Писатель или графоман?

 
 Почти шесть лет  я  пишу рассказы и размещаю их на сайте Проза.ру. За это время у меня сложились принципы  написания текстов. Их несколько.

 1. Прежде всего тщательно обдумываю  идею  рассказа и определяюсь, это будет развлечение для моих читателей или  поучительная история.  Мне важно самой отчетливо представлять это.

 2. Итак, идея есть. Теперь задача - писать все, что приходит в мою голову на выбранную тему. Писать абы как, просто сливая в текст мысли и впечатления. По ходу написания стараюсь придумать зацепку. Надо начать так неожиданно, интересно, чтобы читателю захотелось идти за моими героями.
 
 3. Писать лучше бы по плану.  Увы, пока у меня это плохо получается. В основном пишу по вдохновению. Правда, когда писала крупные вещи, то все-таки часть по вдохновению, а часть - по плану. По вдохновению - это когда внутри у тебя идет работа и днем, и ночью. Не раз приходилось  вскакивать и бежать к компьютеру или хватать диктофон, чтобы  сохранить летучие мысли. Они подобны бабочкам: прилетают, когда хотят, кружатся в голове некоторое время, а потом исчезают. По плану писать куда надежнее.  Мне кажется, это уже более профессионально, но к этому надо прийти.

 4. Ответственность перед читателями -  совершенно новое для меня состояние. Когда  вижу, что меня читают,  испытываю волнение. Обычно иду вслед за читателем и будто смотрю на свое творение его глазами. Потому стараюсь  не умничать, не жонглировать сложными  фразами, а писать просто и ясно.  Даже если у меня есть способность толково выражать свои мысли, то у моего читателя, скорее всего, есть другие способности, в которых я не сильна.  К примеру, он отлично водит автомобиль или классно пишет картины.  Если люди пришли ко мне и читают,  надо сделать так, чтобы им было интересно и приятно в моем мире.

 5. Ну, вот, рассказ написан. Что дальше? Первое время, едва написав и ужасно волнуясь, я тут же выкладывала еще сырой, непроработанный текст. Потом поняла: это большая ошибка.
 Постепенно я пришла к тому, что текст после написания надо тщательно прорабатывать. Этот этап называется редактированием. Он очень важен. Лучше всего свеженький опус отложить и устроить себе приятный отдых.  Потом, через денек-другой, снова  прочитать произведение свежими глазами и увидеть самые вопиющие  недочеты.
 Ошибки подобны  мелкому мусору, за который цепляется глаз читающего.  Я считаю для себя необходимым просматривать и редактировать свой текст много раз, удаляя   орфографические и синтаксические ошибки,  повторы одинаковых слов, упрощая чересчур сложные грамматические конструкции. Кстати, пришлось серьезно подтянуть свой русский язык. Когда возникают сомнения, как писать правильно, обращаюсь к справочникам. В интернете их много. В общем, редактирование - это  кропотливая работа, но иначе нельзя.

 6. И все-таки, важнее всего - смыслы, которые хочешь передать.
Главное, что мне хочется сказать своим читателям, - жизнь прекрасна, удивительна, разнообразна. В мире много хорошего, и это надо сохранить и приумножить. Потому я выбрала для себя писать о хороших людях. Я их вижу во множестве. Конечно, и они порой делают глупости, совершают ошибки, но они стремятся к добру. Именно такие люди мне интересны.  Конечно, зла в этом мире тоже много, но ведь и хорошего, доброго не меньше.

 7. Для меня очень важно, чтобы в моем произведении был герой, которому я смогу доверить мысли и чувства, волнующие меня как автора. Создание героя - особая работа. Для начала стараюсь тщательно продумать кто он, сколько ему лет, где он  живет, что любит и что не любит. Его внешность, черты характера, сильные и слабые стороны личности. Часто я подбираю в интернете фотографии, которые больше всего подходят под созданное описание.
  Моя цель - наделить героя чертами  живого человека и поместить  в сложные обстоятельства, где он будет действовать. И тут происходит нечто волшебное: не раз придуманный герой вел меня за собой, вынуждая делать повороты в сюжете, которых я изначально не замышляла.
 
 8. О взаимоотношениях с другими пишущими. По себе знаю, как важна поддержка для начинающего автора. В первые пару лет  я отчаянно нуждалась в такой поддержке. Мне повезло:  один из ярких авторов с этого сайта взялся читать мои незрелые  опусы и подсказывал, где самые слабые места. Первой моей реакцией на такие подсказки бывала обида. Но затем, обдумав претензии, я, скрепя сердце, вносила  правки. В результате, сырой и невнятный опус становился  неплохим рассказом. Я с благодарностью вспоминаю своего "куратора". Однако, в конце концов, мы с ним распрощались, и каждый двинулся дальше своим путем. Об этом я ни разу не пожалела. Нельзя постоянно быть от кого-то зависимой.
 Окрепнув, я  тоже несколько раз делала попытки поддерживать симпатичных мне авторов, подсказывая, где слабые места, которые следует улучшить. Столкнувшись с обидами и непониманием, решила, что  не хочу этим заниматься. Я тяжело переживаю размолвки, они надолго выбивают меня из колеи. Теперь пишу отзывы только в случаях, когда невозможно не писать: если слова сами поднимаются из глубины и просятся наружу. Это бывает нечасто.

 9. Я четко осознала: писательство - дело нелегкое. Лучше не ждать  признания, славы и денег, а писать в свое удовольствие. Хоть немного, но каждый день. Или почти каждый. Как и в любом другом деле, навыки надо нарабатывать и оттачивать.

 10. У меня появились золотые читатели. Они регулярно приходят ко мне и после прочтения нового произведения обсуждают со мной поступки моих героев. Это очень мило и забавно. Были среди моих читателей и такие, кто  считал, что я пишу документальные произведения. Сначала я удивилась, потом, подумав, решила, что это своего рода комплимент. Значит, получается жизненно.

 11. Надо ли продвигать свои произведения? Вопрос непростой.
Идея издать свои вирши и поставить несколько аккуратных томиков на книжную полку, не скрою, некоторое время волновала меня. Как говорится, "я человек, и ничто человеческое мне не чуждо". Но разбираясь в этой проблеме,  уяснила, что  желающих напечатать твои опусы сколько угодно, только платить за это придется  тебе самому.
  Я общалась с людьми, которые нашли-таки деньги и место, где можно напечатать небольшой тираж в 30-40 книг. А дальше автор должен этот тираж вывести домой и начать раздаривать свои книги друзьям и знакомым. Разговаривала с двумя такими "счастливчиками", и они, не зная друг о друге, сказали одно: люди, хоть и берут твою книжечку, но, как правило, не читают. Кладут куда-нибудь подальше, и на этом все.
  Мне было бы больно столкнуться с таким отношением. Поэтому тема о печати снята. Однако, есть интернет. В нем много сайтов, где можно разместить свои произведения бесплатно. Я начала осваивать такие сайты. Зачем? Прежде всего, ради преодоления страха и неуверенности.

 12. Надо ли  учиться писательству? Считаю, что надо. В интернете есть всяческие писательские курсы. Есть что посмотреть и послушать. Но все же больше всего мне нравится учиться у классиков великой русской литературы. Люблю послушать какую-нибудь аудиокнигу в хорошем исполнении. Поймала себя на том, что теперь слушаю по-другому. Обращаю внимание на детали: как автор начинает, как ведет своего героя, как завершает свое произведение - все мне интересно. Завела себе красивый блокнот, где записываю удачные фразы любимых авторов, там же у меня странички с синонимами и темы будущих произведений.

 Вот, пожалуй, и все. Какой-нибудь строгий читатель может спросить: " Ну, и зачем ты все это написала?" Ответ самый простой: я выросла, окрепла и кое-что поняла. Захотелось подвести итоги этой части моей жизни. И потом, как знать: возможно, кому-то из начинающих авторов некоторые мои мысли будут полезны.


Рецензии
В писательском искусстве есть только один пункт: талант. Если его нет,бесполезны любые усилия. Все остальные напечатанные глупости разбирать не хочется.

Юрий Горн   16.04.2024 11:33     Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.