Ростов - росов, русов стан

Ростов означает росов (русов) стан, то есть город русов.


Фотография Ростов, Панорамные виды города, Ярославская область Фотобанк ГеоФото/

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

          Есть интересное местное предание, что: «Ростов получил своё название по имени основателя, легендарного царевича Росса, который разбил здесь лагерь (стан). Словосочетание «Россов стан» постепенно превратилось в «Ростов».(Ростов Великий
          Имеет ли основание такое придание?

          Начнем с этимологии озера Неро: «Озеро Неро является эвтрофным водоёмом, то есть, насыщенным биогенными элементами, что сопровождается ростом биологической продуктивности. Летом почти вся его гладь покрывается водной растительностью, то есть вода озера не просматривается. Эта растительность не является агрессивной по отношению к рыбе, но местные жители не используют воду озера как питьевую.

          Традиционно считается, что этимология названия Неро восходит к древнему озёрно-речному термину нер-, как и река Нерль - фино-угорский озёрно-речной формант. Хотя допускают и индоевропейское происхождение этого гидронима, так как основа «нер» сопоставима с литовским nara «поток». Но если рассматривать это название с учётом древнего словосложения, мы получим значение протослогов -*ne- -*ra-/*ar- - «нет света», то есть - «непрозрачная вода»… Это - связь времён, выраженная в языке, реликты которого остались в древних топонимах (в особенности - в гидронимах) и которые переданы нам нашими предками. Это, на наш взгляд, самый продуктивный путь поиска следов праязыка.» («Гидронимы Русского Севера - ключ к языку предков» https://ss69100.livejournal.com/5148168.html»

          Кроме, того: «Река Сара впадает в озеро Неро. Она протекает по югу Ярославской области и впадает в озеро Неро в 15 км к югу от Ростова. Длина реки — 89 км».

          О этимологии реки Сара.

          Светлана Жарникова в книге «Золотая нить» пишет о названиях рек и озер севера Восточной Европы: «Все эти названия сохраняются в том случае, если остаются люди, которые помнят их. В противном случае приходит новое население и называет всё по-новому. На Русском Севере (и не только) по сей день можно встретить названия рек, явно связанные с санскритом…» То есть их названия понятны через санскрит. Сара на санскрите означает – течь, вода бегущая. С.В. Жарникова пишет, что реки с таким названием были в Лодейнопольском уезде, в Белозерском уезде, и река Сарова была в Пинежском уезде. Добавим и реку Сара, протекающую в центре г. Москвы, её левый приток.

          Как видим название связано с древним арийским, вернее даже еще до арийском индоевропейском населением, а не с финно-уграми.

          На реке Сара было древнее Сарское городище, существовавшее долгое время одновременно с Ростовом.

          «Сарское городище - укреплённое поселение VII — начала XI веков в Ярославской области. Находится южнее озера Неро, в излучине реки Сара, к югу от станции Деболовская…. В Х в. площадь городища достигала 3 га. Среди находок — два клада дирхемов IX - X веков, в т. ч. и скандинавские украшения IX—XI вв., предметы вооружения, ремесленные инструменты. Городище окружено неукрепленным посадом.» («САРСКОЕ ГОРОДИЩЕ» https://dostoyanieplaneti.ru/3717-sarskoe-gorodishche)

           ««Из раскопок П.С. Савельева с Сарского городища видно ... находками, резко отличающими материал Сарского городища от материалов русских roродищ IX-Х столетий, расположенных в более западных районах на Днепре или на Волхове, являются многочисленные шумящие подвески и другие украшения местных типов, лишний раз подчеркивающие, что населением городка были не пришельцы, а исконные жители этой территории. Наиболее характерной формой среди этих украшений являются ажурное изображение коня, а также ажурные треугольные шумящие подвески.

          Те и другие украшения неоднократно встречались на той же территории в курганах с сожжением IX-Х столетий … » (П.Н. Tpeтьякoв. К истории племен Верхнего Поволжья в первом тысячелетии н.э. Глава V.)

          Но обряды захоронений, связанные с трупосожжением не относились к так называемым финно- уграм.

          Приведем мнение из книги кандидата исторических наук С.В. Жарниковой «Золотая нить»: «Религиозные представления отличаются большой консервативностью и обращение к этнографическим материалам при расшифровке семантики древних культовых предметов и исследовании первобытных верований особенно перспективно, трудно представить себе, что население Русского Севера в I тыс. до н. э. — I тыс. н. э., будучи финно-угорским, …. совершало бы обряд трупосожжения, который у классических финно - угров, хантов. и манси связывался с уничтожением души и исключал даже возможность возрождения.

          В то же время общеизвестно, что обряд трупосожжения являлся классическим именно для индоевропейцев и сохранялся у них до начала II тыс. н.э.»

          Теперь о шумящих подвесках.

          Обратим ваше внимание небольшую статью «Немного о шумящих подвесках», в которой говорится, что в конце 70-х годов прошлого века в окрестностях г. Шибирган на севере Афганистана был обнаружен "Золотой холм" - царский могильник рубежа н.э., среди многих находок была подвеска, на которой: «Мы видим композицию из центральной человеческой фигуры, обрамляющих ее коней (или драконов) и подвешенных на цепочках к основному украшению декоративных элементов. Надо сказать, среди археологических находок Афганистана подобные подвески не единичны. Данные украшения обнаруживают просто поразительное сходство с огромным количеством т.н. шумящих подвесок, найденных на территории Руси, а также во всём циркумбалтийском регионе на рубеже 1-2 тыс. н.э. "Шумящие подвески", как правило, почему-то считают этноопределяющим признаком финно-угров, хотя с аргументацией данной гипотезы серьезные проблемы.

          При этом очевидно, что на рубеже н.э. в Афганистане не было ни финнов, ни угров. А находки "Золотой горы" уверенно связываются с индоевропейцами, как и многие другие подобные изделия. Интересно также, что на холме Тилля-Тепе находился зороастрийский храм.»(https://ru-history.livejournal.com/2957486.html)

          В Неро впадают более 20 рек, вытекает одна – Векса.

          О её этимологии: «Название реки происходит от старорусского «векша» (векса), что означает «белка». Мол, водились вокруг речки белки, по ним и назвали, или по имени тотемного животного…. Возможно, слово «векша-белка» и имеет общее происхождение.

          Но повторяемость названия рек, именно вытекающих из озер, говорит о закономерности, связанной с названием. Лингвистика дает вполне однозначный ответ, а именно: название реки сохранялось в течение длительного времени и пришло к нам от племени меря и их ближайших родственников. Значение - это слова очень простое: «сток», «водный сток откуда-либо». Этим и объясняется наличие совершенно одинаковых слов, привязанных к крупным озерам на территории проживания племени меря.(«О чем расскажет река Векса» https://forum.vgd.ru/1644/70816/0.htm)

          О племени меря, язык которого не сохранился

          Приведем обезоруживающий довод из эссе «К вопросу о русско-славянском происхождении летописного народа меря»: «Сопоставление судьбы народа меря (добавим весь, мурома, чудь автор) с судьбами других народов Руси вполне очевидно показывает, что меря (весь, мурома, чудь) разделили судьбы именно славянских народов, поскольку только славянские летописные народы (кривичи, вятичи словене и т.д.) исчезли со страниц истории в одну эпоху с мерью (весью, муромой, чудью) . Именно и только славянские народы (и близкие им племена, в т.ч. племена русов, а это и есть меря, весь, мурома и чудь (автор)), объединившись в единый русских этнос, потеряли необходимость в своей более ранней племенной сепаратистской идентификации и утратили ее.

          Все же финно - угорские народы в Руси, абсолютно все, сохранили свою неславянскую этническую идентификацию и сохранили свои языки до настоящего времени. Сама историческая судьба мерян (веси, муромы, чуди) убедительно свидетельствует, что это был славянский народ. ( https://zdrager.livejournal.com/73411.html) Отметим индоевропейские племена.

          Кандидат исторических наук Лидия Грот (Попова) пишет о распространении наиболее устойчивых по времени гидронимов с корнями рас, рос, рус: «Исследователи давно обращали внимание на обилие гидронимов в Восточной Европе, в образовании названий которых участвовал корневой компонент рас/рос/рус. …
На пространстве, начиная с Волги/Расы/Рос и до Немана/Рось (Руса), имелись: Рось или Руса, река в Новгородской губернии; Русь, приток Нарева; Рось, знаменитый приток Днепра на Украине; Руса, приток Семи; Рось – Эмбах; Рось – Оскол; Порусье, приток Полиста, …
Итак, перед нами гигантская территория от Волги до Балтики, очерченная однокоренными гидронимами рас/рос/рус. Наличие на этой территории страны Русь и народа русы – факт безусловный и общеизвестный, а их нахождение на территории между реками с названием Раса/Руса/Рось/Русь говорит о том, что она должна была быть исконной территорией проживания народа с этим именем» (Л. Грот «Русь имеет глубокие корни в Восточной Европе http://pereformat.ru/2012/12/rus/)

          Василий Флоринский в своём труде «Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни» разобрал происхождение слова город подчеркнув, что в летописи Нестора пишется не град, а именно город, где буква «о» коренная: «Тогда город в древнем этимологическом значении сопоставим со словом гора, от санскритского «ghiri», в русском языке горою называется возвышенность, в том числе высокий речной берег». Далее Флоринский сравнивает немецкое «berg», славянское берег и немецкое «burg», которое взято так же от горы – выдающейся возвышенности или высокого речного берега. Поэтому, как пишет Флоринский: «С горою может быть связано первое представление о естественной крепости» и тогда слова «городить» и «огораживать» появились позднее от слова «город».

          О появлении в слове город буквы «д»: «Тогда буква «д» в слове город должна принадлежать другому слову. Как сложное слово «город» таким образом производили от слов «гора» и «род», племя, то есть центр или место управления при первоначальном родовом складе общины».

          Тогда по аналогии Ростов – от рост, рост сложно составное слово. Состоящее из «рос» и «ст», где «ст» - это стан. У Флоринского: «Есть ещё один санcкритский корень «stana», «stand», откуда и славянский стан – стоянка, полевое укрепление»

Поэтому вполне может быть, что Ростов означает росов (русов) стан, то есть город русов.


Рецензии