Гетеры Соколова - какие фильмы не стоит снимать

Периодически на разных ТВ-каналах показывают сериал «Гетеры майора Соколова» (2014 г.). О мертвых либо хорошо, либо никак. Поэтому не буду бросать камни в режиссера-постановщика Бахтиёра Худойназарова, ушедшего из жизни в 2015 году. Но жив еще сценарист - Илья Тилькин, член гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов Российской Федерации. Живы продюсеры - Арам Мовсесян и Рубен Дишдишян...

Смешно сказать, но этот сериал идет в категории «Военная драма», хотя жаль, что официально нет такого раздела российского кинематографа, который можно было бы назвать «Чушь несусветная». Потому что внимательный зритель, да еще и обладающий определенным объемом исторических знаний, вкусом, логикой, по-другому не может рассматривать этот сериал. Количество откровенных «ляпов» просто зашкаливает. Если не сказать более: состоит из одних «ляпов». Как это фильм вообще мог выйти в свет?! Кто его проталкивал?! Кто его вновь и вновь выводит на экраны ТВ?! И ведь что удивительно: на XV Международном телекинофоруме «Вместе» он получил приз за лучшую режиссёрскую работу и номинировался на премию «Золотой орёл» за лучший телефильм или мини-сериал. Откуда лучший… Ничего не понимаю!

И вот чтобы понять, «лучший» ли он вообще и насколько «лучший», попытаемся сейчас проанализировать сюжет и историческую правду о событиях, которые были представлены в этом ненаучно-фантастическом сериале.

Что же показано в сериале?

События в фильме относятся к 1939 году, еще до начала войны с финнами и касаются противоборства советской разведки и РОВС (Российского Общевоинского союза). Правда, почему-то основные действия происходят в Крыму и Финляндии (где Крым и где Финляндия?).

В Крым, якобы наводненный агентами РОВС, прибывает некий майор по фамилии Соколов, который пытается развернуть активную работу по проникновению в РОВС и разложению его изнутри, а также устранению бывшего белого офицера по фамилии Семёнов, с которым он вместе служил во врангелевской контрразведке. Оба ненавидят друг друга и соперничают на фронте тайных операций. Семёнов удобно расположился в Финляндии и крутит-вертит начальником финской полиции и контрразведки против СССР.

Несколько слов о РОВС: это самая известная и многочисленная русская воинская организация белой эмиграции, созданная в 1924 году Главнокомандующим Русской армии генерал-лейтенантом Врангелем. РОВС объединял военные организации и воинские союзы во всех странах Русского Зарубежья. В декабре 1939 года в связи с началом военных действий СССР против Финляндии, начальник РОВСа генерал Архангельский обратился к фельдмаршалу Маннергейму с предложением участия русских добровольцев в вооружённой борьбе против Красной армии на советско-финляндском фронте. Однако в связи с нежеланием финских властей политических осложнений помощь со стороны русской Белой эмиграции не была ими востребована.

В этой связи возникает вопрос: мог ли начальник финской полиции и контрразведки помогать какому-то мелкому функционеру из РОВС, бывшему офицеру-белогвардейцу действовать против СССР? Думаю, ответ понятен...

Соколов – майор военной разведки, то есть сотрудник Разведуправления Генерального штаба РККА, которое в мае 1939 года было преобразовано в самостоятельное 5 Управление (Разведывательное Управление) Наркомата обороны СССР. Начальником Разведупра НКО СССР был переназначен комдив Проскуров Иван Иосифович, руководивший военной разведкой с 4 апреля 1939 года по 27 июля 1940 года (с июня 1940 года генерал-лейтенант авиации) и одновременно являлся по должности заместителем Народного Комиссара Обороны СССР. И.И.Проскуров до назначения в органы военной разведки командовал 2-й авиационной армией особого назначения, а в 1936-1939 годах воевал в Испании. Поэтому, видимо, в фильме он ходит в лётной военной форме.

В фильме Проскуров преобразован авторами в комдива Проскурякова. Спрашивается: зачем? Ведь Проскуров - фигура историческая и реальная так же, как и Сталин и Берия. В чем смысл изменять его фамилию?

Но с какой-то стати начальник военной разведки Красной Армии является заместителем шефа НКВД Л.Берия, отчитывается перед ним и выполняет его приказы?
Военная разведка проводила самостоятельные операции и далеко не всегда координировала работу с внешней разведкой НКВД. Борьбой же с РОВС Разведуправление вовсе не занималось (ну может быть по каким-то отдельным частностям). У него были другие задачи. Против РОВС с самого начала работали Иностранный отдел ОГПУ (то есть внешняя разведка), а затем разведывательные и контрразведывательные подразделения НКВД СССР.

Авторы каким-то чудесным образом смешали военную разведку с внешней разведкой и контрразведкой НКВД.

Никакого отношения с точки зрения подчиненности Соколов не мог иметь к Главному управлению госбезопасности НКВД СССР. Поэтому Соколов с большой долей вероятности не мог самостоятельно вести тайную работу против РОВС даже с территории Крыма. Его, конечно, могли бы подключать чекисты к своим операциям против РОВС, но в фильме всё показано шиворот-навыворот. Это Соколов как хочет вертит контрразведчиками НКВД, а те ему либо палки в колеса вставляют, либо оказывают некое "содействие", лишь предоставляя своего сотрудника в его распоряжение. Иногда "содействие" превращается в прямое противодействие, вплоть до вооруженного конфликта и взятия заложников. Во как...

Но авторы этого "шедевра" не только не разобрались в структуре разведки СССР, но и к их стыду не удосужились разобраться в отличительных знаках военных того времени.

Начальник местного отдела НКВД, который почему-то сразу возненавидел Соколова, гордо представляется «старшим майором госбезопасности». При этом на петлицах у него по две «шпалы». Их носили сотрудники НКВД, имевшие специальное звание «старший лейтенант госбезопасности». Две «шпалы» были на погонах армейских майоров. В том числе у Соколова. Старший майор госбезопасности (это не воинское, а специальное звание) в те времена в петлицах образца 1937—1943 годов носил по 2 ромба, что условно соответствовало воинскому званию «комдив РККА». То есть по фильму он как бы был в одном ранге с заместителем наркома Проскуряковым. Такое может быть? Конечно нет.

Умилительно видеть, как авторы фильма показывают Соколова, только что прибывшего в Крым на поезде, как он тщательно конспирируется, скрывается от чекистов, старается, чтобы какой-то мусорщик не увидел его садящимся в машину к лейтенанту госбезопасности (который в фильме представляется как «капитан госбезопасности» - одна «шпала). А потом вовсю разгуливает по улицам с чекистами в форме, заходит в здание НКВД. То есть вся конспирация летит к чёрту!

Чудеса становятся все чудесатее и чудесатее по мере развития сюжета...

Соколов приступает к делу. И сразу берет в свою спецкоманду первого попавшегося бывшего уголовника. Как говорится, «за красивые глаза». То есть он сразу ставит под угрозу весь замысел тайной операции. Ну просто финиш… По тем временам руководство Соколова должно были бы его сразу расстрелять. Или, как минимум, отозвать в Москву. Но Проскуряков вроде как вообще не обращает внимание на то, кого Соколов подбирает в команду. Тоже здорово… Вот Берия узнал бы об этом… Чтобы он сделал с обоими?

Подбирая далее себе в команду будущих агентов, Соколов обращает внимание на девушку, которая блестяще стреляет на соревнованиях. Да, хороший вариант. Но зачем же сразу подставлять ее под убийство местного функционера?! А! Это он ее так проверяет… А если бы она его выдала в ходе жестких допросов в местном НКВД? Опять операция под угрозой срыва! Но сценаристу хоть бы хны! Написать-то можно что угодно! Любой поворот событий! А как на самом деле? Хотя бы мысленно представил, что могло бы получится. Но зачем?! Бумага все стерпит! Особенно когда есть желающие за это заплатить.

И пошло-поехало… Соколов присматривает себе девушек из числа местных радисток. И тут вообще фурор! Реальную радиограмму-шифрограмму напористая девица без знания шифра за несколько секунд расшифровывает прямо в машине. То, что это невозможно, то, что это нереально – об этом даже не хочется упоминать. Но дать первому попавшемуся человеку секретную радиограмму?! Это запредельно… Опытный – и даже совсем неопытный - разведчик так не поступит НИКОГДА!

И вот так соплями идет дальнейшее склеивание сюжета. Авторы фильма просто наивны или безумны. Что-то напоминает давнишний фильм «Армия трясогузки» - для советских подростков.

Появляются другие, не менее «колоритные» кандидатуры. Напоминает что-то типа: «Айда все ко мне!». Небывальщина продолжается приемом в спецкоманду воровки «Артистки». Ну а почему бы и нет? Если надо так «завернуть» сюжет? То, что такое не могло быть, потому что не могло быть никогда, сценаристу в голову, естественно, не могло прийти. Почему? Ну сами подумайте! Понятное дело, что она и стала предательницей, которая «завалила» всю группу. Вот это Соколов «специалист», вот это контрразведчик! То есть авторы смело выставляет его идиотом раз за разом.

И ведь всё как бы сопровождается туманом конспиративности! Тут и молодой милиционер идет в ход. И перед ним раскрывают секретный объект и тех, кто на нем готовится.

Замнаркома, который прилетел для встречи с Соколовыым, просто обомлел от увиденного. Ни охраны, ни мер предосторожности. А Соколов своему шефу легко так объясняет, что, дескать, а зачем все это? Надо чтобы все думали, что у них тут ничего «особенного» нет. Типа грибы «сушим». Но даже деревенские мужики, что живут по-соседству, как-то сразу смекнули, что тут какой-то секретный объект. Вот это "конспирация"...

После разоблачения предательницы «опытный» Соколов отправляет ее «куда-то» с мальчиком-милиционером даже без охраны. Ну и понятно, что он ее не довез! А если бы довез… В местном отделе НКВД из нее бы вытрясли все секреты о деятельности спецкоманды, что так «тщательно» охраняет Соколов. Ну ведь бред! Бред! И еще раз бред! Вместо того чтобы самим из нее вытрясти всю необходимую информацию о ее тайном сотрудничестве с Семёновым и, возможно, как-то использовать против РОВС, Соколов (а на самом дела – авторы фильма) создал идеальные условия, чтобы она ускользнула в мир иной.

А конец операции еще более забавный. Раненый «Михалыч» просит сообщить руководству, что внедрение «Князя» (видимо, того, что убежал вместе с Семёновым) прошло успешно. Хотя, надо сказать, что этот якобы «князь» по событиям в фильме совсем не похож по своему поведению на агента советской разведки. В то же время, докладывая наркому НКВД, Михалыч заявляет, что капитан Клюев успешно внедрен в ближайшее окружение руководства РОВС. Вот и пойми их… авторов… То, что невозможно поверить в такое развитие событий, потому что ну хоть кто-то в этом фильме не должен быть идиотом, это факт. Нет никаких логических оснований для того, чтобы Семёнов поверил Клюеву и взял его в свое ближайшее окружение. Я уж не говорю о том, что сам Семёнов вовсе не является «руководством» РОВС, а всего лишь каким-то мелким функционером, действующим на периферии событий.

И за такой результат щедрый Берия (который, кстати, отменил эту операцию) тут же производит Михалыча всё в того же "старшего майора госбезопасности", фактически - в генерал-лейтенанта.

А что же девчонки, которые рисковали своим жизнями? Их-то как-то отметили? По фильму получается, что нет...

Можно еще долго описывать, сколько сценарных «ляпов» есть в этом «гениальном» сериале, так благосклонно принятом многими зрителями, но даже уже то, что уже представлено, показывает, насколько слабый этот фильм, насколько дурит он зрителя, насколько он далек от исторических реалий.

 «Как корабль назовешь, так он поплывет». Эта поговорка оказалась очень уместной в отношении этого образчика низкосортной современной российской кинопродукции. Ведь авторы даже не удумали, чтобы взять в кавычки слово «гетеры». И получилось так, что речь идет о чуть ли не о проститутках, которых готовил майор Соколов. А ведь это были молодые девушки-разведчицы, которые и свое здоровье, и даже жизни клали за Родину. И вовсе не были они гетерами…


Рецензии
Безусловно, всё в этом фильме - выдумка. И подобных фильмов сейчас выпускается огромное количество. Однако не будем забывать, что все они не строго документальные, а чисто художественные. Это примерно, как "Три мушкетера" Александра Дюма...

Олег Каминский   13.04.2024 07:27     Заявить о нарушении