Мысли на заметку. 30 сентября 2020 года

       Говорят, что Бог трансцендентен, а табуретка, например, — нет. Но если призадумаешься, то это не так. И Бог, и табуретка стали для меня понятиями только потому, что действуют на меня и своими воздействиями доказывают мне свою бытийность. Бог воздействует на меня вселенной снаружи и законами разумения изнутри, а табуретка — её функционалом снаружи и её понятием изнутри. Если же начать разбираться, что такое табуретка или что такое Бог, то для познания они одинаково трансцендентны. В том смысле, что мы не понимаем, что они такое без воздействия на нас. Чувственное наше восприятие довольно неглубоко. Сущность любого предмета и сущность Бога лежат за пределами нашего чувственного восприятия и за пределами нашего понимания.

       Бог всё устроил так, как оно есть, а не как мне хотелось бы. И «бог не играет в кости», не даёт мне поменять законы мира по своему соизволению. Табуретка не позволяет моей заднице опуститься ниже своей верхней поверхности, противостоя земному тяготению. Она материя. Как возможна материя и что она такое, так же мне неведомо, как и то, что такое Бог.

       По Канту, трансцендентное — это то, что недоступно для нашего восприятия и понимания. (Такое, несомненно, есть.) А трансцендентальное — это то, что предшествует опыту, то есть жизни.

       Трансцендентальное — это то, что заложено в нас от Бога, наша программа развития.

       Но тот же Кант объясняет относительность времени, то есть относительность различия между программой и её реализацией.

       Тут один смысл оказывается важен: a priori — это то, что нам от Бога, от сущности. По сути дела, философия Канта — это теология.
       _________________

       [...].
       _________________

       Смотрел машины, потому как дочь выбирает автомобиль, и так занимает, затягивает в себя эта тема приобретения и овладения чем-то. И это у меня, а что уж говорить о человеке, не задумывающемся о смыслах жизни.


Рецензии