Внедрение и некоторые проблемы использования ИИ

Искусственный интеллект может обрабатывать большие объемы данных, выявлять закономерности, идентифицировать информацию и давать ответы. Также с его помощью можно решать проблемы в различных областях, например, обнаруживать мошенничество, проводить медицинскую диагностику и анализ.


1. Этические вопросы искусственного интеллекта:
Одной из основных проблем ИИ является вопрос этики. Каким образом мы устанавливаем стандарты и нормы для алгоритмов, не имеющих моральных убеждений? Проблемы возникают при создании автономных систем, способных принимать решения на основе сложных алгоритмов машинного обучения. Это вызывает недоумение в сферах, где этические стандарты крайне важны, например, в медицине, правосудии и образовании.
Это значит, нужны новые законы  правосудия, отражающие  пункты понятные  в понимании ИИ. По сути- это  первоначальные формы  в определении  виновности и невиновности.  При определении степени виновности, должны , как и теперь  определяться по  баллам или процентам, в памяти ИИ. По сути – в алгоритме принятия решения,  должны быть несколько вариантов  анализа, 100 процентов виновен.  И так далее. До 1  процента.

В системе образования все намного сложнее. Во первых , мы должны определить уровни  подготовки, и уклоном в сторону практической подготовки обучаемого, а так же  к оценке его способностей принимать логические решения, при создании, программ, механизмов , технологий, и обслуживании  некоторого объема оборудования. Здесь возможно придется возвратиться к Советской модели, технического образования.  Учить всему. Потом давать узкую специализацию,  и предусмотреть возможности   совершенствования навыков  по  своей специализации.
Еще один вариант- это постепенная подготовка, например после прохождения курсов, работник отрабатывает 3-4 года, и переводится на новый уровень, в своем образовании. При этом  курс переподготовки, должен определяться индивидуально, для  уже достигнутых успехов в  предыдущем этапе . Предел использования специалиста- определять не возрастом, а способностью  принимать правильные решения и способностью к самообучению. При этом  должны быть разработаны  алгоритмы определения для каждого работника, с у3четом  его  наработок, и допу4щенных ошибок. Если ошибки устраняются быстро, работник может продолжать свою работу. Если нет, то следует упростить его алгоритм, и давать менее сложные задания. Вплоть до самых простых. Искусственный интеллект, то же может быть подвержен влиянию внешних сил.  И здесь, человек, может  контролировать результат  работы ИИ.

2. Работа и рабочие места:
Внедрение искусственного интеллекта также поднимает вопросы о будущем рабочих мест. Автоматизация может увеличить производительность, но при этом возникает риск потери рабочих мест, особенно в тех областях, где задачи легко автоматизируемы. Как общество, мы должны стремиться к балансу между автоматизацией и сохранением рабочих мест, а также обеспечению новых возможностей для обучения и переквалификации.
Для решения этой задачи, должны быть разработаны штатные расписания работников, и их должностные инструкции.  Лишних  работников, выполняющих одинаковую работу не должно остаться. В случае  возникновения таких заданий, похожих по типу и  содержанию, должен использоваться только ИИ.
В любой организации, либо на производстве, всегда не хватает людей для решения  некоторых задач.  Именно здесь и  должны быть использованы  освободившиеся работники. ИИ- это программный робот, но для его функционирования, необходимы огромные массивы  исходных и прочих данных. Банки данных могут составлять люди, а не роботы.

3. Проблемы безопасности:
Безопасность данных и систем становится все более актуальной темой с развитием ИИ. Чрезмерная зависимость от автоматизированных систем создает угрозы в виде кибератак и неправильного использования технологий. Вопросы конфиденциальности, целостности данных и защиты от хакерских атак становятся ключевыми аспектами, требующими внимательного внимания и регулирования.
Для решения проблем безопасности, должны  быть созданы лаборатории, в которых ежедневно  разрабатываются , новые  варианты защиты. Если  используются функции автоматического определения  -свой- чужой, то  для этого  должны  применяться различные неповторяемые во времени  коды и пароли , которыми  обмениваются периферийные и центральные узлы защиты. Это и  формы  составления или произношения предложений, знание некоторых  внутренних  отзывов и  форм  предоставления документа, и т.д.


4. Алгоритмическая справедливость:
Искусственный интеллект, основанный на данных, может отражать предвзятость и неравенство, присутствующие в обществе. Некорректная обработка данных и неправильное обучение алгоритмов могут привести к смещению и дискриминации. Обеспечение алгоритмической справедливости становится неотъемлемой частью разработки ИИ для предотвращения социальных неравенств. Первоначальные  основы этой проблемы лежат в воспитании и обучении, а так же в расстановке, кадров. Если это не контролировать, то может возникнуть проблема застоя. Все думают одинаково- такого в жизни не должно быть. Это гибель цивилизации. Люди  становятся рабами.


5. Недостаток прозрачности:
Многие алгоритмы машинного обучения являются «черными ящиками», и их решения могут быть трудно понять для обычных пользователей. Это создает проблемы в области ответственности и объяснимости. Недостаток прозрачности может усложнить принятие обоснованных решений и повысить уровень недоверия к системам ИИ. Лаборатории защиты и создания программных продуктов, должны это контролировать. При необходимости, усовершенствовать программы. Но  уже  сейчас, возникает мысль, о том, что может быть создано некое виртуальное  правительство,, которое станет управлять всеми через ИИ. Это уже более сложный вопрос, который нужно решать до внедрения ИИ в нашу жизнь.


6. Нормативные и правовые аспекты:
С развитием технологии ИИ возникают вопросы о том, какие законы и стандарты следует принимать для регулирования его использования. Без строгих нормативов существует риск злоупотребления и негативных последствий. Эффективные правовые меры должны быть внедрены для обеспечения ответственного использования технологий ИИ.

7. Психологические аспекты:
Взаимодействие с технологиями ИИ может влиять на психологическое состояние людей. От чувства утраты контроля до социальной изоляции, использование ИИ может вызывать разнообразные эмоциональные реакции. Необходимо проводить исследования и разрабатывать рекомендации для минимизации негативного воздействия на психическое здоровье человека.



Основополагающие ценности и социальная структура современного общества стремительно меняются. На смену мировоззрению, ценностям и целям модерна приходят во многом противоположные им установки постмодерна (Лиотар, 1998). Масштабный слом привычного мира вызывает патологическое психическое напряжение огромных масс людей. Состояние дистресса из редкого случая, требующего особого внимания, превратилось в постоянное психическое состояние миллионов людей самого разного социального статуса.
С другой стороны, коммодификация психологической помощи вызывает всё более нарастающий скепсис «просвещённых» масс относительно психотерапии и психотерапевтов в целом, а протекающие в обществе процессы имеют ещё один, возможно, ключевой аспект. Почти век назад А. Грамши показал, что основной функцией интеллигенции является идеологическая, а профессиональные задачи юриста, врача, педагога, психолога лишь позволяют им достаточно скрытно и незаметно выполнять свою основную функцию (Грамши, 1959).
Сегодня в России на самом высоком государственном уровне рассматривают необходимость актуализации и доработки действующих профессиональных стандартов работников помогающих профессий, разрабатывают новые законопроекты, акцентирующие внимание на квалификационных требованиях и оценивании результатов профессиональной деятельности практикующих специалистов.
Однако разработчики нормативно-правовых актов не привлекли внимание к представлениям специалиста о «должном» и «справедливом», к его пониманию нравственных ценностей, определению личностных особенностей специалиста как субъекта деятельности, порождаемых индивидуальными потребностями и интересами, тем самым подчеркнув вторичность потенциальных профессиональных способностей и возможностей специалиста. Между тем, глубина драматизма в жизни человека (особенно, «человека рефлексии») зависит от величины пропасти между тем, кто он есть на самом деле, и кем ему приходится быть.
Как верно заметила Е.И. Николаева (2019) в предисловии к русскому изданию книги Р. Сапольски «Почему у зебр не бывает инфаркта: психология стресса», современный человек смиренно стоит перед начальником, безысходно лежит на диване, мучительно пытаясь разрешить проблему, сидит перед телевизором, активно сопереживая предлагаемым ему событиям. И весь комплекс гормонов и химических веществ, призванных обеспечить его выживание, обрушивается на неподвижные мышцы, с током крови попадает в разные органы, повреждая их в той или иной мере, оседая в самых важных органах — сердце, мозге, желудочно-кишечном тракте.

Синдром эмоционального выгорания

Профессиональная деятельность специалистов помогающих профессий часто вызывает стойкие профессиональные деформации, отсутствие удовлетворенности своим трудом и хроническое эмоциональное напряжение.
Именно в этой сфере Х. Фройденбергер (1974) наблюдал комплекс особых психических проблем, названный синдромом эмоционального выгорания (СЭВ), где он выделил 12 стадий: на начальной стадии — полная самоотдача и большое воодушевление; позже — пренебрежение к собственным потребностям, переосмысление ценностей, отрицание возникающих проблем; на завершающей стадии — апатия, деперсонализация, внутренняя пустота вплоть до полного эмоционального и физического истощения [Цит. по: 2, с. 4].
СЭВ опознают по следующим симптомам (Маслах, 1981):
эмоциональное истощение — хроническая усталость, расстройства сна, диффузные телесные недуги;
деперсонализация / дегуманизация — негативное, циничное отношение к коллегам и тем, кто нуждается в помощи, появление чувства вины, автоматическое «функционирование», избегание нагрузок;
переживание собственной несостоятельности — страдание от недостатка успеха, признания, чувство потери контроля над ситуацией и чрезмерности предъявляемых требований.
Есть еще один симптом — витальную нестабильность, обозначив признаки «развития предсуицидального состояния»
Феномен эмоционального выгорания с позиций экзистенциально-аналитической теории мотивации и выдвинул следующие предположения относительно причин возникновения симптомов эмоционального выгорания:
• расхождение между субъективной целевой установкой и объективным содержанием деятельности;
• формальная, а не содержательная мотивация деятельности, когда содержание деятельности есть средство удовлетворения неосознаваемых эгоцентрических потребностей человека;
• деятельность ориентирована, прежде всего, на удовлетворение субъективной нужды и вторично на предмет занятий;
• двойное пренебрежение: к внутренней ценности других людей, вещей и задач, ведущее к овеществлению мира и к ценностям собственной жизни, используемой как средство для достижения цели, отодвигая в сторону чувства, тело, потребности и интуицию .

Многих специалистов волнует вопрос раннего выявления признаков проблем со здоровьем и проведения действенных профилактических мероприятий с использованием всевозможных доступных ресурсов — человеческих / культурных, природных / средовых, художественных и технологических.
Одним из важнейших, ключевых факторов профессионального и эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий является низкий уровень осознания ими своих целевых установок.
Одни их сознательно скрывают, другие — просто не осознают, становясь «сапожником без сапог».
В СССР идеологическая направленность помогающих профессий открыто декларировалась, теоретически обосновывалась и, в итоге, интериоризировалась во внутренние психологические установки личности.
Тем самым, с точки зрения психоанализа, конфликт «Я» и «Сверх-Я» минимизировался.
В условиях, когда идеологические установки часто утаиваются и скрываются, этот конфликт становится «незаживающей раной».

Арт-терапия в решении задач гуманизации труда

Использование цифровых технологий в арт-терапии:
не ограничивается инструментами онлайн-коммуникации, расширяя охват терапией новых групп клиентов;
распространяется на применение цифровых медиа для создания произведений искусства, что в равной степени относится к практике «лицом к лицу»;
расширяет диапазон применяемых терапевтических инструментов;
облегчает доступ к терапии клиентов, для которых использование традиционных художественных материалов затруднено по самым различным причинам;
создаёт сдвиг в обычном треугольнике отношений «клиент — терапевт — произведение искусства», акцентируя отношения «клиент — произведение искусства» особенной связью и «соприсутствием», создавая новые возможности для терапии.


Рецензии