Заполните анкету!

З А П О Л Н И Т Е   А Н К Е Т У!

Алексей Носов стал безработным. Это случилось из-за его чрезмерной честности и строптивости. Работая на заводе металлоизделий, он добросовестно выполнял свой рабочий долг и, принимая металл, всегда старался, как опытный токарь, не только следовать чертежам и качественно изготавливать детали, но всегда сдавал остатки металла на склад, чтобы завод не имел ни малейшего убытка. Это не нравилось его товарищам, которые периодически похищали металлические отходы и сдавали их в частные приёмные пункты, получая таким образом дополнительные доходы. Они пытались по-своему «вразумить» бестолкового, по их мнению, Алексея, чтобы и он стал «таким же, как все». Но у них ничего не получилось. В конечном счёте, рабочий Носов «оторвался от коллектива» и стал в своём цехе «белой вороной». Его положение усугублялось ещё и тем, что он совершенно не употреблял алкоголя. А это в России – серьёзное моральное преступление! Особенно в рабочей среде. Товарищи частенько собирались после работы и шли в ближайший лес, где «отмечали» все знаменательные даты. Но Алексей никогда не соглашался разделять их компании. Постепенно над ним сгущались тучи.
А тут ещё история с мешком! Однажды наш злополучный трезвенник, отказавшись от обеда, задержался в мастерской: у него было довольно сложное задание, и он не успел вовремя справиться с ним. С четверть часа он провозился над трудоёмким изделием, а когда, наконец, деталь была выточена, выключил станок и присел на свой табурет, чтобы немного отдохнуть. Вдруг со стороны цеховой кладовой раздался лёгкий шум, и оттуда вышел кладовщик, волоча по цементному полу большой мешок. Носов тихонько приблизился к вору и спрятался за ближайшую колонну. Кладовщик осторожно открыл дверь и вытащил мешок наружу. Вдруг его лицо исказилось от страха, он бросил мешок и стремительно побежал в свою кладовую. Алексей подошёл к окну и увидел, что ко входу в цех подъехал на рабочей каре мастер их участка. Увидев мешок, он развязал верёвки и заглянул внутрь. Лицо мастера расплылось улыбкой! Он вновь завязал мешок и попытался поднять его на кару, но не смог. Постояв полминуты, мастер хлопнул себя рукой по лбу, сел на кару и быстро удалился.
– Поехал за подмогой, – решил Алексей и вышел на улицу. – Интересно, что же в том мешке!
Он потянул завязки и заглянул внутрь. Там лежали медные болванки. Алексей попытался взвесить груз, но мешок было невозможно оторвать от земли! – Килограмм за сто! – буркнул он. – Видать, решили украсть заводскую медь!
В это время послышался шум подъезжавшей кары. Алексей вернулся в мастерскую и снова спрятался за колонну, чтобы видеть происходившее.
Из кабины подъехавшей кары вылез тот самый мастер, который только что ознакомился с содержимым мешка. Тут же откуда-то прибежали четверо подсобных рабочих. Они с трудом погрузили тяжёлый мешок на платформу и удалились, оставив мастера наедине с добычей. Тот сел в кабину и уже собрался уезжать, как его лицо побагровело от ужаса: навстречу ему ехал «Фольксваген» начальника цеха!
– Здорово, Егорыч! – буркнул тот, выходя из машины. – Что ты тут делаешь?
– Да вот, вывожу заводские отходы, Николай Иваныч! – промямлил мастер.
– А почему именно ты вывозишь отходы? – усмехнулся опытный руководитель. – Неужели у нас нет для этого грузчиков?
– Да вот, я решил не отвлекать людей и сделать всё сам! – буркнул мастер, вытирая пот со лба.
– Дай-ка я посмотрю, что у тебя там! – бросил начальник цеха и подошёл к каре. Быстрым движением рук он развязал верёвки, заглянул внутрь мешка и остановился, словно в замешательстве.
– Так получается, что ты, Егорыч, воруешь нашу медь! – заговорил он после недолгой паузы. – А я тебе верил! Не раз премировал! Приводил другим в пример! А ты…
– Простите, Николай Иваныч! Бес меня попутал! Но не я – главный виновник! – простонал незадачливый мастер. – Это всё кладовщик!
– Ах, тут ещё замешан и кладовщик! – всплеснул руками начальник цеха. – Значит, у вас – организованная преступность! Нужно принимать меры!
– Пощадите, Николай Иваныч! Я ведь служил вам верой-правдой, беспрекословно исполнял все ваши приказы, а вы…
– Ладно, Егорыч, – смягчился опытный начальник. – Я не буду «раздувать кадило»! Однако при одном условии! Ты отвезёшь сегодня же эту медь ко мне на дачу! Мне самому очень нужен металл…Но никому – ни-ни! Понял?
– Понял, дорогой Николай Иваныч! – расцвёл улыбкой несостоявшийся похититель! Я всё так и сделаю!
– И ещё! – начальник цеха подошёл к своему автомобилю. – Если в дальнейшем кто-нибудь из вас попытается проделать что-либо подобное, то обязательно ставьте меня в известность! Потому как большая часть металла должна принадлежать мне!
Он уже собрался садиться в кабину своего «Фольксвагена», как вдруг открылась дверь цеховой мастерской, и на улицу вышел токарь Носов.
– Вот вы чем занимаетесь! – громко сказал он, качая головой. – И это называется руководители цеха!
– Какого чёрта ты тут объявился! – буркнул рассерженный начальник цеха. – Неужели ты следил за нами?!
– Да, следил и всё слышал! А теперь я пойду с заявлением в полицию! Вы ответите за свои дела!
– Дела – у прокурора! – сказал невозмутимо Николай Иванович. – А у нас – делишки! Иди, куда хочешь! Но, смотри, если осмелишься на подобную глупость – будешь немедленно уволен!
– А как мне теперь быть, Николай Иваныч? – пробормотал напуганный мастер. – Что мне делать с металлом?
– Делай то, что я сказал, а с этим…Носовым у нас не будет серьёзных проблем!
И чёрный «Фольксваген», резко развернувшись, унёс опытного начальника в сторону административного здания.
– Дурак ты, Лёшка! – пробормотал мастер Егорович, садясь в кабину своей автокары. – Зачем суёшься не в своё дело? Ведь Николай Иваныч – депутат, уважаемый человек, словом – власть! Не нам с тобой судить его!
Он нажал ногой на рычаг и медленно, величественно поехал к проходной, чтобы доставить злополучный мешок по назначению.
А наш герой не пошёл обедать. Он был так огорошен услышанным и увиденным, что едва справился со своей работой и пришёл домой в полном расстройстве.
– Что с тобой, Лёша? – спросила его жена. – Да на тебе лица нет!
Носов рассказал ей о случившемся.
– Вот негодяи! – возмутилась его супруга. – Надо их жестоко наказать! Завтра же иди в полицию! А не возьмутся за это дело – так в прокуратуру!
– Но ведь завтра же – рабочий день! Если я пойду в полицию – меня сразу же уволят за прогул!
– Но ты же ведь пойдёшь по государственным делам! А это – уважительная причина!
Алексей так и поступил. На следующее утро он отправился в районное отделение полиции. Его приняли. Сначала – дежурный офицер, а затем и сам начальник. Однако заявление о преступлении написано не было.
– Это дело не полиции! – вежливо ответил подтянутый подполковник. – Идите в прокуратуру!
А в прокуратуре с ним даже не стали разговаривать. Выслушав по какому поводу Алексей явился туда, дежурный сотрудник просто не пустил его в помещение.
– Мы знаем Николая Ивановича как порядочного и честного человека, – сказал он, – и поэтому ваши слова могут быть восприняты, как клевета! Ведь у вас нет никаких доказательств! Даже если нечто подобное и имело место, вы не найдёте свидетелей! Уходите подобру-поздорову!
Опустив голову, незадачливый токарь поплёлся на завод, но, появившись на проходной, узнал, что уволен с работы.
– Только что поступил приказ директора завода, что вы уволены за прогул, и ваш пропуск аннулируется! – объявил ему дежурный вахтер. – Идите в бухгалтерию за расчётом!
Так наш герой оказался не у дел и получил горький урок на всю жизнь.
Правда, он ещё попытался добиться справедливости, обратившись в местное отделение федеральной инспекции охраны труда. Однако чиновники вовсе не собирались защищать «какого-то рабочего».
– Вы бы ещё на самого президента пожаловались! – съязвила молодая секретарша, принимая от него бумаги. А через две недели Алексей получил от «защитников трудящихся» ответ, что «руководитель был вправе Вас уволить в связи с прогулом, потому что Вы отсутствовали на работе длительное время, а факты Вашей явки в органы правосудия не подтвердились…»
Что оставалось делать Алексею? Сначала он обратился в местную службу занятости, но оказалось, что поскольку его уволили по статье за грубое нарушение трудовой дисциплины, ему было положено лишь временное пособие в сумме восемьсот пятьдесят рублей…На эти деньги, конечно же, можно было прожить только день-два. И пришлось нашему герою самостоятельно искать себе работу, ибо служба занятости не могла найти ему работодателя из-за такой суровой записи в трудовой книжке.
Из своих мытарств  незадачливый токарь сделал определённый вывод – никогда не пытайся доказать правду начальству, не ищи справедливости в любых административных органах, ибо чиновники России считают своим долгом только получать постоянно растущую заработную плату, а выполнять государственные обязанности вовсе не собираются! И над ними нет никакого реального контроля, как это бывает в отсталом феодальном государстве.
Итак, Алексей стал скупать все газеты, где публиковались объявления, связанные с работой. А предложений было великое множество! В том числе и по его профессии. Но как только наш герой сообщал, что был уволен по статье, ему отказывали в приёме на работу. Однажды он набрал указанный в газете номер телефона и, к своему удивлению, услышал, что его ждут, без каких-то предварительных условий по названному адресу. Вдохновлённый, он устремился к центру города и вскоре прибыл на место в назначенное время. В большом коридоре, располагавшемся в подвале универмага, столпилось множество людей. – Неужели все они ищут работу? – подумал Алексей и занял очередь у заданной двери. – А ведь у нас сообщают, что безработных совсем мало! Здесь же собрался чуть ли не весь город!
Неожиданно открылась дверь, и в коридор вышла красивая белокурая девушка. – Все, кто назначен на десять часов могут войти! – сказала она с улыбкой и зашла внутрь. За ней устремилась целая толпа. Оказалось, что помещение представляло из себя учебный класс со многими столами.
– Садитесь! – сказала очаровательная девушка. – Сейчас я объясню вам, что следует делать!
Но народа было так много, что всем не хватило мест. – Ничего, постоим! – успокаивал себя Алексей, чувствуя тревогу.
– Итак, молодые люди, – сказала стоявшая у учительского стола белокурая девушка, – сейчас вы получите бланки и заполните анкету! Задание несложное и вам по плечу. Просто кратко ответьте на вопросы. – И она стала раздавать большие белые листы.
  Носов взял свой бланк, внимательно прочитал его и, к своей радости, не обнаружил графы о причине увольнения с последнего места работы.
– Слава Богу, – подумал он, – теперь-то я получил хоть какой-то шанс. Однако при заполнении анкеты он обнаружил достаточно странные вопросы. Например, какую зарплату вы хотите, готовы ли вы занять руководящую должность, какова численность населения Земли…
– Какое это имеет отношение к моей профессии? – подумал он, но заполнил все пункты и отдал исписанный листок той самой девушке-секретарю. – Что теперь от меня нужно? – спросил он при этом.
– А теперь вы можете идти домой и ждать нашего вызова. Вы ведь указали свой адрес и номер телефона?
– А как долго ждать? – пробормотал Алексей.
– Ответ придёт в течение месяца!
– Да, за целый месяц мы, пожалуй, умрём с голоду, – сказал себе наш герой, выйдя на улицу. Придётся ещё звонить и ходить по разным адресам!
Как оказалось, в этот раз газета пестрела массой объявлений, в которых предлагались такие высокооплачиваемые должности, что Алексей едва успевал ездить по заданным адресам. В большинстве фирм никто не требовал от него ни трудовой книжки, ни сведений о нарушениях трудовой дисциплины. Там снова предлагали заполнить анкету и обещали сообщить о возможном приёме.
Так прошло полтора месяца. Алексей больше никуда не ездил, а всё ждал звонков. Но никто не звонил.
– Что будем делать? – спросил он отчаявшимся голосом жену, когда узнал, что их сбережения подходят к концу. – Слава Богу, что у нас нет детей! Вот было бы горе!
– А давай, Лёша, дадим объявление в газету, что ищет работу токарь высокого класса! Может и найдётся человек, которому нужен настоящий профессионал?
– Не знаю, Олеся, – грустно молвил Алексей. – Я уже ничего хорошего не жду! Вот сам решил позвонить по тем телефонам, где заполнял анкеты. Но они не отвечают! Видно, какие-то мошенники!
– Но зачем им твои анкеты? – улыбнулась жена. – И какое в этом мошенничество?
Алексей пожал плечами и сел за стол, чтобы писать собственное объявление. Быстро настрочив небольшое предложение, которое продиктовала ему Олеся, он устремился в редакцию газеты «Моя реклама»…
Прошло несколько дней. Супруги Носовы уже забыли о своём объявлении и сидели за экраном телевизора, слушая очередную речь нашего славного президента, поучающего народ. Президент с гордостью говорил о достигнутых страной успехах, о борьбе с коррупцией, о необходимости неуклонно повышать зарплату чиновникам и обеспечивать рост благосостояния населения за счёт неведомо каких ресурсов…
Вдруг зазвонил телефон. Алексей быстро схватил трубку. – Это ты давал объявление? – донёсся до него грубый хриплый голос.
– Я! – ответил внезапно разволновавшийся Носов. – Я – токарь высшего разряда!
– А мне как раз нужен токарь! – пробурчал возможный работодатель. – У меня своя автомастерская и хороший токарный станок! Сможешь обрабатывать автозапчасти?
– Всё зависит от зарплаты! Вообще я могу обрабатывать любые детали!
– Добро. Для начала я положу тебе тридцать штук! А если оправдаешь доверие – удвою зарплату! Ты готов приехать ко мне прямо сейчас?
– Да, готов! Назовите свой адрес!
– Олеся, милая, да он положил мне сразу же тридцать тысяч! Это чуть ли не в три раза больше, чем я получал за тяжёлый рабочий день на заводе! – вскричал Алексей, как только его собеседник отключился. – Теперь мы заживём!
– Не спеши с выводом! – грустно ответила супруга. – Ещё неизвестно, как он отреагирует на твоё увольнение с последнего места работы.
Но Сергей Петрович, как звали хозяина автомастерской, спокойно выслушал эту информацию. Он принял нашего героя в своём небольшом кабинете, примыкавшем к длинному просторному гаражу, где и располагалось его производство. Хозяин был высоким, широкоплечим, этаким русским богатырем с выпуклыми стальными глазами. И выглядел он лет на пятьдесят.
Алексею бросились в глаза его тяжёлые узловатые руки, испещрённые сложной татуировкой. – Видимо, немало отсидел «на зоне», – подумал он, но почему-то не только не испугался, но даже почувствовал в нём какое-то отеческое тепло и искренне рассказал о своих мытарствах.
– Ладно, Лёха! – буркнул Сергей Петрович, как бы подводя итог исповеди нашего героя. – Теперь твои беды позади! Нассать я хотел на твою статью об увольнении и, тем паче, на того козла Николая Иваныча! Это так, мелкий фрайер! Кандон! И твоя трудовая книжка мне не нужна! Мои люди работают без этих жалких ксив! Главное – чтобы вовремя получали деньги и как можно больше! Мы теперь хозяева жизни и уважаем преданных нам людей! Я тебе не чиновник и не президент! Это им плевать на работяг! Будешь хорошо работать – будешь хорошо получать! Это тебе не фрайеры, у которых всё наоборот! Им принадлежит ещё пока видимая власть! Но нам принадлежит будущее!
Он усмехнулся и почесал свой небритый подбородок. – Водку пьёшь?
– Не пью, Сергей Петрович!
– Зови меня просто «Петрович» или «Хозяин», – кивнул головой уверенный в себе мужчина. – Что не пьёшь, это, конечно, хорошо. Но иногда надо! Таковы наши русские правила!
– Ну, если по праздникам, – пробормотал Алексей.
– Хотя бы по праздникам, – ответил Сергей Петрович и улыбнулся. – Мне вот смешно стало, когда ты рассказал, как ходил заполнять анкеты. Чудной ты человек! Да разве ты не знаешь, что это всё – сплошная лажа, фуфло?
– Неужели так? – поднял голову смущённый Алексей. – А какой им смысл брать от нас анкеты? В чём тут лажа?
– Ты впрямь чудной фрайер! – рассмеялся хозяин. – Послушай, что я тебе расскажу. Тут всё замётано! У меня зять работал в одной такой фирме, собиравшей анкеты. Вот какой-то москвич решает открыть у нас свою фирму или там филиал. Естественно, он ищет себе местных помощников, которые должны подобрать ему здания, будущих руководителей, персонал. Иногда бывают, в самом деле, солидные и богатые фирмы. Ну, братва часто помогает москвичам. Ясно, что самые денежные места принадлежат своим людям. Посторонние нам не требуются! Бывает, конечно, что и дурак попадает на хлебную должность, но «как не порадеть родному человечку», – учил нас поэт. Известно, что в России всегда были слабые начальники. Но они жестокостью укрепляли свою власть! Пусть там какой-то начальник фирмы и дурак, но зато требователен к подчинённым! Он сумеет выжать из них все соки! А что ещё надо премудрым москвичам? К тому же, при подборе персонала необходимы свои, преданные люди! Ведь фирма должна приносить доход не только москвичам или иным иногородним. Мы тоже должны, как говорится, «ощипывать кур»! А тут уже свои секреты! И их могут сохранить только наши люди! А кто знает тебя? Ты же ещё и правдолюбец! Полезешь, куда не надо – и хана! И себя погубишь, и делу навредишь! Понял, Лёша?
– Это я понял, но вот что им дают эти анкеты?
– А ты не догадался? Ведь по этим анкетам местные помощники богачей отчитываются за свою работу! Им же надо показать, что проведён классный отбор лучших, а не просто назначение своих людей! Некоторые фирмачи и платят только за число анкет! И хорошо платят!
– Но ведь люди, в конечном счёте, догадаются, что их дурачат, и прекратят заполнять анкеты? – бросил удивлённо Алексей.
– Ладно. Сколько ты заполнил анкет, пока не увидел их бесполезности? Двадцать пять?! Так пусть каждый житель нашего большого города заполнит хотя бы в пять раз меньше, и люди, раскручивающие этот бизнес, станут мультимиллионерами! К тому же наш народ – это источник вечного обогащения всевозможных жуликов! Как мне рассказал один историк-фрайер, тянувший срок за то, что справедливо назвал в своё время Ленина немецким шпионом, кто только нами не управлял: и варяги, и монголы, и немцы! Каких только «коммунизмов» они нам не строили, как только не дурили! А народ продолжает верить им и, мало того, постоянно наступает на старые грабли! Так что, за доходы наших жуликов можешь не беспокоиться! Это – неиссякаемый рог изобилия!

10 февраля  2014 г.


Рецензии