О Воплощении, о Бессмертии и о Тонком мире

Звоню Саше: Повторим?
-Только к 12 часам смогу приехать.
-Раньше и не  надо.
-Тогда, до завтра.
И опять: поездка на автобусах, по знакомой тропе, где адонисов появилось еще больше; знакомый пейзаж с видовой площадки; спуск на пляж и подъем на полуостров; обход полуострова. Нет ларг. Даже бакланов и чаек на скалах и кекурах нет.
-Пойдем, Саша, пить чай. До вечера далеко. Можно и поспать. Сегодня почти не спал.
-Почему?
-Нет сна.
-Купи снотворных таблеток.
-Придется.
Полежав после перекуса у костра на коврике, спросил Сашу: Почитать. Не хочу спать.
-Конечно, Сергеич, почитай. Что у тебя?
-Из книги Елены Ивановны Рерих «Письма т.9.
«Запугало Безбожие, но никто не подумал, насколько существующее почитание Божества далеко от Истины и полно убожества, и невежества, и, я даже сказала бы, святотатства. Ибо не святотатство ли признание существование Первородного греха в нашей Христианской Религии при нелепом обвинении женщины соблазнительницей и виновницей в падении и утрате Райского Блаженства?»
Из книги Елены Петровны Блаватской «Избранные статьи».
«Никто не может избежать наказания за свои грехи, еще менее вероятно, что он может избежать награды за свои добродетели. Это закон кармы.
«Даже согласно тексту Библии, зло должно было существовать до Адама и Евы, которые, следовательно, не повинны в первородном грехе. Ведь если бы зло и грех не существовали до них, то не могло бы существовать ни Змея-искусителя, ни древа познания добра и зла в Эдеме. Описание этой яблони дано в стихе, где Адам и Ева вкусили от запретного плода: «И открылись глаза у них обоих, ми узнали они» очень много помимо того, что сами они наги. Здесь прямо показано, что чрезмерные знания о материи- уже зло».
Из «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской.
«Зло есть необходимость в проявленном Мироздании и одно из его оснований. Оно необходимо для прогресса и для эволюции, как ночь необходима для проявления дня, и смерть для жизни- чтобы человек мог жить вечно.
Основываясь на древности истинный теософ докажет, что никогда не было первородного греха, но лишь злоупотребление физическим рассудком. Психика человека руководилась животным инстинктом и совместно они гасили в нем свет Духовности».
Из книги «Живой Этики» т.3.
«Человек молит о прощении и не изменяет образа жизни. Человек скорбит о своих несчастьях, но не покидает ни одной привычки, которые довели его до положения скорби. Но одно моление о прощении не имеет смысла, если не сопровождается исправлением жизни».
Из книги Е.П.Блаватской «Разоблаченная Изида». Напомню тебе, Саша, что обе эти книги Блаватская написала совместно с Учителями человечества.
«Удивительно нелогично это учение об отпущении грехов…Духовенство говорит: не имеет значения, как велики наши преступления против законов Божиих и человеческих; мы лишь должны верить в самопожертвование Исуса ради спасения человечества, и Его кровь смоет с нас каждое пятно. Божье милосердие беспредельно и неизмеримо. Невозможно представить себе такой ужасный человеческий грех, что цена, заранее заплаченная за искупление грешника, не смогла бы стереть его, будь он еще в тысячу раз хуже. И к тому же- никогда не поздно раскаиваться. Даже если преступник ждал до последней минуты последнего часа последнего дня своей смертной жизни, прежде чем его побледневшие губы произнесут исповедь,- он может пойти в Рай; так поступил умирающий разбойник, и так могут поступить все другие, такие же порочные. Так утверждает церковь. Но если мы выйдем за пределы малого руга вероисповедания и будем рассматривать вселенною как целое, уравновешенное совершенным приспособлением частей,- как вся здравая логика, как самое малое, чуть мерцающее чувство справедливости восстают против такого искупления чужой вины! Если бы преступник согрешил только против самого себя и не причинил бы зла никому другому, если бы он посредством искреннего раскаяния мог удалить прошлые деяния, не только из памяти людей, но и из той нерушимой скрижали, которую ни одно божество- даже Высочайшее из Высочайших- не может заставить исчезнуть, тогда эту догму можно было бы понять. Но утверждать, что можно причинять зло своему собрату, убивать, нарушать равновесие общества и естественный порядок вещей и затем- вследствии трусости, надежды или принуждения, не имеет значения- получить прощение через веру, что пролитие одной крови смывает другую пролитую кровь,- это нелепость! Могут ли результаты преступления быть удалены, если бы даже само преступление было прощено? Следствия причины никогда не бывают ограничены границами этой причины; также результаты преступления не могут считаться касающимися только преступника и его жертвы. Каждое доброе, как и каждое злое деяние имеет свои последствия, столь же осязаемые, как при падении камня в спокойную воду…Как с преступлением, так же и с его противоположностью. Действие может быть мгновенным, последствия же его вечны….
В чикагской «Таймс» недавно был напечатан отчет за первую половину нынешнего/1877/ года-длинная и ужасная запись о убийствах и казнях. Почти каждый из этих убийц получил религиозное утешение, и многие заявили, что они  получили от Бога прощение через кровь Исуса и отправятся в день казни на небеса! Их обращение было осуществлено в тюрьме.  Смотрите, в каком равновесии находятся чаши христианской справедливости/!/: эти убийцы с руками в крови, подталкиваемые демонами похоти, мести, жадности, фанатизма или просто звериной жаждой крови, зарезали своих жертв, в большинстве случаев не дав им времени покаяться или воззвать к Исусу, чтобы он омыл их своей кровью, Они, вероятно, умерли, отягощенные грехами, и, разумеется- согласно богословской логике –получили воздаяние за свои более или менее великие грехи. Но убийца, настигнутый человеческим правосудием, брошенный в тюрьму, оплаканный сентиментальными людьми, молящимися с ним и за него, произносит волшебные слова обращения и идет на эшафот, как искупленное дитя Исуса! Если бы не убийство, он не удостоился бы молитв, искупления, прощения. Не ясно ли, что этот человек поступил хорошо, что убил, ибо таким образом он обрел вечное счастье? А как обстоит дело с его жертвой, с его или ее семьей, родственниками, иждивенцами, общественными связями- разве у справедливости для них нет никакого возмещения? Должны ли они страдать в этом мире и в следующем, в то время, как тот, кто причинил им зло, будет сидеть рядом со «святым разбойником» с Голгофы, получив благословение навеки? По этому вопросу духовенство сохраняет благоразумное молчание…Духовники предъявляли те статьи из английской «Книги публичных молитв», которые ясно дают им полномочия отпускать грех властью Бога, Св.Духа, каковое полномочие было передано им епископом возложением рук при возведении в священнический сан. Когда спросили об этом епископа, тот указал на «Евангелие» от Матфея/16,19/ как источник его власти связывать и развязывать на земле тех, к то должен получить благословение или осуждение на небесах; на апостолическую преемственность в качестве доказательства ее передачи от Симона Барджона ему самому…»Евангелие от Матфея»- подделка, основанная на совсем иной рукописи. Поэтому все это обман- как священника, так и кающегося в грехах….Но отложив все эти пункты на время в сторону, достаточно будет спросить этих самозванных служителей трех богов Троицы, как они примиряют это с самым простым понятием о справедливости: что если им дана власть отпускать грешникам грех, почему же они не получили также способности посредством чуда удалять зло, содеянное против человека или имущества. Пусть они возвратят жизнь убитому; честь- обесчещенному; имущество-тем, у кого оно было взято; и заставят чаши человеческой и божественной справедливости снова обрести равновесие. Тогда только мы сможем разговаривать об их божественном поручении связывать и развязывать. Пусть они скажут- могут ли они сделать это. До сих пор мир не получил ничего, кроме софистики- верил по слепой вере; мы требуем ощутимого, осязаемого доказательства справедливости и милости их Бога. Но все молчат; ни ответа, ни отклика, и все же неумолимый, неошибающийся Закон Вознаграждения продолжает свой неуклонный путь. И если мы будем наблюдать его продвижение, мы обнаружим, что он игнорирует все вероисповедания, никому не оказывает предпочтения, но его солнечный свет и громовые стрелы одинаково падают на язычника и на христианина. Никакое отпущение грехов не укроет последнего, если тот виновен, и никакая анафема не причинит вреда первому, если он не виновен».
Из книги Е.И.Рерих «Сокровенное знание».
«Настал час указать, что Величайший Бог всех народов есть Единый Живой Бог в Природе, Единое Вселенское Божество- Бог Непреложного Закона, Бог Справедливого Воздаяния, но не произвола в Милосердии, ибо именно эта надежда на незаслуженное Высшее Милосердие является, может быть, самым сильным поводом к повторным злодеяниям.
Крещение и причастие первоначально были символами приобщения к духовной жизни. Ведь и мистерии древности были обрядами, полными глубокого внутреннего значения, и большинство наших христианских обрядов было заимствовано именно из ритуалов и символов языческого мира. Но все имеет значение лишь в духе, и, конечно, никакие механические манипуляции не могут дать нам духовного перерождения или же приобщить к чему-либо без участия духа нашего. Но обряды эти помогали создавать известные условия и настроения, при  которых дух наш мог легче воспрянуть и вознестись. Не забудем, что обряд крещения в первые века христианства, в большинстве случаев, совершался над взрослыми, которые хотели запечатлеть этим символом свой отрыв от старого и приобщение к новому пониманию. Но, конечно, когда оно стало обязательным и совершается теперь над бессознательными младенцами, то утратило всякий смысл.
Ведь, именно, у первых христиан Крестос, или Христос, был синонимом нашего Высшего «Я». И в этом смысле надо понимать, что Христос является искупителем грехов. Искупление за личные грехи совершается душою, проводником или носительницей Христа, непрестанно, в целом ряде земных жизней нашего индивидуального Эго. Распятый Христос каждого человека, при  достижении известной точки эволюции, должен спуститься в Ад и извлечь оттуда, и поднять к высшим или нормальным условиям душу, которая была ввергнута туда в силу беззаконных деяний своего низшего «я». Другими словами, Божественная Любовь должна достичь сердце человека, победить и возродить человека, прежде чем он сможет осознать чудовищность своих прегрешений против Божественного Закона и простить самому себе за грехи, содеянные против самого себя, и прощение это может быть достигнуто лишь при полном слиянии и единении с Высшим «Я» или Божественным Законом Любви.
Именно эти великие подвижники понимали под термином «Христос» высший божественный принцип в нас, именно тем, чем он был во всех мистериях древности. Крестос, или неофит, прошедший через все страдания и выдержавший все испытания во время последнего ритуала Посвящения, при помазании становился Христом, «очищенным», ибо его преходящая личность сливалась с его нерушимой индивидуальностью, и он становился бессмертным Эго.
Платное отпущение раскаявшегося грешника не есть ли самое тяжкое преступление».
«Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» от Иоанна»/4,24/
Никакие обряды, никакие догмы не преобразуют душу, отягощенную невежеством и пороками. Лишь горячее устремление к Свету, к действенному добру и служению человечеству приближает нас к Лестнице Иакова.
Если вы прочтете Евангелие внимательно и без привычной школьной указки, то увидите, что Христос неоднократно утверждал о божеском сыновстве всех людей. Не Он ли говорил: «Отец ваш и Отец мой» и указывал на древние писания, утверждавшие, что все люди боги. Эту истину о божественном происхождении человека приносили и все предшественники Христа, и она запечатлена в писаниях и заветах всех народов. Также нет противоречия в утверждении Христом своего человеческого естества. Он был человеком в самом высоком смысле этого слова…Христос в своих видениях ученикам особенно настаивал на своем человеческом происхождении. Так и англиканская церковь уже отказалась от догмы беспорочного зачатия.
Евреи верили, что болезни являются следствиями содеянных людьми грехов. Потому Христос знал, что, утвердив прощение грехов, Он тем самым пробудит дух в расслабленном и тем поможет его духовному преображению и телесному исцелению.
Искупление следует понять в том смысле, что услышавшие Его Учение и применившие его в жизни преобразят свой нравственный лик и тем окажутся на стороне Света.
Конечно, не верующий в Христа, то есть в Его Учение, ибо невозможно верить в Христа и не исполнять Его заветов, не может воскреснуть духом. Учение Христа- Истина, и потому как может отрицающий Истину прозреть?
Конечно, совершенно невозможно понимать значение жертвы распятия Христа, как это понимается некоторыми недоросшими сознаниями. Смысл ее в том, что Христос, желая показать силу Духа над физической плотью, принял чашу и запечатлел своей кровью завет, принесенный Им: «Нет больше любви той, как если кто положит душу за други своя». В «Агни Йоге» сказано: «Можно указать, почему Учителя Знания страдали, уходя с Земли. Конечно, это страдание сознательное и добровольное. Как хозяин наполняет до краев чашу, так Учитель хочет запечатлеть последний Знак Завета. Так, если пример и подвиг Христа зажег пламя в сердцах наших и мы исполняем Завет Его, то можно сказать, что Он не напрасно пострадал, и принятая Им чаша именно запечатлела Завет. Но если мы будем воображать, что что бы мы ни делали, какие бы преступления ни совершали, но пролитая кровь Христа навсегда спасла нас от власти дьявола, то, истинно, мы будем этими самыми дьяволами. Никто не может спасти другого. Лишь собственными усилиями подымается дух в сужденные прекрасные миры. «Вера без дел мертва есть». Все Великие Учителя называются Спасителями Мира, ибо снова и снова Они указуют нам Путь, но помочь и охранить нас Они могут, лишь поскольку мы сами принимаем заботы Их о нас. Весь Космос зиждется на законе взаимодействий или взаимоотношений, и там, где нет ответа, там нет и следствия. Так и Христос не мог совершить чудо там, где не было веры в Него, не было устремления духа навстречу Его целебному Лучу. Таинство Великой Жертвы и таинство причащения крови имеет начало в древнейших мистериях. При последнем посвящении неофиту вручалась чаша, наполненная гранатовым соком/символизирующим кровь/, и, приняв ее, он выливал содержимое на все четыре стороны в знак своей готовности принести душу и тело на служение миру, пострадать за Истину. Так и Христос хотел утвердить этот символ среди своих учеников для закрепления памяти о Подвиге и Завете в грядущих поколениях. Но никакое механическое причащение не может спасти души наши, ибо «Вера без дел мертва есть».
Для меня нет ничего кощунственнее, как представление Всемогущего и Всемилосердного Бога-Отца, приносящего в жертву Своего Единородного и Единосущного Сына за грехи людей, им же самим, по Писанию, сотворенных! Каждый истинно любящий земной отец или мать с радостью пожертвует собою ради спасения сына. Неужели Божественный Отец морально ниже Им же сотворенных людей?!
Учение Христа ни в чем не расходится с Учением Живой Этики, и как это может быть, когда Великие Учителя представляют собою Единое Эго, так велико их духовное влияние.
Живой Церковью я называю церковь, следующую истинным заветам Христа во всетерпимости их, церковь, устремленную к объединению, а не к разъединению.
Задумались ли вы, почему церковники так обрушиваются на многие религиозно-философские общества? Именно чтобы не обнаружилась истина, что все символы нашей христианской церкви являются точной копией символов, идущих вглубь веков так называемого язычества. Наиболее просвещенные из западных отцов церкви прекрасно знают это.
В чем заключается самый тяжкий грех церкви? Именно в том, что церковь на протяжении веков внедряла в сознание своей паствы чувство безответственности. С детства мы знали, что человек может совершать самые большие злодеяния, но если священник на исповеди отпустит грехи его, то он освобождается от бремени их и может вновь нагружать себя до следующего, столь же успешного освобождения, разве что за повышенную плату. Сколько сиротских слез положено в основание некоторых храмов! Именно, на какие деньги, каким путем добытые, чаще всего воздвигались храмы? Сколько пудовых свечей теплилось перед Священными  Изображениями, принесенных предательскими руками! Истинно, сказано: «Велика подкупность Христа, прикрывающего за свечку любое предательство. Нет хуже, ежели свеча подлости. Не нуждается Христос в таких почитателях, ибо свечи их коптят одеяния. Не отмыть водами Иордана и Урдара следы таких приношений».
Сколько непонимания в молитве: «Аз недостойный Ирей, властью мне от Бога данной, ныне отпущаю грехи…» Да, платное отпущение раскаявшегося грешника не есть ли самое тяжкое преступление? Денежный подкуп Божества не хуже ли первых времен фетишизма? Этот устрашающий вопрос нужно освещать многосторонне. Именно устрашающий, ибо язва эта распространена по всему миру во всех религиях…Да, именно, в этом внедрении в сознание с детских лет, что у человека есть мощная заступница- церковь, которая за пролитую слезу и некоторую мзду проведет его к вратам Рая, и заключается тяжкое преступление церкви. Лишив человека ответственности, церковь лишила человека его Божественного Происхождения. Церковь дискредитировала великое понятие Божественной Справедливости. Утратив понимание ответственности и справедливости, человек неминуемо будет инволюировать, ибо тот, кто не идет с космическими законами, осужден на разложение. Весь Космос построен законом ответственности, или, как его чаще называют, законом причины и следствия, или законом кармы. И не может человечество игнорировать его и пренебрегать им без саморазрушения в конечном итоге. Все древние учения, без исключения, учили этому закону великой ответственности, этому залогу Божественности в нас.
Почему все духовные отцы так упорно опровергают великий космический закон, который один может объяснить все кажующиеся нам несправедливости, всю разницу в условиях рождения, все несчастья, постигшие нас?
Почему все духовные отцы так упорно опровергают  великий космический закон, который один может объяснить все кажующиеся нам несправедливости, всю разницу в условиях рождения, все несчастья, постигшие нас? Ответ один! Всюду и везде действует одно корыстолюбивое побуждение, дабы не утерять свою власть и преумножить свое благополучие. Так невежественные массы, на протяжении веков, во всем мире держатся между страхом вечного проклятия и горения в адовом огне и надеждою на вечные покой и наслаждение в Раю, ключ к Вратами которого вручен священнослужителям Самим Богом. Но пока человек не поймет всего величия своего происхождения, что он есть бессмертная частица Божественного «Я», вечно меняющая свои формы, и не осознает ответственности своей, и что нет никого, кто мог бы простить ему его грехи или воздать по заслугам, и что лишь сам он есть создатель причин и следствий, сеятель и жнец всего сотворенного им, до тех пор человек будет породителем и насадителем того безумия преступности и развращенности, которое грозит планете нашей страшной гибелью. Внедренная в сознание безответственность стала уже наследственной. Чтобы спасти человека от гибели, необходимо дружными усилиями светлых умов пробуждать омраченное сознание. Надо чтобы лучшие духовные наставники немедленно провозгласили очищение заветов Христа в свете учения последнего апологета христианства, великого мученика Оригена.
В эту пору мирового засорения есть лишь единый путь перерождения мышления. Именно нужно будить сознание. Именно когда дух может уже оглядываться назад, зная что день вчерашний со своим мышлением уже миновал, то происходит трансмутация распознавания. Именно минувшее время может духу указать, как проходят и перерабатываются все энергии. Но горе желающим встретить будущее, оглядываясь назад! Ибо, дух обремененный останками вчерашнего дня, нагружен громадами; с таким грузом не взобраться на Гору, не пройти через Врата Света, не приобщиться к светлому Будущему. Так, если Отцы Церкви зовут в прошлое, то Служители Света зовут в будущее. Пробуждение сознаний, очищение Учения и зов в будущее дадут великое перерождение мышления…»
Есть ли жизнь после смерти? Либо Ад, либо Рай.
«Каждый Великий Учитель говорил о непрерывности жизни. Также можно заметить, как именно это указание из каждого учения истреблено, ибо материализм должен защищаться.
Явление неминуемого перехода возвещено всеми Учениями- «Не умрем, но изменимся».
Великие Учителя во всех веках утверждали силу мысли, дальние миры, явление непрерывности жизни и Тонкий Мир.
Не осталось ни одного Учения, которое не было бы рассечено злотолкованием.
Являя ограничение своим жизням, люди ограничивают свою деятельность.
Содрогается дух при мысли о кончине. Но когда сознание проникает в сущность Бытия, тогда утверждается понятие Единства. Когда дух поймет, как беспрерывно текут проявления жизни, тогда можно указать на непрерывность всех цепей. Цепь мысли, цепь действий, цепь следствий, цепь стремлений, цепь жизней, одна цепь предопределяет другую! Творчество магнита жизни состоит из этих цепей. И дух должен содрогаться не при мысли о кончине и замене, но при мысли о нарушении цепи.
Одни полагают, что человек постоянно умирает; другие знают, что человек беспрестанно рождается. Одни исходят от ужаса, другие от радости. Одни внушают себе смерть, другие познают жизнь. Так человек в большей степени предопределяет свое будущее. Можно быть уверенным, что определяющий себе смерть не знает о Мире Высшем…Дух человеческий бессмертен, но такая простая истина не близка людям, ибо они больше заботятся о теле, нежели о духе. Жизнь обязывает человека восходить, тогда как смерть есть нисхождение. Каждый умирает для вчерашнего дня и обновляется для завтра. Каждый день происходит обновление всех троичных начал. Каждый день и час человек приближается или удаляется от Мира Высшего.
Можно видеть, как издревле люди постигали закон перевоплощения для того, чтобы в судорожном гневе снова отвергнуть его. Причина жреческого отрицания понятна-каста защищала свои прерогативы, а закон Бытия мог уравнять права людей.
Никто не может воплотиться без запаса огненной энергии. Без светоча Агни никто не войдет в плотный мир. Расточение Агни происходит здесь, среди всех чудес природы.
Прекрасен закон вечного движения, или эволюция, или инволюция. Прекрасен закон, дающий каждому воплощенному иметь в себе вечный Агни, как Свет во тьме. Прекрасен закон, даже вопреки карме наделяющий каждого путника Светом. Прекрасен закон, не препятствующий уже от семи лет возрастить сад огненный.
Мы не любим слово «смерть» и все от него производные. Но все невежественные отрицатели могут быть названы мертвыми.
Не следует радоваться, что мы кончили земную жизнь. Никто не знает, где мы должны будем снова трудиться.
Каждая смена жизни, подобна лекарству, исцеляет какую-то нездоровую сторону человека.
Люди приходят от Земли сложив характер, и в том же направлении бродят по Тонкому Миру.
Мудрость в том, чтобы мужественно понять будущую жизнь.
Воплощающиеся приходят на Землю с добрыми намерениями-это великий закон. Даже из низших слоев перед воплощением получается просветление о добре как об основе бытия. Но каждый аромат, даже самый лучший, не может насыщать долго пространство, так и доброе намерение распыляется под влиянием различных воздействий. Ребенок не зол, но очень быстро может усвоить наследие атавизма. Из мельчайших подробностей жизни могут слагаться дурные привычки, которые можно назвать вратами зла. Так исчезает просветление, коснувшееся в Тонком Мире.
Нередко люди думают о своем будущем воплощении, но полезнее отложить это решение до Тонкого Мира. Может случиться, что на Землю не придется возвращаться или придется поработать долгий срок в Тонком Мире, исполняя особое поручение. Такое поручение сближает с работою Братства.
С давних пор люди привыкли бояться так называемой смерти. Людей запугали адом и в то же время не сказали о значении совершенствования. Невозможно требовать от человека мужества, если он не знает зачем он на Земле и куда он направляется освобожденным.
Посмотрите, насколько вредят себе люди, ограничивая себя лишь одним земным существованием! Люди уходят от Земли, не думая, что им придется вернуться сюда же.
Не страх перед Адом, но желание совершенствования поведет людей к улучшению жизни. Каждое мгновение уже есть прошлое, но Нам дано будущее.
Каждый воплощенный имеет около себя как друзей, так и врагов. Прежние жизни, непременно, соберут около человека многие заботы и ненависть.
Каждому, готовому к воплощению, дается по силам его поручение добра. Никто не может полностью уловить, какое поручение ему доверено из Тонкого Мира. Но каждому дается крупица добра, чтобы человек вокруг нее образовал свое земное испытание.
Также спросили ученики: «Где мы будем после смерти?» Мыслитель/Христос/ отвечал: «Мы будем недалеко, и каждый при жизни успел побывать в месте нашего будущего пребывания. Во снах каждый не раз посещал сферы сужденные.
Люди воплощаются с разными определенными заданиями. Загнанные, угнетенные народности вернуться на Землю, чтобы напомнить о своих попранных правах. Не многие достигают всепрощения и чистого усовершенствования. Многие остаются в пределах мести и сведения счетов. Всякие побежденные и обиженные часто вернуться к месту, где они претерпели насилие. Ужасна и разнообразна бывает их месть. Они внесут смуту и усложнят путь страны. Никто не узнает этих мстителей, ибо они постараются войти в служилые слои народа.
Сроки пребывания в Тонком Мире чрезвычайно различны. Условия могут изменяться от нескольких месяцев до тысячелетий. Трудно исчислить все причины, но главная будет лежать в свободной воле.
Человек, полагающий, что с уходом от Земли все кончается, есть жалкий бедняк, он сам себя обокрал и лишил сокровищ преуспеяния. Неподготовленным предстает он в Тонком Мире. Где же пребудет он, пока не прояснится его сознание? Он задержится в таком месте, где он мог бы и не быть. В сумерках низших слоев он подвергается неприятным воздействиям, которые тем более отяготят его продвижение.
Отступники от добра не верят в непрерывность жизни. Они будут надеяться, что их мрачные проступки умрут вместе с ними. Они очень боятся смерти и в боязни ищут удлинения земной жизни.
Что человек приносит из Тонкого Мира? Он приносит тройное наследие: прежде всего, кармическое, свое наследие; затем атавизм предков; и, наконец, приобретенное в Тонком Мире. Такие приобретения могут быть и светлые, и темные.
Вот о чем следует озаботиться: нужно, чтобы люди поняли непрерывность жизни, чтобы они приняли эту истину как непреложность, чтобы они полюбили путь восхождения.
Уверовавший в небытие после земной кончины, окажется в самом жалком положении в Тонком Мире. Он будет в худшем состоянии, нежели последователь самой примитивной религии. Он воспитал свое сознание в отрицании, потому он окажется в постоянном мираже, непонятном и пугающем.
Каждое воплощение имеет целью шлифовку определенной грани. Если она не заканчивается в данном воплощении, урок повторяется снова. Тело должно быть совершенным, чтобы выявить все особенности духа. Но тело несет в себе наследственность и многие особенности земных родителей, и таких тел, которые бы идеально соответствовали воплощающемуся в него духу, не бывает. Духу, особенно духу высоко развитому, тесно в соей оболочке, ибо не может выразить он в ней всех своих накоплений. Гениальный музыкант в последующей жизни своей в новом теле таковым уже не будет, и для целей всестороннего развития его сущности это и не нужно, так как новые свойства его природы должны выявляться и совершенствоваться в нем. Речь идет о людях обычных. Великие духи нити Закона держат в своих руках и сами выбирают для себя физические свои оболочки. Воля воплотившегося духа в значительной степени влияет и может влиять на состав  и особенности плотного тела, но в известных границах. Все возможности человека  заключаются в пределах Закона. А в каждом данном теле они, сверх того, ограничены возможностями именно данного тела. Лишь сбрасывая его, человек в состоянии осознать свои накопления, сделанные в предшествующих жизнях…Каждое воплощение перед каждым человеком ставит определенную цель. Эту цель можно назвать назначением жизни в данной оболочке. Ее понять и следовать ей и будет правильным решением жизни.
Необходимость земных воплощений указывает на то, что условия плотного мира нужны и их избежать или уклониться от них невозможно. Через них надо пройти независимо от того, хочет этого человек или нет. Отвращаться от них не будем. Но и высшего назначения духа тоже не следует забывать. Следовательно, решение- в мудром сочетании Надземного и земного. Гармоничное сочетание духовного и земного и будет правильным решением жизни.
Очень поучительно произвести сравнение между живым и мертвым телом человека, чтобы определить, что именно покидает его при так называемой смерти. Признающих непрерываемость жизни не надо убеждать в бессмертии духа. Но отрицающие живут в мире призрачной очевидности, не признавая ярой действительности Тонкого Мира и возможности существования в нем вне плотного тела. Это отрицание, казалось бы, касающееся только самого человека, кладет тяжкий отпечаток искажения действительности на всю жизнь человечества на Земле, порождая насилия, войны, жестокость, эксплуатацию и порабощение целых народов и делая людей безответственными. Пока не будет принято Учение Жизни и не утверждено научно бессмертие духа, невозможно вызволить человечество из того тупика, в который оно зашло. Наука уже подошла к той границе, за которой  бытие Незримого Мира становится неотрицаемым фактом. Науке препоручается сделать то, в чем не преуспела религия. Это время близко.
Жизнь каждого воплощения закончится смертью тела, и все те дела, которыми так яро и неистово заняты земляне, закончатся либо теперь, либо позднее. Даже сто лет совершенно меняют условия, в которых жил воплощенный. Следовательно, дело не в них, а в понимании назначения и смысла воплощений и в следовании той цели, которая поставлена перед человечеством вообще и каждым человеком в частности. От Основ не уйти. Их крепко в сознании  надо утверждать еще и еще перед лицом очевидности плотной и убогих соображений невежества. Проходят дела человеческие, но следствия их остаются вросшими в саму сущность человека и в его ауру, которую несет он с собою. И кроме того, пространство ничего не забывает и в архивах своих запечатлевает все. Даже и следа на Земле может не остаться от деяний рук человека, но что-то, совершенное им когда-то, отзвучит делателю на волне радости или страдания и горя.
Собирателем опыта и знаний может считать себя воплощенный. Это его единственная цель и назначение в жизни….Собиратели все. Разница только в том: одни знают об этом, другие нет. Собиратели все, но следует дать себе точный отчет в том, что с собою берет дух, освобожденный от тела.
Воплощенный, расточивший свой запас Агни,- пустая оболочка. Расточается огонь поступками, чувствами и мыслями и накапливается ими же. Следовательно, накопителями будут формы активности человека, физической, астральной и ментальной. Прежде всего надо знать, что расточает и что накопляет психическую энергию Агни. Уныние, к примеру, ярый расточитель,- словно открытый кран резервуара с водой или парового котла. Бодрость- антипод уныния, а мужество-страха.
Смысл воплощения- в собирании элементов, дающих человеку право на бессмертие. Личность как таковая живет и исчезает, ибо живет только одно воплощение, но Индивидуальность, пожиная от трудов, собранных личностью, продолжает жить, накопляя сокровища опыта и знания, получаемые от каждой новой личности, которая является выражением тех или иных свойств Индивидуальности. Полнота сущности духа заключается в его Индивидуальности. Цель личности- служить своему высшему «Я».
Воплощаясь, еще будучи в Тонком Мире, человек добровольно берет на себя выполнение основной задачи данного воплощения, выполнить которую он обязан. И это несколько осложняет течение земной жизни. Если задача не выполняется, жизнь теряет свой смысл и становится ненужной для эволюции духа…В каждом воплощении должно быть выучено что-то, что-то надо усвоить и какой-то новый опыт приобрести. Бесцельных воплощений не бывает, их делают таковыми люди, забывая, вернее, не желая выполнить то, ради чего пришли. Иногда таких нарушителей закона жизни легко определить по глазам. Отрицая Мир Тонкий и свое назначение на Земле, человек делает бессмысленным свое существование в плотном мире. Только признанием  двух Миров и их неразрывной связи между собою может осмыслить человек свое земное пребывание.
Краткий период одного воплощения сам по себе не дает ничего, если не рассматривать его как звено в цепи бесчисленных проявлений духа в мире форм для собирания в нем нужного материала и накоплений, которые дают ему возможность для сознательного пребывания в Мире Надземном.  Чем больше накоплений, тем полнее и ярче жизнь после освобождения от тела. Именно, требуется понять надземное значение земного опыта. Не для Земли нужен он, но выше. Когда дух взял от Земли все, что она в состоянии дать, он покидает Землю, чтобы продолжить свой путь выше, на планетах высших Земли.  В этом значении и ценность земного опыта. Так же он нужен и для творчества в жизни в Надземном, но ни в коем случае не сам по себе. Но обычные люди делают фатальную ошибку, полагая, что цель и смысл всего совершаемого ими заключается в самом творении рук человеческих…
Воплощение в теле дается именно для того, чтобы пройти через условия плотного мира и почерпнуть от них все, что они могут дать. Цель достигается на Земле, и, когда вырастут крылья духа, подниматься и летать на них придется от Земли.. Планета дана людям, чтобы они, воплощаясь, могли научиться всему, что она дает. Эволюция человечества совершается на Земле, и объединение Миров, земного и Надземного, произойдет в сознании человека благодаря тому, что его земной путь приведет его к этому великому достижению.
И многие прозябают и не желают знать, для чего живут и в чем смысл воплощения. А он, этот смысл, лишь в одном: накопить опыт и знание настолько, чтобы познания сделали человека свободным от власти Земли и тела над духом.
Если ограничивать жизнь человека одним воплощением, то можно вообще ни о чем не заботиться. Стоит ли утруждать себя ради того, чтобы умереть. Но знание непрерывности жизни позволяет планировать развитие духа и предусматривать далекое будущее.
Каждый человек, воплощаясь, берет на себя добровольное определенное задание, чаще всего касающееся его собственного усовершенствования. Но в суете и сутолоке жизни забывает об этом, то есть забывает о том, ради чего он пришел на Землю. Тогда земное пребывание теряет смысл и жизнь становится бесцельной. Замена цели данного воплощения иллюзиями Майи будет величайшим самообманом, и многие ему поддаются.  Лучше научиться утверждать действительность здесь на Земле. Для этого надо прежде утвердиться на Основах. Основы Учения-как фундамент для здания, без них не устоять. Основы- как канва, по которой вышиваются узоры. Основы- это наличие трех миров и неизбежность пребывания в каждом из них.
Даже память о прошлом воплощении не сохраняется человеком, за исключением отдельных случаев, но зато эта память, и не об одном, но о многих, запечатлена и постоянно проявляется в характере и качествах воплощенного. Что такое качество духа, например, мужество и самоотверженность или любовь к Учителю Света, как не кристаллизованная в нем память о прошлом. Может ли любить Учителя и устремляться к Нему тот, кто никогда не слышал о Нем и не устремлялся к Нему в прошлых жизнях? Так, качества и хорошие и плохие являют собою прошлые накопления. Качества духа есть результат прошлых жизней, усиленные или ослабленные последним воплощением…Процессы накопления качеств и способностей медленны, но ни одно усилие в этом направлении не проходит бесследно. В сущности говоря, ради этого и воплощается человек на Земле, и в этом и состоит цель его жизни.
Обычно в течении одного воплощения человек изменяется сравнительно мало. Временные взлеты еще не дают полноты изменений, неопытность полагает, что достаточно вдохновиться Учением, чтобы стать совершенно другим. За вдохновением и подъемом должна следовать упорная и длительная работа над собою и своими недостатками. Вековые корни нелегко вырвать. Но перед духом лежит Беспредельность, и при неуклонности устремления на этом долгом пути все достижимо, достижимо и полное преображение духа. Учитель стремится ускорить его. Следуя неуклонно Его Советам, много можно достичь».
-Вот, Сергеич, чего я и боюсь. Я вдохновился этим Учением, а исправлять свои недостатки не научился. До сих пор еще не могу освободиться от той ревности, из-за которой расстался с женой. Знаю, что она была пустой, не действительной, но глубоко вросла в моей душе.
-Победишь, Саша, не в этой, так в другой жизни. Опыт ты получил. Учение принял и изучаешь.
-Приду ли я в следующую жизнь с этим Учением? Вот чего я боюсь.
-Ничем помочь тебе не могу. Знаю, что если уйдешь от земли с этим Учением, то обязательно в следующей жизни выйдешь вновь на это Учение.
«У одних и тех же родителей дети могут быть совершенно разные по характеру, ибо характер свой человек приносит из прошлого. Задача в том, что унести с собою в будущее, чтобы в новое воплощение принести характер, достойный явления пути в Беспредельность. Что твердим, то и возьмем с собою».
-Вот, Саша, ответ тебе на твое беспокойство о будущем.
«В каждом очередном воплощении обычно приближаются старые друзья и старые враги. Добрая половина всех встреч земных- из прошлого. Нити кармы не прерываются временем и переживают его.
Само воплощение можно рассматривать как очередное испытание духа на определенное задание. Одни проходят через это успешно, другие не выдерживают и снова и снова возвращаются на Землю, с тем же заданием. Многие восходят, многие опускаются все ниже и ниже. Каждое испытание надо обязательно выдержать. Другого выхода нет, разве только путь нисхождения в бездну. Все усилия преодолеть свои подлежащие изживанию свойства заносятся в рекорды прошлого как достижения, ибо в будущем дадут всходы благие. На всех ступенях лестницы жизни- борьба и преодоление».
-Я, Саша, даже тебе завидую. Ты преодолел в своей жизни такое, что и миллион человек не сделает. Вырваться фактически из бездны!
-Так благодаря формуле Учения.
-А ты еще боишься за будущее. Ты уже никогда не сойдешь с этого пути.
«Воплощения в тело необходимы, ибо дают возможность духу расти и углублять знания, постепенно овладевая физическим телом, с тем, чтобы освободиться от его ограничений и связанности пятью внешними чувствами.
Каждое воплощение в плотном мире оставляет после себя подобный узор или фильму. Точно так же и каждое небесное тело, выявляясь или воплощаясь в плотной форме, оставляет после себя фильму своего плотного существования. Космические Архивы существуют. Аналогия с жизнью человеческого духа полная.
Перед воплощением в тело земное дух прозревает на миг то задание, ради которого возвращается он на Землю. Сбросив плотное тело, он переживает момент осознания того, насколько успешно выполнено им это задание, чтобы снова вернуться к нему, если оно не было завершено успешно.  Так или иначе, но очередной урок должен быть выучен. Когда усвоение совершилось, дух принимает на себя новые задания. Каждый имеет миссию свою на Земле, которую бессознательно должен он выполнить. Сознательное выполнение выпадает обычно на долю духов очень Высоких. Остальные знают об этом в глубинах своего духа.
При  каждом цикле воплощения сбрасываются все тела, одно за другим, чтобы образоваться вновь при новом воплощении, но Высшая Триада остается со всеми накоплениями духа, которые облекают его ядро. С оставленными духом телами Природа не считается, пуская их материю в переработку. Не считается она и с личностью человека, зная, что личность обречена на уничтожение, после того как передала Высшей Триаде свой опыт земной»
О Бессмертии..
«Основы Сокровенного Знания являются почвой, на которой незаметно для самого себя, медленно, но неуклонно преображается сознание, то есть расширяется и растет. Принятие Основ предопределяет направление роста в сторону развития основанных на них логических следствий. Это будет прямым путем к Свету. Если не принять как основу бессмертие духа и неизбежность земных воплощений, то утверждение качеств и усовершенствование человека теряют свое значение. К чему это все, если человек умирает и вместе со смертью исчезают его дух и все накопления. Совершенствовать что-то в себе ради уничтожения- нелепо. И если дух умирает и все люди умрут, а сама планета будет уничтожена, то ради чего же тогда все устремления, все страдания, труды и строительства жизни. Но Мы Утверждаем, что не кончается, и не исчезает ничто, все продолжается и трансмутируется в бесконечном потоке жизни, вечной и беспредельной в своей сущности. И когда планета умрет, все, чего достигла она и населяющие ее формы жизни, будет сконцентрировано в зерне духа планеты, чтобы дать всему этому новую жизнь на новой планете, когда пробьет час непреложности.
Дух вечен. Однако сознательное бессмертие, или бессмертие непрерываемого сознания, достигнуто ныне очень немногими. Это наиглавнейшая цель каждого  человека, понявшего, ради чего живет он на Земле, ради чего дано ему все, что он видит вокруг. Но люди об этой задаче забыли и заняты всем чем угодно, но только не тем, ради чего воплотились в плотное тело, не тем, что является их первейшей обязанностью по отношению к своему духу. Все обращено на внешнее, и забыт дух. И только смерть прекращает это беззаконие.. Но, отрицая действительный смысл жизни, они и в Мир Тонкий переносят свое невежество и задерживают эволюцию не только своего духа, но и всего человечества в целом, и самой планеты.
Собирание и накапливание элементов бессмертия является первейшей обязанностью человека по отношению к самому себе. Но большинство предпочитают накапливать деньги, драгоценности или вещи, не желая думать о том, что ничего этого взять с собою дальше нельзя. Многие гоняются за властью, популярностью, отличиями и наградами, забывая о том, насколько все это коротко, неверно и ограничено временем пребывания на Земле. Истинные ценности в огне не горят, и не тонут в воде, и неотъемлемы, ибо остаются с духом всегда. Собиранию их и посвящает познавший все свое время.
Для чего все, если все кончается со смертью тела? Но и верящие в бессмертие часто не лучше неверящих, ибо служат тьме. Ведь темные иерофанты знают о бессмертии и все же служат злу. Плоды добрых и злых деяний пожинаются в будущем. Настоящее- поле посева, будущее-жатва. Цепь причин, то есть действий, непрерывно протянута в будущее, которое есть поле следствий.
Собиранию и накапливанию элементов непреходящего в сознании можно посвящать все время дня и ночи. Бессмертие достигается этим путем. Если его отрицать, вся жизнь человека превращается в чудовищную бессмыслицу.
Бессмертие в Нашем понимании означает непрерываемость сознания при смене оболочек. Нельзя его достичь, если сознание сосредоточено, скажем, в теле или астрале. Сбрасывая и то, и другое, прекращаем деятельность сознания, сосредоточенного в них. Мало не желать умереть, мало верить в бессмертие духа, надо еще сознание поднять в сферы уявления тех проводников, которые не подлежат смерти. Бессмертно зерно духа. Сознание, поднявшееся до него, смерти уже не знает. Отделяя в себе элементы смерти и то, что ей подлежит, от элементов бессмертных и духом прилежа к последним, можно начать бессмертие свое еще здесь, на Земле, утверждать.  Не утвердив его здесь, там его не достигнуть.
Вы заметили, что каждый Великий Учитель говорил о непрерывности жизни. Также можно заметить, как именно это указание из каждого учения истреблено, ибо материализм должен защищаться.
Да, дух бессмертен и вечен, но что из того для личности смертной, если сознание ее угасает и перестает быть. Ведь говорится о бессмертии сознательном, но для того, чтобы сознанию было чем жить в Мире Надземном, оно должно накопить на Земле материал для сознательной жизни в Высших Мирах. Может нищим войти человек в мир неплотный, а может и богачом, собравшим богатую жатву в течение плотного существования. Человек, живущий животными чувствами и ощущениями тела и сосредоточивший все свои переживания и чувства в физическом теле и внешних плотных условиях, то есть человек животный, обречен смерти, ибо со смертью тела и угасанием сознания для него кончается все. Самое страшное для него-это отрицание жизни после смерти тела, ибо по вере своей получает. Но верящий в бессмертие духа и мысли свои уделивший ему, тем самым утверждает в себе элементы непреходящего, элементы бессмертия, и в том мире, где безраздельно царствует мысль, от мыслей своих пожинает. Есть люди, их правда немного, которые достигли бессмертия, еще будучи в теле земном: это Носители Света, Великие Учителя, Махатмы, Просветители человечества, Носители Истинного Знания и Основатели всех Великих Религий и Учений. Спаситель Сказал: «Верующий в Меня имеет вечную жизнь». Носитель Света-есть порог духу.  Через Него смертный может достичь бессмертия. Так, может каждый землянин разделить жизнь своего сознания на две половины: одна-это то, что подлежит уничтожению и смерти, то есть все обычные дела и заботы земные, и все связанное с жизнью обычной, телесной и плотной; другая- это все, что относится к области чисто духовной, ко всему, что уходит за пределы данного воплощения и касается вещей и предметов тонкого порядка. Искусство, философия, религия и все виды высокого мышления и все качества человеческого духа, озаренные Светом,-все это можно отнести к явлениям непреходящим, ибо в этих областях и сферах жизни сознания первенствует мысль, которая не умирает и переживает время. Жемчужины мысли бессмертной и являются теми элементами непреходящего, которые могут даровать человеку вечную жизнь».
-Только сейчас, Сергеич, до меня стало доходить эта тема о бессмертии. Не понимал я, что это за элементы бессмертия.
«Элементы бессмертия, собираемые человеком, требуют осознания. Ведь и само бессмертие заключается в удержании сознания при смерти оболочек. Качества духа, которые он несет в себе, уже имеют на себе печать непреходящего, ибо с ними человек воплощается в тело и берет их с собой, покидая его. Мужество, способности к языкам, математике, музыке и другим видам искусства и вообще все свои свойства человек приносит с собою из прежних жизней. Будут говорить, что это не так, что от родителей наследуются эти свойства. Но можно спросить: от кого наследовал свой талант Пушкин, или свой гений Ломоносов, или свою мудрость-Платон? Гениальность по наследству не передается, человек приносит ее с собою из прежних жизней. Таким образом, свойства характера и способности, и склонности, слабости и пороки-все это накопления прошлого, переживающие оболочки человека и сохраняемые в Чаше через все воплощения. Дух нерушим, бессмертен и вечен, независимо от того, осознает это человек или нет, и в собранных в прошлом накоплениях человека выявляется их непреходящая сущность, хотя и изменяющаяся во времени и растущая в сторону Света или тьмы. Дух может накапливать как положительные, так и отрицательные свойства. Осознание в себе этих свойств, не исчезающих со смертью тела и прочих оболочек, но хранящихся в Чаше, раскрывает глаза на элементы бессмертия, уже собранные человеком в прошлом, элементы, которые останутся с ним в будущем. Можно подниматься вверх, накапливая светлые качества духа, а можно- и вниз, усиливая и наращивая темные. Так, задачей ученика является целеустремленное и сознательное собирание путем работы над собою, путем трудов и тысячелетних усилий и устремлений накопления светоносных качеств духа в бессмертном хранилище Чаши».
ПРЕВЫШЕ ВСЕХ НРАУК ЕСТЬ ПОЗНАНИЕ НАДЗЕМНОГО.
«Правильное отношение к прежним жизням очень редко. Обычно они не вдохновляют к будущему, но приковывают к пережиткам. Потому лишь редко можно дать людям знание их прошлой жизни. Многое не вмещается в современное сознание».
-В фильме «Махадев…», Сергеич, часто, как сам Махадев, так и Парвати-Ади Шакти вспоминают прошлые жизни. Особенно удивительно, когда рыбачка, забыл ее имя, во время концентрации вспомнила свои прошлые жизни, когда была Сати и Парвати. Да и мудрецы заглядывали в прошлые жизни.
«Урусвати /Елена Рерих/ знает память открытую и память закрытую. Многие сетуют-почему нужно иметь память закрытую? Но они не представляют себе весь ужас, если человечество будет всегда помнить о своих прежних существованиях. Поистине получился бы какой-то хор диссонансов, и при таком хоре невозможно было бы продвигаться. Мудрый закон, который отсеивает все, что неполезно для совершенствования.
Забвение есть закон Природы, оно собирает сокровища в сознании, но оно бережно хранит до часа сужденного».
У меня есть, Саша, несколько книг, в которых учеными доказано, что многие дети до семи лет помнили свою прошлую жизнь. Да, я и по своей внучке в этом неоднократно убеждался.
Помнишь, в прошлый раз я говорил тебе о Анатолии Федоровиче Кони, знаменитом ораторе России.
-Помню. Холостым прожил жизнь. Не имел семьи, детей.
-Прочитал в этой же книге его очерк о Николае Втором. Был поражен. Более честно и объективно, наверное, никто не написал о нашем царе. Послушай выдержки из этого очерка.
«Если считать безусловное подчинение жене и пребывание под ее немецким башмаком семейным достоинством, то он им, конечно, обладал…Но поручение надзора за воспитанием ребенка какому-то матросу под наблюдением психопатической жены и отсутствие заботы о воспитании дочерей заставляют сомневаться в серьезном отношении его к обязанностям отца…Мне думается, что искать объяснения многого, приведшего в конце концов Россию к гибели и позору, надо не в умственных способностях Николая Второго, а в отсутствии у него сердца, бросающемся в глаза в целом ряде его поступков. Достаточно припомнить посещение им бала французского посольства в ужасный день Ходынки, когда по улицам Москвы развозили пять тысяч изуродованных трупов, погибших от возмутительной по непредусмотрительности организации его «гостеприимства», и когда посол предлагал отсрочить этот бал.. Стоит вспомнить его злобную выходку о «бессмысленных мечтаниях» перед лицом земств и подтверждение в указе министру внутренних дел особого благоволения земским начальникам в ответ на восторженное отношение к нему и его молодой жене всего населения Петербурга после его вступления на престол, что очень напоминает издание закона о земских начальниках его отцом вслед за восторгом всей России по поводу спасения его семьи от крушения поезда в 1888 году. Достаточно, наконец, вспомнить равнодушное отношение его к поступку генерала Грибского, утопившего в 19000 году в Благовещенске-на-Амуре пять тысяч мирного китайского населения, трупы которых затрудняли пароходное сообщение целый день, по рассказу мне брата знаменитого Верещагина; или равнодушное попустительство еврейских погромов при Плеве; или жестокое отношение к ссыльным в Сибирь духоборам, где они на севере обрекались как вегетарианцы, на голодную смерть, о чем пламенно ему писал Лев Толстой…Нельзя не вспомнить одобрения им гнусных зверств мерзавца-харьковского губернатора И.М. Оболенского при «усмирении аграрных беспорядков в 1892 году. Можно ли, затем, забыть Японскую войну, самонадеянно предпринятую в защиту корыстных захватов, и посылку эскадры Небогатова, со «старыми калошами» на явную гибель, несмотря на мольбы адмирала. И это после почина мирной Гаагской конференции. Можно ли забыть ничем не выраженную скорбь по случаю Цусимы и Мукдена и, наконец, трусливое бегство в Царское Село, сопровождаемое расстрелом безоружного рабочего населения 9 января 1905г…Этим объясняется жестокие испытания, законному самолюбию и чувству собственного достоинства, наносимые им своим сотрудникам на почве самомнения или даже зависти, которые распространялись даже на членов фамилии, как, например, на великого князя Константина Константиновича. Таковы отношения к Витте, таковы, в особенности, отношения к Столыпину, которому он был обязан столь многим и который для спасения его династии принял на душу тысячи смертных приговоров. Неоднократно предав Столыпина и поставив его в беззащитное положение по отношению к явным и тайным врагам, «обожаемый монарх» не нашел возможным быть на похоронах убитого, но зато нашел возможным прекратить дело о попустителях убийцам и сказал, предлагая премьерство Коковцеву: «Надеюсь, что вы меня не будете заслонять, как Столыпин?» Восьмидесятилетний Ванновский, взявший на свои трудовые плечи тяжкое дело народного просвещения в смутные годы, после ласкового и любезно встреченного доклада о преобразовании средней школы получил записку о своем увольнении. Обер-прокурор синода Самарин, приехав на другой день после благосклонно принятого доклада в совете министров, прочел записку царя к Горемыкину, в которой стояло: «Я вчера забыл сказать Самарину, что он уволен. Потрудитесь ему  сказать это»…Предательство распространялось не только на лица, но и на учреждения. Относительно указа 17 октября 1905 г. практиковалась явное нарушение данных обещаний. Государственный совет упорно наполнялся крайне правыми, причем к 1 января 1917г. был уволен Голубев и призвана шайка прохвостов, нарочно подобранных стараниями Щегловитова…Наконец- и это очень характерно-когда старый Государственный совет постановил обратить внимание государя на своевременность отмены телесных наказаний, последовал отказ и резолюция: «Я сам знаю, когда это надо сделать!» Трусость и предательство прошли красной нитью через все его царствование. Когда начинала шуметь буря общественного негодования и народных беспорядков, он начинал уступать поспешно и непоследовательно, с трусливой готовностью, то уполномочивая Комитет  министров на реформы, то обещая Совещательную Думу, то создавая Думу Законодательную в течении одного года. Чуждаясь независимых людей, замыкаясь от  них в узком семейном кругу, занятом спиритизмом и гаданиями, смотря на своих министров как на простых приказчиков, посвящая некоторые досужие часы стрелянию ворон у памятника Александры Николаевны в Царском Селе, скупо и редко жертвуя из своих личных средств во время народных бедствий, ничего не создавая для просвещения народа, поддерживая церковно-приходские школы и одарив Россию изобилием мощей, он жил окруженный сетью охраны, под защитою конвоя со звероподобными и наглыми мордами, тратя на это огромные народные деньги. Отсутствия сердечности и взгляд на себя как на провиденциального помазаника божия вызывали в нем приливы горделивой самоуверенности, заставлявшей его ставить в ничто советы и предостережения немногих честных людей, его окружавших или с ним беседовавших, и допустившей его сказать на новогоднем приеме японскому послу за месяц до объявления Японии пагубной для России войны: «Япония кончит тем, что меня рассердит». А между тем  судьба посылала ему предостережения…А между тем судьба была к нему благосклонна. Ему, по евангельскому изречению, вина прощалась семьдесят семь раз. В его кровавое царствование народ не раз объединялся вокруг него с любовью и доверием. Он искренно приветствовал его брак с «ГессенДаршматской принцессой, как ее назвал на торжественной ектини и протодиакон Исаакиевского собора. Народ простил ему Ходынку; он удивлялся, но не роптал против Японской войны и в начале войны с Германией отнесся к нему с трогательным доверием. Но все это было вменено в ничто, и интересы родины были принесены в жертву позорной вакханалии распутинства и избежанию семейных сцен со стороны властолюбивой истерички. Отсутствие сердца, которое подсказало бы ему, как жестоко и бесчестно привел он Россию на край гибели, сказывается и в том отсутствии чувства собственного достоинства, благодаря которому он среди унижений, надругательства и несчастия всех близких окружающих продолжает влачить свою жалкую жизнь, не умев погибнуть с честью в защиту своих исторических прав или уступить законным требованиям страны…Достаточно припомнить безнаказанность виновников Ходынки, связанную с отобранием у графа Палена возложенного на него следствия, на беззаконность целого ряда негодяев, облеченных званием  столичного градоначальника, оставление без последствий бездействия в Москве в 1915 году придворного хама Сумарокова-Эльстона, допустившего грабеж на миллионы рублей…
О его жене. «Она не любила русский народ, признавая в нем хорошим, как мне говорила Нарышкина, лишь монашество и отшельничество; она презирала его и ставила ниже известных ей европейских народов, что особенно резко выразилось в ее разговоре с Е.В.Максимовым по поводу женщин-работниц. Еще более нельзя ей простить и даже понять введение дочерей в круг влияния Распутина, послужившее лет семь назад поводом к выходу в отставку фрейлины Тютчевой. Опубликованные в последнее время письма несчастных девушек к наглому и развратному «старцу» и их имена на иконе, оказавшиеся на шее его трупа, показывают, в какую бездну внутреннего самообмана, ханжества и кликушества и внешнего позора огласки и двусмысленных комментариев повергла своих дочерей «Даршматская принцесса», ставшая русской царицей и почему-то воображавшая, что ее обожает презираемый ею русский народ…»
-И эту семейку, Сергеич, Церковь сделала святыми?
-У нашей Церкви, Саша, свои интересы. Нам этого не понять.
-Кошмаррр!- произнес Саша. –Кто нами правил!?
-Обедаем.
-Смотрю, Сергеич, ты в этой теме собрал все самое лучшее из Учения Живой Этики.
-Так получилось.
-Ты отдашь мне эти распечатки?
-Конечно, Саша. Забирай.
-Я еще сейчас почитаю. Не все до меня доходит. Мне так кажется, что я даже и на первую ступень не вступил.
-Главное, Саша, что ты на пути.
-Это я почувствовал давно.
-Ты читай, а я прогуляюсь по пляжу.
У мыса Дикой бухты, стоит кекур. На нем сидят чайки и бакланы. Решил сходить. Поднялся на вершину берега, и по тропе пошел к этому мысу. На склоне сопки, обращенной на восток, цвели адонисы. Их было более сотни. Действительно, весна пришла! Еще одна зима позади. Какая радость увидеть эти цветы! Где-то идет война, все чаще говорят о Большой Войне между Светом и злом. А цветы по-прежнему радуют людей. Осторожно подкрался месту, откуда можно было сделать снимок птиц. Но увидели, и улетели. Не велика потеря. Бакланов и чаек отснял много раз. В том числе  и на этом кекуре. Вернулся к Саше. Он внимательно читал распечатки.
-Начинаю, Сергеич, врубаться.
-Лишь бы было устремление и чтобы никогда оно не исчезало.
-Читаю. Каждый день читаю распечатки. Не все доходит.
-Ничем помочь не могу.
-Знаю.
-Я, Саша, пойду сторожить к кекуру.
-Возьми спальник и коврик.
-Точно. Устроюсь там.
Лежал до наступления ночи. Не приплыли ларги. Вернувшись к лагерю, по ужинали и легки спать. И утром ларг не было. Перекусив, пошли к  остановке.
Фото-путешественник, член Российского Союза писателей Владимир Мар
атканов


Рецензии