Предчувствие эпохи

   В 1835 году  русский князь Владимир Одоевский,  после разговора с Пушкиным,  продолжил работу  в своем кабинете над  фантастическим романом «4338-й год». В нем  писатель рассказывал, каким  ему видится 44 век в России.  В частности, дал описание   странных людей той эпохи.
     «...Сегодня Конгресс занимался рассмотрением проектов, относящихся до средств воспротивиться падению кометы... Вышедши наверх к  аеростату, мы увидели на ближней платформе толпу, которая кричала, махала руками и бранилась.
    «Что это?» — спросил я у Х.
    «О! — отвечал Х., — явление нашего века. Сегодня  многие, которые едва годны быть ремесленниками, объявляют притязание на ученость и литераторство. Эти люди собираются у передней Академии... и своим криком стараются обратить внимание проходящих.
    Они не постигли, отчего наши ученые гнушаются их сообществом, и в досаде принялись их передразнивать, завели также нечто похожее на науку и на литературу. Но, чуждые благородных побуждений истинного ученого, они обратили все в род ремесла: один лепит нелепости, другой хвалит, третий продает, кто больше продаст — тот у них и великий человек;
     От беспрестанных денежных сделок у них ссоры, или, как они называют, партии: один обманет другого — вот и две партии, и чуть не до драки... Тех, которые избегают их сплетней, называют аристократами, стараются выведать их домашние тайны и потом взводят на своих мнимых врагов разные небылицы. Впрочем, все эти затеи не удаются нашим промышленникам и только увеличивают каждый день общее к ним презрение.
   «Скажите, — спросил я, — откуда могли взяться такие люди в русском благословенном царстве?»
    «Они большею частию пришельцы из разных стран света; незнакомые с русским духом, они чужды и любви к русскому просвещению: им бы только нажиться, — а Россия богата. В древности такого рода людей не существовало, по крайней мере об них не сохранилось никакого предания. Один мой знакомый... полагает, что этого рода люди происходят по прямой линии от кулашных бойцов, некогда существовавших в Европе. Что делать! Эти люди — темная сторона нашего века; надобно надеяться, что с большим распространением просвещения исчезнут и эти пятна на русском солнце».
   -  Уважаемый! – сказал ему Пушкин, прочитав отрывок. – Вы уверены, что такие люди появятся только через две тысячи лет?  На мой нюх,  и двух столетий хватит как придут «грефы» и «моргенштерны»....
     Пушкин, как известно, не любил фантастики. Хотя и писал сказки...
    - Пожалуй, - неуверенно ответил Одоевский. – Но вы, Александр Сергеевич, еще забыли «инстасамку»...


Рецензии