Родноверы - Христос Воскресе!

(Уважаемая администрация сайта «Проза.ру»!

Надеюсь, публикация картин известных художников (или фотографий) в качестве иллюстраций, оживляющих подачу материала, не будет считаться нарушением - ведь я УКАЗЫВАЮ ФАМИЛИИ ХУДОЖНИКОВ (обычно - в конце текста)! Это - общепринятая практика на всем просторе интернета!..

В крайнем случае - если руководители сайта сочтут это недопустимым - прошу просто УДАЛИТЬ КАРТИНКИ - либо известить меня, и я сделаю это сам!..

С уважением, Игорь Катанугин)



РОДНОВЕРЫ – ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!


«Оставим НЕ главное; о ГЛАВНОМ надо говорить сразу, или оно заснет, как волна, политая с корабля маслом.»

Александр Грин, «Блистающий мир», глава 15.


Дорогой читатель – здравствуй!.. Хе-хе – «давненько не брал я в руки шашек» - давненько ничего не писал – в силу целого ряда причин… И вот, наверное – если смогу сохранить такое желание, рвение – попробую, пожалуй, нарушить, прервать сейчас эту мою полосу молчания литературного – написав, набрав на компьютере это маленькое – да, думаю, совсем маленькое письмо мое открытое – письмо вам, друзья, тебе, незнакомый далекий друг – читатель – далекий, но близкий мне качествами, которые очень ценю – добротой, милосердием, состраданием, истинным искренним уважением и любовью к человеку, к природе, к Жизни… И еще – стремление к честности, к чести, чистоте – хотя бы устремление искреннее – ибо не так-то легко достичь, выработать в себе эти качества – знаю по себе, по своему горькому опыту…


Итак – о главном… Ну что же? – Пожалуй, пусть очень кратко, но зато так неожиданно, даже, возможно, ошеломляюще ново для многих я выразил это главное в названии этого письма – Родноверы – Христос Воскресе!...

Под родноверами – как уже писал ранее в целом ряде очерков – писем моих – разумею людей, которые любят Русь - любят Родное свое – в духе Пушкина, например, в духе его «Руслана и Людмилы» - поэмы и чудесной замечательной экранизации ее  времен Советского Союза – где-то начало 1970-ых годов, видимо… Русь в духе Снегурочки – поэтической пьесы Островского и чудесной музыки для оперного переложения ее Римского-Корсакова…

Русь в духе нашей чудесной  одухотворенной Природы, в духе «Майской ночи» Николая Гоголя – поэмы в прозе сей и ее чудесной экранизации 1940-ого года (ранее я посвятил стихотворение этой замечательной киноленте – «Родное – сквозь треск и помехи» - ибо сохранившаяся лента на самом деле звучит через треск и помехи в силу давности и ряда причин)…

Мог бы продолжать это снова и снова…

Очень мне нравятся картины Бориса Ольшанского, Сергея Панасенкова – поэзия, красота, достоинство древних славян – причем лично я, например, всегда воспринимал этот Мир субъективно – то есть без обязательной привязки к каким-то определенным историческим сведениям, географии, датам – опять же – как «Снегурочка» Островского и Римского-Корсакова, как поэзия «Руслана и Людмилы»…


Опять же – уже ранее я много писал – с некоторой печалью и  болью – об имеющей место разделенности, неприязни, порою даже открытой враждебности эти двух великих чудесных совершенно законных течений в нашей русской - российской - культуре, духовности, в нашей национальной Душе – скажем так - родноверии – оно же славянофильство по сути, с одной стороны, и христианством (в различных его разветвлениях – православие, старообрядчество, протестантизм,…) – с другой…

И вот – в этом письме я позволил себе сразу же выразить мысль – самим названием его даже – что совершенно НЕТ никакой проклятой необходимости в этом – нет никакой нужды, никаких реальных оснований для этой прискорбной разделенности, неприязни…

В силу принципа экономии времени, сил, стараний постараюсь не повторять то, что выразил в моих предыдущих сочинениях – лучше приведу на них ссылки либо прямо отрывки из них в виде приложений к письму…

Скажу лучше то, чего не писал ранее по этой тематике…

Итак, как-то в день Пасхи – Светлого Христова Воскресения – поздравил я одного моего коллегу – «Христос Воскресе!» - поздравил хотя бы даже просто в силу традиции – что так принято было всегда на Руси – веками так люди поздравляли друг друга (и еще христосовались – целовались – обычай, почти что утерянный)… Что греха таить – многие не особо ревностны в подобных вопросах – тем не менее, все всегда отвечали мне и другим – «Воистину Воскресе!» - отвечали опять же хотя бы в силу традиции…

Так вот – мой коллега – впервые в моей жизни и практике – ничего не ответил на это пасхальное поздравление – как-то вжал голову в плечи, отвернулся и молчком прошмыгнул мимо меня… Прямо скажу – впечатляющий опыт! Мда – только неприятный уж очень…

Еще раз при общении с ним же такое наблюдение невольное сделал – речь зашла как-то у нас о событиях 1917 года и последующих лет в России, об огромном множестве людей, которые вынужденно покидали тогда свою Родину, охваченную известными событиями насильственными; так вот, мой коллега вдруг даже переменился в лице – и с выражением какой-то совершенно необычной для него сумрачности, ненависти, злобы сказал – прошипел вдруг по сути (простите, пожалуйста – дословно приведу слова его те) – «…опы свои спасали»… (первая буква тут – Ж)…

Мда… А ведь он романсы поет на концертах, сам играет на гитаре и поет романсы, которые уходят корнями своими как раз в Царскую Россию, которые были там созданы и пелись людьми, которые позже как раз вынуждены были уехать от Большевистского переворота…


Я подумал тогда – и снова и снова спрашивал себя после того – как же так получается? Что же он читал – мой коллега? Кто же так обработал его ум, душу, память? Ведь он же по сути совершенно незлой человек…

Так вот – он как-то произнес с величайшим почтением – Николай Левашов – его, мол, видео-выступления он смотрел, слушал в интернете, их он принял за некую «высшую истину»… Так я впервые услышал это имя – Николай Левашов…
Зашел в интернет, набрал в поисковике фамилию, вышел на ряд видео-материалов, послушал… Покамест просто скажу – я был очень неприятно удивлен содержанием тех выступлений писателя (об этом чуть ниже подробнее – а пока дальше повествую)…


Ладно – прошло с тех пор несколько лет, общаюсь как-то с другим знакомым моим, заговорили на темы истории – и услышал я то, что опять же вызвало у меня, скажем так мягко, удивление – довольно неприятное удивление, должен признаться… Мог бы привести целый ряд иллюстраций – очень и очень важных – но сейчас пока ограничусь, наверное, одной…

Этот знакомый с жаром говорит мне, что знаменитая Александровская колонна в Санкт-Петербурге, мол, «стояла там и до 1825 года уже много-много веков, возможно, тысячелетиями» (и так далее и тому подобное)… Что тут сказать? – Я бы сказал – как минимум – что воззрения подобные просто несовместимы с элементарным логическим мышлением, с мышлением как таковым вообще, с здравым смыслом…

Мог бы детально, под различными углами рассматривать, иллюстрировать это мое утверждение – но, пожалуй, не стану здесь этого делать – хотя бы потому, что есть в мире вещи, которые каждый человек должен (и может, если захочет) понять САМ, своими усилиями – и может быть, будет мудрее не отнимать этой задачи у таких… удивительных в некотором смысле людей…


Так вот – почему я вспомнил сейчас о таком человеке? – Видимо, вы уже догадались – да, Левашов, опять Николай Левашов – опять писатель сей входит в число любимейших, уважаемых, почитаемых и у этого моего знакомого тоже…

Ну что же? – Опять захожу в интернет, опять смотрю видео-материалы Николая Левашова – и позволю себе на сей раз немножко прокомментировать то, что услышал… Вы понимаете – это – мои собственные мысли по этому поводу – и именно так я их и преподношу. Как говорится, мое дело – попытаться себя как-то выразить, ваше – решить – читать мои скромные строки либо нет, и если читать – опять же – дальше идет уже ваше личное творчество – творческий акт восприятия…

Надеюсь, ты понимаешь, читатель – ни в малейшей степени я не хочу кого-либо здесь осудить, заклеймить – нет – хотел бы помочь разобраться тем, кто захочет меня услышать – услышать искренне, ушами сердца – как говорится в одной замечательной книге…


Да, и еще – опять же эти чудесные слова – славяне, родноверы, славянофилы – это опять же о том! Об этом же самом – об этих словах и понятиях – речь ведь сейчас мы ведем – хотя бы даже потому, что и у Николая Левашова слова и понятия сии фигурируют, значатся, выступают очень активно – более того - он претендует, позиционирует себя как выразитель корней самих этих понятий столь важных…

Итак, теперь – близко к тексту просто пройду немного по некоторым важным моментам видео-выступлений писателя…

Откровенно говоря, лично я вообще не чувствовал чего-то теплого близкого родного, чего-то дорогого сердцу – не имел, не переживал этих чувств, слушая и смотря на писателя, не чувствовал этого в нем – и соответственно не имел аналогичного отклика в сердце… Иными словами, сердце мое не раскрывалось навстречу – напротив, постоянно горела в сознании лампочка тревоги, опасности…

Да – естественно, это – лично мои ощущения интуитивные – но ведь я и пишу от себя лично сейчас… Мне казалось всегда, что я смотрю на человека – в лице Николая Левашова – который смотрит на всех других, на всё потрясающее богатство этого Мира – включая богатства духовные, литературные, культурные – смотрит на все свысока, заранее априори уверенный в своем превосходстве, иронично – либо саркастично даже, язвительно - свысока посмеиваясь надо всем и вся…

К примеру, известный в философии вопрос о соотношении материи и сознания – оказывается, по Левашову, этот вопрос просто глупый, никчемный, поверхностный – соответственно и уровень людей, им задающихся, оставляет желать много лучшего…

Позволю себе сказать – лично я так не считаю – нисколько… И уверен, верю, просто знаю – здесь – в размышлениях над этим вопросом - сокрыты вещи, понятия просто потрясающей важности,  красоты, глубины – открывать которые – каждому из стремящихся к духовному знанию, гнозису…


Включил отрывок выступления Левашова об Иисусе Христе – как заявлено в ютубе… Опять – целый конгломерат заявлений таких, которые просто звучат неприлично для серьезного искателя истины…

Мол, авторы евангелий были неграмотны все, соответственно – как они могли их написать? – Ни в коей мере не отношу себя к числу знатоков этой историко-религиозной дисциплины – но очевидно – нельзя вот так всех под одну гребенку – «неграмотны», очевидно – это не так, ясно также, что даже если кто-то из апостолов и не был грамотен с детства – он мог наверстать этот пробел  - и так далее…

Далее – вот, мол, «число апостолов на самом деле было более двенадцати»… Допустим – ну и что же тогда, что же с того?.. Возможно, на Тайной вечере их было двенадцать – или еще каким-то образом именно это число отпечаталось – это уже вопрос иного порядка – порядка неспешного детального общения историков – знатоков этой тематики – а не повод сеять сомнения – сомнения практически во всем, как ясно видно из дальнейших, из всех других слов писателя…


«На самом деле того, кого называют Иисусом Христом, звали Радомир…» Боже – ну откуда же такое навязчивое желание привязать к славянским корням всё и вся? А если Иисуса все же звали Иисус, и происходил он из еврейской семьи и культуры – что же тогда – он как-то дальше от наших сердец, он нам чужд?..

Возлюбленного Иисуса Христа и сейчас, и по сей день зовут именно так – Иисус, и он откликается в молитвах именно на это имя, и никогда не менял его за прошедшие две тысячи лет, и не собирается менять свое имя, и зовут его так сейчас – и все эти века звали – Иисусом Христом именно потому, что тогда – две тысячи лет назад в Галилее – его звали именно так – ему незачем отрекаться от этого имени…


Далее – вообще, откровенно говоря, такую жуть, такую тьму я услышал из уст этого человека – что просто не поверил бы, если бы не слышал и не видел этого сам с этой видео-записи…

Итак – прошу прощения, но Николай Левашов говорит буквально следующее (близко к тексту) – мол, «тот, кого называют в религиозных источниках Иисусом Христом, бросил в лицо иудеям: «Ваш отец – диавол!»…И добавляет тут же – мол, они – авторы и все причастные к распространению евангелий – «даже не удосужились удалить эти строки» - строки, по мнению Левашова, показывающие истинное отношение Иисуса Христа (Радомира по его учению) к фигуре Отца иудеев…

(Он – Николай Левашов – говорит это саркастически – мол, «даже не удосужились удалить такие места», показывающие – по его мнению – всю несостоятельность евангелий, всего послания и учения христианского – да и иудейского, получается, тоже…)

Боже мой, Боже мой! Как вообще возможно говорить на тысячи слушателей такие чудовищные вещи?! Ведь отвечать на Суде Божьем придется за каждого человека, которого ты сбил с пути истинного – завел в какие-то чудовищные страшные дебри…

Зачем же евангелистам было «удалять эти строки»??? – Ведь слова эти – «Ваш отец – диавол» - или как-то так аналогично еще в вариациях – слова эти относятся Господом Христом НЕ К ФИГУРЕ ОТЦА ИУДЕЕВ (а равно христиан, мусульман) – это даже в голову человеку с более-менее здоровой психикой не может прийти!

Слова эти относились в тех конкретных ситуациях к - так сказать - идейному отцу тех – и ТОЛЬКО ТЕХ служителей культа древней иудеи – которые всячески обманывали, оболванивали народ подопечный!...

Дьявол – идейный отец (если так можно сказать) тех, кто страшно чудовищно лгал людям в важнейших духовных и жизненных вопросах тогда – и лжет так же теперь… Вот ведь о чем говорил Иисус в тех ситуациях, когда возмущение в нем воздымалось!

Отца же Небесного – Отца иудеев как религиозно-этнической группы – как и христиан, мусульман – да и шире – Отца всех людей вообще – Отца Небесного Иисус – Сын Божий – всячески всегда почитал, восхвалял, учил молиться Ему всех людей… «Отче наш» - ведь духовная классика!..

Как же можно столь чудовищно передергивать эти понятия?... Как можно людям слушать ТАКОЕ на лекциях? Почему никто из находившихся в зале не вышел, не ушел оттуда? Почему никто не возразил ничего?... Почему никто не выразил своего возмущения в комментариях на ютубе под подобными видео?...


Мог бы продолжать еще и еще – только вот, может быть, хватит?.. По сравнению с такими фундаментальными моментами все другое уже не столь даже и важно – хотя, вообще говоря, интерес представляет…

Возлюбленная Мария Магдалина действительно очень много узнала, почерпнула от Иисуса Христа, более того – она стала любимейшей ученицей из всех других учеников – апостолов – Господа, и именно ей Он хотел вручить звание Старщего (Старшей) среди всех последователей своих – после того, как покинет сей мир…

(Хотел – но ученики – мужчины его не послушали – при всем их уважении и любви к Иисусу они просто были не способны признать тогда первенство, лидерство женщины – увы, этот недостаток и по сей день тяготит человечество – и по сей день жадные до власти мужчины не допускают к браздам правления добрых заботливых чутких – воистину женственных женщин – разве что иногда чисто на декоративной – показной основе – для видимости…)


Просто - на самом деле всё было значительно иначе… Мария Магдалина не пошла тогда проповедовать никуда ни в каких регионах Римской империи, ни даже где-то вокруг… Другой любимый ученик Христа – и доверенное его очень близкое лицо – Иосиф Аримафейский – по завещанию Господа тайно от всех увез Марию Магдалину в неизвестном для всех направлении – практически сразу же после Вознесения Иисуса Христа – так что никто в тех краях, в той области мира – Римская империя и вокруг нее – никто никогда ее больше не видел, не слышал…

Соответственно, никто из врагов Христа при всем желании не мог и убить Магдалину (как утверждает Николай Левашов – что она проповедовала и была потом убита)…

Также и супругой Иисуса Христа тогда – в Галилее, в те три года Иисусовой миссии – возлюбленная Магдалина не стала (не говорю, что этого не могло произойти позже – на земле ли, на небе ли – Бог весть, всему свое время познать) – не стала именно и исключительно потому, что Иисус прекрасно понимал, что для нее это было смертельно опасно…


Ищите – и обрящете, стучите в дверь – и она отворится… Устремитесь – и по милости Божией вы сможете узнать больше столь ценных, столь чудесных, столь дорогих сердцу вещей и подробностей… Не хочу отнимать у вас эту привилегию, прерогативу, это удовольствие поиска самостоятельного…


Родноверы – ищите Христа! Ищите Христа Иисуса! Ищите его в ваших сердцах, каждый, каждая – в своем собственном сердце ищите… Искренние доблестные старания не могут оказаться бесплодными…

Всё хорошее, всё доброе совместимо… Христос и славянские боги – боги ветра, небес, вод, леса, полей, боги огня и дождя – все это элементы одной чудесной прекрасной картины… И вы сможете все это познать – и познавать все это постоянно более и более – более глубоко, высоко, более обширно, детально – если будете успешны в освобождении от различных блоков, препятствий в сознании – в том числе от этого совершенно ненужного желания – стремления всё привязать к «своим славянским национальным корням» - даже Господа имя, весь мир…


Это нужно ощутить не теоретически, но очень живо, на опыте, в своем сердце – ощутить всю красоту, все богатство этого чудесного прекрасного мира – имею ввиду всю нашу Землю, все многочисленные народы и культуры ее – даже при всем несовершенстве момента…

Почувствовать – как огромна Вселенная – не страшно-огромна, не жутко-огромна, но, наоборот – чудесно, прекрасно, светло-огромна – огромна, как теплый уютный гостеприимный Мир столь обширный – а не как страшная пустыня колючая…

Дорогие впечатления Детства, любовь наших родителей земных, их постоянная забота и ласка… Боже – как это важно для самого становления человека – каждого и каждой из нас!.. Для меня, например, это имело место в Советское время – 1960-ые – 70-ые годы – поэтому, видимо, столь дороги для меня все детали, все вещи тех лет – фильмы, песни Советской поры, все мои воспоминания детства…

С благодарностью стараюсь хранить в сердце моем каждую даже мельчайшую искорку света, тепла человеческого – которые я получил в моей жизни – в моем детстве и позже – всегда…

Так ведь и для каждого из нас – как можно не быть благодарным? Как можно не любить, не хранить в сердце всё, что родные и близкие с любовью нам дали?..

Так и Земля наша славянская, Русь – для меня это – платформа, родной дом в этом воплощении – и не только в этом, и более – платформа для дальнейших устремлений, полетов, для роста… Для роста – ибо я признаю – как могу, как умею – признаю этот закон мироздания, жизни – закон непременного роста в сознании, в духе и в истине…


Хотел бы привести здесь начальные строки двух произведений, которые стали моими любимыми о нашей истории, о славянской душе и о связи времен…


Первое – Иван Александрович Ильин – «О Русской идее» - из сборника «Наши задачи», 1948 год (начальные строки лишь здесь приведу – смотрите – как все актуально!):

 «Если нашему поколению выпало на долю жить в наиболее трудную и опасную эпоху русской истории, то это не может и не должно колебать наше разумение, нашу волю и наше служение России. Борьба Русского народа за свободу и достойную жизнь на земле – продолжается. И ныне нам более чем когда-либо подобает верить в Россию, видеть ее духовную силу и своеобразие и выговаривать за нее, от ее лица и для ее будущих поколений ее творческую идею.
   
Эту творческую идею нам не у кого и не для чего заимствовать: она может быть только русскою, национальною. Она должна выражать русское историческое своеобразие и в то же время – русское историческое призвание. Эта идея формулирует то, что русскому народу уже присуще, что составляет его благую силу, в чем он прав перед лицом Божиим и самобытен среди всех других народов.

И в то же время эта идея указывает нам нашу историческую задачу и наш духовный путь; это то, что мы должны беречь и растить в себе, воспитывать в наших детях и в грядущих поколениях и довести до настоящей чистоты и полноты бытия во всем: в нашей культуре и в нашем быту, в наших душах и в нашей вере, в наших учреждениях и законах.

Русская идея есть нечто живое, простое и творческое. Россия жила ею во все свои вдохновенные часы, во все свои благие дни, во всех своих великих людях. Об этой идее мы можем сказать: так было, и когда так бывало, то осуществлялось прекрасное; и так будет, и чем полнее и сильнее это будет осуществляться, тем будет лучше…

   В чем же сущность этой идеи?
   
Русская идея есть идея сердца. Идея созерцающего сердца. Сердца, созерцающего свободно и предметно и передающего свое видение воле для действия и мысли, для осознания и слова.

Вот главный источник русской веры и русской культуры. Вот главная сила России и русской самобытности. Вот путь нашего возрождения и обновления. Вот то, что другие народы смутно чувствуют в русском духе, и когда верно узнают это, то преклоняются и начинают любить и чтить Россию. А пока не умеют или не хотят узнать, отвертываются, судят о России свысока и говорят о ней слова неправды, зависти и вражды.
   
Первое. Итак, русская идея есть идея сердца.
   
Она утверждает, что главное в жизни есть любовь, и что именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа.

Эту идею русско-славянская душа, издревле и органически предрасположенная к чувству, сочувствию и доброте, восприняла исторически от христианства: она отозвалась сердцем на Божие благовестие, на главную заповедь Божию, и уверовала, что «Бог есть Любовь».

(конец цитаты)


Читайте – далее – о столь чудесное распускание Розы – столь прекрасное развитие этой идеи – идеи Любви – это чудо!.. Так красиво, так чисто, так доблестно! Так и просто, и глубоко одновременно!..


И начало второго из двух произведений любимейших моих – Семен Франк – «Из глубин» - “De Profundis” (Напомню – это 1918 год… Мда… Ничего не напоминает?...):


 «Если бы кто-нибудь предсказал еще несколько лет тому назад ту бездну падения, в которую мы теперь провалились и в которой беспомощно барахтаемся, ни один человек не поверил бы ему. Самые мрачные пессимисты в своих предсказаниях никогда не шли так далеко, не доходили в своем воображении до той последней грани безнадежности, к которой нас привела судьба.

Ища последних проблесков надежды, невольно стремишься найти исторические аналогии, чтобы почерпнуть из них утешение и веру, и почти не находишь их. Даже в Смутное время разложение страны не было, кажется, столь всеобщим, потеря национально-государственной соли столь безнадежной, как в наши дни; и на ум приходят в качестве единственно подходящих примеров грозные, полные библейского ужаса мировые события внезапного разрушения великих древних царств.

И ужас этого зрелища усугубляется еще тем, что это есть не убийство, а самоубийство великого народа, что тлетворный дух разложения, которым зачумлена целая страна, был добровольно, в диком, слепом восторге самоуничтожения, привит и всосан народным организмом.

Если мы, клеточки этого некогда могучего, ныне агонизирующего государственного тела еще живем физически и морально, то это есть в значительной мере та жизнь по инерции, которая продолжает тлеть в умирающем и которая как будто возможна на некоторое время даже в мертвом теле.


Вспоминается мрачная, извращенная фантазия величайшего русского пророка—Достоевского. Мертвецы в своих могилах, прежде чем смолкнуть навеки, еще живут, как в полусне, обрывками и отголосками прежних чувств, страстей и пороков; уже совсем почти разложившийся мертвец изредка бормочет бессмысленное «бобок»[3] — единственный остаток прежней речи и мысли.

Все нынешние мелкие, часто кошмарно-нелепые события нашей жизни, вся эта то бесплодно-словесная, то плодящая лишь кровь и разрушение бессмысленная возня всяких «совдепов» и «исполкомов», все эти хаотические обрывки речей, мыслей и действий, сохранившихся от некогда могучей русской государственности и культуры после бешеной пляски революционных привидений, как последние дотлевающие огоньки после дьявольского шабаша,— разве все это не тот же «бобок»?


И если мы, задыхаясь и умирая среди этого мрака могилы, в своих тревогах и упованиях продолжаем по инерции мысли бормотать о «заветах революции», о «большевиках» и «меньшевиках» и об «учредительном собрании», если мы судорожно цепляемся за жалкие, замирающие в нашем сознании остатки старых идей, понятий и идеалов и это бесплодное и бездейственное трепыхание чувств, желаний и слов во мраке смерти принимаем за политическую жизнь,— то и это все есть тот же «бобок» разлагающегося мертвеца.


И, однако, неистребимая, органическая жажда подлинной жизни, жажда воздуха и света заставляет нас судорожно вырываться из удушающей тьмы могилы, влечет очнуться от могильного оцепенения и этого дикого, сонно-мертвого бормотания. Если России суждено еще возродиться,— чудо, в которое, вопреки всему, мы хотим верить, более того, в которое мы обязаны верить, пока мы живы,— то это возрождение может быть теперь лишь подлинным воскресением, восстанием из мертвых с новой душой, к совсем иной, новой жизни.»

(конец цитаты)


Читайте, читайте, друзья! Я счастлив напомнить вам и об этом произведении чудном!.. Это – высшая математика Мысли – мысли духовно-исторической – мысли о нашей стране, нашей Родине, о нашем народе…

Лично я был просто потрясен силой, логикой, безупречной красотой, честностью, прямотой этой Мысли, поражен красотой языка – языка нашего русского подлинного – столь прекрасного богатого развитого, что зачастую просто видишь вдруг – как мы отстали, одичали, понизили уровень наш и в этом важнейшем смысле…

Автор этого опять же маленького по объему – но столь великого, столь глубокого произведения – буквально берет своего читателя за руку – и бережно – шаг за шагом – ведет из мрака, из тьмы, из ужасов – ведет нас ко свету надежды  - надежды для каждой ищущей света души и страны…

Даже для обращения твоего внимания, друг, к этим двум выдающимся – хотя и маленьким по объему - произведениям – «О Русской идее» Ивана Ильина и “De profundis” Семена Франка – даже для этого стоило мне писать этот текст…


Еще две опорные точки мои – в истории – культуре – духовности – это фигура Сергия Радонежского – как воспитателя народного духа, как вдохновителя и отца духовного поколения Куликова поля, и вся семья Государя Императора Николая Второго – при всем несовершенстве в ряде вопросов его самого и супруги его…


Касательно Преподобного Сергия мог бы привести, как пример, речь профессора академика В. О. Ключевского «Благодатный воспитатель русского народного духа» - речь, произнесенная им в торжественном собрании Московской Духовной Академии 26 сентября 1892 года в память Преподобного Сергия…

«Когда вместе с разнообразной, набожно крестящейся народной волной вступаешь в ворота Сергиевой Лавры…» - звучит, как поэзия в прозе; чудесный пример той ушедшей – увы, эпохи, ушедшей России той – о - столь пронизанной чем-то отрадным сердцу домашним уютным родным…

По меткому выражению писателя – патриота Виктора Правдюка, та Россия ушла куда-то с земли – в какое-то иное состояние – в память отдельных людей, наверное – подобно Древнему Египту, скажем… Ведь в самом деле – Египет-то есть и сейчас – но разве это та страна фараонов, построивших пирамиды?..

Образ Сергия для меня – один из вернейших маяков духовно-исторических наших… Кто видит внутренним взором своим всю значимость, красоту, глубину этой фигуры, кто переживает, например, тот момент благословения  князя Дмитрия на битву, кто чувствует все величие того рассвета на поле Куликовом – по благословению Сергия – того человека, восприятие его или ее, точку зрения, дары сердца его или ее я приемлю – и наоборот…

К примеру, как-то задался я вопросом относительно исторических трудов Льва Гумилева, раскрыл книги его, нашел ту страницу, те строки, что пишет автор о Сергии, о роли его и значении, о том моменте перед полем Куликовым – и увидел вдруг – там всё по-другому – всё там иначе изложено – В ПРИНЦИПЕ – не по деталям каким-то – но в принципе там у него всё по-другому – без малейшей доли Света того небесного трогательного – и закрыл я тогда книги Льва Николаевича – закрыл, хотя очень уважаю весь жизненный подвиг его – сохранить себя физически и духовно сквозь все долгие ужасы лагерей…


И – как сказал уже выше – семья Государя Императора Николая Второго… «В их лице убивали Россию» - так озаглавил я некоторое время назад один из маленьких постов моих в социальной сети – и имел ввиду всю семью Государя, его четырех дочерей чудесных прекрасных, замечательного стойкого доброго наследника-сына, и слуг их верных, и сестру Императрицы – Елизавету Федоровну – и стольких еще других светлых душ – столь прекрасных! Боже – и стольких потом миллионов страдальцев!..

Ищите – опять же – сейчас можно найти все материалы об этом…. Лично мне, например, стала очень дорога книга Пьера Жильяра – воспитателя – учителя детей Государя – «Император Николай Второй и его семья», многие-многие другие материалы подобные, очень дорог мне труд – увы, столь горестный! – следователя по особо важным делам Николая Алексеевича Соколова, доведшего до конца всё расследование убийства – дьявольского ужасающего убийства всех членов Царской семьи и слуг их в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года…

Он написал книгу, где подробно описал весь крестный путь этих людей – начиная от ареста Государя в марте 1917-ого… И жизнью заплатил за свою преданность и верность долгу…


И еще хотел бы отметить хоть парой строк в этом письме понятие ШКОЛЫ. Школа! – Вот ведь основа сама, и строение, само и тело, и дух всякой науки, всякого знания истинного – возьмите вы математику, физику, химию, возьмите вы исторические науки, возьмите духовное знание, гнозис…

И вот – именно это понятие – Школа – оказалось просто под бешеной атакой сил анти-христа (так прямо скажу) в наше время: они – эти враждебные силы – используют слабость, склонность к соблазнам всех слабых нестойких немощных по сути умов и сердец, они отрицают все многовековые столпы, накопления, богатства, все великие и безвестные имена Исторической Школы…

Для этих демонических сил, сеющих вирусы умственного и душевного разложения всюду – для них просто нет ничего верного доблестного правдивого во всей исторической Школе – будь то летописи наши найденные и кропотливо изученные, будь то труды Карамзина, Соловьева, целого ряда других настоящих историков – профессионалов в самом высоком смысле этого слова, людей чести, долга, великой любви к своей Родине…

Для Карамзина, например, у них готовы уже ярлыки – «Он не любил русских народ» (видимо, вместе с Господом Христом, с сонмом ангелов Божиих они созерцали самые сокровенные уголки его сердца)… Боже, правда – самомнение идёт у них рука об руку с тупостью и черствостью сердца…

А вот Пушкин Александр Сергеевич так написал в качестве эпиграфа к «Борису Годунову»:

«Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд, гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностью посвящает Александр Пушкин».

Вот так. Впрочем – что и Пушкин для них? Они привыкли отвергать дары Духа…


Не делайте так, родноверы! ХРИСТОС и понятие ШКОЛЫ – вот основа сама для самого вашего (нашего) выживания, становления и взросления вашего в Духе - как и любого другого человека и любой социально-культурной группы людей вообще… Конечно, понять все правильно нужно – но ведь для этого сейчас столько возможностей!..


Для кого я пишу? – Для Олеси – да, как пример – для Олеси – чудесной девушки из поэтической повести Куприна – ведь вспомните – как же она стремилась ко знанию, как просила барина – друга своего - всё ей объяснить, всё поведать – мол, «Вы хоть как-нибудь, как умеете, как сможете, мне объясните – а я уж постараюсь понять!»...

Очень дорого, близко мне и это произведение тоже – и ведь сам образ сей – образ чудесной прекрасной девушки – дитя Природы – столь ведь близок самому Родноверию – столь близок славянскому духу!.. (Только вот всегда задавался вопросом я – а как же мать Олеси? Почему в повести нет ни слова о ней? – Непорядок – упущение автора…)

И еще – поскольку я выбрал эпиграф из Грина – скажу, что пишу это письмо также и для другой девушки – столь же красивой сердцем, как Олеся, столь же любимой мною – для Тави Тум из «Блистающего Мира» Александра Грина...

Вы скажете – но ведь это же образы лишь?! – Образы, но все равно вот и для них я пишу – и вижу глазами сердца, что они рады этому, и видят, и слышат меня…


Дорогая Тави – счастья тебе – с Божьей помощью! Счастья тебе и Друду – чудесному верному другу твоему, которого ты так полюбила!... Пусть никогда не раздастся больше тот страшный стук в дверь, что прозвучал на твоем Дне рождения!.. Да будут связаны все те злобные сущности – и во плоти, и бесплотные – что пришли тогда за тобой украсть твое счастье!

Свяжи всех агентов антихриста – свяжи их всех, возлюбленный Архангел Михаил, вождь Воинств Ангельских! Свяжи их, о Божия Матерь!.. Пусть перестанут на земле литься горькие слезы детей ваших Божиих – мечтающих лишь о любви…


Спасибо за ваше внимание!.. Бог в помощь вам! Помогайте друг другу!..


Игорь Березкин (Катанугин Игорь Анатольевич), Бежецк, 12-13 апреля 2024 года

PS

Позволю себе привести здесь одно мое старое – 2019-ого года - стихотворение… Вы увидите – оно прямо по теме письма…


 РОЖДЕСТВО И ИВАН КУПАЛА. РУКИ НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ!


Вот и макушка лета - длиннейшие дни в году,
ночи короткие самые, и в мягком летнем тепле -
ночь на Ивана Купала, как предки ее называли...
Как хорошо на природе, в чистой реке искупаться -
тихой уютной свежей - среди трав и зеленых полей!..
Неброская наша природа - с детства ты нам дорога!

А вечером в небе зажегся заката огонь удивительный,
розовым нежным светились на небе у нас облака...
Словно природа шептала - смотри, созерцай красоту!
Вспомни, как предки мудрейшие славили Солнце - Ярилу,
приветствуя в свете физическом Духа Святого лучи!

Они так любили Природу! Считали вокруг всё живым -
Поля и березки, озера, закат на речном берегу!..
Они созерцали Природу, свет Солнца, сияние звезд,
и в их хороводе космическом учились порядку во всем,
учились закону и стройности, чистоте и во всем красоте!..
Пусть было не всё у них гладко - на земле ведь бывают огрехи,
давайте подумаем лучше о СВЕТЛОМ у древних славян!..


Теперь перекинем мы мостик на день самый краткий в году -
на день, дальше всех отстоящий, годичного цикла земли
и на той стороне календарной, в точке дальнейшей круга
встречаем мы ночью заснеженной лампады и свет Рождества,
и оком души созерцаем храмы, рождественский звон,
слышим, скрипит тихо снег, домой собираются люди,
и за семейным столом славят рожденье Христа...

Пусть на Руси передвинут праздник сей с ночи длиннейшей -
всё равно - приурочен по сути он к самому краткому дню...

Итак - что бы значило это? Почему в эти дни кардинальные -
кратчайший и день самый длинный - встречаем мы даты сии -
Рождество и Ивана Купала? Не значит ли это злокозненно
вражду сих понятий важнейших - Христа и Ярилы лучей?
О да, безусловно, найдутся во множестве здесь фарисеи,
что так и расскажут про это - враждуют, мол, даты сии,
и в знак их вражды расположены в разных концах годовых.


Друзья, земляки, возлюбившие поэзию древних славян -
нет, не вражда то дремучая, что праздники столь развела -
Рождество и Ивана Купалу - на самые дальние дни!
Нет - то ведь руки протянуты - братские теплые руки -
от ночи рождественской зимней к свету длиннейшего дня!
Взаимные братские чувства, руки навстречу друг другу -
Христа Рождество благодатное и вера славянской души -
вера души во все доброе, чистое, в солнечный свет!..

Казалось, река так шептала, и те облака на закате,
что светом чудесным зажглись - розовым рдеющим нежно
в тот вечер Ивана Купала - символа древних славян...
И нет никакого раскола в славянской душе благородной,
коль светлое всё совмещаем и бережно в сердце храним...


24 июня 2019, Бежецк, река Остречина



Картина - Грег Олсен - из серии "Христос и дети"


Рецензии