Успенская Флорищева мужская пустынь

Нижегородская область, Володарский район, р.п. Фролищи

Храмы и часовни монастыря:

1. Собор Успения Пресвятой Богородицы
2. Церковь Троицы Живоначальной
3. Церковь апп. Петра и Павла (надвратная)
4. Церковь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (восстановлена, фундамент XVIII в.)
5. Колокольня монастыря

Другие постройки монастыря:

6. Настоятельский корпус
7. Трапезный корпус
8. Монастырские погреба
9. Казначейский корпус
10. Голицынский корпус
11. Просфорная келья
12. Кузница
13. Хозяйственный (скотный и конный) двор(XVIII в.)
14. Жилой дом для трудников (XIX в.)
15.Хозяйственный корпус (XVIII в.)
16. Больничный корпус (начало XVIII в.)
17. Рухлядный корпус
18. Келейный корпус
19. Бывшее братское кладбище
20. Сторожевая башня
21. Восстанавливаемые стены и башни ограды
22. Южный въезд
Часовня-усыпальница инока Боголепа (в миру – кн. Бориса Голицына)
Надкладезная часовня

Есть такой монастырь в Нижегородской области, на возвышенности, называемой Красной Горой, – Флорищева пустынь в посёлке Фролище. Такая вот игра слов. Часто путают и посёлок, и монастырь, называя одно другим. Здесь в этом месте сохранились ещё заповедные места. А топонимы просто на загляденье. Река Лух. Ей вторит озеро Светлое. А в противовес – озеро Поганка.

Местное предание рассказывает, что это место, которое выбрали для образования пустыни, было каким-то необычным. Путешествующие, проходя мимо Красной горы, удивлялись, когда видели лучезарный свет, освещавший её, и наслаждались колокольным звоном, исходящий из самых недр этой горы.

И вот в эти непролазные места в начале второй половины 17-го века забрёл схимонах Мефодий. Искал он, как и многие такие же бродячие монахи, уединённого места. И здесь, в сосновом бору, он и поселился. Откуда он пришёл, в каком монастыре ранее подвязался, это история умалчивает. Но как бы то ни было, место пустынно, и в глухих дебрях. И нашли его, где Мефодий срубил себе келью, два инока. И они искали уединённого места. Стали жить втроём. Построили деревянную церковь. Церковь освятили во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Далее – по обыкновению в таких пустынях. Про поселение монахов стало известно по округе. И потянулись богомольцы в пустынь за душевным равновесием. А тем временем Мефодий засобирался в Москву за благословением на освящение церкви, которое вскоре и получил. От самого патриарха Иосифа. И получил грамоту на это. Но пришла чума, и скончался Мефодий и многие монахи. И было это в 1654 году.
 
За руль встал один из бывших иноков, Илларион. Через некоторое время маленькая церковь перестала вмещать всех желающих помолиться в ней. Поэтому руководство пустыни попросило дозволения царя Алексея Михайловича маленькую церковь разобрать, а построить новую, больших размеров. Дозволение было получено, нашлись и средства. К этому времени Илларион стал духовным наставником царя. И пятиглавый собор вышел на славу.

Сразу же после постройки соборного храма была начата постройка каменной одноглавой тёплой церкви в 1684 году, которую освятили в честь Святой Троицы. С юго-востока к церкви пристроили трапезную.

Флорищева пустынь хоть и находится далеко от мирских селений, в середине леса, и путь этими непролазными лесами путанный и трудный. Но молва уже разнесла по весям и окрестностям о строящейся в глуши пустыни. И богомольцы с разных краёв собирались вместе, нанимали местных проводников и приходили в монастырь, на озеро Поганка.

А здесь развернулось крупное строительство. Возводились келейные корпуса с южной стороны пустыни. Не оставляли и без внимания и настоятельские покои, и корпуса служебные. Гороховецкие купцы вкладывали средства в бурное строительство.
 
В юго-западном углу пустыни задумали построить деревянный дворец для самого царя Федора Алексеевича, который неоднократно приезжал в полюбившуюся ему пустынь.

Монастырская колокольня строилась три года. Закончили её в 1681 году. Получилась нарядная, украшенная богатыми цветными изразцами, в шесть ярусов, с шатром наверху.

В начале 18-го века в пустыни обосновался Борис Голицын, сподвижник царя Петра, который сделал не только огромный вклад в пустынь, но и построил для себя целый каменный корпус, который впоследствии и назвали Голицынский.
 
Ну и как же не украсить главные врата? Над вратами построили церковь, которую освятили в честь апостолов Петра и Павла. А самую позднюю каменную церковь освятили в 1703 году во Флорищевой пустыни. Церковь замыкала юго-восточный угол.

Последней сделали ограду. Уже в конце 18-го века. Живописна и юго-западная, так называемая Сторожевая башня. И заодно с оградой построили в это время и некоторые служебные корпуса.

Некоторым постройкам не хватило места на самой территории пустыни. Тогда их вынесли за стены. Гостиницу и странноприимный дом для богомольцев, а также конный и скотный дворы.

Архитектурный ансамбль пустыни был закончен.

При проведении секуляризационных мероприятий царицы Екатерины II пустынь устояла. Её причислили к первому классу. Во время знаменитого восстания Пугачёва подверглась ограблению. Целых шесть солдат с командиром были отправлены в пустынь, где пробыли около 25 лет.

Во времена, когда пустынь начала приходить в себя от навалившихся несчастий, началось в его стенах возрождаться старчество.

Как утверждают монастырские источники, обитель к концу 19-го века была благоустроена во всех отношениях и не нуждалась в посторонних средствах. Но и не отказывалась от них. Это был мощный православный центр в нижегородских дремучих лесах.

Но грянул переломный во всех отношениях 17-ый год 20-го столетия. И пришли. В 1918 году 25 красноармейцев из города Шуи. Пришли и самовольно заняли пустынь. Для создания в ней коммуны.

Ну, а дальше по накатанной. Такое-то богатство. На базе крепкого монастырского хозяйства попытались организовать другое хозяйство, которое вылилось в организацию сначала коммуны, потом совхоза, целого подсобного хозяйство одной из московских организаций. Имущество, естественно, изымалось, а самое ценное, что представляло художественную ценность, частью пропадало, а частью всё-таки попадало в музеи.

Официально пустынь закрыли в апреле 1923 года. Насельники разошлись кто куда. Да и немного их уже оставалось. Быстро в монастырских корпусах расположились работники лесозаготовительных контор. А в Успенском соборе было устроено зернохранилище. Это уже традиция. Может, поэтому и сохранился. А в Троицкой церкви – клуб для трудящихся. Подходящее для этого здание. 

Через несколько лет в стены пустыни въехали военные. Те же военные поддерживали здания в некотором порядке. Но не все, а только те, что им были нужны. Так, церковь Зосимы и Савватия обрушилась в 1950-х годах. Целых 60 лет ограда монастыря слышала топот солдатских сапог. А в 1992 году армия съехала с постоя.
 
А вот у церкви, которой передали всё это хозяйство, средств не было. И всё же приход был создан. И через 13 лет было принято правильное решение о возобновлении Флорищевой пустыни.

* *Л.И. Денисов "Православные монастыри Российской империи". - М., изд. А.Д. Ступина, 1908 г., стр. 88-90.

"Соборы.ру"

Фото и план автора. Корректура М. Зуйкова

Русавкино, апрель  2024 г.


Рецензии