Поллитра из-под полы

С 1 июня крепкое спиртное снова подорожает — Минфин собирается поднять минимальные цены на водку, коньяк, бренди и прочие ликёры. Чиновники мотивируют это тем, что нужно собирать больше налогов (акцизов), однако данные поступления, на самом деле, снижаются. Продажи нелегального алкоголя стабильно растут, тогда как «официального» — неуклонно падают. Поэтому говорить о заботе о госбюджете не приходится, цели тут совершенно иные.
Минимальные цены на водку вырастут сразу на 6,5% с 281 рубля за 0,5 литра до 299 рублей, на коньяк — с 517 рублей до 556 рублей (на 7,5%), на бренди — с 375 рублей до 403 рублей (на те же 7,5%). К «бренди» собираются добавить ещё и ром, но этот так, мелкие детали. У нас тут не Куба, тростниковый самогон покапают мало. Дорого, однако.

Но в целом употребляют много, причём, несмотря на бравурные рапорты Минздрава, пьют всё больше. «Уровень социальной тревоги очень высокий. А тревога — это единственное психиатрическое заболевание, которое передается по воздуху, она индуцируется. Люди друг друга заводят. Эта напряжённость — она, безусловно, заражает. А когда у вас есть легальный „лекарственный препарат“, ещё и достаточно дешёвый, то, конечно же, первый выбор падает на него, а не на психотерапию или таблетки за тысячу рублей», — объясняет нарколог Николай Унгурян.
Насчёт дешевизны, конечно, всё относительно. 300 руб. за «поллитру» позволить себе могут уже далеко не все, посему народ переходит на суррогаты. Или что-то «колхозит» сам. Так, по данным Института социологии РАН, доля постоянных потребителей самогона на селе составляет на сегодня 15%, тогда как ещё несколько лет назад она была в разы меньше. Да и 10% горожан уже регулярно хлебают самодельный крепкий алкоголь, чего ещё лет десять назад почти совсем не наблюдалось.

Самогоноварение в городских условиях — это непросто, да и в целом невыгодно. В деревнях наоборот, есть и сырьё, и помещения для организации производства. Правда, рынок тут в масштабах страны небольшой, с оборотами торговцев контрафактной водкой даже сравнивать грешно.
Свыше 300 млн литров в год — таковы объёмы нелегального рынка крепкого спиртного в РФ, ничего подобного в истории человечества ещё не наблюдалось. Разве что во времена «сухого закона» в США, но это был, по сути, форс-мажор, который стоит отдельного исследования, там далеко не всё так очевидно.

Формула что «хотели как лучше, а получилось как всегда» тут, судя по всему, неприменима — хотели именно того, что получили. Бутлегеры (контрабанда спиртными напитками), точнее — те, кто стоял за ними, заработали колоссальные деньги.
Для успешной борьбы с нелегальной продукцией государству нужно не повышать постоянно цену спиртного, а наоборот — наладить выпуск легальной водки по 100 рублей за бутылку. Формула алкогольного рынка простая.
Потребление алкоголя в нашей стране и в Европе одинаковое. Но там бутылка вина стоит 1;1,5 евро при пособии по безработице 600;700 евро.

Последний европейский бомж не пойдёт в сомнительную рюмочную, где алкоголь дешевле. Он у них и так почти бесплатный. Если Европа не спивается, почему мы должны все превратиться в алкоголиков? Просто вместо суррогата малообеспеченные россияне начнут пить официальный, безопасный для здоровья, но доступный им алкоголь", — предлагает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.
По-хорошему, регулирование алкогольного рынка стоит и вовсе отменить — экономические методы куда эффективней. И ситуация очень быстро станет такой же, как в Евросоюзе и США.

Весь контрафакт просто исчезнет, так как не выдержит конкуренции с качественной и недорогой легальной продукцией. Себестоимость литра спирта копейки — в прямом смысле этого слова! И, если соблюдать технологию, водку можно сделать почти что дармовой. Добавить разумную норму прибыли ЛВЗ, наценку торговли и немножко налогов — все останутся в плюсе.
Пока же продажи легального крепкого алкоголя падают. Так, в первой половине 2023 г. снижение по водке составило 16,4%, по коньяку и бренди — более 20%. При означенном выше росте тревожности в нашем обществе и увеличении потребления спиртного совершенно очевидно, что продажи просто уходят в теневой сектор.
А с ним никто, по сути, не борется.


Рецензии