Моральные авторитеты Союза писателей России

Опубликовано на сайте  «Литературная Россия» 12 апреля 2024 года

 «Моральные авторитеты» Союза писателей России

3 апреля 2024 года на официальном сайте Союза писателей России «Российский писатель» была опубликована информация  «Эстафету принимает Коктебель», которая начиналась словами: «Задачи проходящих еженедельно на Комсомольском, 13 секретариатов – обобщение опыта и концентрации усилий на решение первоочередных задач, стоящих перед писательскими организациями. Секретариат 02.04.2024 года так же решал проблемы, важные как с организационной, так и творческой точки зрения…».

 В заключение  информации было сказано: «…Выражено общее желание секретарей в конце апреля посетить Новодевичье кладбище, чтобы привести в порядок перед Пасхой могилы писателей – Н.Гоголя, А. Чехова, А. Маяковского, Н. Островского, А. Фадеева, С. Михалкова и др. О месте и времени будет сообщено дополнительно. Решались иные вопросы деятельности организации. Пресс-служба СП России».
Прочитав эту информацию, современные писатели – члены Союза писателей России, пытающие учить народ, как правильно жить, активно приступили к обсуждению «первоочередных задач, стоящих перед писательскими организациями». Я не поленился и скопировал эти  комментарии писателей и поэтов, опубликованных  в ночь на 4-ое апреля 2024 года.

Первым откликнулся вечером того же дня, 3 апреля 2024 года, Григорий Шувалов: «К Пасхе прибирать могилу Маяковского, который над Пасхой глумился. Даже не знаю, как это комментировать».

Его поддержал Дмитрий Воронин: «Григорию Шувалову. Логичнее было бы на Ленинском субботнике могилы Маяковского, Фадеева, Михалкова прибрать. А к Пасхе уже Чехова навестить. Но у нас всех под одну гребенку».

Вроде бы безобидные комментарии Шувалова и Воронина, но тут началась прямая агрессия.  Мария Якушева: «Боже мой, Шувалов и Воронин – в роли православнутых! Лицедеи!»

Дмитрий Воронин: «Марии Якушевой. Маш, меня крестили в младенчестве (старообрядец), так что извиняйте, не из католиков».

Мария Якушева: «Старообрядцы сильны духом, а не злобой». «Шувалову. А вы не комментируйте. А когда будете (хоть раз в жизни) прибирать хоть одну могилку кому бы то ни было – мимо других демонстративно проходите. Только всего. Можете при этом вместе с Ворониным Ельцину убрать, кстати. Ну и как всегда, выползаете с нравоучениями вместо того, чтобы самим что-то сделать. Как же надоели  морализаторы!»

Николай Дорошенко: «Прошу прощения за то, что не успел убрать в комментариях явную глупость от неофитов, уверовавших в собственную святость. В результате получилась целая лента из разных мнений. А Воронин, каюсь, меня уже достал своею ненавистью к нашему СП. Срачки за ним убираю из сайта почти ежедневно. Хочу собрать сколько-то страниц его самых красноречивых злобствований и поставить вопрос о его исключении из нашего СП».

Дмитрий Воронин: «Дорошенке. Валяй, придурок, собирай компромат, ставь вопрос об исключении, покажи всем, какой ты идиот, пусть посмеются в очередной раз над глупостью Секретаря (серого кардинала). Только как ты потом на суде будешь отстаивать свою «правоту» по отношению ко мне (я то ведь в суд подам, если исключат)? Посмешище! Я не проявляю ненависти к СПР, а вот к тебе проявляю брезгливость и полное неуважение, так как ты есть лицемер и лжец! Почисти и эту мою срачку, дорогой ассенизатор».
Дмитрий Воронин: «Дополнение. И ради Бога не сопоставляй себя со всем СП. Ты не «Божием благословением, Мы, Великий государь СПР».

Иван Ерпылёв: «…Что касается Дм. Воронина, то я полагаю, что даже если он будет исключен из Союза писателей, и пойдет в суд, этот суд будет для него бесперспективным».

Дмитрий Воронин: «Ерпылёву. Да мне все равно, каким будет этот суд. Главное, что я там покажу всю вашу «бесперспективность» – чванство,  лицемерие, показуху и прочее, прочее, прочее. Много чего повылезет».

«Ерпылёву. И еще. Вы про бесперспективность лучше бы помолчали или вам про Кердана напомнить. Да и с Новиковым (век бы о нем не слышать, бежецкая земля таких не терпит – А.Г.) пока не все закончено».

Иван Ерпылёв: «…Дмитрий Павлович, суд не будет анализировать убедительность причин, по которым члена корпорации исключили из неё. Главное, чтобы была соблюдена процедура, а вот за процедуру я отвечаю…».

«Иван, мое исключение авторитета «корпорации» не прибавит, а вот сомнения в её «искренности» явно возрастут. Я не преувеличиваю своего значения, но личная заинтересованность ряда руководителей СПР в моем исключении из организации очень четко просматривается, и этот факт сработает на негатив. Юридические выводы мне не интересны. Жизнь не закончится, если я и проиграю судебную тяжбу. Есть ещё и такое понятие, как реклама. А в данном случае она сработает только в мою пользу».

Позднее, утром 4-го апреля, всю эту переписку, всего 18 комментариев, удалили, но я оставил ее себе на память, как образец уровня общения  «талантливых» писателей из СПР, о чем  писали неделю назад комментаторы к статье первого секретаря СПР Г. Иванова «К спорам о «неталантливости» членов Союза писателей России». В своих комментариях авторы наперегонки пытались отнести к «талантливым» писателям и поэтам многих членов Союза писателей России.

Евгений Калачев: «Талантов и настоящих писателей в СПР много и давайте не стесняться называть их поименно. Чем чаще, тем лучше. Осмелюсь назвать в продолжение списка автора еще хотя бы несколько имен: Владимир Личутин, Валерий Хатюшин, Геннадий Иванов, Николай Дорошенко, Светлана Вьюгина, Юрий Манаков, Нина Попова, Евгений Юшин, Елена Нестерина, Николай Иванов, Сергей Дмитриев, Николай Переяслов, Нина Дьякова, Анастасия Чернова. Ставлю длинное многоточие…»

Анатолий Головкин: «Талантливость современных писателей и поэтов будет известно лет эдак через 50, но не сейчас. Настоящее творчество познается со временем. Теперь мы говорим, что «Пушкин — наше все», хотя при его жизни больше предпочитали Павла Кукольника, чем Пушкина. А как критиковали романы и повести И.С. Тургенева, особенно И. Гончаров. Сейчас больше читают Тургенева, чем Гончарова. Сколько лет лежали в запасниках картины художников Серова и Айвазовского, теперь — ажиотаж. Так что сейчас остаются одни многоточия».

Снова возникает вопрос, нужен ли Союз писателей России в современном виде и при подобном уровне общения? Занимаясь мелкими спорами, интригами, восхвалением друг друга, в настоящее время союзы писателей в России не добились и пока не добиваются законодательного регулирования  отношений так, чтобы не интернет-магазины, подчас используя пиратскую продукцию, без каких-либо на то прав, получали необоснованные прибыли, а авторы книг получали соответствующую плату за свои произведения.

 Вопросов у писателей возникает много, например:
1.Когда же, наконец, будет принята формулировка профессии «писатель» и включена в реестр профессий? Или оставить писательство, как хобби, не включая в реестр профессий?

2. Есть ли вообще Всероссийские премии? И много ли их? Есть премии в основном премии областного или даже районного масштаба под громким именем «Всероссийская». Например «Всероссийская литературная премия им. Салтыкова-Щедрина» — это уровень Кировской области, есть такая же премия в Тверской области. А «Всероссийская литературная премия им. В.Я. Шишкова» вообще утверждена главой Бежецкого района Тверской области. Такая же ситуация с другими литературными премиями. А где вообще настоящие Всероссийские литературные премии, утвержденные на уровне страны?

3.Как быть с литературной критикой? Как  можно понимать предложения, что в условиях, когда писатель, написав книгу, сам ищет деньги на ее издание, не получая никакого гонорара или другого дохода, да еще доплачивать критикам? Вопрос: кто кому еще должен доплачивать? В стране нужно создавать систему, когда каждый получает деньги за свой труд.

4.Нужны ли в стране писательские союзы? Писателям не надо жаловаться на свою жизнь, а нужно иметь нормальную профессию и работу, которая прокормит его и семью. Писательство, как и изобразительное искусство, может быть увлечением, хобби в свободное от основной работы время. Так было в прежние времена, к этому надо снова возвращаться, а не плакаться и искать виновных.

5.Почему книги классиков литературы А.П. Чехова, А.И. Куприна, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского и других, хорошо изданные в начале XXI века, в твердой обложке, в книжных магазинах стоят 25-100 рублей. В то же время, книги-однодневки современных авторов о бандитских разборках, о жизни олигархов и браках по расчету, о собачках-мопсах стоят по 500-900 рублей?

6.Но никто не ответит мне на вопросы: почему мои книги имеются в открытом доступе на сайтах организаций, с которыми я не заключал никаких договоров? Как долго будут продолжаться нарушения моих авторских прав? Кто может защитить мои авторские права без обращения в суды?

Сложность для современного писателя в том, что он не прикормлен государством, так как свободен в своих мыслях и размышлениях, поэтому государство отпустило его на вольные хлеба. Писателю сейчас трудно написать книгу, еще труднее ее издать без помощи государства или спонсоров. И нет никакой надежды, что изданная книга принесет писателю какой-то доход, нет, у него будут одни расходы за счет спонсоров или из своего кармана.

Продвижение писателя сейчас в большей степени зависит не от регулярности встреч с читателями, хотя они важны и необходимы, сколько от использования сетей и сайтов интернета. Продвижение писателя во все времена было делом чрезвычайно трудным. Неслучайно об этом прыжке от неизвестного литератора к знаменитому автору написаны книги и снято множество фильмов. Потому что, помимо таланта, в жизни писателя, в его судьбе должен совпасть целый ряд обстоятельств. Сейчас есть интернет и его платформы, где книги авторов публикуются и широко обсуждаются.  Роль государства и идеологии в литературе уменьшилась, но, и особенно при отсутствии прямой цензуры литературы, возросла личная ответственность автора за содержание и продвижение его произведений.

Я читал о том, что одним из самых популярных англоязычных ресурсов сейчас является тот, где единомышленники собираются в тематических разделах, с целью задать интересующие их вопросы и поделиться собственным мнением. Сайт удобен тем, что позволяет без особых усилий пощупать пульс необходимого сообщества и даёт превосходную возможность узнать мысли простых людей. К сожалению, аналогичного по охвату ресурса в России нет.
 
Важным моментом для писателя является его биография. Если автор книг в своей жизни делал что-то полезное для общества, имеет большой жизненный опыт, он может  писать об этом опыте и делиться с читателями своими мыслями. Другое дело, когда за книгу садится неопытный человек, могущих лишь по крупицам, по предложениям брать что-то из книг других авторов и преподносить, как свое авторство. В последнее время таких авторов-плагиаторов становится все больше и больше.

Для творческой биографии автора важны внешние обстоятельства, во время которых он творит. Нашему поколению таких обстоятельств хватило с лихвой. Это смена социального строя в стране, переход от плановых к рыночным отношениям, когда деньги стали для некоторых не только идеологией, а религией. Это военные действия в Чечне, на Украине, воссоединение Крыма с Россией.
 
Есть о чем писать, но большой активности среди современных писателей не замечается. Работая в архиве, я наблюдаю полное отсутствие активности со стороны исследователей. Если в Государственном архиве Тверской области ежедневно работают 5-6 разных исследователей, то в Тверском центре документации новейшей истории вместе со мной работают еще 1-2 человека, а в некоторые дни нет никого.

“Писательство”, иначе сочинение литературных произведений разных жанров, это, конечно, не профессия, а вид творчества. Многие литераторы (писатели) все еще мечтают о возрождении советской модели издательской деятельности: мы вам тексты благонадёжной направленности, а вы нам хорошие гонорары и разные привилегии. Но отметать  варианты государственной помощи с изданием книги тоже не следует.  Проблемы в том, что у нас в России почти нет  профессиональной оценки рукописей. Талантливая рукопись – редкая находка для издательства, но кто определяет, что именно эта рукопись талантлива?

Испокон века у нас считали писателями тех, кто своими произведениями тревожит читательскую совесть и заставляет читателя задумываться о вечных ценностях. У нас  в стране есть писатели, что живут в тихой  глубинке незаметно, как все, и отличаются от прочих лишь тем, что, разделяя эту нелегкую жизнь со своими  соотечественниками, принимают и отражают ее в своих произведениях с радостью и сердечной мукой.

Одно из основных и важных направлений современной литературы – историческая проза. Писатели с наслаждением вдыхают архивную пыль, чтобы узнать что-то о своих предках и истории своей малой родины. Каждая деревня, приход и погост, каждая семья, фамилия и род имеют свою историю. Только кто-то знает ее, а кто-то нет. Возможно, что одна деревня была построена на пустом месте и переходила от поколения к поколению.  Другая деревня была оставлена прежними одними жителями, и отстроена вновь пришедшими сюда другими жителями. Человек хочет узнать не только о своих ближних  предках, но и далеких поколениях своего рода, своего племени, своего народа. И он хочет оставить хоть что-то  для своих будущих поколений.

Любовь к своей Родине можно проявлять через любовь к своей малой родине, к своей национальности, своим корням и предкам, к своей истории, развивая в человеке положительные качества, которые не позволят ему повторить ошибки других. Родная деревня дает человеку самый сильный образ родины, родной земли. Чем сильнее эта любовь к родине, тем сильнее становится потом тоска по ней. Нет лучше, бескорыстней и добрей привязанности человека к местам, которые он познал в своем детстве. Детская и отроческая родина милее любых красот, такое ощущение, было, есть и будет у всех. Малая родина требует верности и любви к ней.


Рецензии