Писатель или графоман?

 
 Почти шесть лет  я  пишу рассказы и размещаю их на сайте Проза.ру. За это время у меня сложились принципы  написания текстов. Их несколько.

 1. Прежде всего тщательно обдумываю  идею  рассказа и определяюсь, это будет развлечение для моих читателей или  поучительная история.  Мне важно самой отчетливо представлять это.

 2. Итак, идея есть. Теперь задача - писать все, что приходит в мою голову на выбранную тему. Писать абы как, просто сливая в текст мысли и впечатления. По ходу написания стараюсь придумать зацепку. Надо начать так неожиданно, интересно, чтобы читателю захотелось идти за моими героями.
 
 3. Писать лучше бы по плану.  Увы, пока у меня это плохо получается. В основном пишу по вдохновению. Правда, когда писала крупные вещи, то все-таки часть по вдохновению, а часть - по плану. По вдохновению - это когда внутри у тебя идет работа и днем, и ночью. Не раз приходилось  вскакивать и бежать к компьютеру или хватать диктофон, чтобы  сохранить летучие мысли. Они подобны бабочкам: прилетают, когда хотят, кружатся в голове некоторое время, а потом исчезают. По плану писать куда надежнее.  Мне кажется, это уже более профессионально, но к этому надо прийти.

 4. Ответственность перед читателями -  совершенно новое для меня состояние. Когда  вижу, что меня читают,  испытываю волнение. Обычно иду вслед за читателем и будто смотрю на свое творение его глазами. Потому стараюсь  не умничать, не жонглировать сложными  фразами, а писать просто и ясно.  Даже если у меня есть способность толково выражать свои мысли, то у моего читателя, скорее всего, есть другие способности, в которых я не сильна.  К примеру, он отлично водит автомобиль или классно пишет картины.  Если люди пришли ко мне и читают,  надо сделать так, чтобы им было интересно и приятно в моем мире.

 5. Ну, вот, рассказ написан. Что дальше? Первое время, едва написав и ужасно волнуясь, я тут же выкладывала еще сырой, непроработанный текст. Потом поняла: это большая ошибка.
 Постепенно я пришла к тому, что текст после написания надо тщательно прорабатывать. Этот этап называется редактированием. Он очень важен. Лучше всего свеженький опус отложить и устроить себе приятный отдых.  Потом, через денек-другой, снова  прочитать произведение свежими глазами и увидеть самые вопиющие  недочеты.
 Ошибки подобны  мелкому мусору, за который цепляется глаз читающего.  Я считаю для себя необходимым просматривать и редактировать свой текст много раз, удаляя   орфографические и синтаксические ошибки,  повторы одинаковых слов, упрощая чересчур сложные грамматические конструкции. Кстати, пришлось серьезно подтянуть свой русский язык. Когда возникают сомнения, как писать правильно, обращаюсь к справочникам. В интернете их много. В общем, редактирование - это  кропотливая работа, но иначе нельзя.

 6. И все-таки, важнее всего - смыслы, которые хочешь передать.
Главное, что мне хочется сказать своим читателям, - жизнь прекрасна, удивительна, разнообразна. В мире много хорошего, и это надо сохранить и приумножить. Потому я выбрала для себя писать о хороших людях. Я их вижу во множестве. Конечно, и они порой делают глупости, совершают ошибки, но они стремятся к добру. Именно такие люди мне интересны.  Конечно, зла в этом мире тоже много, но ведь и хорошего, доброго не меньше.

 7. Для меня очень важно, чтобы в моем произведении был герой, которому я смогу доверить мысли и чувства, волнующие меня как автора. Создание героя - особая работа. Для начала стараюсь тщательно продумать кто он, сколько ему лет, где он  живет, что любит и что не любит. Его внешность, черты характера, сильные и слабые стороны личности. Часто я подбираю в интернете фотографии, которые больше всего подходят под созданное описание.
  Моя цель - наделить героя чертами  живого человека и поместить  в сложные обстоятельства, где он будет действовать. И тут происходит нечто волшебное: не раз придуманный герой вел меня за собой, вынуждая делать повороты в сюжете, которых я изначально не замышляла.
 
 8. О взаимоотношениях с другими пишущими. По себе знаю, как важна поддержка для начинающего автора. В первые пару лет  я отчаянно нуждалась в такой поддержке. Мне повезло:  один из ярких авторов с этого сайта взялся читать мои незрелые  опусы и подсказывал, где самые слабые места. Первой моей реакцией на такие подсказки бывала обида. Но затем, обдумав претензии, я, скрепя сердце, вносила  правки. В результате, сырой и невнятный опус становился  неплохим рассказом. Я с благодарностью вспоминаю своего "куратора". Однако, в конце концов, мы с ним распрощались, и каждый двинулся дальше своим путем. Об этом я ни разу не пожалела. Нельзя постоянно быть от кого-то зависимой.
 Окрепнув, я  тоже несколько раз делала попытки поддерживать симпатичных мне авторов, подсказывая, где слабые места, которые следует улучшить. Столкнувшись с обидами и непониманием, решила, что  не хочу этим заниматься. Я тяжело переживаю размолвки, они надолго выбивают меня из колеи. Теперь пишу отзывы только в случаях, когда невозможно не писать: если слова сами поднимаются из глубины и просятся наружу. Это бывает нечасто.

 9. Я четко осознала: писательство - дело нелегкое. Лучше не ждать  признания, славы и денег, а писать в свое удовольствие. Хоть немного, но каждый день. Или почти каждый. Как и в любом другом деле, навыки надо нарабатывать и оттачивать.

 10. У меня появились золотые читатели. Они регулярно приходят ко мне и после прочтения нового произведения обсуждают со мной поступки моих героев. Это очень мило и забавно. Были среди моих читателей и такие, кто  считал, что я пишу документальные произведения. Сначала я удивилась, потом, подумав, решила, что это своего рода комплимент. Значит, получается жизненно.

 11. Надо ли продвигать свои произведения? Вопрос непростой.
Идея издать свои вирши и поставить несколько аккуратных томиков на книжную полку, не скрою, некоторое время волновала меня. Как говорится, "я человек, и ничто человеческое мне не чуждо". Но разбираясь в этой проблеме,  уяснила, что  желающих напечатать твои опусы сколько угодно, только платить за это придется  тебе самому.
  Я общалась с людьми, которые нашли-таки деньги и место, где можно напечатать небольшой тираж в 30-40 книг. А дальше автор должен этот тираж вывести домой и начать раздаривать свои книги друзьям и знакомым. Разговаривала с двумя такими "счастливчиками", и они, не зная друг о друге, сказали одно: люди, хоть и берут твою книжечку, но, как правило, не читают. Кладут куда-нибудь подальше, и на этом все.
  Мне было бы больно столкнуться с таким отношением. Поэтому тема о печати снята. Однако, есть интернет. В нем много сайтов, где можно разместить свои произведения бесплатно. Я начала осваивать такие сайты. Зачем? Прежде всего, ради преодоления страха и неуверенности.

 12. Надо ли  учиться писательству? Считаю, что надо. В интернете есть всяческие писательские курсы. Есть что посмотреть и послушать. Но все же больше всего мне нравится учиться у классиков великой русской литературы. Люблю послушать какую-нибудь аудиокнигу в хорошем исполнении. Поймала себя на том, что теперь слушаю по-другому. Обращаю внимание на детали: как автор начинает, как ведет своего героя, как завершает свое произведение - все мне интересно. Завела себе красивый блокнот, где записываю удачные фразы любимых авторов, там же у меня странички с синонимами и темы будущих произведений.

 Вот, пожалуй, и все. Какой-нибудь строгий читатель может спросить: " Ну, и зачем ты все это написала?" Ответ самый простой: я выросла, окрепла и кое-что поняла. Захотелось подвести итоги этой части моей жизни. И потом, как знать: возможно, кому-то из начинающих авторов некоторые мои мысли будут полезны.
P.S.Кем является пишущий, писателем или графоманом, решать читателям. Не правда ли?


Рецензии
Ирина!Вы написали хорошее пособие для начинающих
графоманов(в хорошем понимании этого слова).

Александр Соловьёв 5   07.08.2024 11:09     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Александр, за прочтение и добрый отклик.

Ирина Полонская   07.08.2024 11:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.