Трансгуманизм и крионика

Трансгуманизм (от лат. trans — предлог, обозначающий переход, изменение и homo — «человек») — общественный строй, политическая позиция и философская концепция, продвигающие использование достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения тех аспектов человеческого существования, которые трансгуманисты считают нежелательными — страданий, болезней, старения и смерти. Трансгуманисты изучают возможности и последствия применения таких технологий, опасности и преимущества их использования, рассматривая в том числе идею конвергенции биологических, информационных, познавательных и нанотехнологий.

Идеи в форме желаний или мнений, которые сегодня могут быть истолкованы как трансгуманистические, присутствовали в человеческой культуре на протяжении всей истории.

Впервые слово «transhumane» использовал Данте Алигьери в «Божественной комедии» (1312), но в современном смысле это слово встречается впервые только у биолога-эволюциониста Джулиана Хаксли в его работе «Религия без откровения» (1927). В духе своей эпохи, ознаменованной, в частности, проникновением методов естественных наук в биологию, становлением генетики как самостоятельного научного направления и началом освобождения повседневной жизни людей от влияния религии, Хаксли представлял «трансгуманизм» как новую идеологию, «веру» для человечества, входящего в новую волну научно-технической революции. Близкие к Хаксли взгляды в это же время развивал генетик Джон Холдейн, физик Джон Десмонд Бернал и популяризировал писатель-фантаст Олаф Стэплдон. Крах надежд на появление реальных способов радикального изменения биологической природы человека быстро привёл к угасанию широкого интереса к идеям в этой области.

Первым на практике к перспективе усиления возможностей разума человека с помощью специальных устройств, разработанных на научной основе, подошёл русский изобретатель С. Н. Корсаков (1787—1853). В конце XIX века о дальнейшей эволюции человечества через преодоление ограничений человеческого тела, как о желанной перспективе, говорили, в частности, Фрэнсис Уиллард и Николай Фёдоров.

Современная волна научно-технической революции возрождает интерес к идеям трансгуманизма. Хаксли обращается к этой теме в 1957 году. (Этот год принято считать датой официального рождения термина «трансгуманизм».) В 1962 году выходят в свет работы Роберта Эттингера и Эвана Купера, положившие начало становлению крионики как практической области деятельности. В 1972 году Эттингер расширяет эти идеи в более широком трансгуманистическом контексте.

С 1966 года активно продвигает трансгуманистические идеи ирано-американский футуролог ФМ-2030 (Ферейдун М. Эсфендиари). Ему принадлежит определение трансгуманистов как людей, имеющих особое мировоззрение и направленных на самосовершенствование стиля жизни; людей, которые используют современные достижения науки и техники для перехода к «постчеловеческой» форме существования. Ряд его книг содержит размышления о различных аспектах предполагаемого будущего, что выливается в его собственную концепцию трансгуманизма, изложенную им в 1989 году.

Как идеи Р. Эттингера, так и ФМ-2030 были ориентированы на практическое воплощение, однако не получили широкой поддержки в обществе.

Значительное влияние на следующую волну в истории трансгуманизма оказали, в частности, концепции Тоффлера о футурошоке (1970), Тьюринга и фон Неймана о перспективах «мыслящих машин» (1950), которые впоследствии легли в основу идеи о технологической сингулярности, Фейнмана и Дрехлера о молекулярном производстве (1960, 1985) и принятии решений о неопределённости.

Одно из первых определений трансгуманизма ввёл философ Макс Мор.

В 1998 году философы Ник Бостром и Дэвид Пирс основали Всемирную ассоциацию трансгуманистов.

На промежуточных выборах в США в 2014 году Габриэль Ротблатт был первым трансгуманистом, который баллотировался в Конгресс США.

В октябре 2014 года Золтан Иштван (автор книги «The Transhumanist Wager») анонсировал свой план по созданию Трансгуманистической партии в США и заявил, что планирует баллотироваться в президенты США на выборах 2016 года.

В начале 2015 года началось формирование трансгуманистических партий в Европе и остальном мире. В данном контексте трансгуманизм — международное движение, провозглашающее, что с помощью научно-технического прогресса удастся добиться фундаментальных изменений в человеке: значительно увеличить его умственные, физические и психологические возможности, ликвидировать старение, достичь бессмертия.

Семён Николаевич Корсаков (14 (25) января 1787 — 1 (13) декабря 1853) — русский дворянин, изобретатель механических устройств, «интеллектуальных машин» для информационного поиска и классификации, пионер применения перфорированных карт в информатике. Известен также своими работами по гомеопатии. Племянник адмирала Н. С. Мордвинова.

Происходил из старинного дворянского рода Корсаковых. Родился 14 (25) января 1787 года в Херсоне, где его отец Николай Иванович Корсаков был главным строителем. Крещён светлейшим князем Г. А. Потёмкиным-Таврическим и княжной Вяземской. Рано лишившись отца, он, благодаря заботам своей матери Анны Семёновны, урождённой Мордвиновой (1765—1849), получил прекрасное воспитание. Дядя — адмирал Н. С. Мордвинов, заменил Н. И. Корсакову отца.

С. Н. Корсаков участвовал в Отечественной войне 1812 г., а также в Заграничном походе против Наполеона 1813—1814 гг. После войны служил в статистическом управлении Императорского Министерства внутренних дел в Санкт-Петербурге в чине коллежского советника, позже был чиновником по особым поручениям этого министерства. С 19 октября 1837 года — статский советник, с 6 ноября 1842 года — действительный статский советник; в этом чине в 1845 году вышел в отставку.

Был награждён орденами Св. Анны 2-й степени и Св. Владимира 4-й степени с бантом; был кавалером прусского ордена «За заслуги».

Оставив службу, жил в Дмитровском уезде Московской губернии, в имении Тарусово, где скончался 1 (13) декабря 1853 года. Погребён рядом с Тарусово, на кладбище Троица-Вязники.

С. Н. Корсаков является пионером русской кибернетики. Основное стремление С. Н. Корсакова — усиление возможностей разума посредством разработки научных методов и специальных устройств[6]. В первой половине XIX века он изобрел и сконструировал ряд действующих механических устройств, функционирующих на основе перфорированных таблиц и предназначенных для задач информационного поиска и классификации.

Компаратор определяет те же операции с множествами, что и идеоскоп. Преимущество компаратора заключается в том, что признаки сравниваемых идей можно задать непосредственно (динамически) перед началом сравнения, не требуется заранее подготавливать и использовать перфорированные таблицы. Ограничение состоит в том, что за один раз возможно сравнение только двух идей.

В целом, изобретенные С. Н. Корсаковым машины позволяют быстро находить, сравнивать и классифицировать множества информационных записей (идей) по набору многочисленных признаков (деталей). C. Н. Корсаков позиционирует свои машины как усиливающие человеческий разум для одновременного охвата большого количества объектов и их сравнения по множеству признаков. Для реализации своих машин С. Н. Корсаков по существу впервые применил перфорированные карты в информатике. До этого перфокарты использовались в ткацких станках для управления узорами на тканях, причём первое массовое распространение такие станки получили благодаря Жаккарду (1808, Франция) и Наполеону, поспособствовавшему внедрению механизма во Франции. В работах С. Н. Корсакова содержится целый ряд новых для того времени идей, как то: многокритериальный поиск с учётом относительной степени важности различных критериев, способ обработки больших массивов данных, предтеча современных экспертных систем, и даже попытка определить понятие алгоритма.

С. Н. Корсаков предпринял два шага к продвижению своих изобретений. В 1832 г. им была издана брошюра «Начертание нового способа исследования при помощи машин, сравнивающих идеи». По традиции того времени, брошюра была написана на французском языке. В том же году С. Н. Корсаков предпринимает попытку представить свои изобретения на суд Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге. Однако С. Н. Корсакову не повезло. Изобретения его не были в должной мере оценены современниками и не получили официальной поддержки. Заключение комиссии содержало ироническое замечание: «Г-н Корсаков потратил слишком много разума на то, чтобы научить других обходиться без разума».

В 1961 году М. И. Радовский опубликовал архивные документы Академии наук СССР, относящиеся к прошению Корсакова. В 1980-х годах публикации Радовского привлекли внимание профессора кафедры кибернетики МИФИ Геллия Поварова[7]. Оценка трудов Корсакова впервые была изложена Поваровым в 1982 году на семинаре по искусственному интеллекту, проходившем под руководством Е. А. Александрова в Центральном Доме культуры медицинских работников в Москве.

В 2001 году Поваров опубликовал статью об изобретениях Корсакова в книге «Машинные вычисления в России», изданной в Германии. Вышедшая на английском языке, то есть доступная всему миру, эта публикация явилась реабилитацией незаслуженно забытых работ Корсакова. Первая обширная статья на русском языке об изобретениях Корсакова была опубликована в 2005 году А. Ю. Нитусовым в еженедельнике PC Week/RE. Функционирование машин Корсакова впервые было описано в монографии В. В. Шилова «Логические машины и их создатели», опубликованной в 2008 г. Перевод брошюры Корсакова от 1832 года вышел в 2009 году в издательстве МИФИ под редакцией доцента А. С. Михайлова.

Брошюра и её перевод содержат подробное описание функционирования всех пяти изобретенных машин. В статье Михайлова, сопровождающей перевод брошюры Корсакова, приводится попытка интерпретации функционирования машин Корсакова в современных терминах операций с множествами, а также дается указание на предвосхищение Корсаковым ряда современных понятий. Теоретико-множественная интерпретация работы машин Корсакова также обсуждалась на Научной сессии МИФИ-2009. Уже в первой половине XIX века машины Корсакова реализовывали основные операции с множествами, то есть тот самый базис, который и поныне лежит в основе дискретной математики.

Визуализация работы всех пяти «интеллектуальных машин» Корсакова была выполнена на кафедре кибернетики МИФИ.

***

Трансгуманизм, часто обозначаемый Трансгуманизм , является современным философским движением, основанном на предположении, что человек – это не заключительное звено эволюции, и, следовательно, он способен совершенствоваться до бесконечности. Сторонники этого движения уверены, что вполне реально устранить такие вещи как смерть и старение, многократно повысить физический и умственный потенциал.

***

Что такое трансгуманизм?
Трансгуманизм — это философская концепция, вылившаяся в международное движение, которое поддерживает использование достижений науки и технологий для совершенствования человеческого тела. Это движение предлагает использовать технологические возможности для борьбы со старением, смертностью и болезнями.

В узком смысле трансгуманизм поощряет различные боди-модификации, делающиеся по тем или иным причинам: замена угасающей от Альцгеймера памяти компьютерным алгоритмом, оцифровка воспоминаний, замещение травмированных или отсутствующих конечностей протезами и так далее. Это движение требует, чтобы направленные на улучшение жизни технологии были доступны для массового использования и обширно применялись.

Впервые термин «трансгуманизм» в современном значении (то есть «выходящий за пределы человека») использовал английский биолог-эволюционист Джулиан Хаксли (старший брат автора антиутопии "О дивный новый мир" Олдоса Хаксли) в 1927 году в работе «Религия без откровения». На момент написания работы в медицину начали проникать новые технологии, появилось больше возможностей влиять на заложенный природой порядок вещей. Современники поддержали идею о том, что усиление способностей человека с помощью технологий может стать новой религией для человечества, но настоящий бум случился в 60-х, когда позади осталась война, в течение которой люди увидели совершенно не то использование достижений науки.

В 60-е синергично усиливали друг друга сразу несколько явлений: развитие технологий, активное появление произведений в жанрах научной фантастики, становление крионики, изучение человеческого сознания. Так что в 1957 году Хаксли возвращается к идее трансгуманизма, и ее подхватывают ученые Роберт Эттингер и Эван Купер, положившие начало крионике, а затем и другие футурологи.

В рамках трансгуманизма предполагается, что усовершенствование своих возможностей является правом любого человека, а не заменой отказывающих органов в случае болезни или возрастных изменений. Таким образом, человек, например, с имплантом для оцифровки воспоминаний или с механической рукой, экзоскелетом или компьютерным глазом будет не инвалидом, а трансчеловеком, киборгом.

По мнению футурологов, трансгуманизм поможет избавить человечество от страданий, боли, а также сможет дать человеку ещё больше контроля над своей жизнью. В том числе человек сможет решать, когда ему жить, а когда умирать и уходить ли из жизни вообще.

В широком смысле трансгуманизм предполагает не только превращение человека в киборга с помощью использования протезов и экзоскелетов, он включает также контроль и модификацию внутренних процессов.

Совершенствование возможностей мозга. Для этого на сегодняшний день человеку доступны ноотропные препараты, которые могут стимулировать умственную деятельность, приводить человека в состояние изменённого сознания. Кроме препаратов для усовершенствования мозга, планируют использовать нейропротезирование — импланты, которые будут восстанавливать и усиливать функции мозга.

Биохакинг. Управление и улучшение внутренних функций организма, управление циркадными ритмами и улучшение метаболизма как с помощью практик, так и с помощью препаратов.

Уменьшение боли. Использование препаратов для подавления физической и эмоциональной боли, тревоги, страха. Кроме химических веществ, предполагается использование паллиативной помощи.

Усовершенствование физических показателей. Увеличение физической силы, скорости движений благодаря применению имплантов, бионических протезов и экзоскелетов.

Цифровое бессмертие и цифровое обучение. Оцифровка воспоминаний и перебрасывание части когнитивных функций на цифровые носители, например обучение, как в «Матрице». Оцифровка собственной личности по оставленным в социальных сетях цифровым следам и восстановление собственной digital-копии.

Клонирование и биопротезирование. Создание своего клона для различных ситуаций: может, вам хотелось, чтобы кто-то вместо вас ходил на рабочие собрания, а может, вам нужна пара запасных органов для пересадки, как в фильме «Остров».

Крионика. Погружение человека в анабиоз как предотвращение старения или даже смерти.

Что беспокоит противников трансгуманизма?

Несмотря на то что в мире тысячи людей поддерживают идеи трансгуманизма, создают политические партии и предлагают с его помощью решать глобальные проблемы, такие как «серебряное цунами», рост доли престарелого населения, трансгуманизм сталкивается с жёсткой критикой.

Так, поскольку трансгуманизм предполагает постоянное усовершенствование человека, могут быть потеряны границы человеческой личности — сможет ли считаться личностью перенесённый на жёсткий диск мозг? Или мозг, половина которого заменена имплантом? Будет ли такой человек считаться дееспособным и вообще человеком?

Вторым камнем преткновения является вопрос неравенства: что будет с людьми, которые не могут позволить себе модификации? Станут ли они менее выгодными сотрудниками при найме на работу? Будет ли компаниям выгодно страховать их жизнь, сможет ли банк выдать им кредит? Все эти вопросы наталкивают на мысли о том, что технологии дадут миру новые, доселе незнакомые формы неравенства.

Перспективы трансгуманизма также беспокоят и защитников природы: не увеличат ли технологические разработки количество экологических катастроф?

На многие из этих вопросов пока невозможно найти однозначные ответы, однако трансгуманизм все чаще заполняет мысли современных людей. Одни видят в нем решение для многих проблем в области здравоохранения, другие считают, что это отличный способ повысить качество жизни большого количества людей, нужно только сделать технологии, препараты и боди-модификации доступными всем.

Что посмотреть о трансгуманизме?

Трансгуманизм вышел из области научной фантастики и футурологии и оставил за собой сильный антиутопический след. Вот несколько фильмов, которые помогут вам визуализировать мир, в котором победили технологии.

«Лучший друг»

Короткометражный фильм о мире, где придумали лекарство от одиночества. Оно выглядит как глазные капли, которые делают мир вокруг ярче, а людей — дружелюбными. В нераскрашенной реальности остаются неравенство, одиночество, усталость. Но как долго человек сможет находиться среди грёз наяву?

«Области тьмы»

В руки главному герою, абсолютному неудачнику, попадают таблетки, стимулирующие мозг и заставляющие его работать на полную мощность. Герой покоряет все мыслимые и немыслимые вершины, строит карьеру, осваивает политику, но его секрет скоро может стать достоянием общественности.

«Призрак в доспехах»

Антиутопическое будущее, в котором люди могут становиться киборгами, добавлять себе нейроимпланты, усовершенствующие их способности. Но неожиданно тысячам человек с нейроимплантами стал угрожать «взлом мозга». Некто по имени Кукловод вскрывает воспоминания людей, заменяет их подделками, неотличимыми от правды. Мотоко Кусанаги и её партнер Бато должны узнать, кто такой Кукловод и как его остановить.

Также вы можете посмотреть голливудскую экранизацию 2017 года.

ОСТРОВ

Не знаю, многие ли из вас видели фантастический фильм "Остров",  вышедший в 2005 году. Фильм совсем незаурядный, хотя конечно, и не уровня "Матрицы", особенно по степени известности.  Режиссер Майкл Бэй, в главных ролях - Юэн МакГрегор и Скарлетт Йохансон.
...
Начну с краткого пересказа сюжета. Фильм о будущем, и уже тем привлекает внимание. И хотя он не является по сюжету постапокалипсисом, отсылка к теме явно имеется.  Действие происходит в некоем замкнутом мирке, огромном здании, где есть всё необходимое для жизнедеятельности.  Но мирок этот не бедный, он футуристически технологичен и даже эстетичен. Металл, стекло, пластик, сияние. И белая одежда у всех "жителей". Большинство людей - которых видим весьма немало - молодые, в районе 30 лет. Каждый имеет свою персональную комнату со многими удобствами. Люди едят, занимаются спортом, но мало общаются - это не поощряется. В поселении не демократия - всем заведует "главный", охранники, врачи, персонал. Изначально всё напоминает гигантскую больницу, и почти так оно и оказывается на самом деле.  Странным кажется запрещение контактов между мужчинами и женщинами, но первые мысли - что перед нами некая антиутопия, странное общество будущего.  Есть ещё одна важнейшая деталь - всем жителям внушается, что снаружи здания всё заражено вследствии некой экологической катастрофы. Из динамика звучит  смешная фраза "Уровень внешнего заражения 85 процентов". Все этому верят, хоть и не помнят ничего, якобы теряют память. Но мало кто задается вопросами и пытается осмыслить что и почему. При этом им говорят, что есть незараженный остров, и счастливчики (их определяет лотерея) попадут на этот остров.
       Дальше главный герой случайно узнает, что всё вокруг - обман. Внешнего заражения нет, якобы уплывающих на остров - убивают. И не просто убивают - а с целью извлечения жизненно важных органов (для пересадки людям, чьими клонами являются жители "больницы"). Для того, собственно, их и держат. Наконец, уже вместе с героиней Йохансон главный персонаж созерцает картину, которая вконец портит нам впечатление от этого уютного поначалу мирка: ряды "изделий" в каких-то круглых тарелкообразных пузырях.  После этого парочка сбегает и дальше начинается самый обычный - и довольно скучный по большей части - боевик, с немалым количеством ляпов. Кончается всё хепиэндом: герои не просто сохраняют жизнь и перспективу безбедного существования, но и освобождают всех из этой своеобразной тюрьмы, совершив настоящий "подвиг", то есть убив кого можно из "плохих" и взорвав что удалось взорвать.
      Не понимаю, почему люди не видят связь с трилогией Вачовски. Мне зависимость кажется очевидной. Вторая и третья часть "Матрицы" вышли в 2003, Остров - спустя  всего два года.  Посмотрим на содержание, и увидим, что фильм не просто отсылает к Матрице, но по сути является Матрицей наоборот. Во-первых, людей так-же выращивают, как и в Матрице, это - клоны.  Причем визуальное сходство устройств по выращиванию и рядов "коконов" максимально. Разница только в том, что в Матрице человек не выходит из кокона. Как и внутри матрицы, мир вокруг в Острове - за пределами огромного помещения - иллюзорен, не такой, каким его показывают. Но если в Матрице скрывается экологическая катастрофа и чудовищное положение людей, внушается что всё хорошо, жизнь якобы течет как всегда, то в Острове скрывается отсутствие катастрофы и благополучие человечества. Далее, главное совпадение, которое мне совсем не кажется случайным - дело происходит в колоссальном подземном бункере. Как не вспомнить город Зион в Матрице, последний город свободных людей. Таким образом, мир матрицы и город людей меняются местами: мир матрицы нормален и никакой катастрофы не было, мир подземного города - мир людей, погруженных в иллюзию.  Первое, что полемично с Матрицей - никакой мистики, никакого супермена (мессии), всё вполне рационалистично и материалистично. Второе - машины не только не вышли из-под контроля, они прекрасно повинуются и позволяют решать почти любые задачи. Машины процветают во внешнем мире, а в бункере - ещё больше. Характерно и то, что "прототип"-заказчик, копией которого является главный герой - конструктор катеров, вроде бы творческий человек, но напрямую связанный с техникой.  Итак, миф о возможном бунте машин - по Матрице - в Острове отвергнут. Третье. Линкольн, как и Нео, первоначально ничего не понимающий человек, как все, ослепленный иллюзиями. Но если Нео, как слепого, ведут Морфиус и Пифия, то Линкольн действует вполне самостоятельно.  И Линкольн доказывает, что он человек, а не сверхчеловек, подобно Нео. В целом можно сказать, что фильм оптимистичный. Он видит зло - но видит его в корыстных и циничных людях, а не в машинах и программах.
      В чем я вижу идеологичность Острова? В том, что он с помощью хитрого хода избавляет от тревоги о будущем. Будущее - почти такое же, как и настоящее.  И те, кто пугает грядущей катастрофой сейчас - автоматически становятся похожими на тех, кто манипулирует людьми в бункере, дезинформируя их. При всей разнице и даже антагонизме с Матрицей, оба фильма сугубо антиэкологичны. Что ещё у обоих общее? Правда силы и кулака - кто сильнее, тот и прав, а потому правый должен быть сильнее и хитрее. Главная свобода - информационная и свобода перемещения. В обоих фильмах  нам дают хепиэнд, но если вдуматься, то это спасение людей, но не решение их проблем. В Матрице люди не получили чистую землю и не "выиграли" у машин, в Острове - клоны не получили никаких прав и их будущее неясно.
И хотя зло в Острове - американское, спаситель - тоже американец. Американская идеология сохраняется при всех вариациях, даже если президент (как в Острове) плохой.
      Вот какие мысли породил этот на первый взгляд не особо идейный фильм. Совсем не нейтральный  боевичок. Нас всех попытались успокоить: апокалипсиса не будет, остальное - прилагается.
https://drevniy-daos.livejournal.com/113915.html


Крионика (от греч. «холод», «мороз») — технология сохранения в состоянии глубокого охлаждения («криоконсервация», «криосохранение») людей и животных в надежде на то, что в будущем их удастся оживить и при необходимости — вылечить. Иногда криоконсервации подвергают только голову или головной мозг сохраняемого организма.

При современном состоянии технологии криоконсервация людей и крупных животных необратима: заморозив человека, оживить его невозможно. Тем более невозможно оживить ампутированную голову или головной мозг. Поэтому людей подвергают криоконсервации только после юридически зафиксированной смерти мозга, в противном случае «крионирование» было бы убийством.

Крионика основывается на том, что смерть мозга, теоретически, может и не быть окончательной смертью. Предполагается, что когда-нибудь в будущем достижения высокоразвитой технологии позволят каким-либо образом оживить таких людей, хранящихся при низких температурах.

КТО ВЫ, ДОКТОР ЗОБРИСТ?

http://proza.ru/2016/03/26/57


Рецензии