Андерс Благородный

     В одной из метрических книг, хранящихся в госархиве Еврейской автономной области, 3 октября 1879 года была произведена запись о крещении младенца Валентина, родившегося 2 октября того же года. Отец младенца коллежский регистратор Людвиг Юлианович Андерс – начальник Хабаровской телеграфной станции и его жена Ольга Николаевна, некоторое время жили в станице Радде, где и родился их сын.
     Запись о крещении Валентина Андерса под номером 13 – число, которое многими воспринимается, как дурной знак. Может быть, если верить в нумерологию, это число повлияло в некотором роде на судьбу окрещаемого младенца Валентина, но присутствие в его восприемниках настоятеля Хинганской Свято-Троицкой церкви священника Николая Григорьевича Переведенцева и его дочери девицы Анны с участием церковника Афанасия Зырянинова наверняка способствовало творению добрых дел их крестником – Валентином  Людвиговичем Андерсом.

     Напротив записи о крещении есть личная запись Людвига Андерса о том, что 29 декабря 1880 года он получил копию метрического свидетельства о рождении и крещении своего сына Валентина. С этой записью всё понятно – семья уезжала из Радде. Но 22 июня 1909 года появилась еще одна запись, о том, что метрическое свидетельство с номером 68 выдано по выписке поверенного для предоставления в присутственное место. Присутственными местами в Российской империи именовали государственные учреждения, а также приёмные чиновников или канцелярию. Для чего же потребовался документ уроженцу станицы Радде Валентину Андерсу?..

     Дело в том, что в апреле 1909 года он обращался к военному губернатору Приморской области Василию Флугу с прошением о выделении безвозвратного пособия в размере 13500 рублей. Именно такая сумма требовалась Валентину Андерсу на возведение здания частной прогимназии, в которой хотел устроить кабинеты естествознания, физики, химии и библиотеку в г. Никольск-Уссурийский (ныне г.Уссурийск).
     Источниками существования прогимназий в большей степени были средства местных бюджетов, на прогимназии возлагалась больше воспитательная функция, чем обучающая, состав обучающихся был преимущественно из городского населения. Что хотел достичь Валентин Андерс, открывая прогимназию: развивать ли интеллект у детей в более раннем возрасте либо с ранних лет прививать желание на совершение благих дел, неизвестно. Вполне возможно, что и то, и другое. И это не было авантюрой.

     Подробности жизни Валентина Андерса из статьи Геннадия Обухова в Уссурийской газете «Коммунар»: в 1890-м после выхода в отставку Людвига Андерса, семья с Дальнего Востока переехала в Житомир. Валентин окончил житомирскую гимназию, затем Санкт-Петербургский историко-филологический институт, а в 1904 году переехал во Владивосток, где стал преподавателем в мужской гимназии. Накопив за четыре года капитал, в 1908 г. Андерс открыл в Никольске-Уссурийском первую частную мужскую прогимназию. Городские власти выдали пособие на аренду помещения. В том же году силами учащихся он устроил платный детский спектакль, сбор от которого пошел в пользу учеников из малообеспеченных семей. На Рождество в прогимназии была устроена ёлка, все учащиеся, вне зависимости от социального происхождения пили чай с пирожными, а их родителям было предложено пиво.
     Не судите строго за пиво и не будьте ханжами. Конечно, если б угощал шампанским, это звучало бы красивее, но не отождествляйте нынешние технологии изготовления и процесс употребления пива с теми же действиями в начале XX в. Это два совершенно разных процесса. Думаю, вы меня понимаете.
     Итак, Андерс благотворитель. Деньги, получаемые в качестве оплаты учебы, из бюджета прогимназии полностью уходили на выплату зарплат педагогам. Когда собранных сумм не хватало, Андерс вкладывал свои личные средства. Альтруизм альтруизмом, но к нему начинают привыкать все и альтруизм становится бременем для Андерса, тем более, когда лучшие его идеи стали подвергаться критике членами родительского комитета, которые не могли или не хотели следовать поступкам Андерса. Прогимназию стали покидать ученики, городские власти сочли ее обузой для бюджета.
     За несколько лет до революции Андерс уехал в Харбин, где открыл аналогичную гимназию для русских детей. Он не стал учреждать родительский комитет, а ввел ученическое самоуправление, поощряя самостоятельность и свободу мышления учеников. В среде учеников инициировал чтения лекций и рефератов на научные и литературные темы. Гимназия выпускала свои журналы, гимназисты собирали гербарий местных растений, создали коллекции насекомых и камней и даже свои оркестры: духовой, симфонический и балалаечный. Гимназия содержалась за счет средств владельца и к 1918 году в ней учился 541 ребенок, преподавали им 22 учителя.

     В 1928 году гимназия была закрыта новыми властями. Андерс уехал в Шанхай. И там тоже открыл гимназию! Русских было немного, гимназия существовала недолго. Он возвратился в Харбин, в том же периоде составил учебники и методические пособия по русскому языку, географии, истории, психологии и скончался в ноябре 1942 года в возрасте 63 лет.

     Незадолго до кончины Андерс писал: «В конце каждого года я испытываю ностальгию и думаю о своих предках. Я вспоминаю все то хорошее, что я совершил в жизни, и говорю себе: «Как жаль, что мой отец сейчас не здесь, чтобы увидеть это». Я смотрю на облака в небе и посылаю заранее свое благословение своим детям. Они увидят это облако в будущем и узнают, что я горжусь их достижениями».

     Вот такой неординарный человек родился в станице Радде, и думаю, знать о нём нужно и важно. И я очень согласна со словами исследователя жизни Андерса – Геннадием Обуховым, что Андерс был странным человеком, о которых говорят - «не от мира сего» и что в слово «благодетель» мы в наше рыночное и немилосердное время, вкладываем только ироничный смысл («тоже мне благодетель нашелся»), а чаще просто вообще не упоминаем это слово. Никак и никогда. Потому что сами к благим делам не приучены и часто искренне не понимаем тех, кто на них способен.


Рецензии