Мастер и Маргарита. Бесконечное содержание
Жизнеописание постановки"Мастер и Маргарита" С.Э.Алдонина Музея-Театра"Булгаковский дом"
Заметка
Работа с наполнением содержания и полнота жизни и действия
(специальная дополнительная постановка 14.04.2024)
"... среди вселенской кутерьмы
В одну сто жизней втискиваем мы..."
(Л.Филатов об актёрах, "Любовь к трём апельсинам")
Сегодняшний спектакль отличался работой с заполнением содержания всеми "языками" жизни. Это действие, заполняющее каждое мгновение, работа с голосом и многогранность голосовых и вокальных возможностей актёров, когда один голос благодаря разному звучанию становится целой палитрой красок, и все вместе составляют спектр, как ноты составляют гамму. Сколько оттенков и соединений личностей разных персонажей можно прочувствовать в голосах Понтия Пилата, Афрания и Маргариты, когда Пилатом повторяется интонация Афрания, то ясно, что прокуратор не только уловил скрытый смысл, но и буквально знает мысли собеседника, и что всё именно так и будет точно исполнено.
Работа с голосом рождает новую жизнь звука - такое разнообразие голоса одного человека создаёт ещё одну сферу, в которой живописание звуком на основе пародии голосов создаёт полносвязность полотна этого живого произведения театрального искусства. И повторяются не только интонации, но и воплощается внешность друг друга - устремление к физическому изменению, становлению собеседником, метаморфозе, как в разговоре Михаила Берлиоза и Воланда. А общий хор актёров, как хор сатиров, поющих жизнь, когда Мастеру вновь явился спрут, его двухчасовой ночной кошмар, будто соединяет всё произведение в лицах в одной точке, в едином моменте, в голосе самого романа...
Насыщение содержания живого произведения, полнота жизни и действия вновь выражается разными средствами. В сегодняшней постановке были и новые актёры - и воплощённые ими лица дополнили многообразность самих персонажей, - и прежние сильные дуэты и соло, как пара Мастера и Маргариты и Коровьев-Фагот. Театральное действие не только динамично, но может быть претворено в различных формах, что также является важной основой для построения живого произведения. И это не только действие по исполнению роли, но и целое действие или сцена, которые становятся формой, вмещающей театральное действие, и с этими формами можно работать, таким образом одновременно работая с самим содержанием, к примеру, это перемежение или перенесение сцен, например, перемещено чтение секретаршей Массолита стихотворения на вечер, в который назначено было несостоявшееся заседание в ожидании Берлиоза.
Театральное действие, творимое актёрами, заполняет динамическую часть содержания постановки, являя в ней действие жизни - и так рождается достоверность. Но ещё более эта правда воплощается благодаря глубокому психологическому анализу, станиславскому "разбору по мыслям". Это сила и мощь Маргариты, которая ей помогла пройти через её дантовы круги ада и спасти любимого человека. Тонкая работа над душевным миром самого Мастера с его совмещением одновременно наблюдательного и острого ума, как в разговоре с Иваном Бездомным с ясными своей истиной замечаниями со вниманием к каждому правильному слову и действию, воспитывающими молодого человека, и тревоги и надлома, отношение к роману, с которым Мастер вышел в жизнь как с ребёнком на руках, и который, любя, возненавидел. Это проявляется в том, как Мастер ловит каждый выбрасываемый критиками листок, стремится подловить лист и не дать ему упасть в никуда. И воплощение шагает за границы, становясь по-настоящему безграничным. К примеру, словами романа о купюрах на сеансе, можно с уверенностью заявить, что Кот, граждане, настоящий! Очеловеченный образ Кота Бегемота прорабатывается с каждым разом всё глубже. Удивлённый и любопытный взгляд, переводимый Бегемотом с хозяина на Стёпу Лиходеева и обратно во время их разговора, кошачий. Явлена и игривая задорная природа котов, этих прирождённых артистов, - настолько действие Кота Бегемота живопишет кошачью игру: прыжки, пластичность, стремление поймать движущиеся предметы - тот же шнур "аппаратуры", сломанного телефона.
Заполненность информационного пространства театральным действием воплощает саму жизнь, постоянно изменяюшуюся, движущуюся. Например, во время диалога Мастера и Воланда в конце, когда выяснялось, почему ненавистен любимый роман, Маргарита, верящая и неверящая, что ей вернули её возлюбленного, с волнением старается дотронуться до Мастера, коснуться головы, волос - эта трогательная сцена переживаний и чувств сразу нескольких людей как раз воплощает единение душ, создавая и единство самого действия.
Работа с сознанием и мыслью - не только одна из составляющих совершенного воплощения, но и средство творения, поскольку сама мысль может быть выражена разными способами - словом, изображением, действием. И ещё мысль - это информация и энергия. Как воплощена сила мысли при появление Маргариты в поисках Мастера, когда её любимому было тяжелее всего, и Маргарита заглядывала в лица каждому и уже собиралась уйти, как вдруг почувствовала взгляд и обернулась - это был Воланд. И возможности работы с мыслью безграничны: можно "говорить" одной лишь мыслью через взгляд. Но ещё это работа с целым сознанием. К примеру, как менялось сознание встретивших на своём пути Воланда и его свиту людей и как это воплощается в живом произведении: за мгновения происходят изменения сознания и личности того же Босого, или Ивана Бездомного - сложнейший психологический процесс воплощён с достоверностью самой действительности. Помешательство Босого началось с первых слов Коровьева, и вот уже председатель жилтоварищества говорит с кем-то невидимым, обращаясь то ли к маске, то ли в пространство перед ним, а далее и вовсе проходя все стадии раскаяния взятки, и мгновенно перемещается из квартиры через допрос в "здравницу". А работа со зрительским сознанием по-настоящему бесконечное творчество, поскольку сознание каждого индивидуально. Здесь, в живом произведении в отличие от других видов, существует возможность завладевать умами, это целая игра разумов, когда цитата или действие, намёк, интонация могут увлечь сознание зрителя и создать определённую цепочку мыслей, и у каждого этот мысленный путь свой, для каждого своя "лунная дорога" в мире фантазии, и это мышление, к слову сказать, происходит вместе с ходом постановки, и дух захватывает оттого, что одновременно в действительности творится реальность произведения и внутри сознания - восприятия этой сдвоенной действительности. Для творцов это ещё одна вершина искусства, которую нужно завоевать, - творение за рамками действительности, продолжение творческого процесса, начатого в живом произведении, в зрительском сознании.
Почему содержание бесконечное - ответ
кроется в возможностях разных информационных средств создания живого произведения театрального искусства и в раскрытии заложенных в произведении-источнике смыслов. Полноту содержания живого произведения составляют голос и хор, цвет и вся палитра, отдельные действия и единое театральное действие, звук и музыкальные темы, и информатика мысли - от реальных лиц, актёров и зрителей, до вымышленных персонажей. И содержание живого произведения театрального искусства, таким образом, может составлять не только объём содержания художественного произведения. Это вся созданная средствами театрального искусства информатика, и всё многообразие языков жизни. И более того, включение других произведений, как в случае упоминания в данной постановке "Москва и москвичи" Гиляровского и "12 стульев", "Скупого рыцаря", и текстов песен и многих других произведений - художественных, музыкальных, литературных. И в самом художественном произведении-источнике, бессмертном романе, содержится его собственное пятое измерение - сжатое до плотных объемов содержание, и это содержание можно до бесконечности извлекать и раскрывать, и вновь насыщенно наполнять им уже живое произведение театрального искусства, а его содержание также становится бесконечным источником...
2024, Ксения Мира, жизнеописание постановки"Мастер и Маргарита", исследование сохранения живого произведения театрального искусства
Свидетельство о публикации №224041501270