Феномен игры

14 .  04   .  2024
 
 «  Феномен  игры   « 
(  в  рамках  анализа  «  Игры  в  бисер  «   Германа  Гессе  )

…… Волшебных рук мы отдаёмся тайне  ,
Где всё  , что в жизни существует врозь   ,
Всё  , что бушует и бурлит бескрайне  ,
В простые символы слилось  .
Они звенят  , как звезды   , чистым звоном  ,
И смысл высокий жизни в них сокрыт  ,
И путь один их слугам посвящённым
–  Путь к средоточью всех орбит  …

          Посвящена  слугам  символов  , символов  ,  звенящих  как  звёзды .                (  « Игра  в   бисер  «   Германа  Гессе   )  .

Ах  , как  волнует  падшего  человека  прикосновенье   к  древу  познания   добра  и  зла  ,  игра  со  смыслами  , заключёнными  в  том  , что есть  добро  и  что  есть  зло  !
Желание  стать посвящённым  в  тайны  средоточия  зла  - средоточье  всех  земных  орбит  .
Зачем  же  создавать  человека  и  не  посвящать  его  в  тайны  бытия  ?  или  нравственная  основа  человека  имеет  всё  же  великий  смысл  ? и  кто  посвящает  человека  в  тайны  бытия  , предварительно  испортив  его  ?
И  не  испорченному  не  открывает  ? 
Оставь  надежду  всяк  , сюда  входящий  ?
  Безнадёжное  место  , полное  открытий  ?
И  в  чём  тут  смысл  задействования  человека  именно                в  непотребном  виде  , чтобы  исследовать  зло  ?
Входящий  должен  быть непомерно  гордым  , чтобы  ощущать собственную  значимость  и стремление  её  доказать  -  вот  движущая  сила  находящихся  в  преисподней , считающих  , что  они  именно  подпитывают  корни  цивилизации  .
Автоматизм  нахождения  человека  ,  гордого  своим  именем  человека  и  отвергающего  своего  Творца  именно   в  этом  месте  , полным  огня  ,  ибо  тогда  придётся  отказаться                от  гордости   нахождения  в  глубинах  земли  .
 Желание   получить статус  слуги   (  даже  слуги  символов  ,  что  бы  это  ни  значило  )   ,   потому   независимо                от  презираемой  наполненной  простецами  церкви  , считая  , что  , если  человек  и должен  состоять  в иерархии  внизу  ,                то  он  должен  быть внизу  великих  , а  не  малых сих  ….
В  подобающем  обществе   ,   так  сказать  …
Так    по  моему  мнению  думал   автор  «  Игры  в  бисер   «   , человек  , знающий  порядки    в церкви  и  недовольный ими  -  Герман  Гессе  .
Он    слушает Токкату  ре  минор  для  органа  Иоганна  Себастьяна  Баха     на  протяжении   всей  его  жизни  ,  и посвящает  ей  стихи  восхищения  .  Хотя  и  полагает  ,  что  приизведения  Баха  исполнены   страхом  -  страхом  смерти  .     И  потому   организует  своё   повествование  в виде  музыкального  произведения  .
Что такое  игра в  бисер  ?   
 Заданная  как  при  написании  фуги  тема  , которая  производится  в разной  тональности  и  разном  темпе  -                но  не  только  .  Что  - то  происходит  с  человеком  при  этом  :  он  или  тот  ,  кто  в нём  , как  бы  вспоминает  разные  вещи  , достойные  быть  откровением  для  человечества  , как  плод  гуманизма  и  соответствующих  гуманизму практик  .                Не  думая  о  том  , что  оно    может  быть принесёт  человечеству  зло  , скрытое  под видом  добра  .
Чтобы  стать независимым  от  своего  Творца  .
Сон  Кнехта  , в  котором  ему  представился  символизирующий  Игру  огромный  зал  в  монастырской  библиотеке  с  томами  книг   и  партитур  , где 
Смысл всех  наук  и  песен  заключён  ,
Творений  духа  свод и  лексикон  ,
Настой  густейший  мудрости  конечной  ,
Ключи  ко всем  вопросам  вековым  ,
К  загадкам  , тайнам  , чудесам  любым  …
Древо    познания  и есть  эта  монастырская  библиотека  .
Ничего  нового  не  предвидится  , всё   уже  заключено                в  библиотеке  , полной  герметических  и  алхимических  книг  ,  необходимо  чтение  этих  книг  взыскующим    свободы  умом  .
Свободы  от  Творца  .  Вера  в  величие  человеческого  ,                скорее  , сверхчеловеческого интеллекта  .
Игра  в  бисер  как  некая  алхимическая  операция  по  слиянию  в  реторту  человеческого  знания  всего  до  этого  известного                -  в  великой  надежде    полученного  нового сверхзнания .
И  это  работает  .  Эйнштейн  играет на скрипке  ,  кто  -  то  на  саксофоне  или  каком  -  нибудь  музыкальном  инструменте  и   погружает   в  свою  голову произведения   философов  , математическихе трактаты  ,  художественных  метатексты ,             и  из  его  сознания  бессознательно  выступают  как  будто  пишущие  на  белой  стене  формулы  какой  -  то  рукой  .                Игра в  бисер  .  Хотя  Эйнштейн  и сказал  то  ,  что 
«  Бог  в кости не  играет  .»  Он  пытался  создать  теорию всего .
Игроки в  бисер  или  те  , кто  за  ними  ,  пытаются  узнать  эту  теорию   всего  .  И  наблюдают  за  человеком  ,  который      берёт   тему  и развивает   её  своими  звучаниями  , своей  собственной  игрой  ума .   
Только  человек  в состоянии  сделать  это  - играть в  бисер  ,
 как  будто  перебирая  католические  молитвенные  чётки  .
Медитация  .  Концентрация  внимания  .
При  том  язык  игры  в  бисер  представляет  собой  «  язык  знаков  и  формул  «  -  Символические  звучания  ,  распространяющие  звучание  волн  разной  длины                в   неизвестных пропорциях  .  Вводных данных  нет  .
Они  перебираются  наугад  . У  Йозефа  Кнехта 
«  иероглифы  игры  «    складываются    : из  «  ранней  весны  «  ,  «  запаха  бузины  «  и  «  шубертовского  аккорда  «  .
Ассотиативный  язык  , по  раздельности  не  означающий  ничего  ,  а  собранные  вместе  могут  привести  на  ум      решение  математической  задачи  , ведущей  в конечном  виде  -  к  выпуску  гаджетов  в  мир  и  космических  спутников  -                на  земную  орбиту  . 
Игра в  бисер  - вот что  может спасти  падшее  человечество  ,                решают  где  -  то  в запредельном  измерении  .
И Герман    Гессе  получает   Нобелевскую  премию  именно  что  за  открытие  возможностей  этой  игры  .
В  Нобелевском  комитете  опытные  магистры  игры  в  бисер .
Корнем     игры  в бисер  Гессе  определяет    гностицизм                как   широкое  явление  -  в  поисках    языческих  богов  .
Пойти вновь  в  средневековье  ,  чтобы  опять прийти                к  Возрождению  .    Как  и  прежде  на  средства  , аккумулированные  в  церкви  ,   и  у  евреев  .
Я  по  прежнему  считаю  то  ,  что  денежные  средства  Медичи  - спонсоров    Возрождения  ,  вывезли  из  Испании  , помогая испанским  евреям  сохранить  огромные  средства  , которые  были  в  их  руках  .  Медичи  - испанцы  . 
В  конце  пятнадцатого  века  как  очередного конца  света  по  мнению  русских  богословов  византийской  выучки  .
Сегодняшнее     возрождение  случилось  после  очередной  еврейской  катастрофы  , полагаю  , что  на  их средства  .
Дары  , данные  евреям  как  народу  через  3000  - летнее  дисциплинирование  их  ,  по прежнему  действуют  через представителей  потомков  разных  колен  . 
 Никто  не  был  так  строго  воспитан  как  они  . 
Мои  размышления  о  том  ,  как  дары  евреев  обогащают мир ,  многочисленны  .
 В  том  числе    я  , рассуждая  о  том  ,  как  мне  удалось  написать  книгу  об  Иуде  Искариоте  ,  входя  в  еврейский  мир  , слушая  раввинов  ,  понимала  , что  без  содержания  в  моей  крови  еврейской  крови  , хотя  бы  капли  , это невозможно  .
Понимая  язык  откровения  от  Бога  Отца  и  посланного  Им  Иисуса  Христа  ,   через воздействие  Святого  Духа  ,  я  ощущаю  это  в  своей  жизни  . 
То есть  это  качественный  рост  за  недолгое  время  . 
Через  дар    письменной  речи как  дар свыше   .
Что касается  откровений  от  языческих  богов  ,  включая                и  их силу  , даруемую исключительно  погрязшим                в  безнравственной  жизни  ,  то  они есть  .
Тому  свидетели  и  Фридрих  Ницше  , и  Карл  Густав  Юнг  ,
и   сам   Герман  Гессе  . 
Но  откровения  даются  на  развитую  духовную   почву  .
Не все  могут принять  духовное  откровение .  Должен  быть развит  человеческий  дух  в  течении многих поколений  .
Мы  , запертые  во времени   ,  свидетели  лишь  двух  , или  трёх поколений  ,  к  которым   к  тому  же  уделяем     мало  внимания  ,  не  понимаем    того  , что  Бог  и боги  работают                с  поколениями  .
И  не  смог  бы  Иуда  Искариот  стать предателем  за  одну  лишь свою  жизнь  , тем  более не  такую  большую  .
Для  этого потребовалась  работа  многих поколений  -  в  его случае  ,  за  тысячу  лет  .
 Мы  - часть  большего  , чем  мы  сами .   
И   не  смогла  бы  я   писать  ,  если  бы  не  была  подготовлена  большой  духовной  работой  предыдущих  поколений  .
Фридрих  Ницше  встал  на  путь отрицания  Бога  не  за  одну  свою  жизнь  .  Но  он  смог  стать   родоначальником  антихристианства , к  которому  мир прислушивается   . 
Карл  Густав  Юнг  очень сильно  рисковал  , вступая  во взаимоотношения  с  языческими  богами  .
Но  он  не  первый  стал  вызывать  духов  в  его  роде  .
Спиритизм  был  в  его семье  самым  серьёзным  образом  .
И  Герман  Гессе  не  первый  проложил  дорогу  общения                с  языческими  богами  в  сеансах  психоанализа  .
Не решусь   сказать  то  , что его родители  начали  это  делать .
Но  кто  -  то начал  из их рода  . А  Гессе  продолжил  .
И  предложил   миру  игру  в  бисер  .
На  самом  деле  для  реализации  этой  игры  в  всемирном  масштабе  у  него  не  хватило  бы  сил  .
Я  бы  не  сказала  , что  в самой  игре  что  - то  заключено  плохое  . Зависит  от  партнёров  . 
От   которых всё  же  Йозеф  Кнехт  ушёл  .                В  воды  , которые  поглотили  его  .
Хочу  разобраться  , почему  .

Итак  , игра  .  Обратимся  к  Писанию  в  начале  .
Написано  в  Мишлей   8  :  30   :
«  И  была  я  у  Него  мастером  ,  и  была  забавами  день                з а  днём  , играя  перед  ним  всё  время  « .
Я   не  решусь  комментировать  этот  стих  из  -за  многих причин  , главная  из  которых  , что  Писание  я  знаю                в переводе  ,  и  моё  толкование  было  бы  комментарием                на  комментарий  . Что  , впрочем  , случается  со   мной  .
Но  не  в  этом  случае  .
    Рав  Моше  Шапиро  рассуждал  так  :  что  «игра  «  -  это  действие  , смысл которой  не  выходит  за  пределы  самой  игры  . Или  другими словами  , это просто  забава  , существующая  ради  её  самой  , без   всякого   смысла  вне  её  .
Но есть силы  , которые  движутся  , и  ограничение  , возникающее  между  силой  и  силой  . 
Причём  движущиеся  существуют в процессе  искрения  , потому  что  посредством   «  забавы  «  возникло   искрение  множества  светов  .
Грандиозная  картина  !  Это подобно  звёздам  , сверкающим  на  своде  ,  от чего кажется  , что они  движутся  …
Так  называемый  «  хесед  «  , что можно назвать                «милостью  «  без сомнения   ,  светит  и раскрывается  ,                а  « дин  «  , что называют  судом  - даёт  ограничение  , благодаря  чему  становятся  видны  точки  ( некудот  )  -  каждая  отдельно  . В  великой  «  забаве  «  ,  то   есть радости              и сиянии  , свет соединял  точки  друг  с другом  и возникли  буквы   всей  Торы  . И  поскольку  Бог  «забавлялся « , искря  сиянием  света  ,  сверкал   и  соединял  точки в форме  букв  .                И всё  это  было  сделано  в  «  забавах  «  :  «  и  была  забавами  день  за  днём  «  . А  день  Всевышнего  -  это  1000  лет  . Другими  словами  , само  раскрытие  Шхины  и есть сияние  света  и  наслаждения  , о  которых сказано  :
«  Глаз не  видел  «  . Но если  глаз  не  видел  , то откуда  известно всё  сказанное  ?  Рав  Брахия  сказал  : 
«  Как  через  щель  в   двери  «  .  За  которой  -  сияние  ,  игра  света  , искрение  .  А Йешаяу  сказал  (  51  :  11  )  :
«  И  избавленные  Всевышним  вернутся  и  придут  в  Цион                с  ликованием  и  радость  вечная  ( олам  )  будет  над  головой  их «  И  Тора  открывается  только  человеку  , который  совокупность   всего мира  и  включает  в  себя  всё  бытие  .
И  он  «  ключ  «  , поскольку  благодаря  ему  они  открываются  и  закрываются  , и  он  - приводное  колесо  , которым  приводится  во вращение  все  миры  .
А  в  мидраше  на  Теилим  30  : 3    сказано  :
«  нет  между  праведниками  живыми  и   праведниками  мёртвыми  никакой  разницы  , кроме  способности  к речи  . «
И  раскрытие  света  Всевышнего  , происходящее  в  человеке  , распространяется  от   него   по   всему  свету  .
Написано  :  «  Разве  не  сын  дорогой  Мне  Эфраим  , разве  не  ребёнок  забав  ?  «  (  Ирмиягу  31  :  19   )  ,  у  пророка  Йешаяу  66  :  12  «  …  и  на  коленях  забавляться  … «
Рав  Уна  и  раби  Ирмия  от имени  раби  Ишмаэля  ,  сына  раби  Йцхака  сказали  :  «  замысел  (  создания  )  Израиля  упредил  всё  «  , поскольку  все  «  забавы  «  , то есть первые  раскрытия  всего  , были  из  -  за  (ради  )  них  , как  написано  : 
«  Ибо виноградники  Всевышнего  Воинств  дом  Израиля  ,                а  муж  Иудеи  , наслаждения  забав  Его  «  (  Йешаяу  5  :  7  ) .
И  ещё  :  «  Всевышний  Властелин  твой  внутри  тебя  …  развеселится  над  тобой  в радости  , замолчит  (  грехи  твои  )  в  любви  Его  , возликует  над тобой  в  веселье  «  (  Цфания                3  :  17  )  . Таким  образом  Всевышний  изначально  раскрылся                в  забавах  , сделав  их  фундаментом  всех миров  .
А  раскрытие  желания  Всевышнего  , произошедшее  в  тех                «  забавах   «  , ставших  фундаментом  для  всего  и  целью  всего  , называется  именем   «   Малхут  « .  В  нём  Всевышний  раскрылся  как  вечный  царь  всех  миров  .  После  того  , как  раскрылось  это  желание  , которое    аспект  Малхута  …  для  того  , чтобы  произвести  миры  и  сущности  , дабы  царствовать   над    ними  ,  Он освободил  место  в  Его   свете                и   как  будто поднялся  от  Себя  к  Себе  . Как  сказано  об  этом  в  мидраше  Берешит раба  4 :   4  :
«  Когда  Он  хочет  :  «  Небеса  и  землю  Я  наполняю  … « ,
а  когда  хочет  ,  «  Он  говорит с  Моше  из места  между  двумя  жердями   ковчега  …  «  , то есть  Он  ограничивал  Свой  свет и  сделал  место  внутри  Его  для  бытия  миров  . И  об  этом  сказано  :  «  Вот  , место  при  Мне  …»  (  Шмот  33  :  21  )  ,
то  есть  Он  «  место  «  этого  мира  и  в  этом  Он раскрылся  изначально  .Поэтому     Он  , благословенный  , называется 
«  местом  мира  «  , и  об  этом  сказано  :  «  Подвешивает  землю ни  на  чём  «  (  Иов  27  :  7  ) , то  есть  «  на  Нём  «  висит  всё  ,  а  у  Него  Самого  нет  постижимой  сущности  -
спрятан  ,  сокрыт  и  непостижимо  возвышен  ,  Он  - душа    душ и внутренне  всех миров  вообще  , сам  Малхут   -  упомятутое  раскрытие  желания  , состоит  из  10  (  сфирот  ) .
А  сказанное  , что  в  этом  месте  « ограничился  «  свет 
( или   « покинул  «  )  его  , относится  только к  аспекту 
Эйн  Соф  , то есть свет  ограничился  из  аспекта  Эйн Соф  ,  дабы  раскрыться   здесь  и стать  «  душой  душ  «  и  корнем  корней  -  корнем  всего  ,  то есть уже  упомянутым  «  местом» .
(  И  всё  то  ограничение  (  цимцум  )  и место  , называемое                «  первым  эфиром  « и  «  высшим  сиянием  «  ,  находящееся         во  внутренней  точке  Малхута  Эйн  Соф  это  Малхут              Малхута .  И  всё  это  было сделано  и раскрыто  посредством  аспекта  «  забавы  « . Ведь  «  забава  «  , когда  «  Возрадуется  Всевышний  в  делах  Его  «  произойдёт  только  в грядущем  .
Она  «  поднимется  снизу  вверх  «  , то есть  «  от  конца   «                к  «  началу  «  , раскрываясь  в  Нём  как  основа  всего  .
И  всякая  » забава  «  -  это аспект  движения  , рождающего  ограничение  «  от  Себя  к  Себе  «  .
Там  была  «  забава  «  и  ограничение  , и  также  все  забавы  вообще  ,  для  всей  Торы  ,  которая  корень и  сущность  всех  миров  .  «  .  Первоначальная  Игра  .
А  вот место  из  Мишлей  25  :  1 ,  2  :
И это — притчи Шеломо, которые списали мужи Хизкии, царя Иеуды: Слава Б-жия
— таить дело , а слава царей — исследовать дело.         

Игры Бога  -  Царя  царей  и  земных  царей  -  открывать  тайны  Божьи , которые  ещё  называют секретами  природы .

Почему  я  взяла  места  из   Писания  ? 
Потому  что не  хочу  повторять  гностический  вздор  , что 
София  , якобы  премудрость  бога  и  мало  того  , его  жена  ,  как  безумная  Грета  носилась  из  эпоса  в эпос  , начиная                с  эпоса  о  Гильгамеше  , где  она  называлась  Инанною  -царицей  небес  ,  глава  храмовых проституток  , с  помощью  секса  сделала  из  человека  -  животного  именно что  человека-    по  мнению  писателя  эпоса  , жреца  должно  быть  Инанны  .  И  названа  была  в конце  концов  Инанной  .
В  Израиле  она  звалась  Аштарот  , которой  пекли  пирожки  как  царице  неба  и  чему  возмущался  пророк  .
Она  изображалась  богиней  с  бородой  ,  царственной  блудницей  .  И  впоследствии  у  Достоевского  он  назвал  её  ,   имея   в виду  Софию  ,    Соней  Мармеладовой  .
И  потому  она  у  Достоевского  проститутка   , верующая  , то есть  показывающая  Бога  бессильным , чтобы    другим  способом  накормить её  семью   ,  как  бы  тоже  София  , родившая  недочеловека  от  недобога  в  сказаниях  гностиков  .
И теперь  по вечерам  ,  в  ресторанном  угаре   , уже   у  Александра  Блока  она  решает  вопросы  пересотворения  .    Если  почитать «   Красную книгу  « ,  написанную  Юнгом  втайне  , но  открытую  в  наше  время  ,  все  боги  его предстали    в  их  явном  виде  . 
А  уже  истории об их кровавых  забавах  я  не  хочу  повторять  .
Но  у  Гессе  бога  как  будто  бы нет  , хотя  « орден   «  есть  и  ритуалы  тоже  .
В  его программных  книгах  :    от  «  Демиана  «  ,  к                «  Степному  волку  «  и  к    « Игре  в  Бисер  «  .
Потому  нельзя  читать  «  Игру  в Бисер  «  как  что  -то  отдельное  .
Нет  . Начиная  с  его вхождения  в  игры  психоанализа  ,
написаны  им   эти  три  книги  ,  как  три  отдельных тома  одной  книги  .
Йозеф  Кнехт  не есть что  - то  отдельное  от  Германа  Гессе  ,  как  и  «  Демиан  «  ,  и  «  Степной  волк  « .
Един  в трёх лицах  . 


Рецензии