Б. Ахмадулина По улице моей... Тропы стихотворения

Белла Ахмадулина «По улице моей который год…». Тропы стихотворения



По улице моей который год


1
По улице моей который год
звучат шаги — мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.

2
Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.

3
Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.

4
О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.

5
Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.

6
Дай стать на цыпочки в твоём лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.

7
Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и — мудрая — я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.

8
И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.

9
И вот тогда — из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.


1959 г.



Стихотворение Беллы Ахмадулиной «По улице моей который год…» написано в 1959 году. В 1975 году композитор Микаэл Таривердиев положил произведение на музыку. Романс прозвучал в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
В своём произведении Белла Ахмадулина раскрывает тематику одиночества. В контексте темы одиночества звучат мотивы предательства, потери друзей, единения с природой, внутренней гармонии. Поэтесса показывает, что в жизни потери друзей неизбежны, важно научиться отпускать близких людей с миром, без гнева и обиды. Важно научиться ценить одиночество, воспринимать его как возможность побыть наедине с самим собой.
В стихотворении несколько ключевых образов: лирическая героиня, друзья и одиночество. Стихотворение условно делится на две части: рассказ лирической героини о друзьях и обращение к одиночеству. Вторую часть можно разделить по содержанию на описание одиночества в негативном ключе и позитивном. В тексте также есть смысловое обрамление: и начинается, и заканчивается стихотворение упоминанием о друзьях. Таким образом, поэтесса делает акцент на одном из ключевых мотивов.
Формальная организация стихотворения – девять катренов с перекрестной рифмовкой. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Важную роль в раскрытии темы и реализации идейного звучания играют художественные средства. В стихотворении используются такие тропы как эпитеты, метафоры, олицетворения.


ЭПИТЕТЫ:

«медлительный уход» (1-й катрен)

«голубенькие оправляют перья» (2-й катрен)

«таинственная страсть» (3-й катрен)

«увереньям бесполезным» (4-й катрен)

«стужей голубою» (5-й катрен)

«замедленного жеста» (6-й катрен)

«из бедного невежества» (9-й катрен)

«прекрасные черты» (9-й катрен)


МЕТАФОРЫ:

«Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден» (1-й катрен)

«нет в их домах ни музыки, ни пенья» (2-й катрен)

«К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи» (3-й катрен)

«как холодно ты замыкаешь круг» (4-й катрен)

«ощутить сиротство как блаженство» (6-й катрен)

«и я познаю мудрость и печаль» (8-й катрен)

«друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова» (9-й катрен)


ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ:

«темноте за окнами угоден» (1-й катрен)

«да не разбудит страх» (3-й катрен)

«О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным» (4-й катрен)

«Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою»
(обращение к одиночеству, 5-й катрен)

«Дай стать на цыпочки в твоем лесу»
(обращение к одиночеству, 6-й катрен)

«Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы»
(обращение к одиночеству, 7-й катрен)

«свой тайный смысл доверят мне предметы» (8-й катрен)

«Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты» (8-й катрен)


Рецензии
Всю жизнь считал, что это стихотворение Цветаевой. Эх...

Валентин Великий   13.04.2024 16:12     Заявить о нарушении