Расследование ведёт комиссар Мигрень

Из цикла: "С Котькой не соскучишься!"

Посвящается моему коту.

Всё началось в тот день, когда из нашей мойки на кухне, таинственным образом, исчезла треска, которую я утром положил размораживаться.
Вернувшись домой ближе к вечеру, я обнаружил, что трески нет. Котька пришёл с улицы немного позже меня и его возмущению не было предела. Он даже порывался звонить в полицию.

-Нет,- сказал я вполне резонно,- треской в полиции заниматься не станут.

-Тогда я сам, да, сам, берусь за расследование,- сказал он, c гордостью выпятив вперёд белую грудь.

-Котька...- начал было я, но кот не дал мне договорить.

-Отныне прошу называть меня комиссар Котька!

-И...

-И точка!

Впрочем, даже тогда я ещё слабо представлял себе - чем всё обернётся. Когда вечером следующего дня я проходил по двору, всё было, как обычно: ребятня носилась с мячом, старушки сидели на лавочках, а местные алкаши Жора и Паша, вместе с продавщицей из винного Люськой, курили, сидя на ящиках из под стеклотары, время от времени споря и переругиваясь.

-Жора, куды стольник делся?

-Говорю ж, вчера тебе отдал!

-Не было! Стырил? А ну...

-Да я тебе...

-Но-но-но-но! - вмешалась Люська, крупная баба лет 40, легко разнявшая двоих субтильных дружков.

В общем-то, ничего нового. У них почти каждый день так.
Но только я подошёл к подъезду, как из него выскочил Петька Петров из 9-й квартиры, а за ним - Маша Синицына, крича ему вдогонку:

-Пьер, Пьер!

-Я к Жану, МарИ!

Что-то тут было не то, но я решил, что дети просто выдумали какую-то новую игру.
Однако в подъезде меня ждало продолжение...

-Добрый вечер, Катерина Сергевна, - на ходу поздоровался я с нашей консьержкой Екатериной Сергеевной Январёвой.

-Мадам Жанвье, - ответила та, с присущей ей любезностью и как будто оттенком стеснения.-Бонсуа...

Всё это было до крайности странно.

На стене возле лифта висело объявление, в котором сообщалось: «Всем, кто видел каких-либо подозрительных личностей у первого подъезда в четверг 14 мая, с 11 до 17 часов, просьба сообщить об этом комиссару Котьке (квартира №16)». Объявление было продублировано на французском языке.

В квартире ждал ещё больший сюрприз. Стоило только войти, как обдало густым облаком дыма. «Пожар» - решил я, и уже собрался звонить пожарным, когда, войдя в кухню, понял, что требуется служба несколько иного рода.

Из окна на меня смотрели Елисейские поля и Эйфелева башня.

-Котька!- закричал я.- Вызывай скорую, у меня, кажется, того...

И тут вышел из комнаты Котька, чрезвычайно важный, в новеньком сером пиджаке и трубкой в зубах.

-А, входите, мон ами... Входите. Расследование, как видите, идёт полным ходом. Завтра жду очень важного свидетеля.

-Ну ты даёшь! А я подумал, что пожар. И с каких это пор ты пристрастился к табаку?

-Понимаешь, - ответил кот, пыхтя трубкой, - в расследовании не бывает мелочей...

-А это??!!- спросил я, показывая на окно.

-Для антуража, мон ами, только для антуража. Ну, если уж совсем смущает...

И Котька отодрал от стекла «французский вид», оказавшийся всего-навсего наклейкой.
Увидев в окно привычную московскую улицу, я, с чувством облегчения, плюхнулся на диван.

-Очередные причуды, Котька, - сказал я ему за вечерним чаем.- И стоит ли всё это какой-то несчастной трески?

-Стоит, стоит... Треска, как я подозреваю, - лишь звено в цепи серьёзных преступлений.

На где то раздобытой Котофеем доске были нарисованы какие-то стрелочки, столбцы цифр и непонятных знаков.

-Что это такое? - спросил я.

-У меня есть подозрение,- понизив голос и не выпуская трубки из зубов, сказал кот, - Что здесь орудует интернациональная мафиозная структура...

-Час от часу не легче. Ещё нам с мафией неприятностей не хватало...

-Не время впадать в уныние, старина, - проговорил детектив самым успокоительным тоном.- Тут ведь не кто-нибудь взялся за дело, а сам... я! Тем более, завтра и свидетели подтянутся.

-И ты, что же, всерьёз полагаешь, что кто-то придёт?

-Конечно. Вот, гляди... Вынул утром из почтового ящика.

И Котька протянул мне небольшой лист бумаги. «Знаю кое-что по интересующему вас делу. Буду завтра к 11 часам. Жилец третьего подъезда Яков Ив. Кустов».

«Неужели, и в самом деле придёт?» - подумал я. Впрочем, судя по тому, что почти весь дом заговорил по-французски, можно было ожидать всякого.

"Свидетелем» оказался худощавый мужчина интеллигентного вида, представившийся как литературовед. Я много раз встречал его во дворе, но не был знаком лично.
Теперь, деликатно поздоровавшись со мной, свидетель прошёл в кабинет «комиссара». Я собирался идти к себе, однако Котька задержал меня, сказав, с присущей ему в последние дни галантностью:

-О, нет, нет, не уходите, дорогой друг... Мне хотелось бы снять показания в вашем присутствии.

Хорошо... Я прошёл вслед за свидетелем. Тот сел в кресло возле письменного стола, я - на диван. Котька, не расставаясь с вездесущей трубкой, - за стол.

-Так... Стало быть, это ваша записка, месье...

-Кустов. Яков Иваныч Кустов.

-Что это вы несоответственно антуражу представляетесь?- недовольно проворчал кот.- В этом деле каждая мелочь важна... Вы у нас... (Котька стрельнул жёлтым глазом в записку и перевёл) Жак Ив Кустов.

Задумавшись на минуту в клубах сероватого дыма, Котофей спросил:

-А я ведь про вас чего-то слыхал... Это не вы случайно вели «Клуб путешественников»?

-Нет... Если не ошибаюсь, Сенкевич.

-Ну, ладно, перейдём к делу...

-Так вот господин, то есть, месье комиссар, в указанное вами время я шёл из продуктового домой и видел, как два очень подозрительных субъекта выходили из первого подъезда со свёртком в руках.

Котька, уже с трудом различимый за сизой пеленой табачного дыма, внимательно записал себе в блокнот. Потом спросил:

-Приметы описать не могли бы?

-Пожалуй, что нет. У меня не лучшая память на лица да и расстояние было порядочное. Роста оба были скорее среднего, телосложение обычное... Одежда... светлых тонов. Ну так ведь сейчас почти лето - многие в светлом...

Комиссар Мигрень, как я уже успел прозвать нашего главного героя (от его курения у меня начала трещать голова, а вдобавок, Котька завёл привычку без конца слушать французский шансон), так вот, этот самый «комиссар» сделал многозначительную паузу, не переставая дымить. Тишину нарушил учёный историк:

-Я бы сам может и ничего, но вот жена беспокоится. Как узнала про треску, слегла... Леночка... То есть, Эллен, - вовремя спохватился Кустов, заметив на себе пристальный взгляд детектива.- Слегла. Иди, говорит, к комиссару, расскажи, что видел. Начали с трески, а потом и до наших ценностей доберутся.

-Так-с, понятно,- не выпуская трубки из зубов, промычал кот.-Эллен Кустова?

-Нет, Безусова. Девичья...

-А я и про неё, кажется, что-то слыхал... Или там была Безухова...

-Да, да, Безухова! Это у Толстого...- оживился новоиспечённый Жак Ив.

-А, Толстой...-зевая, пустил облако дыма хвостатый сыщик.- Читали, читали... «Муму»!   

-Нет, «Муму» - это Тур...

-Ну, ладно, месье Кустов, вы на сегодня свободны. Если что-то новое узнаете, прошу сообщить мне лично...

Когда «Жак Ив» вышел, Котька сказал мне:

-Завтра затребую в полиции запись с камер видеонаблюдения. Это поможет решить задачу.

Подходя на следующий день к дому, я понял, что влияние "комиссара" распространилось уже на весь двор.
Ребятня, если уж кричала и спорила, то только на французском, бабушки на скамейках, даже сплетничая, не забывали вставлять, между прочим, какие-нибудь изящные французские словечки.

Но главный сюрприз поджидал меня возле чёрного входа в винный магазин. Привыкший к грубовато-ругательной манере речи здешнего контингента, я был поражён, услышав вдруг:

-Месье, не желаете ли присоединиться к честнОй компании и пропустить бокальчик шампанского?- сказал, обернувшись в мою сторону, один из упомянутых в начале повествования дружков-алкашей.

-В самом деле, милостивейший государь, сочли бы за удовольствие...- заплетающимся языком поддержал его, едва державшийся на ногах, приятель.

Второй, также пошатываясь, помахал передо мной бутылкой игристого.
Я оторопел от неожиданности и даже потерял на какое-то время дар речи.
Не знаю, что меня поразило больше: изысканность обращения или шампанское в компании, где кроме водки никогда ничего не пили.

Тем временем, доморощенные французы, поняв, что присоединяться к ним я не собираюсь, продолжили разговор.

-ЛюсИ, вам налить? - вежливо, хотя и изрядно поддатым тоном, поинтересовался Паша.

-Налить.

-Плесните-ка и мне, Поль...-протягивая бокал, попросил тот, который был Жорой.

-Ну что вы такой нелюбезный кавалер, Жорж...-с неподдельным возмущением интеллигента сказал бывший Паша.- Ну предложите же даме кресло, наконец!

-И в самом деле...-вмешалась Люси.- Предложите!

-Пардон, пардон,- засуетился Жорж и поставил перед ней ящик от стеклотары.-Сильву пле, мадам!

-Мадемуазель...-с долей кокетства отозвалась бывшая Люся.

После некоторой паузы, Люси сказала:

-Эх, мальчики... Съездить бы куда нить на выходные...

-В Серебряный бор, - предложил Поль.

-Опять... Чего я там не видала? Песок да вода... А душа, она просит чего-то большого, светлого...Вот бы в музей...

-В Лувр,- вдруг, ни с того, ни с сего, выпалил Поль.

-Да я и Третьяковкой бы обошлась... Чего уж так сразу то...

-А чего мелочиться?- вмешался Жорж.- Лувр, так Лувр! Прямо завтра и поедем.

-Ой, ребята... А откуда вы деньги возьмёте?- с недоверием поинтересовалась Люси.

-Бутылки сдадим...

-Это ж сколько вы пьёте то?!!

-Пьём мы, Люсенька, в меру, - со знанием дела успокоил её Поль.- Разве ж это пить? Вон Витёк Наливайкин, тот на бутылки в кругосветку сгонял. А нам только до Парижа и обратно...

-И только,- подтвердил, держась за ящики, Жорж.


Дома всё, как обычно, было в клубах дыма. Котька рисовал маркером на доске какие-то стрелочки, делясь со мной последними новостями.

-Просмотрел видеозапись за 14 число. Никого. Никого, кто бы мог попасть под подозрение! Даже у тех, про которых Кустов говорил, железное алиби. И мадам Жанвье подтвердила.
Итак, что же мы имеем из всего этого?

-Что мы имеем из всего этого?- повторил я.

-А то, что единственный путь, по которому злоумышленник или злоумышленники могли проникнуть в квартиру - это окно.

-Да ты что, Котька! Ни лестницы, ни водосточной трубы, ни...

-А ты что же думаешь, у мафии вертолёта нет? Это ж надо понимать, с кем мы имеем дело!

Сей разговор происходил в среду, а в четверг почти весь двор знал, что Котофей храбро сражается с интернациональной мафиозной организацией, промышлявшей кражами в квартирах.
Две ночи я спал очень неважно, ворочаясь с боку на бок. Шуточное ли дело - связываться с мафией!
К счастью, уже в пятницу, всё разъяснилось. Я решил провести генеральную уборку в квартире, а когда отодвинул диван, за которым скопился порядочный слой пыли, увидел скелет рыбы и сразу обо всём догадался. И секундного взгляда на эти останки хватило, чтобы узнать в них ту самую треску, что пропала из мойки около недели назад.
Котьке не оставалось ничего другого, как только чистосердечно во всём признаться.

-Да, - сказал я полосатому прохвосту.- Ты у нас не Мегрэ, ты Троттер. Сам совершил преступление, сам же и расследуешь!

Котька, в знак примирения, вызвался до июля месяца каждый день мыть посуду, а не только по чётным числам, как раньше. Ну, а мне предстояла задача посложнее: как же теперь быть со всем этим делом? Нельзя же было осрамить Котофея перед всем двором? И я придумал, а кот полностью одобрил мой план.
Мы решили инсценировать покушение на «комиссара». Я договорился со знакомым медиком и тот, вместе с товарищем, согласился помочь мне. Они достали списанную карету скорой помощи и, одев белые халаты, ждали нужного сигнала через три квартала от нашего дома.
В субботу я пошире распахнул окно, выставил туда динамики и включил на полную громкость самый свежий боевик с участием звезды американского кино, выходца из России, небезызвестного Александра Македонского.
«Трах-бах-тарабах-бум-бум-тра-та-та-та!» - раздалось на весь двор, и следом за этим мой крик: «В комиссара стреляли! В комиссара стреляли!»

Котьку спустили на носилках, перевязанного с ног до головы бинтами, политыми клюквенным вареньем. Толпы сочувствующих и зевак проводили взглядом машину скорой помощи, которая на самом деле увезла нашего проходимца не в больницу, а на дачу, где Котька и прожил благополучно недели две.

-Что делается, что делается... Ах ты, страсть то какая...- охала уборщица - мадам Глашар, бывшая тётя Глаша.

Когда, спустя полмесяца, Котофея «выписали» и он вернулся к привычной жизни, в нашу квартиру ринулся поток горячих поклонников комиссара. Комната его была завалена цветами. Последними поздравить «героя» пришли Люси, Поль и Жорж. Я даже не узнал их. Все были загоревшими и стильно одетыми по новейшей парижской моде.

-Вот,- протянул картину без рамки Жорж.- Комиссару. Репродукция, правда, зато из Лувра.

-Спасибо, спасибо, друзья мои...- засуетился я.- Где-то у меня...

И я полез в шкаф, где уже больше 10 лет стояла запылившаяся, непочатая бутылка коньяка.

-Угощайтесь.

-Нет, нет, нет, нет...- дружно замахали руками приятели, а Поль даже сделал характерный жест, показывая, что завязал.

-Да вы что... Бросили? Ну, молодцы..- я от души пожал им руки.

-Я из винного ушла, - сказала Люся.- Теперь в музее буду работать...

-А мы с Жоржем переводчиками - французский мы знаем...- добавил Паша.

                ************

Да, что ни говори, а нет худа без добра. После всей этой истории, начавшейся только благодаря вранью одного известного прохиндея, двор как-то преобразился. Окультурился.
Пьяниц почти не осталось, ругались теперь крайне редко, а если и ругались, то исключительно на французском. Котофей бросил курить и расклеил по всему двору плакаты о вреде табака и пользе спорта.

Спустя неделю после «выздоровления» нашего «детектива», я как-то разговорился у подъезда с тётей Глашей.

-Ох, и куды ж ему за мафией то угнаться...- сокрушалась старушка.- У них вишь как всё... даже вертолёты. А вот бы Котьку к нам участковым, а то наш Васильчиков уж больно филонит... Котька бы порядок навёл, он справедливый...

Я тут, конечно, невольно усмехнулся про себя, относительно котькиной «справедливости», но вида не подал. В конце концов, даже известное жлобство нашего героя обернулось благом.

-Справедливый, справедливый...- задумчиво повторил я.- А что, вы и в самом деле так считаете, тётя Глаша? Неужто Котофей смог бы навести порядок?

-Конечно бы смог. Это ж Котька!


4-23.11.2022, Москва


Рецензии