Фотография

Эта фотография из моего детства – летит через годы и вольно или невольно в какой-то момент попадает мне в глаза; и в то же мгновение, как фото попадает мне на глаза, я отмечаю, что вижу снимок совершенно по-новому…

Я дорожу этой фотографией, как может дорожить человек памятью о детстве. Без тихой неудержимой улыбки не могу рассматривать лиц ребятни на фото.

А история снимка такова: фотокорреспондент городской газеты шёл по нашей улице, выискивая какой-нибудь необычный кадр; и наткнулся на наш дворик, где резвилась детвора, в числе их был и я.
Вот он – мальчонка, сидящий на корточках в нижнем ряду – второй слева, рядом с улыбающимся во весь рот Женькой Дорохиным. Когда он вырастет, то станет шахтёром и будет добывать уголёк в забое и будет заслуженно награжден знаком всех трёх степеней «Шахтерская слава». А пока сидит рядом со мной на корточках и задорно улыбается – он здоров и весел: ещё далеко до профессиональной болезни – силикоза, которой он будет болеть потом…

Ещё рядом со мной сидит его старший брат Анатолий: кокетливо сложил кисти рук под подбородком, тоже улыбается, но не так широко, как Женя. Толя рано умрёт, не дожив и до двадцати лет; от чего умрёт? – не знаю, это осталось для всех какой-то семейной тайной.

Рядом с Толей Дорохиным вальяжно сидит, преклонив одно колено к земле, мой старший брат Славик Воропаев. Ещё более старшие дворовые ребята: Толик Терлевич, Коля Панов, Виктор Санкевич, которых здесь на фото нет – подразнивали его «Сляфик» потому, что в раннем детстве мой брат так представлялся, когда его спрашивали:
-Мальчик, как тебя зовут?
-Сляфик.
Вот старшие мальчишки и подтрунивали над ним…

А рядом с моим братом Славиком приткнулся мальчик, который выпадал из нашей дворовой компании, ибо он был «сын инженера». Так его называли наши родители – их семья недолго прожила в нашей рабочей среде, и вскоре переехала куда-то.

А вот – в угол фотографии вжался Саня Бося. Бося – это его мальчишеская кличка, которая переросла затем и в зрелую жизнь человека. Бывает же так, что фамилия забывается, а пацанячая кличка остаётся в памяти, как пожизненное клеймо.
Саня проживёт всю жизнь с мамой и умрёт в одиночестве: соседи поймут это по запаху разложения, вскроют квартиру и увидят останки его, сидящие на диване перед недопитой бутылкой водки.
А пока он криво ухмыляется в объектив…

Закончился нижний ряд в осмотре фотографии – переходим в верхнюю череду обозрений.
И первый из них Славик Кулик – в его фигуре и лице есть какая-то готовность к будущему, но эта готовность так и останется готовностью: он проживёт вполне заурядную жизнь. Родители его желали бы видеть в нём учёного человека, но ученье не давалось Славику ещё с детства. Мы даже придумали по этому поводу анекдот:
-Сидит Славик и пытается сложить из букв слово «папа»: «пэ» «а» папа подходит к нему и даёт подзатыльник: па-па! «Мэ» «а» мама сзади отвешивает ему затрещину: ма-ма!
Тогда нас веселили подобные наблюдения друг над другом, может они продлились долго у кого-то в памяти – может быть…

Рядом со Славиком стоит на пол головы ниже Мишка Демидов – лепший друг моего детства. Я до сих пор воспринимаю его не иначе, как другом, хотя детство давно прошло, да и жизнь фактически прошла: осталось ожидание своей смерти, но хочется, чтобы это ожидание увенчалось победой над собственным злом! Помоги нам Господи!
Мишка так и остался в моей памяти, как человек, с которым я пошёл бы в разведку…

В центре фото предстоит Валя Кущева. Фотограф так поставил её: в своём плюшевом тёмно-синем пальтишке она создавала зрительный центр снимка.
В нашем дворе девчонок было, раз-два и обчёлся: Таня Гранкина да Надя Флегонтова – вот и все девчонки, причём они были младше всех нас по-возрасту.
На Валю уже засматривались наши старшие мальчишки, в числе которых был и мой брат…

Рядом с Валей стоит Коля Гранкин – он долго оставался маленького роста, хотя был на год старше меня и моего друга Мишки. А потом увлёкся спортом – футболом и резко стал расти, как в сказках говориться: не по дням, а по часам; и в юношеской сборной по футболу был нападающим команды.

И завершает верхний ряд фото Володька Ференчук. На фото он выглядит самым маленьким, хотя мы трое были одногодки: я, Миша Демидов и Володька Ференчук. В последующей жизни Володька возмужал, стал грузнее и тучнее и тоже погряз в профессиональных шахтёрских болезнях...

Я люблю рассматривать эти лица – эти образы Божии, которые когда-то запечатлела камера проходящего фотографа: необычный кадр у него получился.

Апрель, 2024


Рецензии