Нейроживопись и нейропроза, или альтернативизм

Приставка "нейро" впервые попала в сферу моего внимания в связи с НЛП (Нейролингвисти;ческим программи;рованием, от англ. Neuro-linguistic programming) -- псевдонаучным подходом к межличностному общению, развитию личности и психотерапии. НЛП было разработано в 1970-х годах американцами Джоном Гриндером и Ричардом Бендлером и стало популярно в 1990-е.

Нейролингвистическое программирование -- это модель обучения навыкам коммуникации, подход к самосовершенствованию, воздействию на других и глубокому изучению психологии. Практики НЛП утверждают, что между неврологическими процессами, языком и шаблонами поведения есть связь. Согласно НЛП, изучение языка собственного разума может помочь человеку достигать целей. По мнению сторонников НЛП, изменение мыслей, чувств, поведения и моделей общения может улучшить физическое и психическое самочувствие, а также позволит влиять на других и добиваться целей.

Вторично приставка "нейро" возникла в моем лексиконе в 2014 году в силу увлечения арт-терапией. Так называемая арт-терапия, возникшая в середине ХХ века --  направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента.

Нейрографика -- способ рисования, применяющийся в психотерапии. Создатель нейрографики, психолог Павел Пискарёв, утверждает, что этот творческий метод способствует трансформации реальности, формированию и изменению бессознательного. Как утверждалось, "нейрографика -- творческий метод управления своей реальностью, трансформация из реального и насущного в желаемое, из бессознательного в рациональное. Нейрографика -- это вид арт-терапии, современное искусство, доступное для всех. П.М. Пискарев писал: "Метод основан на использовании алфавита визуального языка, геометрических архетипов и специальных графических алгоритмов".

Что-то подобное использовал в своей практике и педагогической деятельности художник Александр Жабинский в 2000-х годах. Серия абстрактных картин  2007-2008, а также фигуративных картин 2009-2010 годов стала результатом самокоррекции, осуществленной автором после критики его литературных и искусствоведческих работ. Следует отметить, что в 1993-2001 г. годах А.М. Жабинский работал иллюстратором журнала фантастики и футурологии "Если" и, принимая участие в конкурсе "Альтернативная реальность", организованном редактором журнала А.М. Шалгановым, изобрел альтернативную парадигму в искусствознании.

В 2001 г. в серии "Проект Хронотрон. Версии мировой истории" вышла книга Александра Михайловича Жабинского "Другая история искусства. От самого начала до наших дней", которую в альтернативистских кругах часто называли "Альтернативной историей искусства". Под альтернативистскими кругами в то время понимались различные группы независимых исследователей, не согласных с общепринятой в науке хронологией всеобщей историей. К ним тогда относились  НХ (" Новая хронология", позднее -- "Новая хронология А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского"), ПХ ("Проект Хронотрон" -- С.И. Валянский и Д.В. Калюжный), ПЦ ("Проект Цивилизация" -- Я.А. Кеслер, И.В. Давиденко, В.А. Иванов и др.), ЛАИ ("Лаборатория альтернативной истории") и тому подобные группы, в том числе за рубежом.

В том же году Александр Жабинский и Дмитрий Калюжный написали "Другую историю литературы. От самого начала до наших дней". А в 2003 г. вышел трехтомник "Многомерное прошлое" (С.И. Валянский, Д.В. Калюжный, А.М. Жабинский). "Проект Хронотрон", предусматривавший "создание многовариантной истории человечества" не был осуществлен по ряду объективных и субъективных причин. Позднее прекратил свое существование и "Проект Цивилизация", с которым  у ПХ были налаженные связи.

Позднее в 2010-х годах А.М. Жабинский стал основоположником нового направления в живописи -- альтернативизма, к которому он пришел в своем творчестве после таких постмодернистских направлений, как анахронизм и питтура-кольта ("просвещенная живопись"). Хотя еще раньше у него возникали мысли о том, что в случае с альтернативизмом мы имеем дело не с новым направлением, а с новой парадигмой. Такой же, как модернизм или традиционализм (домодернистское искусство Х-ХIХ вв.)

В 2004 г. в соавторстве с Андреем Орловым он написал криптоисторический роман "Трое в Трое". Криптоистория -- жанр фантастики, основанный на фантастическом допущении, что реальная история человечества отличалась от известной нам, но была забыта, скрыта или сфальсифицирована. Близка к жанру альтернативной истории, в котором творили свои произведения многие первокласные писатели ХХ века. Криптоистория изображает реальность, внешне не отличающуюся от обычной истории, но показывающую участие неких иных сил, либо описывает якобы состоявшиеся события, оставшиеся неизвестными. Термин «криптоистория» используется только в русской критике. В англоязычной для этого жанра принято название «secret history» -- «тайная история», означающий то же самое.

Таким образом, до появления нейросетей термин "альтернативизм" связывался А.М. Жабинским прежде всего с деятельностью исследователей, предлагавших иной взгляд на исторические события ("исторический альтернативизм"), а также с альтернативно-исторической живописью и альтернативной историей (АИ) как жанром фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы история в один из своих переломных моментов (точек бифуркации, или точек развилки) пошла по другому пути. Не следует путать литературный жанр с альтернативными историческими теориями, которые предлагают считать картину прошлого, изображаемую исторической наукой, частично или целиком ошибочной.

В 2021-2024 г. Александром Жабинским и другими (Аглаей Арсовой, Андреем Мадекиным, Оксаной Киповской и мной) были написаны пять Манифестов альтернативизма. Причем в Новом манифесте альтернативизма я связала новую парадигму в искусстве с появлением нейропрозы и нейроживописи, опираясь на философскую установку конструктивного альтернативизма, согласно которой реальность может интерпретироваться людьми множеством разных способов на основании "конструктивных альтернатив". В конструктивном альтернативизме все гипотезы, позволяющие адекватно взаимодействовать со средой, имеют право на существование. Иными словами, приемлемость гипотезы определяется не степенью приближения модели к "оригиналу", а её эвристической ценностью. Изобразительное искусство и литература понимаются как средство познания и изменения жизни.

В 2022 г. я узнала про нейросети. Нейросеть -- это программа для обработки данных с помощью математической модели, которая имитирует нейронные связи человеческого мозга. Главной особенностью нейросетей является способность к обучению. Они могут обучаться как под управлением человека, так и самостоятельно, применяя полученный ранее опыт. С этого времени альтернативисты стали работать, используя нейросети, то есть в жанрах нейроживописи и нейропрозы. Хотя это не является, на мой взгляд, обязательным условием принадлежности к новой историко-культурной парадигме.

Нейроживопись -- это направление в искусстве, которое использует методы нейронауки для создания произведений искусства. Оно изучает взаимосвязь между мозгом и творческим процессом, а также влияние нейрофизиологических процессов на художественную деятельность. Нейроживопись отличается от обычной живописи тем, что позволяет создавать произведения, которые вызывают определённые эмоции и реакции у зрителя, основываясь на его индивидуальных особенностях и состоянии мозга. Художники создают реалистические или нереалистические изображения красками на холсте или другой основе, используя примеры (эскизы), сгенерированные нейросетями. С помощью нейросетей художники анализируют большие объемы данных, связанных с восприятием искусства.

Нейропроза -- это литературный жанр, который использует принципы нейронауки и когнитивной лингвистики для исследования связей между языком, мышлением и мозгом. Нейропроза фокусируется на изучении того, как мозг обрабатывает и создаёт тексты, а также на взаимодействии между автором и читателем. Этот жанр является примером новой парадигмы, пришедшей на смену модернизму, когда живопись, скульптура, литература и другие виды искусства стали средством выражения новых идей и концепций. В ХХ веке художники и писатели стали отказываться от традиционных форм и стилей и в большей степени исследовать внутренний мир человека. Модернисты стремились к индивидуальности и самовыражению, а искусство было более экспериментальным и личным.
 
Нейропроза -- это альтернативизм в литературе. При этом постмодернизм следует рассматривать не как усиление тенденций к "разнообразию и разнонаправленности", а как переходный этап от модернизма к альтернативизму. Таким же переходным этапом, только от традиционализма к модернизму, была культура Серебряного века в России, все изменения в литературе, архитектуре и искусстве конца XIX -- начала XX века, направленные на разрыв с предшествующими художественными традициями, стремление к новому, условность стиля, поиск и обновление художественных форм.

Использование в искусствознании термина "трансгуманизм" считаю бессмысленным. Трансгуманизм не имеет отношения к искусству. Это общественный строй, политическая позиция и философская концепция, продвигающие использование достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения тех аспектов человеческого существования, которые трансгуманисты считают нежелательными -- страданий, болезней, старения и смерти.


Рецензии
Очень познавательно. Никогда не задумывалась над этой терминологией, а ведь она нынче на каждом шагу. Спасибо за ликбез!

Ирис Харди   15.04.2024 23:47     Заявить о нарушении
БлагоДарю, Ирис.

Елена Троянская Третья   17.04.2024 11:42   Заявить о нарушении