Мысли на заметку. 8 октября 2020 года
_________________
Самое поразительное, что Кант критиковал идеализм и сам себя идеалистом не считал. И я с ним согласен. Думаю, противопоставление материализма и идеализма есть вещь надуманная. И Кант это сознавал. Он понимал, что дело не в существовании и не в несуществовании вещей, а в соотношении сознания и предметного, вещного мира. К которому, кстати, относится и наше тело вместе с мозгом.
Большинству людей представляется, что сознание — это свойство мозга, то есть определённая комбинация нейтронов, протонов и электронов порождает сознание.
Но может ли существовать свойство?! Можно ли говорить о CУЩЕСТВОВАНИИ свойства?!
Временные комбинации чего-то реально существующего трудно представить существующими. Мы даже не знаем, существуют ли реально, то есть всегда, протоны, нейтроны и электроны. Мы говорим о «Большом взрыве», то есть отказываемся от того, что существует всегда. Мы полагаем, что из ничего является вдруг — бум — всё.
Существующим мы называем то, что мы можем воспринять. И это давно уже не только предметы. Это и поля, и силы, и законы взаимодействий и т. д. и т. п. Но ещё в нас заложена идея, что реально существует только то, что существует всегда. Плюс к этому, как вещь в себе, как реальный опыт бытия мы переживаем своё сознание — сознавание себя собой. То есть из опыта бытия мы можем утверждать, что существует сознание, а мир — это вторичный опыт, это опыт реакции сознания на окружающее, на свои границы, на то, что определяет эти границы.
Что тут реальнее? Конечно то, чем являюсь, а не то, что я могу увидеть или потрогать. В этом дискурсе материализм и идеализм меняются местами: материалисты на деле оказываются отпетыми идеалистами, хотя и продолжают считать себя материалистами.
Нужно абстрагироваться от опыта восприятия в пользу опыта осмысления. Да что значит нужно? Оно так и происходит. Это абстрагирование мы и называем человеком, человеческим становлением.
_________________
Перечитываю «Войну и мир». Там сразу столько о жизни и смерти: Наташа, начинающая жить, вельможа Безухов, умирающий после третьего удара, и «жизни мышья беготня».
Уже есть то напряжение, которое и произвело Толстого. Постфактум это хорошо видно.
_________________
[...].
Свидетельство о публикации №224041301424