Лезги Йар-Али - лезгинский поэт

Лезги Йар-‘Али — лезгинский поэт, ученик известного ашика Малла Джума

В издании трудов южнодагестанского поэта Сулаймана б. Салаха [1854–1920], по прозвищу «Малла Джума» из села Ашага Лайски Нухинского уезда Елизаветпольской губернии, за 2006 год [«Молла Джума: Его труды»], профессор Паша Эфендиев предлагает вниманию читателей интересные сведения об учениках Малла Джума, основанные на его записках, и которые ранее не были известны широкому кругу читателей:

«...Я написал письмо господину Шарифу, чтобы он мог получить информацию об учениках Малла Джума... Господин Шариф пишет в начале письма, что Малла Джума обучал секретам десяткам своих учеников. Среди его учеников упоминаются имена следующих людей: Ашик Лезги Йар-‘Али [азерб. L;zgi A;;q Yar;li], Умид-ага Гозлу [азерб. ;mid A;a G;zl;], Ашик Искандар [азерб. A;;q ;sg;nd;r], Ашик Мухаммад [азерб. A;;q M;h;mm;d], Ашик Мухаммад-хаджжи Путуллу [’ад-Дагистани] [азерб. Putullu A;;q Hac; M;h;mm;d], Ашик Исма’ил ал-Катрухи [’ад-Дагистани] [азерб. Qadruxlu A;;q ;smay;l], Малла Урудж Зайамли ал-Кахи [азерб. Z;y;mli Molla Oruc], Ашик Йусуф из села Ашага Гейнюк [азерб. A;a;; G;yn;kl; A;;q Yusif], Ашик ал-Хаджжи Бала ал-Лайсики из села Баш Лайски [азерб. Lay;sq;l; A;;q Hac;bala], Ашик сын Карима [азерб. A;;q K;r;mo;lu], Ашик Мухаммад сын Качая [азерб. Qa;ayo;lu A;;q M;h;mm;d], ‘Али-зада ал-Алмали из села Алмало [азерб. ;lizad; Almal;], Кара-Урудж ал-Исмаиллы [азерб. Qara Oruc ;smay;ll;] и так далее».

Автор: ‘Али Албанви

АЛ-КАТРУХИ, АЛ-КАТРИКИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Катрух (ныне Рутульский р-он Дагестана).

’АД-ДАГИСТАНИ (тур. ed-Da;;st;n;, ad-D;;ist;n;) — нисба указывающая на принадлежность её носителя к историческому Дагестану (ныне, земли частично современные Дагестан и Азербайджан). Нисба «ад-Дагистани» использовалась не только в отношении жителей собственно Дагестана, а выходила за его современные административные границы. Исторически в понятие «Дагестан» входила территория от Ширвана и до Ингушетии. В качестве примера можно привести нисбу известного в Чечне исламского учёного Шамс ад-дина сын Аута — аш-Шали ’ад-Дагистани («из сел. Шали из Дагестана»). При этом населенный пункт Шали расположен на территории современной Чеченской Республики. Нисбой «’ад-Дагистани» могли именоваться также жители северных районов современного Азербайджана. Эту нисбу носил широко известный всему исламскому миру шафи’итский факих, учёный ‘Абд ал-Хамид ’аш-Ширвани ’ад-Дагистани («из Ширвана из Дагестана») и многие другие.

АЛ-ЛАЙСИКИ [тур. el-Lays;k;] — нисба указывающая на то, что её обладатель родом из сел. Баш Лайски (азерб. «Bash Layisqi», также «Ba; Layski»), ныне Шекинского района современного Азербайджана.

ПУТУЛЛУ — нисба не идентифицирована.

Литература

1. Ad;;irinov K. Molla C;m;nin ;m;r Yoluna Yeni Baxi; V; ;;ki Folklor M;hitind; A;iq S;n;ti ;n;n;l;ri (1901–1950-ci ill;r). S. 76–77. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.04.2024). — Яз. тур.

2. Dr. ;brahim Erol. Kafkaslarda Tasavvuf ve Azerbaycan’da Naksibend;lik-H;lid;lik. ;stanbul – h. 1445 / m. 2023. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.04.2024). — Яз. тур.

3. Каталог арабских рукописей Научной библиотеки ДГУ. — / Сост. А.Р. Шихсаидов (научный редактор и руководитель научно-исследовательской группы), X.А. Омаров, Д.X. Гаджиева, П.М. Алибекова. — Махачкала: Изд. дом «Народы Дагестана», 2004. С. 148.


Рецензии