Река Пажа и Сергий Радонежский

      Варфоломей учился «как-то медленно и не прилежно». Старания учителя не приносили плодов: «отрок не слушал его и не мог научиться». Варфоломея бранили родители, учитель наказывал, товарищи укоряли, он же «со слезами молился Богу». После очередной усердной молитвы случайный старец подал мальчику кусок святой просфоры и «грекофильство» заполонило душу, и Сергия запомнили обыватели в залатанной, одной на всю жизнь монашеской схиме... Судьба распорядилась стать ему известным и почитаемым. Рассказ о том, чтобы в жизни чего-то достичь, надо просто плохо учиться. Это не кощунство - это жизнь.

      Сравните второй рассказ (для Фомы неверующего), о чём он и какова мораль? "А у нас, мой батюшка, всего-то душ одна девка Палашка...". Палашка - девушка в романе "Капитанская дочка" Пушкина. Я уверен, что Вы все знаете эту героиню, и школьный учитель литературы в селе или городе, обязательно Вам рассказал по какому историческому событию или библейскому сюжету написан её образ... В литературе часто встречаются символические персонажи, несущие в себе глубокие смыслы. Одним из таких образов в романе Александра Пушкина «Капитанская дочка» является Палашка. Её роль в повествовании простирается за рамки обычного персонажа, превращаясь в символ верности и преданности. Палашка (Палаша) является служанкой и единственной крепостной крестьянкой семьи Мироновых. Небольшая подсказка: Вы обратили внимание, что слова "смирение", "усмирять", "мирить" и выражение "мир в сердце" - одного корня с Мироновым?

    В конце статьи приведу ещё один рассказ, или два, они все разные, но что их объединяет? Образование в России оставляет желать лучшего и все нахваливают обучение в Советском Союзе, супротив болонской системы, так вот. Читатели разного возраста (и молодым это будет интересно, и академикам от преподавания), пусть на минуту задумаются, о чём эта статья? Главное чудо святого Сергия Радонежского, в чём оно? Я очень даже патриот и прочая, и икон в доме больше чем ином музее, но всё же. Учение мне не зашло, как тому Варфоломею и стал Серёга устраивать свой скит в углу медвежьем, если не с пятого класса, то с седьмого оглядываться по сторонам и увидел, что говорят одно - делают другое, а мечтают на кухне уже откровенно... Урочище Медведово было неподалёку, а читая Гоголя об «Утерянной грамоте», заодно учился играть в карты и жить вольно. Находил в песке берегов Ипути амулеты и подвески из бронзы 9-11 веков, затем кресты (12-14 веков), а после и «бесогона» (16 века), но находки не доставляли ярких впечатлений. Хотелось жвачки, джинсы и магнитофон. Жизнь брала своё, и ценности социализма были обычным делом - учёба, работа, атеизм. В церкви играли в баскетбол, она стояла рядом со школой и заменяла нам спортзал. Хорошо сохранилась, сегодня к «Петру и Павлу» приладили «Александра Невского», окрасили и озолотили. На «Еbун-горе» (от слова уно) спилили сосновый бор и выстроили церковь «Воздвижения», это огромное сооружение и откуда деньги, только диву даёшься. Приезжая в родной посад (городом стал с 1926 года), замечаю, что людей в кафе и ресторанах давно уже не стало, заведения выживают на поминках. Феномен русского народа - в чём он? Ни разу не был в Сергиевом Посаде, теперь уж точно побываю, махну летом... Внутренняя свобода, как «результат победы над страхом», наверное, это и есть самое великое достижение в воспитании человека обществом - всем обществом в целом, не исключая родителей, учителей, улицы. С другой стороны - страх воспитывает в человеке совесть (не забуду слова прапорщика в армии). Совесть - это внешнее состояние чести или честь внутреннее качество совести, и как они соотносятся между собой, пока буду думать, а между тем -процитирую абзац.

      Феномен великого русского святого Сергия Радонежского, день памяти которого мы отмечаем восьмого октября, - в полной победе над страхом и величайшей внутренней свободе. В победе над любым земным страхом и в невероятной внутренней свободе от всего, что тревожит, не даёт нам быть радостными в нашей обычной земной жизни. При этом святой победитель ни в коей мере не был борцом в привычном понимании - борцом "с язвами общества" или хотя бы просто с несовершенством жизни. Больше того, он не был даже обличителем, как другие святые монахи, например, основатель Киево-Печерской лавры Феодосий. Но внутренняя свобода - результат победы над страхом, у святого была так велика, внутренняя гармония и радостное восприятие бытия были в нем настолько сильны, что это не только покоряло самых властительных современников скромного монаха, но и простиралось через толщу веков, порождая сонм последователей. К сожалению, биография святого - неважно, будут ли это жития, написанные его знаменитым учеником святым Епифанием Премудрым (конец XIV века), или же исследования профессора Голубинского (1909 год), - сегодня часто воспринимается скептически. Нас ли, привыкших к череде всё новых достижений науки и техники, мгновенно коммуницирующих с любой точкой света, удивлять историями про то, как святой Сергий, находясь в монастыре, за многие километры от Куликова поля, провидел ход битвы? Или как святой воскресил испустившего дух подростка? Кого сейчас поразишь рассказом о том, как из-под руки Сергия Радонежского забил чистейший родник - сюжет не раз эксплуатировался в голливудских фильмах разного пошиба, про мистические видения святого я вообще молчу. Что касается праведности святого, о которой также преобильно сообщается в житиях, то и тут засада: в праведность верится с еще большим трудом, чем в чудеса. Только по обратной причине. Если с чудесами вокруг явный перебор, то праведность - увы! - днём с огнём не сыщешь. А раз так, то и читать про эту неуловимую материю - зря напрягаться. В итоге выходит, что манера изложения, вдохновляющая наших прадедов, для нас становится непреодолимой - непреодолимой стеной между нашим великим предком и нами.

      Золотые слова. О том, как святой Сергий Радонежский, смиренный монах в залатанной рясе, двух влиятельных князей мирил, это сногсшибательный рассказ. А дело было в 1385 году, после громкой Куликовской победы и после тихой истории, как хан Тохта через год Москву спалил (1382). По разные стороны кровавого стояния два княжества. Два князя. Два единоверца. Два соплеменника. Два ближайших соседа (может, слово "ближайший" здесь ключевое?). Ой, ли. Имя Олег у нас ассоциируется с Вещим, прибивающим щит на врата Царьграда, путешествующим на лодочке с Ольгой, с Первым (законным!) правителем Киева. Если то покажется насмешкой, то с Первым князем Земли Русской, безоговорочно и с 852 года (на 10 лет раньше Рюрика, замечу). Однако - два представления, как жить и каким быть государству у Олега и Дмитрия. У них имена разные. Один народ. Одна вера. И одна общая вражда? Князь Московский Дмитрий (Донской) и князь Рязанский Олег. Рязань с Москвой ещё воевала. Причём как! Используя ослабление Москвы после нашествия Тохтамыша, захватила Коломну, разграбив её, а потом перебила москвичей под Пересвитском (сейчас Луховицкий район). Цитирую: «Дмитрий Донской, терпя поражения и от орды, и от соседа, решает послать в Рязань послов с выкупом за пленных и просьбой о мире. Послы возвращаются ни с чем. И тогда Дмитрий Донской обращается за помощью к тому, в ком он нашёл опору перед Куликовской битвой. К смиренному и скоромному настоятелю монастыря Сергию Радонежскому. И старец идёт. Причём, в прямом смысле слова. Пешком. "Семидесятилетними ногами по грязям и бездорожью русской осени, верст двести!" (Б. Зайцев).

    А к выдумке прибавлена цитата писателя, видимо, для весомости красноречия словца. Ага. Всегда в одной залатанной одежде черноризца, он уже многие десятилетия свободен - от вещей и ценностей нашего мира. К слову, телеги к 1385 году уже были изобретены, лошади были, а он пешим ходом... Ну, если не телегу, то арбу точно знали, потому что Арбат был. Как вы думаете, почему Сергий прошёл этот путь от скромной кельи молитвенника до княжьих покоев, от вражды до мира, от разрозненных княжеств до единого государства, пешком? Вопрос прямо таки ко мне, затронул душу до глубины сердца. До какого единого Государства? Если я уже живу в третьем, если не пятом. А за шесть веков и считать боюсь.

     Почему Радонежский, почему речка Пажа, кем был святой во время Куликовской битвы, почему упор делается на одежду залатанную, которую черноризец не снимал всю жизнь, не от латыни ли, латы - слово? А смута в голове начинается не от того, что Радонежского не люблю или православие не моё, совсем наоборот. Православие от слова любовь. Иначе не писал бы этой статьи и этимологии латыни - от сына, как и Темучина - никто бы не знал. Наша сила - в правде. Зачем он "Семидесятилетними ногами" месил грязи осенние? Кстати, прошлой осенью проехал по землям (племён бывших) мерян, вятичей, татар, басков-башкир, но хуже дорог рязанских и булгарских не встречал. Удивление ещё и потому, что, по сути-то, о жизни Сергия неизвестно ничего, но как много текста. Это напоминает то, как историки ищут басков, ищут, ноги сбили - не найдут откуда они, хотя у тех на 60% язык схож с башкирами. А язык Йошкар-Олы с венгерским, а про булгар-болгар молчу, это всё одни племена некогда разрозненные. Старательно превращаемые племена, кем-то в один этнос. Упомянул племя меря не случайно, мы их ещё помянем при важных исторических событиях на земле по ходу рассказа, а пока осмотримся на местности.

    Основатель городища-крепости Радонег (на реке Пажа) даже не подозревал, что его имя останется тайной для россиян на тысячу лет, как и прозвище сына Кирилла (Варфоломея), ставшего собирателем душ русских, усмирителем воинствующих соседей и прочая, но о делах своих чудотворных Сергий запрещал распространяться своему ближайшему окружению. Может поэтому. Есть такое мнение от людей, продолжающих вести житие в наше время, добавляя каждый раз новейшие детали жития старца от найденной подвески 7 века в форме медведя. Всё это Вы можете с лёгкостью найти на страницах различных сайтов, которых и я прочёл великое множество. Там нет одного. Нет этимологии имени, нет этимологии прозвища и топонимики. Нет этимологии, короче, а без неё как гадать и на чём? Деталей жизни и участия к причастию тоже коснёмся. Происхождение есть, известны родители и братья (но нет даты рождения святого), известно, что прозвище получил по месту, но почему Радонег - основатель - так называется, это и вовсе никому не интересно.

      В таком образе, инок Варфоломей явился нам одним из самым почитаемых на Руси и в России по наследству. А на Руси просто так ничего и никого не обзывали. Некто Радонег не мог построиться и обосноваться в другом месте с другим названием, а только на реке Пажа (ударением на пАжа). На примере с рекой Ипуть этимология очевидна: начало ручей Божий положил дорогу «путь Бога» (И+путь), воды ушли в Сож (волк, бог, susi и др.). Таким образом, имя реки стало - Ипуть - Бога путь (значение). Приток Ипути - Туросна - «сын тура/быка/воина»; а приток Туросны - Иордань (село старообрядцев Ардонь). По топонимике местности, если при желании, можно читать историю без литературы. Можно интерпретировать и гадать, почему финны прозвали русских гребцами, а Сож - isusi, можно строить версии - волк или волчица, но не обращать внимания на прозвища нельзя. По обыкновению города приписывались к воде, так Кий основал на Кие (не на Днепре), поэтому «мати городов», а Ростов - «батя». Поэтому в Москве Арбат, а в Крыму - Аромат, а танки - Армата (на Урале тоже Тура - один народ). И всё это, и пословицы с поговорками, и имена людей - вышли из времени. А время, как известно, делаем мы, а не оно нас. Краткое вступление о том, что нельзя забывать историю своей земли и быть настолько бесшабашными к символам, доставшимся от предков. Мы разучились понимать Пушкина и Лермонтова с Гоголем, за Тургенева и Достоевского с Тютчевым и Толстыми промолчу, они проживали на одной земле со мной? Даже не верится. Даже имя маленькой речушки может открыть нам многие тайны и пролить свет доселе невиданный. В спектре белее белого, мы уже рассмотрели одну историю с Белыми Берегами на речке Снежети (приток Десны - сын Кие), теперь, нам предстоит узнать про «Белых Богов», поселившихся на Паже. Как-то внук заметил, были в одной церкви на Рождество, как много Дедов Морозов! - ему лет 6 было. И действительно, очень нарядно и сказочно. Сам бы не додумался.

      Без краткого экскурса можно бы, но я для себя лишь, чуть напомнить детали. История начинается издавна, но не ранее 859 года, с того самого года, с которого мы ведём летоисчисление Руси от рода русь варягов. Хотя узнали про них с 862 года из летописи от Нестора, когда племя меря отказалось быть в союзе с кривичами, словенами, чудью и вси. Отказались и стали прогонять призванных, а варяги захватывали Онегу, Бело Озеро, Муром и назначали своих посадников в Поволжье. В противостоянии погибли Трувор и Синеус, братья Рюрика (во Христе), а вскоре исчез из страниц истории (879) и главный крестоносец Рюрик. Этим же годом, но наоборот цифрами (978), явился Ярослав. Он ещё при жизни был назван Мудрым. В том числе, и потому, что был автором первого на Руси сборника законов «Русской Правды». Той самой, в которой наша сила. Ярослав был сыном Владимира (Красное солнышко) и полоцкой княжны Рогнеды. Историки приписывают поход Владимира Святославича на Полоцк - 977 годом (и изнасилование дочери князя Рогволода Рогнеды). Сколько было детей от одного акта, то историкам доподлинно неизвестно, но сыном считается - Изя. Изяслав (переявший славу). Изяслав Владимирович - князь полоцкий (989-1001), сын св. Владимира и полоцкой княжны Рогнеды, родоначальник династии полоцких князей, первый из древнерусских князей, носивших имя Изяслав. Селения Рогнедино и Изяславск - рядышком на Брянщине, в месте ссылки отверженной Рогнеды с сыном. Я к тому, что историю ещё долго будут сочинять и переписывать. В этой связи - о Евфросинии Полоцкой (также встречается форма Ефросинья), вероятное крестное имя Евпраксия или Параскева, мирское имя - Предслава Святославна. Девушка получила при постриге имя Евфросиния. Возможно, что и постриг состоялся 8 октября, когда церковь отмечает день святой Евфросинии Александрийской. С именем просветительницы связано и появление в Беларуси привезенного из Византии образа Божьей Матери, известного как Одигитрия Полоцкая. Благотворное влияние подвижницы сказалось и в преодолении вражды между Полоцким и Киевским княжествами. Она родилась в Полоцке в 1104 году, была внучкой Всеслава Чародея и Владимира Мономаха по отцовской и материнской линиям. Предслава или Предислава (в память былого величия Полоцка) происходила из рода князей, ведущего свою историю от Изяслава - сына Владимира Крестителя и его жены (с позволения сказать), Рогнеды. Так преподобная Евфросиния стала первой из русских жен, погребенных в великой обители. «Евфросиния при смерти открывается отцу» - Миниатюра из Минология Василия II. Минологий Василия II, или Менологий Василия II (Ватиканский минологий, Vat. gr. 1613) - древнейший сохранившийся иллюстрированный византийский манускрипт в жанре житийной литературы (агиографический сборник). Посвятительное стихотворение в рукописи свидетельствует, что он был составлен в 979-989 годы. Как раз в то время. Читайте статью, "Спасибо Вам за Васю!"

      А. К. Толстой, усадьба Красный Рог (на речке Рожок) описывал варяг, переходя на немецкий язык, когда Рюрик обращался к «братве». Варяги и Рурик (с родом своим), пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским ли, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, не знаю. Крещение Руси в Киеве князь Владимир Святославович проводил в 998 году. При этом описании, то событие - «Крещение Руси в Киеве» - можно осветить так, что это приехавшие варяги были крещены тут. И ничего удивительного. Обращайте на то внимание, как сформулировано, а не на то, чему Вас учили. К этому времени святые Кирилл и Мефодий уже успели создать алфавит и переложить Святое Писание на староцерковный язык, в основу которого положили один из диалектов македонского языка. Напомню, что пришли братья следом по призванию (863), сочинили глаголицу с кириллицей, Кирилл же вскоре умер, не прошло и двух лет, но память оставил на тысячелетия. Македонский язык - язык, на котором разговаривал Александр, остался в Македонии. Мы же имеем из древнерусской литературы «Александрию Сербскую», «Слово о полку» и «Задонщину», которые расскажут нам об истории Земли лучше любого учебника. Как мог стать Ярослав Владимирович сыном Рогнеды в тот же год что Изя, ума не приложу. Ещё и Святополк Окаянный и др. персонажи. Наверное, по той же схеме, которую я обнаружил десять лет назад, рисуя треугольник, в котором один и тот же князь был представлен у соседей разными именами (разными женами), но от одной матери. Наложниц могло быть и 800 штук, как у того безбожника и насильника Владимира, но когда взялся за голову, поехал в Херсонес. Варягам ничего не заплатил, отправил их в Византию, предупредив, что за ними глаз да глаз нужен. На том торговый путь (от слова Тор) у варяг заканчивается - ушли перекрестами в греки и Тору. А мама то всё равно одна. Потом оказалось, что их - пять героев на одну. Кстати, надо бы найти бы эту схему и опубликовать, забавы ради. Сегодня она могла бы иметь вид многогранника, более чем с пятью углами. Возможно шесть, по подобию пчелиной соты, получаемой наложением двух треугольников (звезда Давида - внутри шестигранник), да и Полоцк признан Медовой столицей Руси. А в год раскола церкви (1054) явился Владимир Мономах, а умер Ярослав (Мудрый) Владимирович - князь ростовский, князь новгородский, великий князь киевский и сын князя Владимира Святославича (Крестителя), а умер - в Вышгороде, Украина. Отец, дед и дядя многих правителей Европы. При крещении был наречён Георгием. Внук - Мономах, правнук - Долгорукий, сплошь прозвища из страниц занимательной арифметики.

    Радонежский из Ростова (сын отца Кирилла) явился в эпоху значимых перемен на земле. В битве Куликовской участия не принимал, как Пересвет и Ослябя брянские, но победу предсказал. Из разных источников, после митрополита Алексия - Сергий впал в немилость князю Димитрию. Митрополит всея Руси Алексий был по существу главой московского государства (если можно так назвать княжество под игом - со слов же историков), а великий князь литовский Ольгерд требовал водворения Алексия в титульном городе митрополии Киеве, находившемся под контролем Ольгерда. И даже угрожал переходом в «латинство». Памятник ему в Витебске с соколом в руке, на коне (Альгерду). Сокол - знак «блюстителей древлего благочестия» - старообрядцев православных с другим исчислением времени. Они старше китайцев и евреев вместе взятых. Не забывайте, что календарь повернул Пётр, а он католик, уточняю - протестант (роман Пушкина, Пётр Первый). Поэтому и история наша - от немцев, и мы родились от них. Разуйте глаза, и мир понимать станет проще. Поздравьте министра образования с Днём Клары Цетки(ной). Так вот. После смерти митрополита Алексия (12 февраля 1378), Киприан (характеризуется не иначе как «второй Роман») в Москву допущен не был, более того, ограблен и после краткого заключения с позором выдворен за пределы княжества. После чего Киприан поспешил под защиту Дмитрия и Владимира Ольгердовичей и написал послание игуменам Сергию (Радонежскому) и Феодору, в котором доказывал недопустимость поставления митрополита «по завещанию» и предал князя Дмитрия Ивановича анафеме. Отмечаем тут дружбу Киприана с Сергием, их партнёрские отношения и единомышление в делах Бога. А правду искать Киприан поехал - в Константинополе (у Дмитрия её не было). По смерти святителя Алексия, Дмитрий желал иметь митрополитом своего духовника - спасского архимандрита Михаила (Митяя). Архимандрит Михаил (в миру Дмитрий, наиболее известен под прозвищем Митяй). Митино есть в топонимике по реке Пажа, кстати, и район Москвы. Митяй - архимандрит московского Спасского монастыря; наречённый митрополит «Великой Руси» (наместник), составитель подборки выписок из «Пчелы правоверия», духовник великого князя Дмитрия Хороброго. О монастыре в посёлке Пчела я уже писал, напомню. Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь. Брянская область, Брасовский район (тут и царский конезавод, кстати, неподалёку). Об этимологии Площанская - туда, в ту статью. Просто напоминаю о едином народе в одно время. И купель там такая же, как и в Ардони, как и в Сергиевом Пасаде. Старообрядцы одного только не поймут, зачем ежегодно купаться в мороз, если в церкви ты уже крещён. РПЦ им отвечает, да мы уже привыкли, и рекомендуют - не нырять с головой, а так всё одинаково. Так вот. Донским стал князь - лет через сто после Куликовской битвы, канонизирован РПЦ через 600 лет в 1980 году. Почему получил «речное» прозвище, как и Невский, непонятно. Александра производят от победы над шведами на Неве, а Дмитрий воевал на Непрядве, якобы, так будь же ты - Непрядвинским. А Македонский - на Дону, поэтому? Да нет, просто прозвища от дон/дно и от нево/новый. Указывающие на вероисповедание и по времени - смены заветов. Храбрый, как и араб прозвище от слова «раб Божий». Путевые заметки к македонскому зыку, по сути - русскому (для россиянина).

    Митяй-Дмитрий духовный наставник был близок с Великим князем Дмитрием Ивановичем (Храбрым-Донским) и даже имена их были одинаковые. Не хочется намекать с кем, особенно с теми двумя, с приставкой «лже». Может поэтому и духовенством воспринимался враждебно. А тут Сергий, обратите внимание, что церквей св.Сергию у нас нет, но есть ранние - Сергия и Вакха - в Константинополе (ныне мечеть в Стамбуле). Вакх - бог виноделия, как и Дионисий с Бахусом. Церковь «Сергия и Вакха» послужила типовым проектом для Софии №1, ныне в Стамбуле, затем материнская калька распространилась на Трабзон (бывшая армянская колония), на Киев, Полоцк, Новгород. Была одна в Петербурге, но снесли. За 25 лет реставрации Мирожского монастыря (Псков), открылась фреска, на которой изображены Сергий и Вакх (в привычной компании, они по одному не ходят), и княгиня Ольга на лодке. О значении имени Сергей (Серик, Ерик, Акакий, Седрак) есть статья, повторяться не стану, ссылка внизу. К сведению. «В это время в московской политике во многом под влиянием авторитета преп. Сергия происходит решительный поворот, который приводит в итоге к разрыву с Ордой и Куликовской битве».  Три знака вопроса сразу и один восклицательный с многоточием...

      Насколько это так и кем он в это время был, можно проследить по судьбам высших санов, в целях получить представление о реальной власти митрополитов в княжестве, рядовых иноков тем более. Там за 3 года до Куликовской битвы сменилось 3 митрополита, некоторые уходили не своей смертью. Были по очередности Алексий, Митяй, Пимен, потом Киприан. Митяй (ставленник Московского князя Дмитрия) по дороге в Константинополь (1377) скончался, благословения патриарха не успел получить. По смерти Митяя Никоновская летопись отмечает: «Инии глаголаху о Митяй, яко задушиша его, инии же глаголаху, яко морскою водою умориша его, понеже и епискупи вси, и архимариты, и игумены, и священницы, и иноцы, и вси бояре, и людие не хотяху Митяя видети в митрополитех; но един князь великий хотяше». Мало было одного желания Великого князя, как оказалось. Один из спутников Митяя - Пимен, был произведён вместо него в митрополиты, что вызвало недовольство князя. И параллельно митрополитом стал Киприан. Архимандрит Иоанн (Высоко-Петровского монастыря), который был в составе делегации, грозился раскрыть обман, но его заковали в оковы и не допустили до патриарха. Радонежский обыкновенный инок, а дела мирские творились в Константинополе, это чуть ли, не на облаках, извиняюсь. Но это и стоило дорого - иначе никак. Итак, Киприан, по свидетельству одного болгарина-сочинителя: «Брат бяше нашему отцю» - кого-то из болгар, неизвестно, может боярину, может царю небесному. По всей видимости, Киприан довольно рано оставил Болгарию и уехал сначала в Константинополь, а затем - на Афон. Родился в Велико-Тырново, умер в Москве - митрополит Киевский, Русский и Литовский (1375-1380), митрополит Малой Руси и Литвы (1380-1389), митрополит Киевский и всея Руси (1389-1406), не подчинившийся власти Золотой Орды, писатель. Патриархом не был, забегая вперёд, но и митрополия Московская не платила «десятину» в Константинополь 150 лет. Первое прошение на патриаршество было подано при Борисе Годунове (1598) и через пять лет подписано (1603) в Смутные годы, когда династия Грозных приказала долго жить. Лжедмитрии шли один за другим, пока не спалили что хотели. Но вернёмся. Митрополит, писатель, редактор, переводчик и книгописец митрополит Киприан почитается в Русской православной церкви в лике святителей. Подозреваю, что в борьбе за власть духовную, не иначе, 8 сентября 1380 года состоялась та самая битва, на день осеннего равноденствия на Куликовом поле. Исход сражения решили бренки - брянские (князья Ольгердовичи по батюшке), и битву начинал брянский Пересвет. Да и рубахой махнулся московский князь с брянским (под берёзой был найден после сечи). В 1381 году Киприан устанавливает почитание святому благоверному князю Александру Невскому. В 1382 году Тохтамыш сжигает Москву, а в городе ни Дмитрия, ни духовенства - защищал город Остей (князь 17 лет, внук Ольгерда); был выманен на переговоры в шатёр и убит. В этих событиях нам сложно разобраться, нам кажется, что Россия была вечна и столица нашей Родины - Москва (порт пяти морей), такой всегда и была. Но Петру захотелось сырости, и царский двор переехал в Зимний дворец на Неве. Мы не понимаем даже то, что происходит сегодня. Историю решили не переписывать, но даты битв (Куликовской и Ледового побоища) сместили произвольно. Поправкой к календарю тут не пахнет, с чего бы вдруг, Указом министра без обсуждений и молчком. Какую же лошадь мог подводить инок, а хоть игумен Сергий Радонежский князю Дмитрию Храброму, осталось для историков большой загадкой, а подводил ли вообще...? Зато по масти, хорошо известно теологам - белую, они утверждают, лошадь подводил, равно, как и Митяй был от монахов «белым» духовником. Некоторые, не иначе очевидцы события проводов на фронт, утверждают, что лошадь была не просто белая, в яблоках. А подарена она Сергием Дмитрию по причине, что сам хожу пешком. Легенды обрастают былью. Такую же лошадь придумал Сервантес Дон-ки-Хоту, только серую - в яблоках. Хот «донкин» - носит речное прозвище, заметили? Что даже ближе к истине, от слова сирый, сирота - так звали восточных христиан. Прозвище Пимен буквально от «мамы», как и термин поэма, одного поля ягода с Мамаем и Маммой (Константинопольским), рода Комнинов.

      Никакой лошади Сергий подвести не мог, послать письмо с почтовым голубем тоже не мог (с предсказанием победы), но это так хочется видеть сегодняшним прорицателям. А пройдёт поколение - так и будет, и «Задонщину» дополнят новыми героями. Мягко говоря, они с Дмитрием не дружили, и под лошадь он попасть не мог. Даже Остап Бендер писал опровержение в газету, что лошадь отделалась лёгким испугом. На пиру со слов Дмитрия, но цитирую своими словами, суть обращения такова: на нас русь идёт. Князья из Коломны и прочие собравшиеся - явно неруси на пиру. Тут или «русь» прозвище иноверца, или бабка надвое. Далее он призывает, айда, братья на севера! И все пошли на юг. Опять же, если не спутали стороны света, то северяне - племя. И не факт, что шли на Непрядву, а на Кулички - район Москвы, ибо там нет артефактов побоища, это раз. Во-вторых, шли за правду - на неправду (не-прядву, то есть). Тела погибших, как подтверждение жестокой битвы, чуть ли в сутки временем, потом куда? А потом тела погибших везли 8 суток на захоронение на телегах обратно. Что-то тут не так. Но эта тема достойна отдельной работы.

    Ведунами от церкви и политики, знающими всё, кроме местечковой этимологии (речки, города, битвы) исписаны многие тома бестолковых текстов. Только никак они не разберутся, что значит «литва»? Сан митрополитский Алексия, Митяя, Пимена и Киприана - прозвищем - уже указывает на «литьё», равно как слово литература соотносится с туристом, так и Литва может претендовать на культуру Беларуси и ВКЛ, ибо делопроизводство велось на одном - русском - языке. «Александрия Сербская» написана на русском языке до р.х. за три века. Как это так получилось? А неизвестно, язык себя заставил уважать, как тот дядя у Пушкина в романе «Евгений Онегин». Выражение «заставил уважать» - умер. Спасибо варягам, ожил, но стал российским. Но ещё много чего помнит.

      Прозвище Радонежский - сложное, но понятное, как не крути: ра-дон-еж-с-кий (солнечное и речное божественное); рад-онеж-ский (времён смены заветов), по сути то же самое, что у озера Онега и героя романа Пушкина Евгения Онегина и даже речки Снежеть (с Белыми Берегами), притока Десны...  Напоминает притчу. Как-то татарский мальчик спросил отца, почему на брегах реки, вижу кости мамонта, они из-под песка, будто сами выползают? На что отец ответил, что мамонты живут под землёй, а умирать выходят на свет. Естественное осыпание песчаных берегов приводит к неожиданным находкам...

    Происхождение и семантика оставляют желать лучшего. Самая древняя среди находок в Радонеже - это бронзовая поясная подвеска в виде медведя, найденная на Радонежском городище. Существование в Радонеже мерянского населения подтверждает также находка бронзовой шумящей подвески IX века, характерной для мерянской одежды. Подвеска-медведь VII-VIII вв. связана с населявшим Радонеж племенем меря - предшественником славян в Верхнем Поволжье. У мери, как известно, существовал медвежий культ, и, по-видимому, не случайно Сергий Радонежский предстаёт в житии как укротитель медведя. Этот эпизод жития мог бы быть отголоском распространённого в этих краях медвежьего культа. Чисто как христианин - язычнику пишет историю. По преданию, новгородец Радонег основал крепость (в тогдашней терминологии «город») и назвал его «Радонеж», как принадлежащий ему, Радонегу. Впервые в письменных источниках село Радонежское упоминается в духовной грамоте великого князя московского Ивана I Даниловича Калиты, написанной в 1328 году. Елена Ольгердовна (1353-1438), дочь великого князя литовского и мать Андрея Владимировича Серпуховского. В годы княжения сына (1410-1425) Радонеж стал центром самостоятельного княжества. Остей, внук Ольгерда защищал Москву в 1382 г. от Тохтамыша. В царствование Ивана Грозного город приходит в упадок. В 1617 году Михаил Фёдорович передал его Троице-Сергиевому монастырю. Город превратился во владельческое село. В это царствование, на месте Радонежа было 10 дворов крестьянских да 13 дворов бобыльих. Обратите внимание на сохранившиеся названия урочищ «Ханская пустошь» и «Баскаково». Иначе говоря, Радонеж - это своеобразный маленький небесный град Иерусалим, только с русской душой. Издревле на берегах Вори, Пажи и Торгоши селились меряне.

      Сюда переехали родители Сергия. Игумен Радонежский, игумен земли Русской, всея России чудотворец (в миру Варфоломей; 3 мая 1314 года или май 1322 года - 25 сентября 1392 года) - игумен Русской церкви. Основатель ряда монастырей, духовный собиратель русского народа. Основной первичный источник сведений о преподобном Сергии - «житие, написанное его учеником Епифанием Премудрым», которое входит в «число вершин русской агиографии». Первый жизнеописатель будущего святого, Епифаний Премудрый, указал год его появления на свет, пользуясь затейливой формулировкой: «Хочу также сказать о времени и годе, когда преподобный родился: в годы правления благочестивого, славного и державного царя Андроника, самодержца греческого, который царствовал в Царьграде, при архиепископе Константинополя Каллисте, патриархе вселенском; родился он в земле Русской, в годы княжения великого князя тверского Дмитрия Михайловича, при архиепископе преосвященном Петре, митрополите всея Руси, когда приходило войско Ахмыла». Затейливо. Племянник хана Берке Петр принял в Ростове христианство (и основал во второй половине XIII века Петровский монастырь), но разорялся Ростов раз 7 за полвека, а в 1322 году, когда войско посла Ахмыла с Иваном Калитой хотело сжечь Ростов, спасло город только чудо и дары татар. Неизвестно что больше. Зарайск, чудесный старинный город с кремлём на реке Осетр, переводится как царский, а Осетр - Петр (буквально). Учесть, что Царьград и Константинополь один город (сменивший имя в начале 13 века), задолго до рождения св.Сергия, время рождения сходится на первую четверть 14 века. Князь Дмитрий Михайлович Грозные Очи (1298-1326) убивает Юрия Даниловича Московского (в Орде - из «Царственного летописца»). Пётр - уроженец Волыни - митрополит Киевский и всея Руси, Московский чудотворец (с 1325 года). Главный подвиг святителя Петра -  борьба за единство Русского государства и благословение Москвы как собирательницы земли Русской. Поэтому день рождения игумена прозвищем Радонежский (игумен земли Русской, всея России чудотворец) скачет от 3 мая 1314 года по май 1322 года, год примерный в разбежку на 8 лет, но май - обязательно. Одно из чудес. День памяти у православных, старообрядцев и восточных католиков: 25 сентября (8 октября) - преставление (кончина). Когда стал игуменом неизвестно, монашеские уставы требовали от игумена достижения «возраста Иисуса», то есть 33 лет.

    Почему октябрь месяц избран, неожиданно подскажет имя реки Пажа. Пажа (левый приток Вори). В городе находится ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви. Есть Кончура - река в Сергиево-Посадском районе Московской области, правый приток Торгоши. Есть река Па;жа - в Сергиево-Посадском городском округе, левый приток Вори. На реке расположены деревни Гольково, Митино, Пажа, Шапилово, город Хотьково, сёла Радонеж и Воздвиженское. Речной бассейн Оки (притоков Оки от Мокши до впадения в Волгу). Мокша - Макошь, богиня сырости, единственная «женщина» в пантеоне князя Владимира, она же св.Параскева и Прасковья христианская. Пажа тоже Паша, странница или страница, сторона или страна. Переводы имени реки - Пажа («пАжа», pa;a) такие: пажа - страница, strona, старонка, strani, strana, stranica, страница (макед.), p;gina (сл. - пАжина), p;gina (исп. - пахина), pagina (лат. - пачина). Латинская форма слова - сына (чина). Раскрывается: pa; a - страница И, рука и, октябрь И... А значение имени (одно из значений), по видимому, послужило датой памяти  (8 октября - День св. Радонежского). Во всяком случае, перевод имени реки - «божественный октябрь», страна Бога, рука Бога. Пушкин боготворил осень, Левитан писал на Валдае - «Золотую». В день святого Сергия нельзя никому отказывать в помощи. Сергий запретил монахам принимать подаяние и велел жить только своим трудом. По преданию, он умел исцелять и однажды даже воскресил умершего ребенка. Вот в это я поверить могу, в контексте "Отцы и Дети" по Тургеневу. Паж (фр. page) - в Средневековой Западной Европе мальчик из дворянской семьи, состоявший на службе (в качестве личного слуги) у знатной особы; первая ступень к посвящению в рыцари. Переводится: page - страница, яркое событие, мальчик-слуга; глагол - нумеровать, сопровождать. Нашлась пропажа?

     Вообще в этом деле много странностей, начиная с переодевания рубах под берёзой главного героя Куликовской битвы (следующая тема), до возвеличивания роли Радонежского в чине инока при живых-то митрополитах, и самом патриархе. А учитывая прозвище Пересвет, Челубей, Мамай и другие, предстаёт картина, близкая к тому, что происходит с нами сейчас. Там опять, какой-то турецкий майор из Стамбула в чине самом, что наивысшем в христианстве, дал какую-то грамоту, какому-то еврею, чтобы тот обсудил с римским папой про Москву, и что делать с русскими. Подошли к самому интересному из всего рассказа, о чём намекал в начале. Прошу сравнить парочку лёгких рассказов и оценить себя по двухбалльной шкале. Насколько они соотносятся с темой в целом и частностях.

      Евфросиния Александрийская (ок. 470) - христианская святая, жившая в монастыре под видом мужчины. Почитается в лике преподобных, память совершается в Православной церкви в этот же день, что Радонежского - 8 октября, а в Католической церкви - 1 января (ещё 11 февраля). Поэтому есть две истории Евфросинии официальные и одна из личных наблюдений, вкратце расскажу каждую.

      Боясь, что в женском монастыре она будет обнаружена отцом (отца звали Пафнутий), Евфросиния в мужской одежде пришла к игумену мужского монастыря, который она посещала вместе с отцом, и назвалась евнухом императорского двора Измарагдом (Смарагдом, буквально - «изумруд» - У Ізмарагдзе). Игумен принял её, отдал под наставничество монаха Агапита, но из-за красоты «юноши», которая могла смущать монахов, поселил его(её) в отдельной келье, запретив общение с кем-либо кроме духовного наставника. Отец Евфросинии, не найдя свою дочь, пришёл к своему наставнику-игумену с просьбой о молитве. Игумен направил его к монаху - Измарагду, отличившемуся уже своим благочестием. Пафнутий начал часто приходить к нему для бесед и наставлений. В монастыре Евфросиния прожила 38 лет и только перед смертью сказала отцу правду о себе, указав, чтобы никто кроме него не подготавливал её тело для погребения. Евфросиния при смерти открывается отцу (есть даже миниатюра из Минология Василия II). Пафнутий исполнил волю дочери, а затем сам принял постриг и прожил в её келье 10 лет, а скончавшись, был погребён рядом с дочерью.

      Тот же сюжет от католиков и униатов, только имя - Палашка. Красавица такая, что свет такой не видывал, имя тоже Маргарита (ожерелье - перевод). "А у нас, мой батюшка, всего-то душ одна девка Палашка...". Палашка - в романе "Капитанская дочка" Пушкина. Я уверен, что Вы все знаете эту героиню, но напомню суть. В литературе часто встречаются символические персонажи, несущие в себе глубокие смыслы. Одним из таких образов в романе Александра Пушкина «Капитанская дочка» является Палашка. Её роль в повествовании простирается за рамки обычного персонажа, превращаясь в символ верности и преданности. Палашка (Палаша) является служанкой и единственной крепостной крестьянкой семьи Мироновых. Небольшая подсказка: Вы обратили внимание, что слова "смирение", "усмирять", "мирить" и выражение "мир в сердце" - одного корня с Мироновым? Героиня Палашка - верная служанка, смелая, незаменима в труде, ответственная (так как своевременно исполняет поручения хозяев). Символ Палашки привносит в роман глубину и эмоциональную насыщенность. Её верность Петру, выраженная через каждый момент их совместной жизни, становится метафорой для верности и преданности в широком контексте. В этом символе заключены не только чувства Палашки к Петру, но и образец идеальной дружбы и преданности. Идеал женской красоты в образе Палашки дополняется её достоинством - в поступках прослеживается высокий стандарт нравственности и честности.

      Эх, знали бы Вы, уважаемый Читатель, каким человеком она предстала с другой-то стороны! Будто и не она вовсе. К сожалению, не могу открыть ссылку на житие святой Палаши-Маргариты-ожерелье, чтобы передать копией. Наверное, заблокирована РПЦ. Напишу по памяти, как есть. Красоты - необычайной девушка вела вольную жизнь, гуляла Палашка как хотела до поры до времени. Язычница Палашка христианкой никогда не была, но была невероятно богата. И красотою вырви глаз. На одном из съездов, выступающий легат-католик в каком-то чине, чуть ли не папа Римский, заметил её в зале. Что она там делала, о том не сообщается, но уснуть священник не мог. Его поразила красота незнакомки и роскошь, в которой она была с головы до пят. Бриллианты засверкали так ярко, глаза разбередили сердце до коликов и всю ночь он провёл в молитвах. Естественно, за её душу. Наутро состоялась встреча с незнакомкой, он отпустил ей грехи, она вняла молитве и раздала все богатства, приняла христианство и тут же постриг. Сменила одежду и ушла в монастырь, но... мужской! Сравните две истории.

     Там изумруд - тут ожерелье. Но это не всё ещё. Важно отметить, что символика Палашки простирается за пределы отношений персонажей. Палашка - рваная рубашка (оборванец, иноск.) о нищих (в отрепьях). «Вот те и нищенка. Доселева была Палашка рвана рубашка, теперь, гляди ка сь, в какие богачихи попала! Мельников (На горах). Прачка - толстая и рябая девка ... кинулась Авдотье Васильевне Гриневой в ноги, винясь в преступной слабости и с плачем жалуясь на мусье, обольстившего её неопытность (Словарь литературных типов). Камушек в огород чехов (прачка-пряха-прага-ряха). Простакова и Палашка -  "Недоросль" Д. И. Фонвизина. Раньше имя пользовалось популярностью. Палашка - уменьшительное от имени Пелагея. Короткометражный фильм Дед Евсей и Палашка (1975) - Дзед Аўсей і Палашка. Имя Палашка происходит от слова «палаш», которое в переводе означает «меч». Палашка - ножны (стало быть). А кто с мечом придёт, тот от меча и погибнет! «Ведь есть же на свете богатые люди! А у нас, мой батюшка, всего то душ одна девка Палашка, да слава богу, живём помаленьку». Пушкин.

      Общаясь, как-то в Беларуси (да и в Клинцах, на границе практически - один язык), был случай. Переводить не надо: «Можно мне пляшку вон ту?», - «Да, пожалуйста!». Маленькая бутылка водки. А плашка, что шалёвка, а в России она - дюймовка, тонкая доска. Анекдот из жизни на посошок. Одна девушка (дело было в Минске), сходила в богоугодное заведение поделиться житием своим - ксендзу. Красотка раскрыла душу и рассказала священнику о некоторых моральных аспектах жизни. Лицо там не закрывают, и духовника своего, что называется, в глаза видела. Всё начистоту и выложила, ожидая искупления и наставления по совести, а как иначе? А машина была в ремонте и утром она садится в троллейбус, а на сидении напротив - он, только в гражданской одежде. Это совсем другое дело, глаза встретились, дрожь пробежала. И тут она покраснела, да так густо, а от этого стала ещё прекраснее, святой отец взял её за коленку под пальто и успокоил. Они молчали всю дорогу и глядели в окно. Каждый думал о своём. Вот Вам и пожалуйста!

       Па лашка (белор.) - Пожалуйста, Молимо вас (серб.), Будь ласка (укр.), Ве молам (макед.), prosim (сл.), Por favor (исп.) - все языки понимают «палашку», что удивительно, кроме россиян, изучающих русский язык и классическую литературу. Если: «Па лаш ка» (серб.) - «Итак, ты лжешь». Вспоминаем про приставку Лже-Дмитрию, не путать с Блаженным Василием! Однако в целом: плашка - пальто, паліто (белор.), вот мы и вышли на литву русскую. Она же в слове молитва (моЛИТва), как поток воды, и, должно быть Вас заинтересует статья о ходовой яме. Ну, а все кто молится - все литовцы, кто косит косой литовкой, тем более литва, ещё и жидо-масонская! По-русски плашка - деревяшка, плоская маленькая дощечка, а переводится на сербский - умрети, umreti (сл.), умирам (болг.) zomrie, umrijeti,  sterben - умереть и т.д. на всех языках, но в значении «наследовать». Деревяшка - уменьшительное от слова дерево, древо - стАрина. Бывают железные молотки, а бывают киянки - деревянные. В чём разница? Молот - мужской род, может быть молоток, молодец! А киянка - женский, хотя, девушка тоже может быть молодец и молоток, но не это главное.

       В мечтах уже скорее бы съездить на Пажу и повидать тот посад, перечитать кое-что из Палашкиных рассказов и посмотреть фильм про деда Евсея. Становится интересным всё то, что проходили в школе, да вот беда - учился плохо ... зато медленно!

       12.04.2024, Санкт-Петербург

Карачев, Снежеть, Costa Blanca...
http://proza.ru/2024/01/10/66
Вятичи, радимичи, русичи и Ходовая яма
http://proza.ru/2024/02/15/1311
Спасибо Вам за Васю! этимология сокола
http://proza.ru/2024/04/05/1329


Рецензии