Загадочная история

Каждый, наверное, может вспомнить загадочное, необъяснимое порой явление, которое сыграло важную роль в его жизни. Приключилась такая история и со мной.
В отвратительном настроении, понурый как побитый пёс, проклиная всё на свете, зашёл я в отдел кадров Московского подшипникового завода (ГПЗ-1 или по простонародному “Шарик”). Мне предстояло пройти процедуру увольнения с насиженного уже за пару лет места. Дело в том, что мой статус в то время был “в подаче”, что означало положение советского еврея, подавшего на выезд в Израиль и ожидавшего долгие годы разрешения от всесильного ОВИРА (отдела виз и регистраций). Подача такого прошения означала тогда немедленное увольнение с работы, но поскольку в СССР существовал закон о тунеядстве, то ждать разрешения на выезд и не работать означало серьёзное нарушение уголовного кодекса.
Найти же работу в таком статусе было очень даже не просто - ни один начальник не хотел связываться с будущим эмигрантом. Я с большим трудом пристроился работать дежурным слесарем на ГПЗ-1, обслуживать поточные линии. Работа меня тогда вполне устраивала поскольку она давала много свободного времени зарабатывать деньги на моём бизнесе - я с помощью иностранных друзей вовсю торговал очень востребованными видеомагнитофонами. На работе я фактически только числился, отдавая зарплату своим сослуживцам, которые меня за это покрывали.
Всё было хорошо до той поры, пока мой начальник не узнал, что я приезжаю на работу на собственном новеньком автомобиле. Он стал приставать ко мне с просьбами подвозить его в разные места на рыбалку, предлагая взамен записывать мне смены на работе, что у меня прекрасно получалось и без его участия. До подачи и работы в ГПЗ-1, я, с высшим образованием и аспирантурой за плечами, работал научным сотрудником в академическом институте, а после подачи здорово разбогател на бизнесе с электроникой, так что чувствовал себя намного выше этого нищеброда начальничка и подвозить его мне совершенно не хотелось. Сначала я всячески отнекивался под разными предлогами, а потом отказал ему напрямую, что ему естественно не понравилось и он начал выживать меня с работы, так что в итоге мне всё-таки пришлось уволиться. Так я и оказался в этом злосчастном отделе кадров.
В моей голове крутились панические мысли: куда же мне теперь податься? что делать если работу так никогда и не найду? как надо будет оправдываться перед милицией за тунеядство? что же будет с моим налаженным бизнесом? Ох как неохота мне было сообщать об этом моей жене, детям, родственникам, друзьям.  Был такое отвратительное настроение, что просто жить не хотелось. Казалось, что для меня наступил настоящий конец света.
Когда я, получив трудовую книжку, понуро вышел из кабинета, то неожиданно увидел ожидавшего там свой очереди хорошо знакомого мне элегантно одетого парня Валеру. Мы с ним когда-то вместе занимались коллекционированием и продажей марок и ездили по разным сборищам филателистов. Валера меня тоже сразу узнал, хотя мы и не виделись уже хороших лет 10 - потерялись в громадной Москве. Он спросил меня, что я тут делаю и услышав мой ответ неожиданно сказал, что один его знакомый ищет таких как я работников. Ему надо найти кого-то, кто-бы только числился у него на работе, появлялся там для вида всего лишь один раз в неделю, а зарплату свою отдавал начальнику. Я конечно же с радостью ухватился за эту новость сказав, что “на ловца и зверь бежит”. Валера тут же написал мне на бумажке адрес организации, куда мне надо будет пойти на оформление и мы с ним распрощались. Потом я вспомнил, что на радостях так и не узнал, что же он делал в отделе кадров завода.
Радости моей не было предела - ещё мгновение назад я стоял перед безвыходной ситуацией, а тут за буквально какие-то 5-10 минут всё круто изменилось, появилась надежда. Не откладывая дело в долгий ящик (как бы не сорвалось), на следующий же день я отправился по указанному адресу устраиваться на новую работу. Организация располагалась в перестроенном двухэтажном особняке недалеко от центра Москвы. На довольно большой, огороженной территории у особняка стояли сверкающие новизной строительные вагончики.
На проходной я сказал, что пришёл устраиваться на работу и мне показали как пройти в административный отдел. Женщина средних лет спросила меня как я об этой работе узнал и я назвал ей Валерия. На это она невозмутимо дала мне список необходимых документов, обычных при устройстве, добавив, что работа связана с химией и нужно заключение врача о здоровье. Все мои документы были в порядке и я тут же отправился в указанную поликлинику за справкой. К вечеру того же дня я успешно оформился на новой работе, хотя мне пока никто не объяснил, в чём же она заключается. Кадровичка написала на бумажке адрес, тоже в центре Москвы, и сказала, что там я увижу такой же как и у них во дворе вагончик, в котором утром, в 9 часов следующего вторника меня будет ожидать мастер участка Савельев. Он мне все и расскажет о работе.
Когда я приехал туда, Савельев оказался довольно пожилым, за 60, человеком рабочего вида, который подробно рассказал мне все детали работы. Я буду по вторникам, раз в неделю, в составе бригады из 4 человек опрыскивать противопожарным раствором чердаки жилых многоквартирных домов старой постройки. Каждый раз, причём в новом месте города, он накануне будет звонить и указывать адрес. Остальные дни я свободен. Зарплату кассир привозит в этот же вагончик раз в месяц. За неё надо расписаться в ведомости, а когда кассир уедет, оставив себе за труды 50 рублей, отдать остальные деньги ему.
Работа оказалась очень лёгкой, я подружился с другими членами бригады - все они также как и я зарабатывали деньги в “теневой экономике”, а один оказался тоже “в подаче” как и я, и мы с ним обменивались новостями о выезде. Разрешения от ОВИРА мы с ним получили одновременно через пару лет и нам было потом намного легче вдвоём пробиваться через все бюрократические преграды при сборе окночательных документов.
Проработал я в этой “шарашкиной конторе” с большим удовольствием. Во первых, хорошо посмотрел центр Москвы, так как наши объекты располагались в пределах Садового кольца. Во вторых, у меня было много свободного времени и бизнес с электроникой достиг таких высот, что мне жалко было уезжать в неизвестность эмиграции. Ещё надо добавить, что нам на этой работе, как и в самой обычной советской организации всё время предлагали профсоюзные туристические путёвки, и я перед самым отъездом в эмиграцию попал на замечательную экскурсию по югу Крыма.
Так и осталось для меня загадкой кто же организовал такую странную работу и куда все немалые собранные деньги направлялись - моя к примеру зарплата превышала 300 рублей. Думаю, что и у остальных работников бригад она была не меньше. Я конечно расспрашивал потихоньку об этом своих коллег, но и они мало что знали. Хозяин естественно не стремился афишировать себя. Говорили, что вроде бы эта блестящая идея (обрабатывать растворами чердаки и брать за это огромные деньги) пришла в голову одному молодому гениальному парню, он её успешно претворил в жизнь и быстро стал на этом настоящим подпольным миллионером типа Корейко из “Золотого телёнка”. Правда кто-то вроде бы слышал, что его зовут Валера. “Уж не тот-ли самый мой приятель Валерка так разбогател?”- подумал тогда я, но конечно же Валер в Москве тысячи. 
Еще загадочней остаётся моя, оказавшаяся такой удачной встреча с Валерой, которого я так никогда больше нигде и не видел. Он как в землю провалился после нашей встречи в ГПЗ, так что поблагодарить его за такую удачу я так и не смог. Мне даже тогда пришла в голову мысль, что не было ли у него какой-то договорённости с кадровиками, но это обстоятельство так и осталось для меня загадкой.


Рецензии