Сказка о старике и старухе на новый лад

Жил старик со старухой у самого синего моря. Жили они в ветхой избушке. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу…
Говоришь, ты слышал эту сказку? Ту же сказку, да не ту же. Это сказка сначала та же, а дальше пойдет совсем другая. Расскажу начало покороче, чтоб скорей дойти до новой сказки.
Закинул старик невод в море – пришел невод с золотою рыбкой. Она голосом молвит человечьим, просит отпустить ее в море, обещает дорогой дать откуп. А старик отпустил ее даром, пожалел, не просил ничего он, снова принялся ловить рыбу, улов в тот день был богатый.
Воротился старик ко старухе, рассказал, что нынче случился. Старуха только повздыхала, головой сурово покачала: «Что ж ты такой неразумный, ничего не спросил у рыбки! У нас и корыто раскололось, у нас и изба покосилась, и овощи болеют в огороде, и ноги мои ходят плохо, и спина твоя болит нещадно». Говорит старик своей старухе: «Не пойти ли покликать рыбку, поклониться ей чин по чину, попросить и избу, и корыто?» А старуха рукою махнула: «Первое слово дороже! Отпустил ты рыбку задаром – значит, требовать выкуп негоже. Пусть гуляет себе на просторе, мы и так проживем, как жили».
На том они и порешили, хотя и немного пожалели, стали старик со старухой жить, как допрежде живали.
Собрался старик в большой город продать там рыбу, купить соли, да муки, да еще чего надо. Обняла его старуха на прощанье, стала ждать старика возвращенья.
Приехал старик благополучно, купил и муки, и соли, завернутых в пеструю бумагу. Развернула кульки старуха, а на них нарисованы узоры, чтоб вязать нарядные салфетки, затейливо, из тонкой пряжи. Подумала старуха, рассудила, взяла крючки, взяла  пряжу, стала вязать она салфетки. Диковинный узор получился, нарядный, легкий, воздушный.
Как снова старик собрался в город продавать пойманную рыбу, отдала ему старуха салфетки, говорит таковое слово:
- Ты возьми, продай мою работу, да купи мне ниток потоньше, да еще спроси у торговца, откуда он взял эти узоры, может, есть у него еще такие, я и их бы связала на продажу.
Старик не спорил, не перечил, продал он рыбу на базаре, продал в придачу и салфетки, выручил побольше, чем за пряжу, а потом пошел в лавку к торговцу, принес ему листок с тем узором, спрашивал, откуда это диво.
Торговец достал из-под прилавка рваную растрепанную книгу, без обложки, без конца, без начала, старику объясняет с усмешкой.
- Это книга господских рукоделий, чтобы баре дома украшали, от безделья время коротали. Никому такую книгу здесь не надо, я ее перевожу на обертку.
Призадумался старик, да и молвит:
- А может, мне та книга приготится? Не продашь ли, скажи ее цену.
Торговец только усмехнулся:
- Да кому она надобна такая, без обложки, без конца и начала, забирай ее даром, коли хочешь.
Забрал старик себе ту книгу, прикупил старухе тонкие нитки, принес покупки, все ей отдал, а та любуется на книгу, приговаривает то и дело:
- Вот это свяжу непременно, и вот этот узор свяжу тоже, до чего получится богато.
Так и зажили старик со старухой, он ловит неводом рыбу, она то прядет, то вяжет, а он ее работу сбывает, хорошие деньги получает, получше, чем за простую пряжу. И корыто новое купили,  и избу хорошенько подновили, и лекарство, спину и ноги мазать, и еще семена для огорода.
Как-то раз сидела старуха, книгу с рукодельями листала, да вдруг удивилась, испугалась, говорит старику негромко:
- Погляди, старик, полюбуйся, не такая ли была твоя рыбка?
Поглядел старик тогда в книгу, видит в той книге картинку, на картинке вышивки образчик, точка в точку золотая рыбка.
Подивился старик, усмехнулся, говорит старухе с рассужденьем:
- Видно, правду тогда ты сказала, что первое слово дороже. Не пошел я кликать тогда рыбку, не стал у ней требовать откуп, а она и без того откупилась, помогла нам и нас одарила.


Рецензии