Этическая теория относительности Китая и Индии

На чём базировались представления древних китайцев о добре и зле, о прекрасном и безобразном?

«В мире нет ни одной самосущей вещи, нет ригидных неизменных сущностей. Ничто не является добрым или злым, прекрасным или безобразным само по себе.

<…> Всё относительно, и всё уравнено, соразмерено, уравновешено в этой относительности. Мир относительности сущностей есть мир баланса, мир "уравненного сущего" (ци у). Мир "Чжуан-цзы" подобен клокочущей плавильной печи, в которой всё постоянно переплавляется, перетекая из одной формы в другую. В этом мире человек может после смерти "переплавиться" в печёнку мыши, или лапку насекомого, что отражает изначальное единство всего, то единство, в котором человек уже здесь и теперь в каком-то смысле уже и лапка насекомого, и печёнка мыши, и далекая Полярная звезда.

Всё во всём и каждое в каждом. Эта реальность — наш мир, но не искаженный восприятием нашего искажающего и расчленяющего реальность рассудка и языка. Истинная реальность невыразима в слове, ибо язык аналитичен по своей природе, он разрезает действительность, создавая иллюзию, что каждому слову-имени (мин) соответствует определенная самостоятельная сущность (ши).

Прекрасное и безобразное, сон и бодрствование, жизнь и смерть относительны и условны: не зная, что такое смерть, мы цепляемся за жизнь, а потом не хотим воскресать, наслаждаясь посмертным единением с единым безграничным бытием; мудрец засыпает и во сне становится порхающей над цветами бабочкой, а проснувшись, не знает, то ли он проснулся, то ли теперь заснула бабочка, и ей снится, что она — мудрец.

Столь же относительны, как уже говорилось, добро и зло, прекрасное и безобразное: что благо для одного — величайшее зло для другого. Поэтому навязывающий другим свое понимание добра (как это делают конфуцианцы и монеты) только вредит другим. Истинный мудрец не противостоит ни сущему, ни своей собственной природе, пребывая в покое недеяния и самотакости "беззаботного скитания" (сяо яо ю) в беспредельности мироздания» (Е.А. Торчинов «Пути философии Востока и Запада»).

А есть ли что абсолютное в этом относительном мире?

Да, есть! Это самосущая беспредельная Абсолютная реальность Единого, которая невыразима в слове и выше убогих и крайне относительных представлений о добре и зле, о жизни и смерти, о прекрасном и безобразном, о сне и бодрствовании...

Нечто подобное просматривается и в представлениях древних индийцев:

«Сама высшая реальность как в буддизме, так и в брахманизме отнюдь не рассматривается в этических категориях: добро и зло — относительные понятия профанического уровня. И проблема зла трактуется в индийских религиях сугубо психологически: зло есть то, что создает карму и привязывает живое существо к сансаре, колесу чередующихся рождений-смертей, неизменно связанных со страданием. Источник зла — клеши, аффективные состояния психики, базирующиеся на неведении (авидья) природы реальности» (Е.А. Торчинов «Религии мира: опыт запредельного»).

Да, Восток — дело тонкое! Восточный реализм — это вам не пресловутый соцреализм!


         13 апреля 2024 года


Рецензии
«зло есть то, что создает карму и привязывает живое существо к сансаре,»
Это хорошо сказано, но не точно переведено.
Определение должно звучать так:
Зло есть то, что создаёт Карму, привязывающую к сансаре»
Есть Карма, которую Будда характеризовал, как Благую, ведущую к освобождению от сансары. Это тоже Карма, которая начинает свою работу после порота колеса учения. Это ещё не полное угасание, но Путь к нему, к Нирване. И это можно назвать определением Добра:
Добро есть то, что создаёт Карму, ведущую к освобождению от Сансары.
С уважением.

Марина Тигра   26.04.2024 13:01     Заявить о нарушении
<Добро есть то, что создаёт Карму, ведущую к освобождению от Сансары.>

Полностью согласен! Большое спасибо за замечание!

Сергей Горский Москва   26.04.2024 17:03   Заявить о нарушении