Черёмуха

  (ст."Черемуха",Родович,2024) "ЧЕРЕМУХА(лат.Padus racemosa).Название связано с рекой По,протекающей в Италии,по берегам которой,согласно преданиям, росли гус-тые и пышные ее кустарники.Русское название произошло от древнеславянского «чер-ема»(смуглая).Одни связывают его с цветом ее коры или сердцевины ствола(черему-ха– единственное дерево на севере,имеющее кору и сердцевину темно-красного цве-та).Другие связывают ее название с частой червивостью черемухи,обычно растущей по сырым местам.Черемуха олицетворяет молодость,девичью красоту.Символ нежности, чистоты,любви.Как и рябина,она считается покровительницей влюбленных.Народные названия: засадиха,колоколуша,черемшина,глотуха,маевка.Зацветает черемуха стрем-ительно.Граница ее цветения движется с юга на север со скоростью около 50 км.в день.Цветущая черемуха— веха,разделяющая два периода весны.Зацвела,значит кончи-лась зеленая весна и наступает поздняя весна,или предлетье.Между ними обычно бы-вает похолодание,а потом приходит устойчивое тепло,и зацветают сирень,вишня,ябл-оня, акация.Согласно легенде,в черемуху превратилась девушка,которой изменил ее любимый жених.Он ушел к другой,и сердце ее похолодело от горя.С тех пор всегда, когда зацветает черемуха,наступают холода.Марийская народная традиция запрещала ломать ее ветки во время цветения.Это объяснялось так: черемуха молится богу и жалуется,что у нее люди ломают руки и пальцы.Поэтому бог во время цветения чере-мухи насылает холод.У восточных славян и ряда других народов черемуха,наряду с дубом,березой была священным деревом.По преданиям черт пытается вредить людям, и потому портит это дерево.Люди же должны беречь черемуху,защищать,ведь она святая ,в ее ветках соловей поет.Гиляки,один из древнейших народов нашего севера,говор-ят,что срубить черемуху— убить человека.По поверьям вепсов(финно-угорская народ-ность)плоды черемухи,как и рябины,нельзя было срезать железными орудиями(ножни-цами,ножом),их можно рвать только руками,ветки ее запрещалось бросать в огонь, ими не разрешалось погонять скот.А вот как в старинных легендах объясняется поя-вление на земле черемухи.Полюбил молодой парень черноглазую девушку-смуглянку с волосами как белый лен,и ей он приглянулся.И все бы было хорошо,но увидел белок-урую красавицу живший в лесу черный колдун и потерял голову.Как ни старался зав-оевать он ее любовь,все напрасно— только любимого видят глаза ее,только ему улы-баются губы ее!И вот наступил день свадьбы.Собрал колдун все свои черные силы, пришел на свадьбу и злым проклятьем превратил юношу в пушистого шмеля.Но схвати-ла невеста шмеля,прижала к сердцу и взмолилась к матушке- Природе,чтоб вернула ей любимого.Зашумели леса,побежали тучи по небу,молния блеснула,гром прогремел, но осталось все по-прежнему." Не могу я справиться с черным заклятьем,сил не хватает моих!"— прошелестела Природа листьями берез.— Так сделай же хоть что-нибудь!— в отчаянии закричала девушка,прижимая к себе шмеля.— Я на все согласна!
— Ну,если так.И на том месте,где стояла невеста,увидели люди роскошный куст,весь усыпанный гроздями белых цветов.И такой аромат пошел от этого куста,что шмель сразу полетел к нему.А люди,видевшие все это,назвали тот куст черемухой— в памя-ть о белокурой смуглянке в белоснежном пышном платье А колдун превратился в ста-рый,трухлявый пень.По преданиям нивхов,коренного населения Сахалина,в давние вр-емена черемуха не росла и появилась лишь после смерти одной мудрой шаманки.Жила та долго.К ней шли за советом и помощью.Шаманка лечила от болезней и оберегала племя от всех опасностей.Пришло время,и она состарилась.Перед смертью позвала к себе всех нивхов и сказала им,что после ее ухода вырастет незнакомое им ягодное дерево,у которого весной будут белые цветы,а осенью созреют ягоды с твердыми пр-одолговатыми косточками,похожими на скелет грудной клетки человека.«Назовите его кап (черемуха).Никогда не добавляйте ее ягоды в ритуальные угощения богам,потому что черемуха– я».Исполняли люди наказ мудрой шаманки, берегли черемуху, ели ее в свежем, сушеном, тертом виде. Однажды в очень урожайный год женщины отправились в лес за этой ягодой.Одна из них с собой прихватила топор.Выбрала самое урожай-ное дерево и стала топором рубить ветки,чтобы легче было собирать ягоды.Каково же было удивление сельчан,когда они увидели,как по свежему срубу закапала кровь. Тут все вспомнили предание о шаманке и с укором посмотрели на женщину.Говорят,с тех пор уже никто и никогда не пользовался топором,чтобы черемухе не делать больно.Нивхи говорят:«Это наша старая и мудрая шаманка оберегает нас от болезней и радует душу.Спасибо ей большое» Оберегает и поныне черемуха людей всеми своими природными свойствами.Ценили черемуху и ханты,проживающие на севере Западной Си-бири.Об этом ярко и красочно говорится в записанной Галиной Слинкиной местной легенде «По совету русского».Заболел Афоня и решил,что во всем виновата черему-ха: мол,наслала ветров холодных.Схватил он топор и побежал в рощу черемуховую. Не успели деревца затрепетать в испуге,заслонили их рыбаки,перехватили парня:
– Недоброе это дело– черемуху сводить.Черемуховый хлеб разве не едал,черемухо-вым настоем живот не пользовал? Черемуховый прут к зыбке твоей мать пришивала, когда ты еще не родился совсем.А родился– подрос,из черемухи лук согнули,игру-шку дали– приучайся,играя,к охоте.А ты топор,гляди,нынче навострил,будто на вор-ога какого…А кумандинцы(этническая группа северных алтайцев)в своих легендах по-местили черемуху на Луну.Давным-давно на земле появилось чудище– семиглавыйДель-бегень.С виду как человек,а на плечах семь голов было.Когда одна голова ела,дру-гая пела,третья спала,четвертая смеялась,пятая плакала,шестая зевала,седьмая ра-зговаривала.Потом головы меняли свои занятия,поэтому Дельбегень никогда не спал. Бродил,зло людям делал,все вокруг уничтожал.Видят люди,если не унять Дельбегеня, то всему живому на земле конец наступит.Обратились за помощью к Солнцу и Луне, чтобы уняли они злое чудище.Решили Солнце и Луна,чтобы убрать его от людей,взя-ть к себе на небо.Для этого кому-то из них надо было на землю спуститься.Луна говорит Солнцу:– «Нужно тебе спускаться,ты сильнее,чем я».Но едва Солнце к Земле приблизилось,наступила страшная жара,даже скалы стали плавиться.Видит Солнце,что вместо помощи,беду всему живому несет– остановилось.Тогда пришлось Луне на Землю спускаться.Чем ближе Луна спускалась,тем холоднее на Земле становилось,птицы на лету застывать стали,люди даже в меховой одежде согреться не могли.Поняла Луна, что и она вместо помощи беду людям несет– остановилась.Но ведь надо же спасать людей от Дельбегеня! Повернулась она к земле боком,подкатилась к чудовищу и гов-орит,чтобы он с ней в небо поднимался.Но тот и не подумал подчиниться.Рассерди-лась Луна,схватила Дельбегеня,а он за куст черемухи вцепился.Изо всех сил Луна дернула его вместе с кустом черемухи,и утащила на небо,а потом проглотила.Так и сидят они в ней до сих пор.Если в полнолуние внимательно приглядеться к Луне, то можно увидеть на ее светлом лике Дельбегеня,вцепившегося в куст черемухи.На не богатом ягодами и плодами нашем севере черемуха особо ценилась как ягодное дер-ево.Когда-то на Урале и в Сибири ее ягоды заготовляли наравне с хлебом.Их сушили и,как и зерно,отвозили в мешках на мельницу.Из них получалась розово-коричневая мука,пахнущая душистым миндалем.Черемуховую муку хозяйки подмешивали к ржаной или пшеничной и на этой смеси затворяли тесто.Хлеб,выпеченный из такой муки,был духовитым и имел своеобразный,очень приятный вкус.Шла она и на начинку пирогов. До революции черемуховая мука заготавливалась в какой-то мере из-за недостатка ржаной или пшеничной муки,но и теперь ее делают в небольших количествах для ори-гинальных старинных кушаний,которые сибиряки и северяне до сих пор охотно готов-ят,ее можно купить в магазинах крупных городов Сибири и Урала.Уже в наше время на весьма престижном международном конкурсе сибирская шаньга из черемухи заняла первое место,удивив изысканностью вкусовых сочетаний искушенных европейцев.Исст-ари почитая черемуху,люди приписывали ей чудодейственные свойства.Ее считали об-ерегом,способным противодействовать разным злым силам,оказывать помощь.У чувашей есть поверье: если в костре горят ветки черемухи,то упете(леший)побоится близко подойти,так как искры от черемухи могут спалить его шерсть.Еще в XVIII в.русск-ий журнал писал о том,что крестьяне обкладывали ветками черемухи себя и свой ск-от,чтобы уберечься от порчи и колдовства.Верили,что обереги из черёмухи приносят удачу в любовных делах.Любопытен старинный заговор от вражды между близкими люд-ьми.Надо подойти к «своей» черемухе,поклониться ей в пояс,прижаться к ее стволу, постоять,замерев,минуты три,и потом сказать:– Ой,ты черемуха моя червонная.Ты черемуха моя каленая.Я сестрица твоя,ты послушай меня.Пусть бы между людьми дру-жными,между родичами кровными никогда бы ни кошка не пробежала,ни птица не прол-етела,ни рыба не проплыла,ни змея не проползла.Пусть бы в дружбе и мире жили,од-ин другим дорожили.И не было бы между ними вражды,как не бывает летом белого сн-ега,зимой зеленого побега,солнца ночью и ясных звезд днем.Чтоб не брали их ни ссоры,ни чьи призоры,ни злые оговоры.Не разлить их водой и сейчас,и завтра,и вс-егда.Аминь.И,действительно,черемуха дерево замечательное.Например,крестьяне исс-тари знали,что стоит хотя бы на одну ночь внести в избу ветки цветущей черемухи в то время,когда на яйцах сидит курица-наседка,как те станут болтунами.Не умея объяснить причину,они,конечно же,приписывали это волшебной силе черемухи.Теперь известно,что выделяемые ее цветками фитонциды,не только очищают воздух от болез-нетворных микробов,но способны убить на расстоянии и зародыш в яйце,и мух с ком-арами,и даже мышь.Там,где растет черемуха,всегда чистый и здоровый воздух.До сих пор в народе бытует мнение,что достаточно лишь постоять у черемухи,чтобы отпуг-нуть болезнь,а если прислониться к ней ушибленным местом– исчезнет синяк.В Вели-кую Отечественную войну сок плодов черемухи использовали во многих госпиталях при лечении гнойных ран.Опытные туристы,рыбаки и охотники знают,что если в круж-ку с водой добавить кисть цветущей черемухи,то можно пить воду без всяких опасе-ний.Запах черемухи незабываем,но и не безвреден для нас.В литературе встречается мнение,что она занимает третье место среди растений по ядовитости запаха.С этим можно поспорить,но то,что ее цветы выделяют еще и ядовитую синильную кислоту,от чего может сильно разболеется голова,факт достоверный и потому держать большие ее букеты дома не рекомендуется.С черемухой связано много народных примет:«Когда черемуха цветет,всегда холод живет»; «Черемуха в цвет— тут и соловей тебе в гол-ос»; «Если у черемухи много цвета— лето будет мокрое».По народному календарю пе-риод цветения черемухи знаменует начало сезона посадки огородных культур.Счита-лось,что растения,посаженные именно в этот период,принесут богатый урожай.Интер-есны и выразительны народные загадки о черемухе:Марийская: посреди поля черная овчина висит.Бурятская: черный теленок с костяным желудком.Белорусская: цвет белый,а ягода черная.Хакасская: в молодости зеленая бывает,состарится— черной становится.Русская: платье потерялось— пуговки остались.И в заключение– оригина-льная басня Леонардо да Винчи «Черемуха и дрозды».Она интересна тонкой моралью, не столь очевидной как мы привыкли ожидать в баснях Крылова.У черёмухи лопнуло всякое терпение.С той поры, как созрели её терпкие ягоды,житья не стало от дерз-ких назойливых дроздов.С утра до вечера они кружились стаями над ней,безжалост-но обдирая клювом и когтями все ветки.— Пожалуйста,прошу тебя!— взмолилась она, обращаясь к самому докучливому дрозду.— Знаю,что мои ягоды— твоё любимое лаком-ство.Поедай их на здоровье,мне не жалко.Но оставь в покое мои листья.Не срывай их! Под их сенью я спасаюсь от палящего солнца.И не терзай меня острыми когтями, не сдирай кожу!Дрозд был первым забиякой в стае, и слова черёмухи пришлись ему не по вкусу.— Помалкивай,коли тебя не спрашивают! Самой природой так заведено, чтобы ты плодоносила ради моего удовольствия.Да что с тобой,дубиной стоеросовой, толковать! Зимой пойдёшь на дрова.Услышав такой ответ,черёмуха ещё пуще опечали-лась и молча заплакала.Но предрекавший ей гибель озорной дрозд сам угодил в сил-ок,поставленный крестьянином.Чтобы соорудить для пойманной птицы клетку,человек надёргал прутьев из плетня и сломал несколько гибких веток у черёмухи.Так черё-муха снова свиделась со своим обидчиком,который теперь сидел понуро в клетке и был тише воды,ниже травы.Но она промолчала,вспомнив слова,услышанные ещё в моло-дости: как тёплая одежда спасает от стужи,так выдержка защищает от обиды.Умно-жай терпение и спокойствие духа,и обида,как бы горька ни была,тебя не коснётся."

  (ст."В чем держали кровные?",Родович,2024) "Собираясь за покупками,человек об-ычно берет с собой кошелек.Что бы там ни говорили о том,что пластиковые карты можно просто положить в карман,все же в кошельке удобнее.Но как люди обходились, когда не было карт и купюр,а монет набиралось столько,что в карманах (которых зачастую тоже не присутствовало)они не умещались?Кубышка.На Руси поступали прос-то: прятали сокровенные излишки в глиняную емкость,ставшую прообразом соврем.ко-пилки— кубышку.Широкие бока и узкое горлышко предназначались именно для монеток: новгородские чешуйки и подобную им мелочь складывали в маленькие кубышки,кото-рые помещались на ладонь.Более крупные деньги хранили в пузатых горшочках точно такой же конструкции,отличающихся размером и толщиной стенок: отмечается,что фо-рма кубышки позволяла закладывать ее камнями и закапывать в землю,не боясь пов-редить сам горшочек и его содержимое.Кубышка спокойно переносила воду и огонь,а потому была оптимальным вариантом для хранения сбережений.В разных губерниях ку-бышка имела один вид,но отличалась цветом: московские умельцы обрабатывали пуз-атый горшок особым покрытием,после которого он выглядел как металлический,а вСм-оленске,Новгороде и Пскове их предпочитали обмазывать специальным составом—поли-вой,которая придавала готовому изделию теплый желтый или коричневый цвет.Но это в крупных городах— мелкие селения обходились простенькими кубышками из необожж-енной глины.Прятали кубышки везде— у кого на что хватало фантазии: опускали в колодцы и закапывали в землю,замуровывали в стены и засыпали листьями в дупле приметного дерева.По сути,такая привычка была хорошей страховкой для имущества: оно бы не погибло и не потерялось при пожаре,не стало бы добычей разбойников.Эту кладь(клад)всегда прятали вне дома,но традиционно все же зарывали в земле.В Зап. Европе поступали иначе: там дома в большинстве своем складывали из камня,и попу-тно сооружали тайники для денег,этакие своеобразные сейфы.Позднее те,кто побога-че,относили деньги на хранение в ювелирные лавки или банки.А у нас продолжали закапывать кубышки вплоть до XVII в.Иностранцы,наблюдая за этим обычаем,забавля-лись: но тут как раз срабатывает пословица о бревне в своем глазу.Мошна,кисет и кошель.Ну хорошо,для хранения использовали кубышку.Но ведь с горшочком не отпра-виться в город— не тащить же с собой все запасы? А теперь вспомните любимый мно-гими советский мультфильм,"Ежик в тумане".Помните его узелок на палочке? Вот пр-имерно так же раньше ходили за какой-нибудь надобностью в город.Могли еще завяз-ать заветные монетки в угол рубахи.Объяснялось это просто: карманы на простой одежде были редкостью.Еще один вариант— тряпочный узелок с деньгами подвязывали к поясу.Позднее подобные узелки стали делать из кожи,украшая их бахромой,вышив-кой,тесьмой и прочим— так мошна стала не просто вещицей,в которой хранили моне-ты,но и красивым аксессуаром.К слову,ее размер был достаточно большим,поэтому в нее помещались не только деньги: всякая мелочь,которая могла пригодиться в пути, тоже находилась в мошне.В Европе подобная сумочка также была взята на вооружение ,но помимо нее,торговцы пользовались прообразом кошелька: конверт,пошитый из пл-отной кожи,по бокам которого делали несколько кармашков.В них купцы хранили мел-кие гирьки для торговли,сортировали монеты по видам и раскладывали прочие необ-ходимые вещицы.Повсеместно знать использовала для поясных мешочков не только ко-жу,но и дорогую ткань: бархат,атлас,шелк.Украшенные драгоценными камнями,подоб-ные предки кошельков так и манили любителей поправить свой бюджет за чужой счет. Ловкие сверх меры "специалисты" срезали мошну с поясов,и в итоге появилось слово …"мошенник".С XVI в.оно начало обозначать жулика и нечестного человека.В словаре Даля смотрим о значении слов: мошна— "кошель,сумка,киса,мешочек денежный,на взд-ержке или с завязкою".Там же ищем значение слова "кошель"— "мягкая складная кор-зина; плетеный или вязаный кулек; калита,сумка; денежная сумочка,кошелек".Слово "кошелек" впервые зафиксировано в 1834 г.От мошны он отличается весьма значите-льно,и размером,и способом крепления(на металл,а не веревочкой),и наличием внут-реннего каркаса.Киса тоже представляет собой интерес— арабы и евреи использовали ее еще до прихода крестоносцев,а турки называли кисетом наградной мешочек золота — подарок султана особо отличившемуся чиновнику.Европейцы позаимствовали "сарац-инские кисеты",и украсили на свой вкус: на модной новинке появились колокольчики из драгоценных металлов,портретные миниатюрки и эмаль.Украшали Кисеты и на Руси, но чаще всего искусной вышивкой.Впоследствии у нас кисетом прозвали мешочек для табака.Бумажник,портмоне и кошелек.Мошна,кошель и кисет были основными "емкостя-ми" для хранения и переноски денег.Так продолжалось вплоть до изобретения портн-ыми карманов.В этот период появляется более тонкий и изящный кошелек-омоньер,ко-торый можно набить деньгами и спокойно положить в карман.Правда,дамам все равно приходилось все равно пользоваться "подвесным" кошельком,так как карманов на же-нской одежде не предполагалось: его крепили на нижней юбке платья,а в верхней делали специальный разрез.Первый бумажник получил жизнь в России только к XVII веку.Так как бумажных купюр еще не было,то и предназначался бумажник именно для бумаг.Позднее,с появлением банкнот,появилось и портмоне(от фр.porter— «носить», и monnaie— «деньги»): отделы для монет,банкнот и бумаг,а также компактный размер и привлекательный вид быстро вывели портмоне на пик моды.С XIX в.в России стал популярен особый бумажник.Его металлическая оправа и застежка,а также два отдел-ения,быстро пришлись по вкусу населению.С 1830 г.в моду вошли бумажники с блокн-отом,а еще позднее— аккуратные монетницы с зажимами в виде колечек.Традиционно все виды кошельков были кожаными,в основе имели обклеенный атласом картон и ук-рашались вышивкой и лентами,но была отдельная категория: так называемые "кошель-ки для подаяний".Они имели форму мешочка,всегда богато украшались разноцветными узорами и зачастую на них вышивали фразы.которые должны были сподвигнуть к разд-аче милостыни,что-то вроде "Просит убогий,а подаешь Богу".Естественно,и форма таких кошелечков была "милосердной",жизнеутверждающей: сердце,или семечко.Аксес-суары пользовались спросом до самой революции 1917 г.— с этого момента их выпуск прервался.Вообще,мешочки на поясе,предназначенные именно для хранения монет,были популярны с глубокой древности.Древняя Греция и Рим,Вавилон,Ассирия и Египет— в каждой культуре исследователи находили свидетельства о подобном аксессуаре.Особо отличились народы Востока: в Китае и Японии были особые кошельки,которые подхо-дили только для их монет.Дело в том,что последние были не цельным металлическим кружочками,а имели в центре квадратное отверстие,поэтому их чаще всего просто нанизывали на прочный шнур,сплетенный из кожаных или шелковых лент.Иногда монеты помещали в полый пояс,либо,по примеру прочих народов,складывали в мешочек.Сего-дня кошелек— один из немногих аксессуаров,сохранивших свое предназначение и не утративших актуальности.Любой цвет,материал и размер— ассортимент огромен,и каж-дый может подобрать себе симпатичную и полезную вещицу по нраву."

  ""Пара слов день и ночь в связи со своими природными свойствами – света и тьмы – оказываются носителями добра и зла. Образы света и тьмы вмещают в себя так же слова белый и черный. Белый цвет – символ добра, светлости, чистоты и обновления жизни. Черный – образ скорби, зла, мрака, страха и смерти. Этот символический цветовой контраст врожденно присутствует в нашей душе. Скажешь– светлый человек, и все ясно, и никому ничего не надо объяснять. А обронишь – темная личность или черный человек – припечатаешь эту личность так, что никаким мылом печати не смоешь. Возвращаясь к современной политике: чем больше мы видим темных личностей и черных людей в нашем правительстве, в средствах массовой информации, даже объективно, физически черных, тем больше осознаем, что эта тьма несет нам зло и неправду. Наш язык помогает нам убеждаться в этом.Противопоставления слов прямой и кривой,простой и лукавый тоже сориентированы в категориях добра и зла.Конечно , всем ясны преимущества прямоты и невыгоды кривизны на дорогах и перепутьях.Но этими же словами описывают духовные понятия. Прямота, как свойство характера и тип поведения, представляется русскому человеку безусловным добром,а кривизна видится нам несомненным злом,пороком,достойным презрения.Не зря существует древ-нее выражение кривить душой,то есть лгать,изворачиваться,лицемерить.Простота– та же прямота,еще и с готовностью простить всякого перед тобой провинившегося,– явное добро и преимущество перед лукавством,которое есть уклонение от прямого пути.Простота и прямота,по убеждению русских,– сильнейшие и лучшие свойства че-ловеческого духа, они умножают даже физическую силу человека.А из этих исконных установок проистекает природное русское качество преданности и верности,а также русское презрение к предательству и измене как производным кривизны и лукавства. Вот почему никогда никто нас не убедит,что изменник Горбачев,что предатель Ель-цин,развалившие наше государство,– это хорошие,добрые люди.Наш язык противится таким уверениям всеми своими смыслами,как бы сегодня ни возносили иуд и какие бы памятники им из белого мрамора ни ставили.И белый мрамор не спасает предателей, потому что в нашем представлении они,безусловно,черные люди,темные личности,кри-водушные,низкие и лукавые.Во врожденных русских понятиях о добре и зле мы видим тяготение к свету и отторжение тьмы,предпочтение белого,то есть чистого,светл-го,и отрицание мрачного, черного, нечистого, безусловное служение правде и дея-тельная ненависть ко лжи и кривде,приверженность к честности и прямоте,осознан-ие себя правым,белым народом,то есть стоящим на началах добра и истины.Русские по врожденному свойству языка обращены к своим ближним лицом,а не спиной,язык же диктует им необходимость целомудрия и стыдливости,требует презирать наглость и бесстыдство,отвергать предательство и измену.Все это архетипы наших представле-ний о добре и зле.От них никак не отказаться,их невозможно забыть,ибо они в кро-веносных сосудах нашего языка.И именно с этими архетипами добра и зла,укоренен-ными в душе нашего народа,ведет борьбу дьявол в лице современных власть имущих. Потому что невозможно вести народ во тьму,если он инстинктивно рвется к свету. Весьма трудно руководить народом,который ждет,чтобы им правили,то есть вели его к правде,и при этом погружать народ в ложь и погибель.Без этих путевых вешек, которые вырубили,выжгли,выпололи на нашей русской дороге пропагандой лжи,пороков ,откровенного поклонения злу,многие русские могут превратиться в скот.Но в том-то и беда современных властителей,что окончательно вытравить эти понятия из нас невозможно.Их можно лишь замутить,заглушить,затоптать,заболтать,но не уничтожить .И даже самые малые не вытравленные,не выполотые корешки нашего языка рано или поздно прорастут,дадут обильную поросль и плоды.Плоды русского добра и русской правды." Т.Миронова " Броня генетической памяти".(История в историях,2024)

  "«Здесь нельзя не сказать и о появлении в это время концепции „Москва— третий Рим“,по которой четвёртому Риму не бывать.Эта привлекательная идеологема весьма популярна в патриотических кругах со времён воцарения Романовых.Исследователи давно заметили,что несмотря на повышенный пропагандистский шум вокруг неё,она не находила широкого практического применения в государственной практике Московии. Причина в том,что использование этой концепции,на деле грозило превратить Россию в оружие западных государств.Ведь объявление Москвы наследницей Византии сразу сталкивало её с Османской империей,что и являлось целью католического мира.Напо-мним,что Турция к тому времени завладела юго-восточным углом Европы и намерев-алась продвинуться дальше.Её вторжение превратилось в общеевропейскую угрозу. Поэтому западные державы и римский престол уже давно пытались,начиная с женитьбы Ивана ІІІ на Софье Палеолог,столкнуть лбами Россию и Турцию.Камнем раздора между ними и должна была выступить историческая миссия Москвы как— преемницы Византии. Запад буквально толкал Ивана І; на Восток,чему всячески содействовал полонизиро-ванный(литовско-украинский)клан в окружении ещё молодого царя.Идея преемственно-сти с Византией способствовала и ещё одной важной цели— возвышала Киевскую Русь ,через которую эта преемственность и реализовывалась.А это,в свою очередь,откры-вало невиданные перспективы для литовско-польского клана.В свете родства с Киев-ской Русью потомки последней превращались в самых что ни на есть коренных жител-ей,олицетворявших собой исторический и духовный путь страны».А значит,именно они имели полное право на властное первенство.С другой стороны,все,кто по происхож-дению не ассоциировался с Литвой и Украиной,априори отодвигались как бы на втор-ой план.В этой ситуации их государственную идентификацию следовало уточнить,а точнее,пересмотреть.В полном блеске концепция преемственности с Киевской Русью содержится в знаменитой Степенной книге,созданной в окружении митрополита Мака-рия в начале 1560 гг.В ней в развёрнутом виде использовалась идея «Сказания о князьях Владимирских»: учёные даже обнаружили текстуальное сходство некоторых фрагментов.Степенная книга впервые излагает систематизированную схему отечест-венной истории.Здесь уже тщательно прописана княжеская генеалогия,вплоть до Ива-на ІІІ состоящая из 17 ступеней,то есть великокняжеских поколений.Значительное внимание уделено идеализации киевского этапа,особенно князя Владимира и его пот-омков.Счёт степеней начинается именно с Владимира,крестившего Русь,а предшест-вующий период,в том числе генеалогия от Пруса брата императора Августа,даётся в качестве введения.В подготовке этого исторического памятника использовался обши-рный круг источников.Текст демонстрирует прекрасную осведомлённость в области географии Украины,Литвы,причём последовательно растолкованы названия,которые бы-ли малопонятны или вовсе незнакомы в Московии." А.В.Пыжиков "Славянский разлом".
(История в историях,2024)
  (ст."Шапки мурмолки у русских бояр,черные клобуки и племя мурома",История в историях,История в историях,2024) "Михаил Леонидович Томилин г. Клин

В Большой Российской энциклопедии (БРЭ) написано о черных клобуках в Древней Руси, что это: «Название конгломерата степных кочевников, сложившегося к середине 12 в. на юж. лесостепных окраинах рус. княжеств, в осн. в Поросье. Вероятно, происходит от тюркского *karakalpak («чёрная шапка»), не исключено, что др.-рус. название возникло параллельно. Летописное назв. «Ч. к.» обозначало часть печенегов, торков и др. группировок, связанных с рус. князьями договорными отношениями разного характера; или, менее вероятно, их часть (напр., группы отборных воинов или знатный род). Впервые Ч. к. упомянуты в Ипатьевской летописи при описании событий авг. 1146, когда Ч. к. поддержали кн. Изяслава Мстиславича в борьбе за Киев; в последний раз – в Лаврентьевской летописи под 1201, когда выступили на стороне галицко-волынского кн. Романа Мстиславича против киевского кн. Рюрика Ростиславича. Под 1150 в Ипатьевской летописи упомянута область «Ч. к.».Ч.к.использовались для охраны границ Руси,гл.обр.от половцев,имевших сходную тактику боя и вооружение,а также в качестве вспомогат.отрядов во внешних и меж-доусобных войнах.Ч.к.имели широкую автономию и самоуправление.Их вожди входили в элиту др.-рус.княжеств и ближайшее окружение князей Рюриковичей(прежде всего киевского князя).Группировки,составлявшие Ч.к.,судя по всему,были в осн.уничто-жены и рассеяны в ходе монголо- татарского нашествия,затем ассимилированы.Припи-ска в Моск.летописном своде кон.15 в.под 1152 «…черные клобуки еже зовутся черк-асы…»– анахронизм,замена книжником непонятного названия на совр.экзоэтноним,обо-значавший степных инородцев.Идентифицировать связанные именно с Ч.к.археологич. комплексы в материальной культуре кочевников юж.-рус.степей 12–13 вв.невозможно .»Из данных представленных в БРЭ о черных клобуках с уверенностью нельзя сказать ничего– название вероятно с тюркского,но «не исключено,что др.-русское название возникло параллельно» и идентифицировать связанные с черными клобуками «археоло-гические комплексы в материальной культуре кочевников» невозможно.Но почему-то историками утверждается,что черные клобуки кочевники!На Руси сохранилась тради-ция(традиции устойчивы и сохраняются в памяти народов в веках)ношения черных ша-пок у знати,они были с высокой тулией,такие кочевники носить бы не стали,неудоб-но и не практично для кочевой жизни,да и назывались они мурмолками.По- нашему мнению черные клобуки вероятно могли были одним из племен муромы народа русов,о чем свидетельствуют шапки бояр и их название.«Боярские шапки– высокие парадные головные уборы цилиндрической формы шились из меха куниц,чёрно-бурых лис,песц-ов,соболей.Но не из цельной шкурки.А исключительно из горлышек пушных зверей.По-этому боярские шапки ещё назывались горлатными…Боярские шапки в XVI-XVIII вв. шились из горлатного меха не только из-за его красоты.Присутствовал здесь и чис-то практический смысл.Мех с горлышка зверей наиболее сильно отталкивает воду.В таком хранилище за царские грамоты можно было быть спокойным…«Вообще, на Руси все послания гонец зашивал в шапку. Потерять её считалось позором. У каждого сословия была своя шапка, в которую зашивался какой-то документ, подтверждающий личность. Достаточно было посмотреть на человека, чтобы понять, какого сословия он был. Потому и ломали шапки друг перед другом,что издали видно всем,чья шапка выше».Горлатные шапки были исключительной принадлежностью мужчин старорусской знати – князей и бояр. Они были двух образцов. Высокие колпаки и шапки в виде конуса. Такие боярские шапки назывались мурмолками. Верхняя часть или тулья у них традиционно шилась из парчи, атлабаса или бархата. Обязательным элементом такой шапки был отворот из горлатного меха.»( «На воре и шапка горит значение, происхождение,почему боярская шапка и папская тиара близкие родственники,что значит ломать шапку»Племя Мурома.На Русской равнине существует множество назва-ний с корнем мур: «Имеется река Мурещин Яр, впадающая в один из притоков реки Подгорная,и река под названием Верхняя Муравлянка в Воронежской губернии(ВРГ III: 342, 345).На основе существования сходной топо-основы Мур(о)м(V)-в отдель-ных регионах— например,топонимы Муром,Муромка,Муромля,Муромское на Украине и в Беларуси с близлежащими территориями,ее более широкое распространение не может быть исключено,связь последних с названием города Муром,и этнонимом мурома оста-ется неясной.»(монография Нерознак В.П «Названия древнерусских городов».)Есть другая версия названия Муром.В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля найдем: «Мурава,мурава,мур,или пск.твер.муром м.муромь ж.(откуда и названье города)полива,глазурь,стекловатая оболочка на гончарной посуде,на изразцах,из глета и оловяного пепла.» Обратим внимание,в словаре В.Даля отмечается,что по псковскому и тверскому говору муром,муромь,Псковская и Тверская губернии образо-вались на базе Тверского и Псковского княжеств,в которых основным населением были потомки кривичей.То есть название города связано с производством глиняной посуды,покрытой «муравской» поливой.Добавим и реку Муром, ее исток расположен южнее села Муром в Белгородской области, она впадает в реку Харьков недалеко от города Харькова. Какое племя проживало на южной реке Муром? Ее исток расположен южнее села Муром в Белгородской области,она впадает в реку Харьков недалеко от города Харькова на Украине.Расстояние Муром- Белгород по прямой— 650 километров, то есть,племя Мурома.Значит все же мог быть союз племен русов с названием муро-ма,позже после прихода славян племена муромы совместно с племенами вятичей,севе-рян,полян,древлян и других образовали свои союзы племен в южной части Русской равнины."
  (ст."Сталин и русская история",Истории от историка,2024) "Нижеследующие цитаты взяты из книги В.В.Тихонова "Полезное прошлое.История в сталинском СССР".Про Сталина как "патриота" в первой половине 1930,когда он редактировал новый школь-ный учебник по истории:"Сталин поставил две резолюции: «1)Нет истории народов. 2)Учебник д[олжен]б[ыть]смертным приговором царизму как поработителю народов».В «Замечаниях по поводу конспекта учебника по истории СССР»,датируемых 8 августа 1934 г.,грозно говорилось:Группа Ванага не выполнила задания и даже не поняла задания.Она составила конспект русской истории,а не истории СССР.В следующем абзаце уточнялось концептуальное направление интерпретации истории народов:«В конспекте не подчеркнута аннексионистско-колонизаторская роль русского царизма, вкупе с русской буржуазией и помещиками(„царизм– тюрьма народов“)»Современным неосоветским ролевикам,которые любят утверждать,что большевики не свергали царя, он,нахмурясь,пояснил,что «в феврале 1917 г.она[партия]возглавляла рабочих и сол-дат,штурмовала вместе с ними царские чертоги»,(из текста,посвящённого юбилею Ок-тябрьской революции).Так называемый "патриотический разворот" во второй половине 1930 гг.отнюдь не был призван исправить прошлые ошибки в оценке русской истории и её отдельных фигур.Его суть состояла в том,чтобы провозгласить большевизм воп-лощением русскости,венцом русской истории.Показателен в этом плане текст передо-вицы из "Правды",приуроченный к столетнему юбилею смерти Пушкина:"Нынешние пушк-инские дни– подлинно всенародное торжество.Ленинско-сталинская национальная пол-итика,освободившая народы царской России от колониального рабства,сплотила мног-онациональное население советской страны в единую,дружную семью.Русский народ, жизнями своих лучших сынов проложивший путь к свободе и счастью,пользуется любо-вью и уважением всех народов нашей необъятной родины.Русская культура,высшим до-стижением которой является ленинизм,питает своими живительными соками культуру других народов,уделом которых были ранее ассимиляция или вырождение".Ленинизм как высшее достижение русской культуры— можно ли поглумиться над русским народом и его историей более мерзко?"
  (ст."Сисиний и Сихаил против демониц.Любопытная берестяная грамота",Русичи, 2024) "Обычно на бересте наши предки в Новгороде и других городах выцарапывали всякие записки бытового характера.Верни рубль,купи коня,приходи на свидание и т.д.Но попадаются иногда документы на более отвлеченную тематику.Например,грамо-та,известная исследователям под номером 930.Ее нашли на Никитинском раскопе в Новгороде и датировали ориентировочно промежутком 1400;10 гг.Она не похожа на большинство берестяных грамот.потому что представляет собой страницу,вырванную из какой-то берестяной книги,а не записку.К сожалению,страница эта уцелела не вся,а только ее верхняя половина.Но текст на ней очень интересный.Сохранившего-ся фрагмента вполне достаточно для того,чтобы понять,что было написано на нижней части.Перевод на современный русский язык следующий:"Святой Сисиний и Сихаил сидели на горах Синайских,смотря на море.И был шум с небес,велик и страшен.И увидел ангела,летящего с неба,— святого Сисиния и Сихаила,носящего наручни ледя-ные,а в руках держащего оружие пламенное.И тут взволновалось море,и вышли семь жен простоволосых,окаянные на вид; они были схвачены силою невидимого царя.И сказали святой Сисиний и Сихаил:"Откуда.."Сидят Сисиний с Сихаилом на горе и ви-дят,как летят к ним Сисиний с Сихаилом,причем в виде одного ангела.Нет,безвест-ный автор бересты не бредит и не пересказывает сон,приснившийся накануне.Перед нами начало так называемой Сисиниевой легенды,хорошо известной ученым.Легенда эта христианская,и ее изложение можно встретить в огромном количестве разных др-евних источников- от Новгорода до Эфиопии.Суть легенды в том, что некие демоницы хотят погубить только что родившегося младенца и его мать. Мать бежит в пустыню и взывает к Богу.Святой Сисиний и архангел Михаил вступают в битву со злом и по-беждают.В некоторых апокрифах имя Михаил заменяется на Сихаил.Так вот,известно, что у славян существовал заговор против лихорадки,текст которого как раз и отс-ылал к этой легенде.На бересте воспроизведено начало именно этого заговора.Семь жен простоволосых- трясавицы,олицетворение лихорадки,поясняет академик Гиппиус, комментируя грамоту."В этом варианте заговора произошло слияние фигур Сисиния и Сихаила в цельный парный образ(типа Петра и Павла,Козьмы и Демьяна,Бориса и Гле-ба).В первоначальном сюжете на горе сидит Сисиний и видит,как к нему слетает с неба(арх)ангел Сихаил.В данном тексте герой уже везде парный,отсюда явная алоги-чность текста(но в составе заговора она,очевидно,не ощущалась как дефект)",- пи-шет Гиппиус.В общем,вникать в логику не полагалось.Хочешь вылечить лихорадку-пр-осто тарабань текст,остальное тебя не касается.Другие наши статьи на тему берес-тяных грамот вы найдете в подборке "Береста говорит".
  "В советское время похоронный ритуал претерпел качественные изменения, вобрав в себя одновременно черты языческого, православного и атеистического культов. Появились и новые обычаи.Один из них получил распространение вскоре после рево-люции.Речь о подробном фотографировании процесса похорон,где важное место зани-мал сам покойник.На одном снимке усопший крупным планом,на другом он в окружении самых близких ему людей,на третьем общим планом сама траурная процессия.Объясня-ется это традицией,прижившейся в годы Гражданской войны,когда фотографии погиб-ших героев печатали в газетах и создавали из них целые фотоальбомы,где важное место отводилось именно похоронам.Справедливости ради следует отметить,что фото-графировать похороны в России начали еще в последней четверти XIX столетия,одн-ако повсеместное распространение это получило лишь в Советском Союзе.Антрополог Михаил Алексеевский даже сравнил эту отечественную традицию с фотографиями в ст-иле «post mortem»,популярными в Викторианской Европе конца XIX столетия.По его словам,отторжение человеком такого явления– это рефлексия городского интеллиген-та,которому сама мысль о смерти неприятна,и он стремится ее табуировать."(Кирил.

  (ст."Если нет знания о посмертной жизни.Человек испытает страх и тревогу",Кон-фигуратор Сознания,2024) "Посмертная жизнь представляет величайший интерес для всех,потому,что каждому человеку придется опять пройти через это в свое время. Существует много теорий от различных религиозных систем,но большинство из них рисует страшные картины ада или благостные пределы рая.И верующие имеют полное право выбрать то,что преподносит им религия.Каждому дается по вере его.Все понимают, что смерть это - неизбежный, естественный процесс. И взгляды одних людей на этот процесс также имеют право на существование, как и взгляды других. Теософия говорит, что - с человеком после его смерти, не происходит никакой внезапной перемены. Человек остается после смерти тем, чем он был, в отношении собственного сознания - его мысли, эмоции остаются прежними. В потустороннем мире нет ни наград, ни наказаний налагаемых из вне , там проявляется лишь результат того, что сам человек делал, о чем думал, пока жил в материальном мире, на земле. Теперь он должен пожинать плоды прожитого. Итак - потустороннее состояние представляет для умершего совершенно новые условия существования. но в то же время оно - лишь естественное продолжение здешней, земной жизни. Можно сказать здесь очень тонкая грань. Во время сна, когда тело проявляет минимальную активность, сознание каждого человека продолжает действовать в его астральном проводнике. И нередко в этих снах человек общается с умершими близкими людьми. Страсти, привязанности, эмоции умершего нисколько не меняются, потому что они принадлежат не физическому телу и продолжают быть с человеком и после его смерти .Умерший не сразу осознает своей смерти.и только постепенно для него выясняется тот факт,что он умер и тогда он испытывает тревогу,и первую очередь его тревожит неизвестность,ведь он ничего не знает о существовании после смерти.Он не поним-ает и поэтому испытывает большой страх.Незнание принесет много совершенно ненуж-ной тревоги и даже мучительного страдания от неизвестности.Все нужно узнать пока еще человек жив,существуют здравые понятия о загробном мире,только тогда исчез-нет страх смерти здесь.в этом мире и "там".в мире после смерти."

  (ст."Обнуление предыдущей цивилизации: Войны 1812 года– не было",Цитадель Адек -вата,2024) "Есть мнение,– оно высказано в комментарии и будет ниже представле-но,– что войны 1812 г.не было.Равно,как не было Наполеона и Александра I.Ахинею об истории человечества до середины XIX века лишь в начале XX сочинили злодеи «большэвики».В действительности,между 1812 и 1842 гг.происходила зачистка север-ного полушария планеты некими «цывилизаторами»(тоже,судя по самоназванию,с рус-ским языком не дружащими).Причём,зачистка проводилась даже не ядерным оружием, как иногда считается,а в ручном режиме,– по национальному признаку.Современное же человечество происходит от завезённых из южного полушария предков с перепро-шитой памятью и поддельными географическими картами.Всё только для того,чтобы пустить пользующуюся бесплатной энергией эфира цивилизацию по техногенно-гибель-ной нефте-газо-ядерной «стязе».Aborigen СССР.Всю эту ахинею про Петра 1, Наполеона и т.д. всем втёрли преступники большэвики (жыдомсоны) узурпировавшые власть в Росии! Никакой "войны 1812 г." никогда не было! Это ЗАЧИСТКА "евразии" цывилизаторами от пред идущей "цивилизации" и заселение зачищеных територий людом из соседних ячеек (планет). Народу перебили много,но не всех и не везде! Жыдов вообще не трогали. Вон их сколько расплодилось!Они занимались и занимаются сейчас фальсификацией прошлого.Зачистку всего северного полушария от пред идущей цивилизации выдают за некую войну мифического "на поле он"а с не менее мифиче-ским "александром". Но с фантазией у них видно не очень! Даже просто поход такой толпы из Франции до Москвы (2000 км по прямой)по дорогам того времени(далеко не прямым и гладким большэ)сопряжён с не преодолимыми трудностями чисто техничес-кого и бытового характера.Скорость передвижения определяет время,а время опреде-ляет количество фуража для людей и лошадей,обоз определяет бытовые условия ночё-вок и питание!Одноколейные дороги определяют длину походного строя! Великая арм-ия "наполеона" имела в составе якобы 491,9 тыс.пехоты,96,6 тыс.кавалерии,21 тыс. человек артиллерийских и инженерных войск,37 тыс.нестроевых солдат.В колонну по 2 с интервалом 1 метор это 323 250 метров!Это 323 километра если очень грубо в минус без телег и лошадей!Скорость ходьбы по 10 часов в день будет не более 2-3 км\ч. или 30 км в день.Делим 2000 км на 30 = 67дней(грубо в минус 2 месяца) идти по 30 км в день!Как вам такое? А потом в бой и не все сразу,а по мере подхода! Пришол авангард под Бородино,а через 10 дней последняя телега с фуражом))! А Кутузов сидит и ждёт когда они соберутся все в кучу,а то по одиночке как то сли-шком легко)Во какую бредятину нам втирают жыды через "без образование" и СМИ!В так называемые 1812-42 г.г.было обнуление всего северного полушария от пред иду-щей цивилизации с последующим заселением пустых городов и селений нашими предка-ми(и не только нашими)с "прошивкой" памяти,что они здесь жили давно и всегда.Для пущей верности было подброшено везде и всюду огромное количество всяких "карт" и "книг" прошлых и пред идущей электрической цивилизации,якобы это о нашем прош-лом! Только мы к этому никаким боком! Опираясь на тотальную брехню во всех изве-стных "источниках",невозможно построить хоть малейшее представление о прошлом! Все даты и события- фикция!Наша современная цивилизация убийц и самоубийц была направлена с так называемых 1840-50 гг.по техногенной нефте газо ядерно химичес-кой стязе прямо в никуда! Осталось немножко!Ну, как минимум, мнение рационально объясняет «стязю» и общую безграмотность выразителя.Если память ему перешивали «цывилизаторы»,а книги для него писали «большэвики»– едва ли стоило ожидать ино-го.Вообще же,комментарий приводится как наиболее полное из попадавшихся мне изл-ожение теории «потопа XIX века».А то что тут без потопа,– ещё и лучше.Надоели уже пациенты с «потопами»."
  (ст."Тайна раскрыта? Ученые пролили новый свет на загадочные гигантские кости, которые озадачивали палеонтологов на протяжении 150 лет",Смотри и думай,2024)
"Несколько крупных окаменевших фрагментов костей были обнаружены в различных регионах Западной и Центральной Европы с 19 века. Группа животных, к которой они принадлежали, до сих пор остается предметом многочисленных споров. Исследование, проведенное в Боннском университете, теперь могло бы разрешить этот спор раз и навсегда: микроструктура окаменелостей указывает на то, что они происходят из нижней челюсти гигантского ихтиозавра. Эти животные могли достигать 25–30 метров в длину,что соответствует размеру современного синего кита.В 1850 г.британский натуралист Сэмюэл Статчбери сообщил в научном журнале о загадочной находке: большой цилиндрический фрагмент кости был обнаружен в Ост-Клиффе – месторождении окаменелостей недалеко от Бристоля. Подобные фрагменты костей с тех пор были найдены в разных местах Европы,в том числе в Боненбурге в Северном Рейне-Вестфа-лии и в регионе Прованс во Франции. Более 200 миллионов лет назад эти территории были затоплены огромным океаном,покрывавшим обширные территории Западной и Цент-ральной Европы.В отложениях сохранились ископаемые останки животного мира того времени,в том числе морских и прибрежных обитателей.До сих пор ведутся споры о группе животных,к которой принадлежали эти большие окаменелые кости.При исследо-вании первых находок Статчбери предположил,что они произошли от лабиринтодонтия, вымершего наземного существа,похожего на крокодила. Однако эта гипотеза была подвергнута сомнению другими исследователями,которые вместо этого считали,что окаменелости произошли от длинношеих динозавров(зауроподов),стегозавров или до сих пор совершенно неизвестной группы динозавров.«Уже к началу 20-го века некоторые другие исследователи предположили, что окаменелости могли принадлежать гигантскому ихтиозавру», — объясняет Марчелло Перилло. Молодой исследователь исследовал эту теорию в рамках своей магистерской диссертации в исследователь-ской группе под руководством профессора Мартина Сандера в Институте наук о Земле Боннского университета.В рамках своей работы он исследовал микроструктуру окаме-нелой костной ткани.«Кости схожих видов обычно имеют схожую структуру»,— говорит он.«Таким образом,остеогистология– анализ костной ткани– может быть использована для того,чтобы сделать выводы о группе животных,от которой произошла находка».
Перилло сначала взял образцы костей,которые до сих пор не были классифицированы. «Я сравнил образцы из Юго-Западной Англии,Франции и Боненбурга».«Все они демон-стрировали очень специфическую комбинацию свойств.Это открытие показало,что они могут происходить из одной группы животных».Затем он с помощью специального мик-роскопа доказал,что костная стенка имеет очень необычную структуру: она содержит длинные нити минерализованного коллагена,белковых волокон,которые переплетаются характерным образом,который еще не был обнаружен в других костях.Интересно,что окаменелости крупных ихтиозавров из Канады также имеют очень похожую структуру костной стенки.«Однако эта структура не обнаружена в образцах ископаемых других групп животных,которые я изучал»,— подчеркнул Перилло.«Поэтому кажется весьма вероятным,что рассматриваемые фрагменты также принадлежат ихтиозавру и что полу-ченные результаты опровергают утверждение о том,что кости принадлежат наземному динозавру».Вполне вероятно,что окаменелости происходят из нижней челюсти морско-го существа.Сравнивая размер фрагментов с челюстями других видов этой группы жи-вотных,можно сделать вывод о длине животных: они могли достигать длины от 25 до 30 метров,как первоначально предполагали сторонники теории ихтиозавров.предпола-галось в более раннем исследовании.«Однако это число является лишь приблизите-льным и далеко не определенным– до тех пор,пока мы не найдем более полные ископ-аемые останки»,– говорит Перилло.Тем не менее,они,безусловно,были исключительно большими.Первые ихтиозавры жили в древних океанах в раннем триасе около 250 млн. лет назад.Такие большие виды,как киты,существовали давно,но самые крупные суще-ства появились только около 215 миллионов лет назад.Почти все виды ихтиозавров вымерли в конце триасового периода более 200 миллионов лет назад.Необычная стру-ктура их костных стенок,похожая на материалы,армированные углеродным волокном, вероятно,сохраняла кость очень стабильной,обеспечивая при этом быстрый рост.«Эти огромные челюсти подвергались бы сильным срезающим силам,даже когда животное ело нормально»,— говорит Перилло.«Вполне возможно,что эти животные также использова-ли свои морды,чтобы таранить свою добычу,подобно современным косаткам.Однако на данный момент это все еще чистая спекуляция»."


Рецензии