Места души моей 34

Места души моей 34
Я не сразу обратила внимание на мотоцикл, который стоял в центральном ряду экспозиции. Это был транспорт для мотовосхождения, поднятый под руководством Х. Залиханова на Восточную вершину Эльбруса в 1966 году. Мотоцикл был оставлен на вершине и передан музею только в 2015 году.

На торцевой стене, рядом с фотографиями о восхождениях, красовалась интересная таблица, отражающая творческий путь В. Высоцкого. Правее, на торцевой стене, почти в углу, были вывешены фотографии о восхождениях на Эверест. Да, здесь было уделено внимание и этому!

Я дошла до последней стены экспозиции. Внизу, в шкафчиках под стеклом виднелись предметы утвари балкарцев конца девятнадцатого, начала двадцатого веков. Здесь стояла посуда и приспособления для ведения домашнего хозяйства. А сверху были вывешены фотографии военных лет. Сколько же сил было положено,чтобы отвоевать Приэльбрусье. Сколько крови пролито...Более двухсот альпинистов сражались в горах Кавказа. На фотографиях над шкафчиками было подписано: "Война нанесла альпинизму тяжёлый урон. Почти все построенные в 1928-1939 годах альплагеря и турбазы были уничтожены. Была взорвана метеостанция на Эльбрусе - "Приют девяти" (4250 м), полуразрушен "Приют одиннадцати". Разрушена самая высокогорная постройка"Приют седловина " (5300м).

К сожалению, послевоенные годы стали для балкарцев трагичными. Всем известно о их депортации в другие районы СССР из-за, якобы, помощи немецко-фашистским оккупантам. Но, ведь даже если и были такие люди, то предатели есть везде и всегда...

Указ о переселении, датируемый восьмым апреля 1944 года, подписанный М. Калининым, был вывешен на стене среди победоносных фото.

И снова я вспомнила про свою бабушку. Почему эти женские лица на фото напоминали мне ее лицо?

Нечеловеческие условия насильственного переселения сделали свое дело - много людей погибло от голода и болезней.

О Н. Хрущёве можно говорить всякое, но именно он позволил балкарцам вернуться на родину. Ну, а если бы нет? Главная вершина Европы принадлежала бы сейчас Грузии?

Много вывешено фотографий, связанных с основной деятельностью Х. Залиханова -альпинизмом и просто его жизнью, дружескими и официальными встречами. Были и фотографии с отцом Хусейна - Чоккой, который взошел на Эльбрус в 110 лет. Больше всего меня поразили, в этом плане, фото девяностых годов. Это же время, когда я была юной...и будто бы это все было вчера, а я и не знала тогда про эти места ровным счётом ничего! И даже не интересовалась ничем подобным...

Вот и закончилась моя экскурсия по этому небольшому, но очень интересному музею. И конечно же нужно было приобрести сувениры. Я купила несколько магнитиков с фотографиями Владимира Высоцкого и необычную фигурку, представляющую собой выполненное из дерева символическое изображение Эльбруса с прикрепленными внизу скейтбордом, карабином, лыжами и почему -то колокольчиком. Сейчас он висит на холодильнике.

Тепло попрощавшись с легендарной хранительницей музея Шамкиз Залихановой, я отправилась в обратный путь.

День клонился к вечеру и солнечные лучи так осветили мост через Баксан, что и он и река показались мне в тот момент просто сказочными.

Я вышла к трассе и решила сфотографироваться рядом с памятником великого барда. Неподалеку резвились ребятишки, девочка и мальчик лет, ещё дошкольного и младшего школьного возраста, как мне показалось. Дети были совсем светленькими, оба с белокурыми кудряшками. Но, они кричали друг друга по именам и было понятно, что это балкарцы.

Я сделала пару фотографий и перешла дорогу. Коровы в этот раз на обочине не лежали. Пройдя метров пятьдесят вдоль трассы, я увидела впереди уже знакомую фигуру. Это был все тот же фотограф. Неужели он так быстро дошел до Поляны Нарзанов и вернулся? Здесь, ведь, приличное расстояние.

- И опять мы встретились! - выпалила я, когда мы оказались рядом.

- Я не дошел до Нарзанов - признался мужчина - Заплутал и вернулся назад.

- Так вроде бы дорога всегда прямо идёт? - удивилась я.

- Да, не знаю...

Некоторое время спустя я подумала о том, что вовсе не это может быть истинной причиной возврата. Но, говорить об этом не хочу...

Кто бы мог подумать, что завтра мы встретимся и в четвертый раз?

А в планы завтрашнегот дня входило скалолазание в ущелье Адыл-Суу. Я серьёзно настроила себя на этот лад, хотя до этого в естественных условиях скалолазанием ещё не занималась. Но, главное - это желание! Ещё сегодня с утра я договорилась с хозяином домика, где жила, чтобы меня довезли до ущелья Адыл-Суу. Карты все -таки не дают полного представления о маршруте и даже панорамы - нет, как на них не смотри! Пока ты вживую не окажешься на этом месте, не будет понятно, как идти, вести себя и что делать.

Проезд стоил две тысячи рублей. Это, конечно недешево, но как ещё добраться туда? Пятнадцать километров по дороге, а потом ещё по ущелью вверх около пяти километров (по крайней мере до зоны скалолазания) Если бы просто поход, то да, возможно, но ведь силы надо поэкономить, собственно, для самого скалолазания!

С утра, собрав в рюкзак еду, веревку, гри-гри с карабинами, скальники и страховочную систему, я вышла из домика в ожидании машины и фотографировались перед отъездом. Оказалось, что машина ждала меня около соседнего домика. Это был минивэн. Водитель, молодой парень, с сильно выраженными азиатскими чертами лица, открыл передо мной большую дверь и подал рюкзак. Если бы я увидела такое лицо где-то в другом регионе, то и подумать бы не могла, что он с Кавказа. Хотя, что ж здесь удивительного...

По трассе 15 километров на машине -это очень быстро. Не успела я и глазом моргнуть, как автомобиль повернул направо и продолжил движение вверх по асфальтированной части дна ущелья Адыл-Суу. Мы проехали несколько указателей и остановились напротив моста, после которого начиналась грунтовая дорога.

- Дальше Вам прямо! - сказал парень.

- Я позвоню Вам вечером. Скорее всего, я дойду до трассы сама -ответила я, выходя из машины.

- Хорошо. Тогда будет семьсот рублей. Позвоните, пожалуйста, за полчаса.

- Да, конечно. - Попрощавшись и забросив рюкзак, я зашагала по направлению к мосту.


Рецензии