Малла Джума - поэт из села Ашага Лайски

Малла Джума — южнодагестанский поэт из села Ашага Лайски

Сулайман б. Салах б. Малла Урудж [1854–1920] — южнодагестанский поэт по прозвищу «Малла Джума» из села Ашага Лайски Нухинского уезда Елизаветпольской губернии. У поэта был сын по имени Хасан [ум. 1919] и дочь по имени Райхан [1908–?], которая жила в селе Баш Лайски, а также родная сестра Амина, которая проживала в соседнем селе Кумух [азерб. Qumux]. Райхан впоследствии вышла замуж за своего двоюродного брата Ибрахима, сына тёти Амины. У родственников Малла Джума сохранилась фотография сделана в 1912 году, когда он в компании ехал лечиться целебной водой в сел. Ахты.

Наиболее достоверными источниками о жизни Малла Джума являются стихи и былины. Малла Джума родился в 1854 году в селе Ашага Лайски Нухинского уезда. Прозвище «Малла» ему дали за то, что он был хорошо образован. Основным занятием Малла Джума было земледелие. Он собирал урожай на земле богатых людей Каха, Закатала и Белоканы, и содержал свою семью полученной от неё заработной платой.

Малла Джума получил первое образование в медресе Ибрахима Эфенди-зада в селе Ашага Гейнюк. За короткое время он в совершенстве выучил арабский и персидский языки. Однако он быстро удалился из медресе. Молодого человека с поэтическим талантом больше привлекали поэзия и слово. На сазе он начал играть, когда ему было пятнадцать-шестнадцать лет. В начале Шекинской рукописи Малла Джума в записке написано, что он, всю жизнь занимавшийся сельским хозяйством, в зимние месяцы странствовал по Шекинскому, Кахскому, Закатальскому, Белоканскому районам и другим сёлам [Южного] Дагестана. В книге «Асыглар», изданной академиком Хамидом Арасли, упоминается, что Малла Джума жил в Кахском районе в конце 19-го и начале 20-го веков.

Стихи Малла Джума распространялись как в устной форме, так и в виде рукописей. Малла Джума традиционно писал все свои стихи отдельными строфами. В литературном наследии Малла Джума важное место занимают сатира. В большинстве своих сатир Ашик резко критиковал богатых, священнослужителей, купцов и землевладельцев. В литературном наследии Малла Джума немало стихотворений, связанных с Древним Востоком, особенно исламским миром. Однако, он не проповедует ислам ни в одном из своих стихотворений, не призывает людей к религии, но выражает величие, святость и незыблемость ислама художественно, словами от сердца.

В произведениях Малла Джума присутствует сильная ненависть к мошенникам-представителям религии. В этом отношении обращают на себя внимание многие стихотворения Ашика, такие как «Малла», «Эфенди», «Хаджилар», «Олагаг» и другие. Любовными стихами он разоблачает все махинации сбившихся с пути религиозных представителей и ясно показывает, что они тысячами способов обманывают народ и отбирают его имущество из его рук. Любовная лирика занимает главное место в творчестве Малла Джума. В своих любовных стихах он с большой искренностью воспевает человеческую красоту. Литературное наследие Малла Джума, записавшего свои стихи в разное время, было собрано, напечатано и доставлено читателям только в годы Советской власти. В Кахской рукописи, состоящей из 92 страниц, собрано до 200 стихотворений поэта.

В издании трудов поэта Малла Джума, за 2006 год [«Малла Джума: Его труды»], профессор Паша Эфендиев предлагает вниманию читателей интересные сведения об учениках Малла Джума, основанные на его записках, и которые ранее не были известны широкому кругу читателей:

«...Я написал письмо господину Шарифу, чтобы он мог получить информацию об учениках Малла Джума... Господин Шариф пишет в начале письма, что Малла Джума обучал секретам десяткам своих учеников. Среди его учеников упоминаются имена следующих людей: Ашик Лезги Йар-‘Али [азерб. L;zgi A;;q Yar;li], Умид-ага Гозлу [азерб. ;mid A;a G;zl;], Ашик Искандар [азерб. A;;q ;sg;nd;r], Ашик Мухаммад [азерб. A;;q M;h;mm;d], Ашик Мухаммад-хаджжи Путуллу [’ад-Дагистани] [азерб. Putullu A;;q Hac; M;h;mm;d], Ашик Исма’ил ал-Катрухи [’ад-Дагистани] [азерб. Qadruxlu A;;q ;smay;l], Малла Урудж Зайамли ал-Кахи [азерб. Z;y;mli Molla Oruc], Ашик Йусуф из села Ашага Гейнюк [азерб. A;a;; G;yn;kl; A;;q Yusif], Ашик ал-Хаджжи Бала ал-Лайсики из села Баш Лайски [азерб. Lay;sq;l; A;;q Hac;bala], Ашик сын Карима [азерб. A;;q K;r;mo;lu], Ашик Мухаммад сын Качая [азерб. Qa;ayo;lu A;;q M;h;mm;d], ‘Али-зада ал-Алмали из села Алмало [азерб. ;lizad; Almal;], Кара-Урудж ал-Исмаиллы [азерб. Qara Oruc ;smay;ll;] и так далее».

Малла Джума поддерживал дружеские отношения с интеллектуалами, интеллектуалами, религиозными личностями той эпохи, и одной из таких ярких личностей был Малла Сурхай ал-Лайсики [азерб. Molla Surxay, 1855–1930], житель села Баш Лайски. Малла Сурхай родился в 1855 году в южнодагестанском селе Баш Лайски. В одном из своих стихотворений Малла Джума, представил Малла Сурхая, как одного из двух самых известных людей района и написал:

«В нашей Шекинской области есть два великодушных человека — вождь шайх Ахмад-хаджжи [Ba; ;eyx Hac; ;hm;d] и Малла Сурхай [Molla Surxayd;]».
Известно, что «Малла Джума» был близким другом Малла Сурхая. Стихотворение «Малла Сурхай», является одним из классических образцов творчества Джума. Ашик восхваляет Малла Сурхая:

«О господа, мои два глаза, светильником был Малла Сурхай. Венцом моей головы, моим языком и мудростью, Малла Сурхай был Муштаги. Мой разум, мое сознание, мою религию-веру собрал Малла Сурхай. На моём собрании по любви Малла Сурхай был того же возраста. Сколько у меня друзей, Кабаги Малла Сурхай [Qaba;; Molla Surxayd;]».

Малла Джума посвятил своему другу также свое стихотворение «Дуньядир» [D;nyad;r], начиная со строки «Мир тебе, о Малла Сурхай».

Исследование содержание номеров газеты «Nuxa i;;isi» показывает, что в 1930-е годы в Шеки и окрестных сёлах развивалось ашикское искусство, а в этих районах жили и творили знаменитые ашики. Деятельность Ашик Паша из Додулу [азерб. Dodulu A;;q Pa;a], Ашик Карима из Кишлаки [азерб. Q;;laql; A;;q K;rimin], Ашик Мугума [Магома] из Джафарабада [азерб. C;f;rabadl; A;;q M;;;m;n], Ашика Ахмада [азерб. Ba; Lay;sq;l; A;;q ;hm;d] и Ашик Мухаммада [азерб. A;;q M;h;mm;din] из Баш Лайсики, Ашик Ахмада из Ашага Лайски [азерб. A;a;; Lay;sq;l; A;;q ;hm;din], Ашик Шамиля [азерб. Da;bulaql; A;;q ;amilin] из Дашбулака [азерб. Da;bulaq], Ашик Муса из Баладжика [азерб. Bil;cihli A;;q Musan;n], Ашик Джамала [азерб. Ba; G;yn;kl; A;;q Camal] и Ашик Ахмада из Баша Гейнюка [азерб. A;;q ;hm;d], Ашик Гюлахмада из рутульского сел. Шин [азерб. ;inli A;;q G;l;hm;d], Ашик Ахмада из сел. Шабалут [азерб. ;abal;dl; A;;q ;hm;d] — следы их творчества остались на страницах этой газеты. Во второй половине XIX века в Нуха жил и работал такой поэт, как Ашик Навруз [A;;q Novruz].

Существуют несколько версий того как был убит Малла Джума. По первой версии, во время прибытия 11-й Красной Армии в регион Шеки-Закатала они собрали мулл, увезли их куда-то и тайно убили. Вторая версия заключается в том, что Малла Джума во время расстрела находился среди жителей села и был застрелен, как и многие другие. Как вспоминает его дочь Райхан, Малла Джума вечером увезли из дома вместе с несколькими знатными людьми села. После этого не было никаких новостей об поэте. Через несколько дней в лесу было найдено тело. Дочери Малла Джума было 12 лет, когда его убили. По словам друга детства Малла Джума, Идриса Мустафаева, тело Малла Джума было найдено в кустах на обочине дороги в конце мая 1920 года. Мустафаев отмечает, что тело Малла Джума было изранено мечом, оно было неузнаваемым, а поэта можно было узнать только по одежде.

Автор: ‘Али Албанви

АЛ-ЛАЙСИКИ [тур. el-Lays;k;] — нисба указывающая на то, что её обладатель родом из сел. Баш Лайски (азерб. «Bash Layisqi», также «Ba; Layski»), ныне Шекинского района современного Азербайджана.


Литература

1. Kamil Adi;irinov. G;yn;k mahali: siyasi, co;rafi, m;d;ni tarixi v; folkloru. I Kitab. «Elm v; t;hsil». Bak; — 2019. S. 303–315. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://anl.az/el/Kitab/2020/02/cd/Azf-312300.pdf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.04.2024). — Яз. азерб.

Kamil Fikir;t o;lu Adi;irinov. Az;rbaycan ;d;biyyatinin ;nki;afinda ;;ki ;d;bi-M;d;ni M;hitinin Rolu: 1900–2015-ci ill;r. S. 15–20. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.04.2024). — Яз. азерб.


Рецензии