Георгий Васильевич Осоргин

Георгий Васильевич Осоргин (Осорьин), живший в середине 30-х годов XVI века и умерший около 1592-93 годов, был православным святым, память о котором отмечается 23 июня в Соборе Владимирских святых. Он был связан с Лазаревским и Муромским уездами, был сыном дворянина и принадлежал к древнему роду, известному с начала XV века. Его предки служили в войске великого князя и были записаны для вечного поминания в синодике Успенского собора Московского Кремля.

Георгий был старшим сыном Василия Степановича и Евдокии Осорьиных. Его семья владела земельными участками как в Троице-Сергиеве, так и в муромском Борисоглебском, на берегу реки Ушни. Информация о его жизни основывается на актах землевладения, родословных документах и грамотах из семейного архива, а также на Повести о праведной Иулиании, написанной его сыном Каллистратом Осорьиным в 1620-30-х годах.

Первые упоминания о Георгии в источниках относятся к началу 50-х годов XVI века, когда он был записан в Тысячную книгу в Муроме вместе с отцом, дядей и братом. Предполагается, что он родился в середине 30-х годов XVI века и в конце 50-х - начале 60-х годов служил в Астрахани, отсутствуя дома на протяжении 2-3 лет. Однако он не достиг значительных успехов в служебной карьере, не попав ни в опричный двор царя Иоанна IV, ни в земский двор.

По свидетельству Повести о праведной Иулиании, Георгий и его жена Иулиания жили праведно и благочестиво, молились Богу и заботились о духовном развитии своих детей. У них было тринадцать детей, из которых семь достигли совершеннолетия. Их семья проживала в Лазареве, имела церковь во имя святого Георгия Победоносца и оказывала помощь нуждающимся.
Согласно Муромской десятне, в 1578 году Григорий был сыном боярской 1-й статьи. В соответствии с указом, ему приходилось являться "на государевы службы" в полном вооружении: верхом на коне, в доспехах (пансыре), шлеме (шеломе), плаще (саадаке), с саблей, а также с тремя человеками на конях, также в доспехах и шлемах, с сопровождением одного человека на мерине с юком и еще одного с копьем.

В период правления царя Феодора Иоанновича, между 1584 и 1588 годами, Григорий был отстранен от службы из-за возраста и ран. Его поместье было передано старшему сыну, который погиб в конце 1588 года от руки холопа во время охоты. 11 марта 1589 года Григорию была выдана грамота на поместье отца в Нижегородском уезде: деревня Ярцово-Чирьево, селище Олисеевское и прилегающие земли. За это Григорий обязался помимо службы царю также содержать матерей до их смерти и братьев до момента, когда они смогут вступить на государеву службу.

Однако в 1589/1590 году Григорий был убит. Согласно новой грамоте, выданной в Москве в сентябре 1590 года, поместье погибшего Григория вернулось к отцу до тех пор, пока один из его оставшихся сыновей не достигнет возраста для службы при дворе и не начнет обучение службе на этом поместье. Этот сын, Юрий, также должен будет содержать и свою меньшую братьев и сестер до их вступления в брак.

После смерти двух старших сыновей Григория его жена Иулиания просила разрешения у мужа на принятие монашеского пострига, однако Григорий не согласился. Вместо этого они вместе приняли обет воздержания от супружеской жизни. После смерти Григория Иулиания почтила его память, служа ему молитвами и пением, а затем посвятила свою жизнь служению Богу. Из Повести известно, что Иулиания прожила во вдовстве 9 лет, до эпидемии, произошедшей в правление Бориса Годунова, вероятно, в 1601-1603 годах. Следовательно, смерть Григория произошла около 1592-1593 годов. Хотя в Повести говорится, что Григорий и Иулиания прожили в разлуке 10 лет, это представляется маловероятным с точки зрения хронологии.
После смерти праведной Иулиании 2 января 1604 года, ее похоронили рядом с могилой ее мужа 10 января. После окончания периода Смутного времени, вероятно, между 1613 и 1615 годами, над их могилами была построена теплая церковь во имя архангела Михаила. Рядом с родителями была погребена их дочь, схимонахиня Феодосия (Осорьина). 10 августа 1614 (или 1615) года, во время похорон сына Григория и Иулиании, также по имени Георгий, был обнаружен гроб с нетленными мощами святого, излучающего благоухание мира. Многие больные, помазанные этим миром, были исцелены. Это событие вдохновило Каллистрата (Дружину) Осорьина на написание Повести о праведной Иулиании, в которой особое внимание уделяется биографии ее мужа, Григория. Каллистрат Осорьин также способствовал распространению и укреплению культа Григория и Иулиании в землях Мурома. Члены семьи Осорьиных (позже известных как Осоргины) стали хранителями памяти о святых супругах, а старший сын в семье всегда назывался в честь Георгия.

Источники XVIII века, такие как иконописные оригиналы Г. Д. Филимонова, свидетельствуют, что в муромских землях почитали не только праведную Иулианию, но и ее мужа, а также их дочь Феодосию, изображавшихся на иконах. Под 2 января, День памяти Григория, вместе с другими членами семьи Осорьиных, он упоминается в "Алфавите русских святых" старообрядческого монаха Ионы Керженского.

В 1801 году епископ Ксенофонт (Троепольский) запретил совершение молебнов в честь Григория и Иулиании, однако служение было восстановлено в 1867-1868 годах. В конце XIX века культ Григория, кажется, утратил свое значение, и его имя не упоминалось архимандритом Леонидом (Кавелиным) в списке русских святых. Однако церковное почитание Григория было восстановлено, когда его имя было включено в Собор Владимирских святых, празднование которого было установлено в 1982 году по благословению архиепископа Серапиона (Фадеева).


Рецензии