Преподобный праведный Даниил Ачинский

Даниил Ачинский, также известный как Даниил Делиенко (настоящая фамилия Делие), родился 12 декабря 1784 года в скромной казацкой семье в Новых Сенжарах Кобелякского уезда Полтавской губернии. После крещения в местной Успенской церкви он принял имя Даниил Корнилиевич. Он начал свою военную службу в январе 1807 года, а с 1809 года был призван в артиллерию.

Во время Отечественной войны 1812 года он сражался и был ранен, а затем, вместе с русскими войсками, вошел в Париж. После войны он отправлял деньги и письма домой из Франции. Вернувшись в Россию в 1817 году, он продолжил свою службу.

К 1820 году он уже исполнял обязанности каптенармуса и получил образование в батарейной школе. Однако в это время он решил изменить свою жизнь, отказавшись от военной карьеры и решил принять монашеский образ жизни.

В начале 1820-х годов он отказался от предложенной военной карьеры и офицерского звания, находился под арестом и провел время в карцере, читая Священное Писание и Жития святых.

В июне 1823 года он был лишен воинского звания и отправлен в ссылку в Нерчинск за свое решение уйти от военной службы и стремление к монашеству.
В 1824 году Тобольская экспедиция определила Даниила Корнилиевича для "вечной работы" на Боготольском винокуренном заводе в городе Боготоле Красноярского края. Он скромно выполнял самые тяжелые обязанности, проводил ночи в молитвах. Местный пристав Е. П. Афанасьев издевался над ним, даже выгонял его обнаженным на мороз и заставлял поливать водой. Однако позднее пристав тяжело заболел, раскаялся в своих поступках и выздоровел благодаря молитвам Даниила Корнилиевича. По просьбе Афанасьева перед губернатором его освободили от каторжных работ.

Поселившись в Ачинске, он жил в скромных условиях, помогая соседям, шил одежду и работал на полях. Люди все чаще обращались к нему за советом и молитвой, видя в нем старца со способностью видеть вещи ясно. Однажды архиепископ Михаил (Бурдуков) пришел к нему в гости, хотел отблагодарить его деньгами, но Даниил отказался, сказав, что ему не нужны материальные вещи, когда его душа в тьме, и когда она светла, ему не нужна лампада, так как все уже светло и радостно.

Даниил избегал мирской славы и празднословия. Когда к нему приехала женщина, путешествующая по святым местам, он обличил ее за пустое странствие и расточение денег. Он также предостерег односельчанина, пытавшегося заглянуть к нему в окно, от еще одного опасного инцидента.

Предчувствуя свою скорую смерть, он снял с себя цепи и обруч, чтобы скрыть свои подвиги от посторонних. В 1843 году, по просьбе настоятельницы Рождественского монастыря города Енисейска, он переехал в обитель, где и скончался 15 апреля 1843 года.

Перед смертью он дал наставления игумении и сестрам, а его исповедовал священник. Его похоронили в монастыре, а над его могилой построили часовню. Л. Н. Толстой собирался написать популярную биографию Даниила из Ачинска.
В мае 1920 года (по другим данным, в апреле 1921 года) по решению президиума Енисейского губернского комитета РКП была проведена эксгумация и разрушена часовня на месте захоронения Даниила Ачинского. Вероятно, останки святого были перезахоронены тогда же, и с тех пор их местонахождение остается неизвестным.

Преподобный был канонизирован 14 ноября 1999 года во время Божественной литургии, совершенной архиепископом Красноярским Антонием (Черемисовым) в кафедральном Покровском соборе Красноярска. В 2000 году на его могиле была обнаружена чугунная плита, которая в настоящее время хранится в кафедральном Успенском соборе города Енисейска. В том же соборе находится икона преподобного, написанная в 1989 году с благословения настоятеля.

Протоиерей Геннадий Фаст составил церковную службу для святого старца, включая молебный канон.

20 января 2001 года в честь Даниила Ачинского была освящена церковь на кладбище Бадалык в Красноярске. В 2011 году был построен храм в его честь в Привокзальном районе города Ачинска.

Литература
Касьянов В., прот. Сказание о жизни и подвигах в Бозе почившего старца Даниила. СПб., 1871
Сказание о старце Данииле, собранное иноком Парфением, со Св. горы Афонской из мон-ря вмч. и целителя Пантелеимона // Фаст Г., прот. Енисейск правосл. Красноярск, 1994. С. 143-172
Серафим (Чичагов), митр. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. М., 1996. Гл. 17.
Рус. паломник. 1911. № 19. С. 303-304
Фаст Г., прот. Сведения о мощах прав. старца Даниила // Он же. Енисейск правосл. С. 83-85
Жития сибирских святых: Сибир. патерик. Новосиб., 1998. С. 199-204
Антоний (Черемисов), архиеп. О канонизации исп. и подвижника Енисейской земли старца Даниила Ачинского (Даниила Корнеевича Делиенко, 1784-1843) в лике местночтимых сибирских святых. О канонизации архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого, 1877-1961) в лике местночтимых сибирских святых, в красноярской земле просиявшего. Красноярск, 1999
Дмитрук А., прот. Патерик Сибир. святых и подвижников благочестия. Единец, 2006. С. 463-466.
Использованные материалы
Кочетов Д. Б. Даниил Ачинский // Православная энциклопедия, Т. 14, С. 109-111
http://www.pravenc.ru/text/171286.html
О жизни и подвигах старца Даниила Ачинского (из книги «Казанскому собору 175 лет») // страница официального сайта Ачинского благочиния
http://www.aksobor.ru/Daniil1.php
Служба праведному старцу Даниилу Ачинскому. Сост. протоиереем Геннадием Фастом // Тихий свет Зерцал. Жизнь и посмертная слава праведного старца Даниила Ачинского. - Красноярск: Енисейский благовест, 2006, сс. 69-83:
https://ustavschik.livejournal.com/232772.html - два "ины" тропари, кондаки


Рецензии