Герман Полянский, архимандрит, препмуч
Память 22 ноября, в Соборах Кемеровских и Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
В миру Полянский Борис Иванович, родился в 1901 году в г. Тирасполе в семье священникa-миссионерa.
В 1920-1924 годах служил в Красной армии.
По БД ПСТГУ, в 1922 году обучался Московскую духовную академию (в том же году академия была закрыта властями).
В начале 1920-х годов был увлечен идеями обновленца Красницкого, но под влиянием архиепископа Варфоломея (Ремова), с которым Борис сближается в 1924 г., он приносит покаяние и становится прихожанином Высоко-Петровского монастыря и учится в нелегальном духовном учебном заведении, продолжавшем традиции Московской духовной академии.
17 марта 1926 года принял монашеский постриг с именем Герман в память схиигум. Германа (Гомзина), духовного наставника еп. Варфоломея. Постриг совершил епископ Варфоломей (Ремов) в Высоко-Петровском монастыре. 17 апреля 1926 года был рукоположен во иеромонаха.
В монастыре нес послушание по организации учебного процесса в нелегальной "академии". После закрытия монастыря в 1929 году весь клир вместе с владыкой Варфоломеем был переведен в московские церкви.
С 1929 года о. Герман служил в храме преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитровке. Одновременно часто служил в церкви св.Николая у Соломенной Сторожки, церкви св. Митрофания Воронежского в Петровском парке, храме Рождества Богородицы на Путинках. Вскоре о. Герман стал одним из известных в Москве духовников.
В 1932 году возведен в сан архимандрита.
Отец Герман был ближайшим и преданнейшим духовным сыном и помощником владыки Варфоломея. По воспоминаниям монахини Игнатии, "он часто во время службы подходил по делам к владыке и подолгу задерживался около его кресла. Он был высокого роста, ходил медленно, с раскачкой (из-за больных ног), постоянно держа ту или иную книгу под мышкой; вероятно, он помогал владыке в делах Академии, – нам, чадам других старцев, не было ничего известно об этом делании владыки". В 1932 году отец Герман защитил магистерскую диссертацию, отзыв на которую составлен митрополитом Анатолием (Грисюком), в прошлом ректором Казанской духовной академии. Отзыв рукописный, очень подробный (занимает больше трех страниц формата А3). Заканчивается он так: "Ученая сторона диссертации довольно высока для нашего времени. Литература привлечена достаточно обширная. Автор изучил греческий язык и почти везде безошибочно переводит подлинный текст взятого церковного писателя. Он делает ряд экскурсов в литургику, в биографические тонкости. По всем этим данным и принимая во внимание условия для богословско-научных работ в нынешнее время, считаю автора... заслуживающим поощрения".
28 января 1933 года он был арестован как "член контрреволюционной организации христианской молодежи, участник нелегальных собраний, антисоветская агитация", проходил по «Делу членов кружка христианской молодежи», которым руководил с 1930 года, после смерти отца Василия Надеждина и ареста игумена Митрофана (Тихонова). "Ведя работу среди молодежи, – говорил он в своих показаниях, – я преследовал перед собой задачу подготовки кадров церковного актива ревнителей Церкви".
В феврале 1933 г. было арестовано 25 человек – клириков и прихожан Высоко-Петровского монастыря, преподавателей существовавшей при нем нелегальной академии. Из свидетельских показаний о жизни Высоко-Петровской общины того времени, в том числе и о роли в ней архимандрита Германа, "переведенные" на язык ОГПУ:
"Руководящую роль монастырем кроме епископа Варфоломея проводит Полянский и его помощники", "К себе на квартиру я несколько раз приглашала духовенство для совершения церковных служб… Службы эти совершал мой духовный отец Герман Полянский". "Руководящую роль нелегального кружка союза христианской молодежи последнее время занимал Полянский Борис Иванович, иеромонах Герман и Фортунатов Игорь Константинович. Их руководство нелегальным кружком христианской молодежи заключалось в об'единении кружковцев и внедрении христианских идей, а также сплочения антисоветского актива молодежи для борьбы с безбожной соввластью. На одном из нелегальных собраний кружка на кв. Надеждиной Е.С. осенью 1932 г., месяца точно не помню, Полянский говорил: "В современных событиях варварского гонения на религию, духовенство и верующих в Советском Союзе, необходимо об'единение молодежи для борьбы с безбожной соввластью. В Советском Союзе молодежь развращена всякими "культурными" мероприятиями, как-то: т.н. общественными организациями, вроде "Безбожник" и физкультура, и нам, сознательным христианам необходимо спасать молодежь от большевистского дурмана". Присутствовали на этом нелегальном собрании Столыпин, Мерцаловы М.Н. и Н.Н., Цельевы К.В. и Т.В., и Надеждина Е.С., говорили, что они готовы вести борьбу с безбожной властью и не бояться большевистских репрессии и гонения, хотя бы им грозила ссылка или тюрьма".
"Руководящую роль монастыря проводят Герман Полянский и вернувшийся из ссылки иеромонах Ширинский-Шихматов, а также остальные монахи до пятнадцати человек все эти монахи руководят молодежью привлекая их в послушники человек двенадцать их я не знаю по фамилии по имени знаю Бориса и Владимира. Герман Полянский устраивал у меня на квартире тайное богослужение присутствующих монашек я не помню. Также имеется при церкви штат послушниц и много монашек. Также проводятся тайные постриги в монашество но их я не знаю потому что это сугубо проводится секретно. Я на существующий строй смотрю как на наказание за грехи посланной Богом Советскую власть которая разрушает храмы и гонит религию".
"…Молодежь привлекалась в чтецы и иподиаконство. Также существует штат послушниц, которые привлекаются в хор по фамилии их не знаю, знаю по именам Ольгу, Зинаиду, Елену, Надежду, всего человек до 20. Руководствуются они старцем Агафоном Лебедевым, Ширинским Николой, Полянским. Послушницы пишут рапортички о своей жизни и деятельности, но о чем конкретно я не знаю. При монастыре существует нелегальный сбор средств для сосланного духовенства, которым руководит Варвара Александровна (пред. ц. совета). За невыполнение определенных приказаний руководством монастыря вводились меры взыскания вроде отбить столько-то поклонов за непослушание. Руководство и воспитание молодежью принадлежало Полянскому".
"При церкви Сергия на Дмитровке существовал нелегальный монастырь, куда собирались монахи и монахини их разных закрытых монастырей. Вокруг вышеупомянутой церкви группировались люди настроенные против Сов. власти – благодаря чему среди прихожан проводились систематическая контр-революционная агитация. Особо злостно агитировал архимандрит Герман Полянский. Он же увлекал и постригал тайно в монашество молодежь. Мне известны несколько случаев тайных постригов в монахи и монахини. Постригались люди из числа ревнителей церкви – постоянных проверенных прихожан. Из этих людей мы имели ввиду подготовить кадры для борьбы с безбожием. ...Руководителями этого нелегального монастыря считались Герман Полянский, Исидор Скачков, Шихматов Никола недавно вернувшийся из концлагеря, Лисицин, Богоявленский, Сергеев и др. Деятельность нелегального монастыря была направлена на создание ячеек среди главным образом интеллигенции посещающих эту церковь. Вовлечение в активную работу, как ревнителей церкви, проводилось разными способами, а именно: посредством исповеди, посредством вовлечения в так называемые чтецы (читали в церкви), посредством вовлечения в хор певчим и т.п. После того как какому-нибудь руководителю становилось ясным, что тот или ной объект "укрепился", ему начинали предлагать уйти от мирской жизни и перейти в монашество. Лиц, дававших на это согласие – тайно постригали или привлекали к церковной службе иподиаконом. Таким образом практическая к.р. деятельность нелегального монастыря сводилась к подготовке контр-революционных кадров из числа лиц ревнителей церкви антисоветски настроенных. ...В указанном мною монастыре лицам провинившимся давалось наказание в виде "поклонов", в числе других этому наказанию подвергнут был и я – т.е. архимандрит Агафон за неявку на службу предложил мне выполнять, вплоть до его отмены, по 50 поклонов в день".
Архимандрит Герман был осужден на три (ПЭ) или пять (БД ПСТГУ) лет лагерей. Содержался он в Мариинском лагере в Западной Сибири, откуда присылал письма, которые в Москве разрезались на кусочки, адресованные разным чадам. К нему в лагерь по поручению владыки Варфоломея ездила его духовная дочь – Черкова Зинаида, которая (по некоторым данным) передавала ему Святые Дары. Узнав в заключении о смерти своего духовного отца, архиепископа Варфоломея, отец Герман написал два заупокойных канона, посвященных его памяти.
В 1936 году за "антисоветскую агитацию" был приговорен Спецколлегией Западно-Сибирского краевого суда дополнительно к пяти годам лагерей и переведен в Сусловское отделение Сиблага.
В лагере отец Герман не оставлял своего пастырского служения - тайно крестил и заступался за заключенных, хоть и знал, чем ему это грозит. Поздравляя с Пасхой 1937 года своего духовного сына, школьника Бориса Клушанцева (племянника Зинаиды Черковой), он писал ему из заключения: "Для тебя сейчас самое главное - разумно и серьезно почувствовать всю силу нашей веры, веры мучеников и исповедников. Но самое главное - исповедать веру в жизни - чтобы сердцевина твоя была бы такая сильная и благостная, чтобы не то что слышался, а чтобы чувствовался - проявлялся христианин". Борис сохранял веру всю свою недолгую жизнь – в 1941 году в 19-летнем возрасте он пропал без вести на Западном фронте Великой Отечественной войны.
14 сентября 1937 года о. Герман был арестован в лагере по обвинению в систематической контрреволюционной агитации, проходил по групповому делу "дело архиепископа Серафима (Самойловича). 1937 г.". Во время следствия о.Герман содержался в арестном помещении Сусловского отделения Сиблага. Виновным себя не признал. 28 октября 1937 года тройкой при УНКВД по Новосибирской обл. приговорен к расстрелу.
Расстрелян 4 ноября 1937 года в Сиблаге.
6 февраля 1961 года реабилитирован президиумом Кемеровского областного суда по 1937 году репрессий. 22 июля 1991 года был реабилитирован по 1933 году репрессий.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Поскольку по всем официальным документам он проходил под своим мирским именем, изначально он был прославлен как священномученик Борис Полянский. Позже было установлено, что священник Борис, о котором шла речь во время канонизации, и архимандрит Герман - одно и то же лицо.
Литература
Польский. Ч. 2. С. 225;
Игнатия (Петровская), мон. Высоко-Петровский мон-рь в 20-30-е гг. // АиО. 1996. № 1 (8). С. 114-135;
За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 311;
Сагань А. Судьба архим. Германа // Церк. вестн. 2002. № 12/13 (241/242);
Всегда ли надо доверять следственным делам?: История одной канонизации // Нескучный сад. М., 2004. № 4 (11). С. 97-98.
Использованные материалы
А. Л. Беглов. "Герман (Полянский)" // Православная энциклопедия, т. 11, с. 228-229
http://www.pravenc.ru/text/164729.html
Пострадавшие за Христа 04 ноября (22 октября ст.ст.) // Страница сайта ПСТГУ с недействующей ссылкой на материал сайта Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви
http://pstgu.ru/news/martir/2015/11/04/61804/
БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
Свидетельство о публикации №224041501142