Пушкин Предал на распятие не Иуда - диавол

Пушкин в  1836 г занят философской  лирикой  о Сущем и Смерти. Он уже принял свое последнее решении, выбрал стрелка  и ждет случая. На земле его удерживают сомнения и страхи всякого уходящего в мир мертвых = грехи земнородного и неотвратимое возмездие по приговору в личный Судный день. В частности, его мучают отступничество от либералов и либертинов, от идеала свободы не для себя, а для всех.

Еще недавно в суицидальном  1835-ом он завершил своего Родрига с такой концовкой:

 Сердце жадное не смеет
И поверить и не верить.
Ах, ужели в самом деле
Близок я к моей кончине?
И страшуся и надеюсь,
Казни вечныя страшуся,
Милосердия надеюсь:
Успокой меня, Творец.
Но Твоя да будет воля,
Не моя. — Кто там идёт?..

А теперь он пишет Подражание италиянскому*:

Как с древа сорвался предатель ученик,
Диявол прилетел, к лицу его приник,
Дхнул жизнь в него, взвился с своей добычей смрадной
И бросил труп живой в гортань геенны гладной…
Там бесы, радуясь и плеща, на рога
Прияли с хохотом всемирного врага
И шумно понесли к проклятому владыке,
И сатана, привстав, с веселием на лике
Лобзанием своим насквозь прожёг уста,
В предательскую ночь лобзавшие Христа.
________________________________________
*Вольный перевод «Сонета об Иуде» итальянского поэта Франческо Джанни (1760—1822) с французского перевода Антони Дешана.

Отчего его в это время заинтересовали  образ и миссия Иуды евангелистов  - канонического предателя? Что его так сильно тяготило и не давало уйти спокойно?  Отчего он обратился именно к теме греха предательства и его лидерам, которые у Данте в самом ужасном месте Ада?

Кого Пушкин предал?
Когда?
За что?
За сколько?

***

Евангелие от Иоанна
Глава 6
69 и мы уверовали познали, что Ты Христос, Сын бога живого
70 Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я?  Но один из вас диавол
71 Это говорил ОН об Иуде Симонове Искариоте,  ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати
Глава 13
21 … Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня
25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! Кто это?
26 Иисс отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту
27 И после сего куска вошел в него сатана.

Итак, евангелист Иоанн извещает следующее:

- 12 апостолов выбрал из учеников призвал в свои посланники сам Иисус Христос
- среди этих 12 один был диавол  = Иисус сам ввел эту сущность в состав своих апостолов и ждал момента для его активации
- Иуда Симонов из Кариоты был избран Христом для того, чтобы в него вошел сатана
Значит Иуда не предавал Христа, его разум и дух были поражены по воле Учителя с тем, чтобы избранный  (а он чуть ли не друг детства – т.е. самый проверенный, закадычный)  осуществил ритуал передачи Его палачам для жертвоприношения через распятие.

Сам Иисус не мог сдаться, ибо это было бы актом суицида – делом богохульным и потому недопустимым
Несомненное  злодеяние  Иуды  ставится  под  сомнение.  Что  это? Исполнение пророчеств? Промысл Божий? Одержимость диаволом?  Злая  воля  человеческого  естества? 

Соединение  во  Христе  божественного  и  человеческого  начал, единство  горнего  и  дольнего,  его  поругание  и  слава,  смерть  и воскресение  –  все  вместе  составляет  тайну.  Причастность  Иуды  к этой  тайне  вызывает  почти  тщетную  попытку  узреть  знаковость  не только  крестных  страданий  Господа,  но  и  предшествующего  им предания Его апостолом-изменником.

Святой  Ириней Лионский  во  II  веке  писал: Община  каинитов  пользуется  «Евангелием Иуды», которое ему как текст неизвестно. В  «Евангелии  Иуды»  по-иному,  нежели  в  четырех  канонических  Евангелиях,  трактуется  образ  Иуды  –  он  предает  Иисуса  не  из алчности  или  злобы,  а  якобы  по  воле  и  указанию  самого  Христа, помогая  учителю  принести  жертву  во  искупление  человеческих грехов.  Здесь  же  говорится  о  том,  что  Иуда  был  избран  для  этой миссии  самим  Христом,  что  он  фактически  является  участником главных событий в жизни Иисуса Христа – Его ареста, мученичества, гибели  на  кресте  и  –  в  конце  концов,  Воскресения.  Содержание рукописи  ставит  под  сомнение  традиционную  версию
«предательства  Иуды»,  ставит  под  сомнение  наше  отношение  к «предательству».

Евангелие от Иуды, древний гностический текст, в котором Иуда представлен следующим инструкциям Иисуса и единственным, кому Иисус доверил свое послание

 У каинитов деяние Иуды,  которое канонически именуется как  предательство, толкуется   как  исполнение  высшего  служения,  предписанного  самим Христом. Эта апокрифическая  идея дошла до сект  манихеев  и  богомилов  в  Средние  века  и цепочкой  тянется  до  наших  дней. 

Не канонический Иуда просматривается в так называемых «гностических Евангелий» -  «Евангелие  от  Фомы»,  Евангелие  от  Марии  Магдалины»,  и  «Евангелие  от  Филиппа».

В «Евангелие  от  Варнавы» - апокрифе Средневековья,  так  называемом «мусульманском  Евангелие»,  утверждается, что когда Бог из-за грозившего Иисусу Христу распятия на кресте взял Его на небо, то вместо Иисуса Христа был распят Иуда Искариот,  он  преобразился  в  своего  Учителя.  Отрицание  смерти
Иисуса  на  кресте  –  главная  идея  этого  евангелия;  она  точно соответствует  мусульманскому  учению. 

Это без  учета учений  гностицизма  – философского  и  мистического  течения,  появившегося  в  поздней
античности, которое занималось поиском так называемого «тайного знания»,  поскольку  мир,  по  мнению  гностиков,  лежит  во  зле  и является крайне несовершенным.

Используя методики герменевтики, разгадать ребус Иуды, пытались:
- Д. С. Мережковский в «Иисус  Неизвестный»
- Анна  Катарина Эммерих  в  изложении  К.  Брентано
- Анатоль Франс в сборнике "Сад Эпикура"
- Карл Вейзер в книге "Иисус", 1906
- Тор Гедберг в книге "Иуда",  1908
- Сергей Соловье в эссе "К легенде об Иуде предателе», 1896
- Волошин М. в "Евангелие от Иуды", в стихотворении  "Иуда-апостол" и лекции «Пути Эроса»
- Леонид Андреев в рассказе "Иуда искариот и другие", 1907
- Алексей Ремизов  в поэме "Иуда", 1908
- Н.Н. Голованов в драме в стихах "Искариот", 1905
- М. Булгаков В Мастере без Маргарты
- Х.  Л.  Борхес в  "Tres versiones de Judas", 1944

Писатель-фантаст Борхеса Нильс Рунеберг представляет миру три версии  Иуды Искариота, используя свои две книги:
• В первой версии "Кристус оч Иуда" Рунеберг говорит, что именно Иуда был отражением Иисуса в мире людей, и поскольку Иисус был нашим спасителем, посланным с небес, Иуда взял на себя бремя того, чтобы быть человеком, который вел Иисуса по пути искупления.
• На фоне резкой критики в рассказе Рунеберг вынужден переписать свою книгу. Во второй редакции "Кристус оч Иуда" Нильс меняет свои аргументы и утверждает, что Иуда пожертвовал больше всех. По собственным словам Борхеса, "Аскет, к вящей славе Божьей, унижает и умерщвляет плоть; Иуда сделал то же самое с духом. Он отказался от чести, добра, мира, Царства Небесного, как другие, менее героически, отказывались от удовольствий [ . . . ] Он думал, что счастье, как и добро, является божественным атрибутом и не должно быть узурпировано людьми ".
• В своей последней книге, Den hemlige Fr;lsaren, Рунеберг выдвигает аргумент, что, поскольку Бог в человеческом облике "стал бы полностью человеком, но человеком на грани беззакония", совершение греха также не было бы выше Его сил. Что еще более важно, Рунеберг утверждает, что жертва, ограниченная всего одним днем на кресте, не идет ни в какое сравнение с жертвой принятия стыда и отвращения на всю оставшуюся историю. Таким образом, Рунеберг окончательно приходит к выводу, что он выбрал Иуду в качестве своего воплощения. "Бог полностью стал человеком, человеком на грани бесчестия, человеком на грани предосудительности — вплоть до пропасти. Чтобы спасти нас, Он мог выбрать любую из судеб, которые вместе плетут неопределенную паутину истории; Он мог быть Александром, или Пифагором, или Рюриком, или Иисусом; Он выбрал печально известную судьбу: он был Иудой."

Интересно, что  ирландский  святой Брендан видел Иуду в Аду -  в VI веке святой  Брендан  во время плавания к островам блаженных, мифическому земному раю, встречал  Иуду  в  преисподней  за  оплакиванием  своей  участи. Он не был осужден!  Он ждал … Чего?
(см «Плавание святого Брендана», рукопись  XI  века)

Не встречали?

Не общались…?

Какие-то вы неловкие…

--***

Общество каинитов и Иуда

Древнехристианских  свидетельств  в  отношении Иуды и Спасителя почти не было, кроме небольшого фрагмента из «Арабского  Евангелия  детства»,  возводящего  первую  встречу Учителя  и  ученика  еще  к  раннему  детству,  к  первым  годам  по возвращении  Иисуса  с  Богоматерью  из  Египта.  Это св. Ириней Лионский  во  II  веке  писал,  что  община  каинитов  пользуется  так называемым «Евангелием Иуды». От  гностической  секты  каинитов,  которые толковали  предательство Иуды  как  исполнение  высшего  служения,  предписанного  самим Христом,  и  до  секты  манихеев  и  богомилов  в  Средние  века  –  эта цепочка  тянется  до  наших  дней.  У Св.  Епифания Кипрского  есть  статья  о  секте каинитов  из  «Панариона».
 Гностицизм  – философское  и  мистическое  течение,  появившееся  в  поздней античности, занималось поиском так называемого «тайного знания»,  поскольку  мир,  по  мнению  гностиков,  лежит  во  зле  и является крайне несовершенным. Исторические  тексты,  имеющие  отношение  к  раннему христианству, находились и до этого и, возможно, будут находиться после.  Апокрифы   «Евангелие  Иуды»  и  «Евангелие  от Варнавы». «Евангелие Иуды» было опубликовано совсем недавно, в апреле 2006 года.

Св. Ириней Лионский.  Из книги первой «Против ересей» О Евангелии Иуды и учении каинитов:
 
Другие  опять  говорят,  что  Каин  происходит  от  высшей  силы,  и Исава,  Корея,  содомлян  и  всех  таковых  же  признают  своими родственниками, и поэтому они были гонимы Творцом, но ни один
из  них  не  потерпел  вреда,  ибо  Премудрость  взяла  от  них  назад  к себе  самой  свою  собственность.  И  это,  учат  они,  хорошо  знал предатель  Иуда,  и  так  как  он  только  знал  истину,  то  и  совершил тайну предания, и через него, говорят они, разрешено все земное и небесное.  Они  также  выдают  вымышленную  историю  такого  рода, называя Евангелием Иуды.

Св. Епифаний Кипрский  Панарион.  Против каиан, восемнадцатой и тридцать восьмой ереси

;;;; ;;;;;;; ;;, ;;; ;; ;;;;;;;;;;;;’   
Adversus Caianos, haeresis XXXVIII

1.  Каианами (;;;;;;;)  именуются  получившие  наименование  для своей ереси от Каина (;;;;). Ибо они восхваляют Каина и поставляют его своим отцом. И они хотя произошли, так сказать, от различного
восстания волн, но не чужды той же самой буре и тому же волнению и,  возникнув  как  бы  от  тернистого  кустарника,  не  чужды  всему множеству терний, хотя и различаются по имени. Ибо терний много родов,  но  все  они  одинаково  имеют  негодное  свойство  причинять вред иглами.
Каиане говорят, что Каин, а также и Исав, сонм Корея и содомяне – от крепчайшей силы и вышней власти, Авель же от слабейшей силы.
Все  те  со  своим  родством  похваляются  каианами,  ибо  сами  они величаются  родством  с  Каином,  содомянами,  Исавом  и  Кореем.  И сии,  как  говорят  каиане,  обладают  совершенным  и  высшим ведением  ;;;;;;  ;;;;;;;).  Посему  и  Творец  этого  мира, по  их словам, прилагал  усилия к истреблению  их, но  ничем  не мог повредить  им.  Они  скрылись  от  него  и  переселились  к  вышнему
Эону,  которому  принадлежит  крепкая  сила.  Ибо  Премудрость  (; ;;;;;) взяла их, как своих, к себе. И поэтому, как говорят, Иуда точно знал, что их касается. И он, по мнению каиан, в сродстве с ними.
Ему же  приписывают  они  преизбыток  ведения  и  даже  выдают  от  его имени  какое-то  сочиненьице  (;;;;;;;;;;;;  ;;),  которое  называют Евангелием  Иуды  (;;;;;;;;;;  ;;;  ;;;;;0).  Также  измышляют  и некоторые  другие  сочинения  об  Утробе  (;;;;  ;;;  ;;;;';;;);  этой Утробою называют они Творца всего этого объема неба и земли. И, как и Карпократ говорит, утверждают, что никто не может спастись, если не пройдет всего.


Рецензии