О Телеграфе, семье Черняхович, Чайном Клубе ИСТ

Весна-лето 2009 года. Я работала на почте в Москве п/о 109147, улица Марксистская дом 9, сначала в отделе доставки, на первом этаже, а потом, после тройной обязательной прививки (это было требование - обязательное условие для принятия на работу), которая меня чуть не убила (прививка вызвала сильную болезнь) - и в основном - на Телеграфе, на втором этаже, оператором связи первого класса. Бывало, по воскресеньям выпадала моя смена, тогда начальницы отдела - телеграфа - не было, и других операторов тоже. Я была за них. На смену в воскресенье выходил один почтальон.

В иные дни работы было очень много, работали очень интенсивно, под ругань и нагоняй начальницы. Работа очень напряжённая. Столица России. Крупное отделение. Бывало, организации приносили стопу больших телеграмм толщиной с добрую книгу, и их срочно надо набить; срок исполнения телеграммы - тридцать минут. Даже если большая пачка телеграмм, каждая из них должна быть отправлена не позднее получаса после поступления. Как хочешь, так и справляйся. Хоть из кожи вон вылезешь, а телеграммы все в срок набей и отправь. Благо опыт набора текста с клавиатуры у меня был в виду моей литературной деятельности, набора и публикаций своих текстов, обычно стихов (сочиняю и пишу стихи с 31 октября 1998 года). Но на Телеграфе вынужденно вырабатывается скорость набора. Компьютеры были в отделении старые.
Жила я в этом же Таганском районе, местная Таганская прописка давала мне право работать госслужащей в Москве.

Возле дома, через дорогу, в подвальчике соседней многоэтажки был цветочный магазин, назывался "Семена". Может, он и сейчас там есть, на улице Талалихина, где в неё врезается улица Стройковская. Там порой я покупала себе комнатные цветы, цветочные горшки, землю-грунт в целлофановых пакетах. Однажды я узнала, что туда требуется продавец. Я бы сама тогда хотела там работать, но я уже была устроена и работала на Телеграфе; государственное учреждение! А моя подруга Мартина тогда искала себе работу. Я предложила ей. Она согласилась. Я поговорила с сотрудницей магазина "Семена". Мартину приняли на работу.
Теперь с Мартиной я виделась чаще; она и в гости заходила. Так-то она ездила в гости ко мне специально, с Водного стадиона. А теперь вот работает рядом.

На почте в Москве Мартина работала тоже. Но в другом отделении, у себя там на районе, на Авангардной улице отделение, в отделе доставки, почтальоном. Она рассказывала, что по работе заходила в 25-этажку, которая находилась там рядом, за магазином "Магнолия" на Пулковской улице. И что внутри здания всё очень помпезно, как во дворце: люстры, лестница чуть ли не мраморная, перила, лифт...
Говорила Мартина, что и у них на почте была очень накалённая, скандальная атмосфера. Работала там некая Ирина Валерьевна, с которой Мартина Валерьевна была в контрах.
В тот период я приезжала к Мартине, гостила у неё, в квартире её бабушки по женской линии - Лидии Петровны Назаровой (в девичестве Черняхович). Это был январь 2008-го года, довольно морозный. Мой день рождения праздновали там же. Но сначала был день рождения Мартининой мамы - Натальи - 12 января.

Квартира была трёхкомнатная, на 11-м вроде этаже одноподъездной башни по Пулковской улице. У семьи проживала маленькая, но очень тявкающая болонка по имени Альфа, и гладкошёрстная кошка Лариса. Лидии Петровны на тот момент уже не было в живых. Живую я её помню точно в декабре 2006 года, я тогда жила у них десять дней; и с Лидией Петровной тогда разговаривала.

Мартина мне рассказывала, что в маленькой комнате одно время у них жил квартирант японец: бабушка сдала ему комнату.
Видимо, это было в тот период, когда Мартина жила отдельно. Ибо в 2006-м году, когда Мартина вернулась в дом матери и бабушки, а я заезжала в гости на эту квартиру впервые в августе 2006-го года, никакого японца там уже не было. Я и Мартина проводили там китайскую чайную церемонию. Смотрели фильмы. Мартина подарила мне дивиди-диск с моим любимым анимэ-фильмом "Унесённые призраками" режиссёра Хаяо Миядзаки. Годы спустя я поняла, что сюжет очень напоминает мою работу во дворце графа Разумовского в Москве, Чайный Клуб ИСТ - Ча Дао, Институт Социальных Технологий во главе с китаеведом Брониславом Брониславовичем Виногродским. Работала я там постоянно с июля 2003 по октябрь-ноябрь 2004, бывало без выходных и по две смены в сутки, после ноября 2004 до конца 2006 года я туда заезжала время от времени, и в последний раз была рядом, но не заходила в мае или июне 2007 года.
 С Мартиной познакомилась там же в декабре 2003 года: она была постоянной посетительницей, училась у нас в Школе Бамбуковой Флейты у учителя - Сергея Емельянова. Потом она давала пояснения по бамбуковой флейте мне, когда я занялась духовыми музыкальными инструментами.

Ранее Мартина работала на мультипликационной студии "Пилот", фотографировала кадры.

Тогда я провела чайную церемонию; мы пили чёрный китайский постферментированный чай ПуЭр. Специальная посуда и чабань у Мартины были.

"Девочки, идите поешьте" - звала к ужину Мартинина мама. А сама шла выгуливать Альфу. А вернувшись, мыла ей лапы. Потом смотрела в гостиной телевизор, какие-то вечерние передачи.

***

Мартина большое внимание уделяла своему наряду. В своё время изучала моду, стили в одежде. Ходила на очные семинары-лекции историка моды Александра Васильева, он вёл лично. Это было, видимо, ещё в 2000-х годах.

При мне, в 2003-м - 2004-м годах Мартина приходила в ИСТ (Институт Социальных Технологий, Клуб чайной культуры), я тогда там работала.

Мартина приходила пить чай и - на занятия флейтой к музыканту-учителю Сергею Емельянову. Он тогда у нас в ИСТ'е преподавал бамбуковую флейту.

Когда-то Мартина приходила в чайный клуб в саду "Эрмитаж", и в чайную на Маяковке. На Маяковку заходила и я как-то, но Мартину не видела, во всяком случае я тогда ещё не была с ней знакома. Но она уже была знакома с Юлианом, он там работал, на Маяковке, и вскоре перешёл к нам в ИСТ.

С Юлианом у Мартины была довольно близкая дружба; они встречались и гуляли вместе, ходили на выставки (минералов например), обменивались музыкой; она ему дарила подарки. Например, Мартина подарила Юлиану серебряный перстень с аметистом. Приобрела на выставке камней, куда они вместе ходили. Перстень я видела на руке Юлиана; он тогда сказал, что перстень подарил ему его друг.

***

Мартина упомянула мне, что её бабушка, Лидия Петровна, хотела для своей внучки музыкальную карьеру; и что у Лидии Петровны, то есть её бабушки Лиды - была подруга - директор консерватории в Москве; внучку могли вполне устроить; но Мартина не хотела.

Отец Лидии Петровны - Пётр Черняхович - был одессит. Был бригадиром, мостившим Дерибасовскую.
Мать Лидии Петровны - Мария Никифоровна (прабабушка Муся).

Дед Мартины по матери, муж Лидии Петровны, работал в НКВД, сама Лидия Петровна тоже там же, в НКВД, но как говорит сама Мартина, бабушка занимала невысокую должность.
Тем не менее, Москва-НКВД это уже определённый уровень, надо понимать.

В дому сотрудницы ЭнКаВэДэ
Я ем и пью из этой чаши.
Я набрала стихи в Ворд'е
И зеленила веко краше.

Я в Петербурге и Москве
По переулочкам бродила.
От смерти быв на волоске,
Ребёнка так и не родила.

...

***

Бабушка Мартининой мамы, но не помню по какой линии, то есть Мартинина прабабушка была родом с Москвы и Подмосковья.

С Мартиной я часто гуляла в парке между станциями метро Водный стадион и Речной вокзал, и Мартина мне говорила, что на этом месте была раньше родная деревня её прабабушки. Мартина помнила ещё коров, что паслись там, в её детство. Мартина родилась в Москве, коренная москвичка.

***

7 августа 2021 года.
г.Стамбул, Турция.
Императрица Азии
Арзу Гардения Михайловна Алхан.

На фото я дома у Мартины в её квартире на Авангардной улице, декабрь 2013, прилетела из Стамбула в Москву. Фотографировала Мартина Черняхович.


Рецензии