Наши учителя. Владимир Анисимович

               
  Математика мне нравилась. Считать и решать в уме научил отец. Сколько историй в памяти, когда, коротая время, он придумывал какие-то задачи, и мы решали, обсуждая условия. Условия были довольно интересные, порой смешные, поэтому решать было заманчиво.
  В пятом классе к нам пришёл учитель средних лет, высокий полноватый, рыжеволосый Владимир Анисимович Анисимов. В школе его ещё до нас прозвали: «Сим-сим», или просто – «Симыч», поэтому нашим острым на язык мальчишкам не пришлось придумывать что-нибудь.
 Был он завучем школы, поэтому уроки вёл только в двух классах. Нам, наверное, посчастливилось, потому что вплоть до окончания школы он преподавал нам все математические дисциплины. Ни разу за всё время не пропустил ни одного урока.
Позднее, познакомившись с методикой преподавания разных дисциплин, я поняла, что уроки его разнообразием не отличались. С большой папкой подмышкой он, не торопясь, заходил в класс, с шумом бросал папку на стол, долго усаживался, не глядя по сторонам, поправлял очки и только потом говорил, чем будем заниматься на уроке.

  В начале сентября Владимир Анисимович назначил на каждом ряду старшего, который проверял выполнение домашнего задания и в начале урока докладывал учителю. Не помню случая, чтобы проверяющие кого-нибудь заложили. Просто давали свою тетрадь, чтобы лодырь списал решение. В средних классах, а особенно в старших, заложить своего товарища выглядело предательством. 
  Учитель терпеть не мог лодырей. Он мог открыто поиздеваться даже над их внешним видом. В середине 60-х в моду вошли узкие брюки-дудочки. Не помню, носили ли такие брюки одноклассники, с которыми мы не один пуд соли съели, но вот один вновь прибывший ученик ходил именно в таких. Стиляжничал. Как он в них влезал, сказать трудно, но Владимир Анисимович раз не удержался и язвительно спросил: «Бердников, как ты натягиваешь свои брюки? С мылом, наверное?»

  В 9 класс к нам пришли ребята из деревень южного куста. Средних школ в районе тогда было немного, в посёлке – одна, и после окончания сельских восьмилеток многие приезжали к нам. Там преподавался немецкий язык, поэтому парни и девчата из Тыжмы, Балдейки, Крым-Слудки, Верхнего Бемыжа приходили в наш класс.
 На первое сентября наш 9 «Б» пополнился почти на треть. Среди парней появился один красавчик – волоокий Лёнька Бердников, выше среднего роста с залихватским чубом, полными девчоночьими губами и своеобразной вихлястой походкой. Учился он, мягко говоря, посредственно, и математик не нашёл ничего лучшего, как «прикрепить» этого лентяя ко мне. То есть на уроках мы должны были сидеть вместе, и я должна была оказывать Лёньке помощь. Отказаться я не смогла.

  Спустя время мой подопечный стал проявлять успехи, чем немало удивил учителя. Он выполнял домашние задание полностью, записи и чертежи соответствовали требованиям, все теоремы были доказаны и задачи решены.   
Его вечные трояки стали разбавляться четвёрками. Мне тоже было удивительно, что за чудо произошло, захотелось даже погордиться: вот, мол, какая я наставница – закоренелого лодыря научила. Но в один прекрасный момент застукала его на месте преступления. Оказывается, в перемену этот хитрован доставал мою тетрадь и спокойно списывал задание, ничуть не смущаясь своих одноклассников.
Всё раскрылось, и я пересела на другое место. Но задание учителя выполнила.

  Все годы обучения методика ведения уроков алгебры, геометрии, тригонометрии не менялась ни на йоту. Кроме линейки, треугольника, транспортира и циркуля, мы ничего не видели. Не помню, как шло объяснение нового материала, но закрепление и отработка полученных знаний с пятого класса по десятый была следующей:
Учитель заходит в класс, пишет на доске большой столбик номеров и садится за стол. Кто первый решит, подходит к учителю и получает заслуженную оценку. У меня часто были пятёрки. Иногда думаю, что без современных методов обучения, без использования всякой наглядности, Владимир Анисимович давал нам прочные знания.
  Не случайно, из нашего выпуска многие ребята поступили в механический и сельскохозяйственный институты, где математика была профилирующим предметом.
Контрольные работы проводились тоже весьма своеобразно. На доске – задание на два варианта, все пишут, а учитель стоит у окна. Во рту леденец, и взрослый мужчина наслаждается, как ребёнок. Подышав на окно, рисует каких-то чёртиков, стирает, а спустя время повторяет свои художества.

  Устные экзамены по алгебре и геометрии сдавали с интервалом в два дня. Трудную алгебру сдала на пять, за геометрию ничуть не боялась. В себе была уверена. Когда взяла билет, даже улыбнулась. По алгебре был №18 и восемнадцатый вытянула на геометрии.
 Села за парту, рассмотрела, что вопросы пустяковые и решила идти отвечать без подготовки. Вот моя самоуверенность меня и подвела. Написала всё на доске, решила задачу и не могу вспомнить теорему. Попросилась сесть за парту.
 Разрешили, но ассистент – пожилая Анастасия Фёдоровна, математичка параллельного класса, которая у нас не вела ни одного занятия, стала внимательно присматриваться. Когда я ответила, она завалила меня дополнительными вопросами.
Поставили четвёрку. А потом в парте нашли шпаргалки. Не мои. Но приписали мне, потому что сидела я на этом самом месте. Оценку на балл снизили.
Вот спрашивается, зачем мне надо было идти без подготовки. Но что было, то было. В аттестат пошла четвёрка.

  Владимир Анисимович долгое время был холостым и жил с родителями недалеко от нас. В школу ходил по нашей улице. Высокий, в очках с золотой оправой, с неизменной папкой он выглядел важно и внушительно.
 Когда мама узнала, что учитель назначил меня старшей по проверке домашнего задания, она пошутила: «Ну вот, вырастешь, и он тебя замуж возьмёт».
Шутка шуткой, но я стеснялась и немного побаивалась учителя вплоть до самого выпуска. Его отношение ко мне, действительно, было особым. Возможно потому, что жили почти по соседству.

  Холостыми были три учителя: языковед Чувыгин Николай Александрович, Владимир Анисимович и директор школы Лапин Лев Александрович. Когда в школу приехала англичанка Людмила Васильевна Куршина, все три кавалера начали за ней ухаживать. Красивая белокурая женщина очень походила на актрису Людмилу Целиковскую.
Выбрала она Льва Александровича. Спустя время они уехали в Сарапул, где наш замечательный директор возглавил среднюю школу №12, которая славилась на всю республику. 

 Владимир Анисимович женился на симпатичной женщине, учительнице истории, которая приехала в нашу школу из Ижевска. Спустя время у них родился сын Юра. Галина Павловна, будучи в возрасте далеко за тридцать, катала малыша в коляске, нередко бывала около нашего дома, рассказывала маме о своих проблемах, просила совета в житейских вопросах.
 Юрий вырос, выучился в школе МВД, попал на службу в горячую точку и погиб в Чечне. Отца вскоре не стало, а мать не смогла смириться со смертью близких ей людей, стала мешаться рассудком и вскоре скончалась.

Я с благодарностью вспоминаю своего учителя математики. Какие бы уроки он ни давал, знания у нас были крепкие. По жизни гуманитарий я и после школы всегда могла решить задачу или уравнение из школьной программы.


   На фото: Слева Владимир Анисимович


Рецензии
Да, наши учителя остаются с нами до тех пор, пока с нами полученные от них знания! Спасибо за интересную историю, Валентина!

Марина Репина 2   26.04.2024 08:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Марина. Вы правы. А знания крепкие, надолго даны.

Валентина Колбина   27.04.2024 11:45   Заявить о нарушении