От Беловодья к Дичуну

    Село Беловодское Ульдуринской волости, вероятнее всего было основано крестьянами из староверов или приверженцами какого-либо религиозного течения, верившим в существование некой благодатной для староверов страны под названием Беловодье. Первожителями села были Сергей Иосифович Головастиков, Андрей Иванович Суржко, Лидия Ивановна Хрущева, Иаков Симеонович Вербицкий, Влас Терентьевич Шерстюк, Григорий Симеонович Толстой, Дмитрий Корнеевич Присухин, а также семьи Москвичевых, Соловых, Воротынцевых, Колтыгиных.
     В документах встретилось название деревни Ульдуринской волости – Брацлавка. Жителями деревни указана семья Дмитрия Лукьяновича Павловского.
     Были и обособленные места проживания. Обособленность по месту проживания имела в разных регионах Российской империи разное определение статуса жителя обособленного места. Мне понравилось звучание определения – однодворец. Так в одной из метрических книг гос.архива ЕАО записан при крещении своего сына некто Стефан Георгиевич Унтило – однодворец Бессарабской губернии Георгиевского уезда. А например, семейство Григория Балаганского жило в хуторе Балаганском.
     Первожителями села Почаево, образованного, вероятнее всего в 1913 году, были Иоанн Ефимович Гордеев, Павел Ильич Куликов, Афанасий Феодорович Сорокин.
      В справочниках области содержится информация о наличии таких населенных пунктов, как Никита, Большой Китай, Китай. В госархивах разных регионов Никита-Китай упоминается, как один населенный пункт, название которого пишется через дефис. Учитывая, что по Айгуньскому договору на левом берегу Амура было оставлено на вечное жительство 14 000 подданных Китайской империи, можно предположить, что названия Большой Китай, Китай, Никита-Китай связаны с тем, что в этих населенных пунктах сначала Буреинской, а потом Ульдуринской волости, преобладающим населением были китайцы. В числе русскоязычных жителей села Никита в 1916 г. были семьи Петра Савиновича Шорохова, Тимофея Михайловича Огородникова.
     К 1939 году из перечисленных наименований сохранилось селение Никита. Большой Китай в недолгом периоде существовал, как железнодорожный разъезд.
     Недавно в описях одного из гос.архивов мне встретилось наименование дела 1883 года о причислении к сословию мещан г. Благовещенска бывшего китайского подданного Караулова Иннокентия, а рядом в скобках указано - он же Люшу-Дичун. Это обстоятельство помогло понять: почтовая станции на р.Амур и стан на "колесухе" были названы по фамилии бывшего китайского подданного с фамилией Дичун, содержавшим эти станции и бравшим плату за провоз. К 1917 году почтовая станция Дичун стала именоваться хутором Дичун, где жили 2 семьи.


Рецензии