Сталинградская битва урок для думающих поколений

Первого февраля в канун 81-й годовщины со дня окончания Сталинградской битвы меня пригласили в Еврейский общинный центр Волгограда рассказать об этом событии. Разумеется, я не был его участником, потому что родился почти через шестнадцать лет после окончания Великой Отечественной войны и лишь в двадцать лет стал жителем нашего славного города, в руинах которого мужественный многонациональный советский народ повернул ход истории в новое русло и обозначил начало конца немецко-фашистской парадигме мировой истории. Много ли мы знаем об этом событии? К сожалению, не очень много, хотя ежедневно ходим по улицам города, на каждом метре которого решась судьба мировой истории. Себя я тоже большим специалистом в этом вопросе не считаю, хотя диплом историка обязывает не быть Иваном, не помнящим родства. Да и взглянуть на Сталинградскую битву я решил глазами одного из её важных участников, первого адъютанта 6-й полевой армии генерал-полковника (позднее фельдмаршала) Фридриха Паулюса полковника вермахта Вильгельма Адама, оставившего потомкам свои мемуары, предисловие к которым он озаглавил: ««Вы, кого предостерегаю, внемлите уроку»!
Еврейский общинный центр традиционно много делает для патриотического воспитания и культурно-исторического просвещения волгоградцев, как самостоятельно, так и совместно с другими общественными организациями и муниципальными учреждениями культуры, в том числе, с Централизованной системой городских библиотек. В частности, в сентябре 2023 г. в библиотеке им. М.К. Агашиной он провёл интересное и живое празднование Рош-а-Шана, на которое были приглашены студенты Волгоградского технического колледжа и пенсионеры, члены еврейской общины. Мероприятие удалось. И вот 1 февраля от имени библиотеки я пришёл в общину с ответным визитом и лекцией «Сталинградская битва глазами адъютанта фельдмаршала Паулюса», которая стала частью мемориального мероприятия общины, посвящённого памяти защитников легендарного Сталинграда.
В эти дни в нашем городе было много крупных и броских памятных мероприятий, наверное, в большей мере важных для людей среднего и молодого возраста, иным из которых, к большому сожалению и стыду, что Сталинградская битва, что Бородинская, что Куликовская – всё едино! А вот у старшего поколения, которое особо бережно опекает Еврейский общинный центр, отношение к историческим событиям Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков совсем другое. Ведь это младшие современники тех, кому среди руин нашего города железный ветер бил в лицо, а они всё шли и шли вперёд. Дети военного Сталинграда, чудом выжившие, спасённые богом невинные создания, которым судьба дала счастье прожить долгую достойную жизнь. Казалось бы, что им до мемуаров фашистского вояки, пришедшего на берега Волги перекраивать политическую карту мира? Но историческая правда и социальная рефлексия, которая никогда не закончится у старшего поколения, причастного с обеих сторон к той войне, требует не только безусловного осуждения нацизма и военной агрессии, но и понимания причин, которые толкнули целую нацию на беспрецедентную военную авантюру. Автор мемуаров совершенно справедливо утверждал, что: «Самым опасным врагом немецкого народа была и оставалась та ничтожная правящая каста, которая присваивала себе плоды труда народа и использовала его трудолюбие и талант, чтобы вести против других народов захватнические войны». Остаётся лишь пожелать, чтобы ни у какого народа не было таких врагов!
Эпические события истории всегда оставляют память. Она бывает долгой или короткой. У собравшихся на встречу с историей и друг с другом в гостеприимном и хлебосольном общинном доме пожилых и очень пожилых людей она пожизненная. Это их личная память, живущая не в одной лишь голове, но, главным образом, в сердце. Со слезами на глазах рассказывали они друг другу о судьбах своих близких, немногие из которых, попав в кровавую мясорубку войны, остались живыми; да и большинство вернувшихся с фронтов ненадолго задержались на этом свете. Немногие оставшиеся от них вещицы, письма и фотографии хранятся как семейные реликвии. Но главное, что все события тех лет не вычеркнуты из памяти собравшихся в общинном зале людей. Кто-то из них написал воспоминания, кто-то отразил свои переживания в стихах. Этим накопленным душевным капиталом собравшиеся щедро делились друг с другом. Их личная память ещё поддерживает историческую память народа.
Прожившие уже многие десятилетия дети и внуки участников событий Великой Отечественной войны теперь смотрят на Сталинградскую битву из далёкого будущего. С высоты прожитых лет проще понять причины случившегося, мотивы и намерения тех, кто, охмурённый национал-фашистской пропагандой, пришел туда, где ему не были рады и где они нашли свою погибель. Вильгельм Адам в своих мемуарах ребром ставит вопрос о смысле таких жертв: «Какой закон повелел этим людям наступать до самой Волги, неся с собой смерть, страдания и разрушения? Какой закон требовал от них идти на смерть? И можем ли мы чтить их жертвы?» Достоин ли прощения хотя бы заблудший, заведённый слепыми или злонамеренными поводырями в ловушку истории бездумный исполнитель злой воли? У каждого свой ответ на этот вопрос. Но историю надо помнить и понимать. И окружать заботой и вниманием носителей той исторической памяти о героическом Сталинграде, которые живут среди нас.


Рецензии