Каникулы

   Детство у меня было счастливое. Во-многом благодаря тому, что каждый год все летние каникулы я проводила у бабушки на Украине. Наша семья жила в Казахстане и меня, как переходящее знамя, передавали бабушке через проводниц поезда Киев-Павлодар, Киев-Караганда, курсировавшему по этому маршруту много лет.  Насколько помню, в одну сторону его номер был 198, а в другую-197, что, впрочем, неважно.
 
   Мама сажала меня в вагон, нервничала, договаривалась с проводницей и в сотый раз напоминала: "На станциях от вагона ни ногой! Деньги не потеряй, бабушке позвоню, вагон сообщу, она в Киеве встретит. Если всё-таки отстанешь, подойди к любому милиционеру, назови свою фамилию и адрес, тебя доставят прямо домой." Я понимала, поезд сейчас тронется, свобода уже совсем близко, поэтому согласно кивала головой и предвкушала, как сейчас залезу на верхнюю полку, открою окно и под мерное постукивание колёс буду смотреть, как мимо проплывают частные домики с огородами, поля, берёзовые колки, река Тобол.... Как поезд уносит меня в другую жизнь, где я принадлежу только себе. Ну и немного бабушке, которая меня очень любит и ждёт. Нормальные рассуждения для 11-летней девочки.

   И вот, наконец, поезд трогается, мама осталась на перроне, а я ЕДУ!!! Ура, каникулы начались по-настоящему! Вагон плацкартный, вокруг суетятся люди, устраиваются поудобнее, прячут чемоданы, рассовывают сумки под столы и на третьи полки, расстилают постели: путь предстоит неблизкий-до Киева ехать трое с половиной суток.. Кругом слышна украинская речь и потому я тоже перехожу на мову, когда ко мне обращаются с каким-нибудь вопросом. Мне всегда было интересно и удивительно. Кажется, только что все говорили на перроне на русском, и вдруг уже другой язык. Точно так же происходило, когда едешь из Киева домой: только сели в поезд-и уже все русские!)))

   Поезд шёл не быстро, только местами набирая скорость. Иногда мы и вовсе  стояли, пропуская встречные поезда, которые проносились мимо наших окон, с упругим потоком ветра. Тогда мы снова трогались и под мерный и усыпляющий перестук колёс: "тук-тук, тук-тук, тук-тук, тук-тук", я начинала дремать...
 
   Иногда по вагону пробегала проводница, бросая на ходу: "Скоро будет большая  остановка, через 10 минут туалет закрою." И тут же перед туалетом вырастала очередь, будто все только и ждали, когда им напомнят. Чаще всего это были мамочки с детьми. Кто-то уже осторожно пробирался от титана с кружкой кипятка, где-то уже завязался разговор между пассажирами, дорожная жизнь как-то сближала людей, настраивала на долгое соседство. Я наблюдала за всем со стороны и мне было так хорошо, спокойно. Мне определённо нравилась эта жизнь на колёсах и этот мерный перестук колёс, который я запомнила и полюбила на всю жизнь. 

     (продолжение следует.)
   


Рецензии