побежал за необходимым хлебом.

_очень благоразумная девственница_, когда, пылая рвением к твоему Сыну и к
Тебе, я готовился кричать кому угодно в лицо: «Ты должен любить
Иисус», ты сдерживал меня, говоря мне очень тихо: - Скорее, пой.

_ Утренняя звезда_, ты не переставал сиять на небесах моей души. Если
ты иногда затмевала себя, это было для того, чтобы уступить место этому солнцу
несравнимо с этим божественным очагом любви: священным сердцем Господа Нашего
Иисус Христос.

Будь благословенна, будь благодарна, будь вечно восхваляема. Сохрани мне свою
защиту.

И когда я умру, сделай так, чтобы это было с твоим именем на устах, о
милосердная, о пресвятая, о пресвятая Дева Мария.--Да будет так.


Лурд, 2 июля 1910 г., день посещения.




СОДЕРЖАНИЕ


 Преамбула 11

 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
 ЗАРОСЛИ ЕЖЕВИКИ НА ТРОПИНКЕ

 I. Остановка 53
II. Сомнения 63
III. Искушения 85
 IV.--Демонические атаки 127
В.-- Засушливость 145
VI.-- Мир 161

 ЧАСТЬ ВТОРАЯ
 РОЗЫ ПУТИ

 VII.-- Одиночество и тишина 181
 VIII.-- Причастие 195
IX.-- День молитвы 213
 Эпилог 241




 ЗАВЕРШЕНО ПЕЧАТАТЬ
 восемнадцатого октября тысяча девятьсот десятого
ГОДА ПО
БЮССЬЕРУ
 В СЕН-АМАН (ШЕР)
 от имени

А. Мессейна
издатель
 19, НАБЕРЕЖНАЯ СЕН-МИШЕЛЬ, 19
ПАРИЖ (Ve)


Рецензии