Наедине с весной. Обзор стихов В. Панкратова

«Поэт издалека заводит речь...» - начну тоже немножко издалека... В детстве у меня была большая репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели». Всегда, когда смотрела на неё, не могла понять, поверить, принять, что на ней изображена весна. Разумом понимала, что грачи прилетели, а не улетели - значит весна, но что-то мешало увидеть её на картине. Мне не хватало глубины, ширины, воздуха, света... Не могу точно сказать, с чем это было связано... Шли годы... Теперь я тоже пишу. Не картины, стихи... но понимаю, что подсознание моё было право, не принимая «Грачей». Есть в весне что-то буйное, бесконтрольное, текучее, изменчивое, да просто сумасшедшее в конце концов. Её не заточишь в рамки картины, как реку не скуёшь льдом, весна вскроет и реку, и... душу.
Бывают такие стихи - как картины. Читаешь их, смотришь на картинку и видишь, как всё внутри стиха дышит, пульсирует. Вот о таких стихах и пойдёт речь в данном обзоре.
Пять стихотворений Владимира Панкратова, пять разных интерпретаций, образов, восприятий весны.
Первый стих Владимира - исток, из которого разбежались ручьи-строчки, захватывая по пути все фрагменты, кадры жизни, становясь полноводнее... И в итоге превратились в большую, могучую реку.

Весна в окно ворвалась,
В беспечный гам сплетясь,
И солнце заметалось
По небу твоих глаз!

А лодочка ладони
Ждёт в волнах тёплых струй,
Когда апрель обронит
Сосульки поцелуй!

Ручьи, смеясь, искрятся,
Зеркалием  дрожа,
Речной страной глядятся
С обрыва этажа!

Жизнь бьётся за оконцем,
И я в который раз
Ловлю губами солнце
На небе твоих глаз!

«Весна» (1972-1977)

Уже этот самый ранний стих захватывает читателя, словно лодочку, и несёт его сознание по течению реки, по её водоворотам, заставляя с восторгом думать: «Вот она жизнь!»

Затем, на протяжении лет, образы менялись...
 
Вскрываются души и реки,
В проталинах моется грусть.
Лучи, словно ласковый лекарь,
Давление мерят и пульс.

Несутся по жиже собаки,
Я сам вслед за ними готов…
Чирикают нотные знаки
На линиях между столбов.

Промоины снега походят
На чьи-то большие ступни,
Как будто стадами уходят
На север холодные дни,

На бивнях неся безучастно
В полярных сияний острог
Твой вырванный с кровью и мясом,
Вмороженный в сердце кусок.

«Перемены» (2018)


И если здесь:

Чирикают нотные знаки
На линиях между столбов

То уже через два года, в «Циклах» (2020)

Пахнет жизнью. Пернатыми парами
Дирижирует  солнечный цирк

А весна в этот год выйдет ранняя.
Банным веником гонит тепло.
С крыш каким-то беззубым страданием
Выпадает сосулек стекло.

Пахнет жизнью. Пернатыми парами
Дирижирует солнечный цирк.
Отчего же, как прежде, не радует
Снова мимо шагающий цикл?

От шагов отлетают мгновения,
И отсчёты их сводят с ума,
Как секунды, от летних в осенние,
А за ними зима и зима…

Невероятные метаморфозы происходят с сосульками. Сосулька, казалось бы, -самый стандартный весенний образ... Но не в творчестве Владимира Панкратова. Циклы, времена года, изменения в природе - всё наполнено философскими размышлениями о жизни, любви, времени. И если в раннем стихе лирический герой ждёт, когда в подставленные ладони

... апрель обронит,
Сосульки поцелуй!

То в стихе «Циклы»:

С крыш, каким-то беззубым страданием
Выпадает сосулек стекло

А в «Весеннем» (2024) в сосульках «бушует пожар», а сами они сравниваются с тающими гнёздами. Кто бы ещё мог придумать такой образ! Всё есть в стихах Владимира: жажда жизни, широта души, многогранность любви, переливы света.
 
В сосульках бушует пожар,
И падают с тающих гнёзд,
Сверкнув — за Икаром Икар.
Контузя разрывами мозг,
 
Набатом карнизная жесть
Несёт по вселенной двора
Из генов пещерных: «Азъ есмь!»
Сегодня, уже не вчера!
 
Зажмуренность, тёплый покой
Лизнул языком ветерка,
Как будто из жизни другой
Её дотянулась рука
 
Со всем, воздающим сполна,
Границу нарушив без виз.
И это, дружище… весна!
А значит, ещё одна жизнь!


Нельзя не обратить внимание на название стихов: «Перемены» и «Циклы» Это противоположные по сути своей понятия. Это переменчивая стабильность, то самое, что и определяет ход нашей жизни. В отличие от природы,  в человеческой жизни всего одна весна, одно лето, одна осень и одна зима. И качество этой жизни зависит от возможности и умения принять это. Но в юности мы сами подобны бурным потокам, и нас не особо волнует философия жизни. Осознание этой переменчивой стабильности, желание созерцать, впитывать, любить... любить всё вокруг - приходит много позже и, как правило, «урожай» этих мыслей человек собирает в свою «осеннюю пору». Именно поэтому «Циклы» так уникальны: в них последовательно прослеживается эта одновременно простая и сложная мысль.

.....................
Отчего же, как прежде, не радует
Снова мимо шагающий цикл?

От шагов отлетают мгновения,
И отсчёты их сводят с ума,
Как секунды, от летних в осенние,
А за ними зима и зима…

В стихах Владимира Панкратова нет пейзажа как такового, потому что, по словам самого автора, «...простое описание природы с перечислениями её красот не впечатляет, всегда надо оживить природу присутствием человека, его чувств, сопряжённых с тем временем года, о котором пишешь». Поэтому в стихах Владимира и «солнце сияет на небе глаз», и дни холодные, как будто «стадами уходят на север», унося на бивнях воспоминания. Такое мало придумать, сочинить, увидеть... такое надо пережить. Тем и притягательны его стихи, что в них всё настоящее, чистое, в них - душа.

И если в раннем, одном из первых:

Ручьи смеясь искрятся,
Зеркалием  дрожа,
Речной страной глядятся,
С обрыва этажа!
...................................
Жизнь бьётся за оконцем  («Весна»)

То в зрелых стихах:

Набатом карнизная жесть
Несёт по вселенной двора
Из генов пещерных: «Азъ есмь!»
Сегодня, уже не вчера!

(«Весеннее»)

И вот это наслаждение моментом сегодняшним, стремление прожить каждую минуту этого дня осмысленно и с удовольствием даёт ощущение тёплого покоя:

Зажмуренность, тёплый покой
Лизнул языком ветерка...

А значит, всё зависит от человека - будет ли в его жизни одна весна или несколько... Главное, чтобы с каждой весной приходило осознание, что это «ещё одна жизнь».

Мне всегда было жаль, что я не умею рисовать... Но моё творческое воображение умеет. Поэтому оно всегда с жадностью впитывает художественные образы. В стихах Владимира они живые, уникальные, свежие, оригинальные, яркие, рельефные. Их нельзя не видеть, их, кажется, можно даже мысленно потрогать. Его ручьи, сосульки, небо, проталины, сосны, качающие облака, до того живые, что закрываешь глаза и жмуришься на этом солнце. И тепло необыкновенно! И даже самый невосприимчивый к поэзии читатель, словно крот из «Апрельского» (2023), захочет увидеть это Солнце и почувствовать его тепло!

Сияющим в выси кулоном
Играется чья-то рука,
И сосны друг другу поклоном
Дают покачать облака.
 
Уносят, вздыхая спросонок,
За радужный неба рубеж
Не вышедших в рост из пелёнок
Младенцев вчерашних надежд.

Смещается ракурс сетчатки
К земному объёму забот,
Где выполз под солнышко в грядке
Не видящий солнышка крот.


14.04.2024


Рецензии