Неведомый Бог

«И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лук.24:27). Не знаю, коснулся ли в этом разговоре Иисус образа Иосифа. Но сказано «начав от Моисея», а Моисей об Иосифе рассказал больше, чем о ком-то другом (об Аврааме примерно столько же).

Вчера у нас прошел подростковый разбор, мы читали Быт.45:1-13. Я говорил о пяти аналогиях между Иосифом и Иисусом по этим тринадцати стихам. Поделюсь с вами первой из них.

Братья не узнали Иосифа, он сам открылся им. Если бы Иосиф ждал, когда братья его узнают – не дождался бы. Мы не узнали бы в Иисусе Сына Божьего и Спасителя, если бы Он не открылся нам.

Если какая-то точка находится на оси Z, а кто-то живет в плоскости XY, то эта точка навсегда будет недоступна для него. Бог онтологически недоступен для нас хотя бы потому, что мы живем в трехмерном пространстве, а Он сотворил все измерения и превосходит их, находясь «снаружи», если применить пространственную метафору. Бог в неприступном свете, там, где человек в принципе Его никогда найти не сможет.

И даже когда совершилось чудо воплощения, Слово стало плотью, Неизмеримый вошел в измерения, мы бы все равно не постигли и не познали Его без просвещения Святого Духа, а видели бы в Нем только человека, мудреца, чудотворца, визионера, оригинала, маргинала и т.д.

Однажды в Афинах была эпидемия. Язычники, глубоко верующие люди, думают: что делать? Надо жертву богам принести. Но богов много. Их там больше, чем ягнят в стаде. Которому помолиться? И один философ сказал: «Заведите в город отару овец. И отпустите их. Какая овечка у какого алтаря ляжет – ту этому богу принесите в жертву».

В Библии это называется Иегова ире – Господь усмотрит Себе жертву. Он Сам выберет. И этот философ так предложил: пусть боги сами выберут себе жертвы.

Пустили отару, овечки разошлись. Одна у храма Артемиды, другая у храма Аполлона, третья у Афины прилегла – их всех зарезали. А одна легла просто на пустом холме. Что с ней делать – отпустить, поднять и заставить второй раз пройтись? Нет, ее принесли в жертву. Но какому богу? Неведомому. Мор остановился, пракоронавирус отступил.

С того времени в Афинах стоял алтарь неведомому Богу, и потом апостол Павел говорил, что проповедует им Этого неведомого Бога (Дн.17:23).

Если бы Бог не открылся нам сначала через пророков, а потом через Иисуса Христа, Он так и остался бы для нас неведомым Богом.

В послании Галатам тот же Павел изящно выражает эту мысль: «познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога» (4:9) – он будто делает поправку к своему первоначальному выражению. Бог открылся нам, а не мы нашли Его.

Иосиф мог бы затаиться и наслаждаться благами высокого поста. Ведь он рисковал: а вдруг его семья не понравится фараону? Экономический кризис в мире, а тут новые рты. А вдруг братья будут плохо себя вести? А вдруг трансформация Иуды (из продающего брата в рабство в готового стать рабом вместо брата) не затронет остальных?

И много других «а вдруг». Да и вообще – приятно посмотреть, как в жизни обидчиков работает закон сеяния и жатвы.

Отношения – это всегда риск. И Бог идет на риск, открываясь нам в Сыне Своем.

12.04.2024


Рецензии