***

ПОЧЕМУ В РОССИИ НЕТ НРАВСТВЕННОСТИ?!
Не только у меня ощущение острой нехватки нравственности в нашей сегодняшней жизни. Общество становится всё более бессовестным! Если вдуматься, идёт откровенная борьба «за место под солнцем». И всякие увещевания здесь лишние. Там , где главное – деньги , ничего другого и быть не может.

Если под моралью понимать этические убеждения личности, а под нравственностью этические установки общества, то можно предположить, что мораль у нас есть, а вот нравственность отсутствует.

Не случайно сегодня совсем не говорят о нравственности , – потому что у нас нет общественной нравственности ! Людей, которые исполняют «десять заповедей», даже на сайтах религиозной проблематики единицы. Остальные считают себя прагматиками, – это сейчас модно! Но если человек считает себя прагматиком, то совесть для него логически лишняя! В погоне за «чистоганом» совесть – рудимент!
Нигде честной конкуренции уже давно нет. Только в политике, как это не покажется странным, играют «по-честному», понимая и принимая «законы джунглей» – «кто сильнее, тот и прав»! За всей ложью и ухищрениями скрывается чисто животная борьба за существование.

Казалось бы, известно всем: «не судите, да не судимы будете». Но люди словно забыли о тысячелетнем человеческом опыте. А ведь нравственность не выдумка, а горький опыт человеческой истории! Она необходима, потому что способствует выживанию людей. При этом нравственность не должна зависеть от условий, иначе можно оправдать всё что угодно.

Нравственность является либо результатом соглашения людей, либо её источник Божественное откровение.

Человек существо программируемое («социальное животное» по выражению Аристотеля), и потому его надо воспитывать. Опыт «маугли» показал, что если человека не воспитывать, он останется животным. Но по каким канонам воспитывать, и есть ли у нас сейчас такие нравственные каноны?

У нас нет нравственности , потому что нет общественного договора о том, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Пора бы по примеру детской книжки Маяковского сделать такой «катехизис», или «кодекс» по примеру строителя коммунизма.

Я многих людей просил назвать известные им нормы нравственности , помимо десяти заповедей. Никто не смог. Даже «золотое правило нравственности », которому почти 5 тысяч лет, не могут вспомнить – «как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и с другими поступай; чего себе не желаешь, того и другим не делай».

Призывы к нравственности , пусть даже из уст первых лиц, выглядят неубедительными.
Что может консолидировать наше общество, вокруг каких ценностей все могут объединиться? что может объединить меня с Абрамовичем?
В дореволюционной России люди объединялись вокруг заповедей христовых. После революции вокруг идеи построения справедливого общества. А сейчас мы строим несправедливое общество! Человек человеку уже не друг товарищ и брат. Каждый за себя. Побеждает сильнейший. Кто сильнее, тот и прав.
И после революции 1917 года, и после революции 1993 году «вместе с водой выплеснули и ребёнка» – отказались от прежних идеалов и ценностей, а новых на замену не нашли.

Когда не осталось общепринятых этических норм, последняя надежда на церковь как хранительницу нравственных ценностей. Но и к ней есть вопросы: 1\ будет ли вынесена торговля за пределы храма (пусть даже это торговля свечами)? 2\ будет ли вестись богослужение на понятном для прихожан современном русском языке? 3\ будет ли отменена плата за церковные ритуалы (например, за крещение)?

Никто уже не скажет сегодня, что «самый правильный поступок – это моральный поступок». Категории «доходности» вытеснили категории «добра».
При социализме мы хотели, чтобы всё можно было купить, но не думали, что для этого нужно научиться продавать, в том числе и совесть.
Сейчас главной ценностью уже является даже не патриотизм, а деньги. Люди предпочитают защищать не Родину, а того, кто больше платит. Пример – наши известные спортсмены и футболисты. И трудно их в этом упрекнуть – таковы законы рыночной экономики. «Рыба ищет, где глубже, а человек где лучше»!

В условиях капитализма каждый за себя. Бизнесмен заботится прежде всего о себе, а не о рабочих! В то время как государство спасает капитализм, рабочие захватывают заводы (как это сделали рабочие в Херсоне). Всё повторяется. Фактически уже началась национализация. И в октябре 1917 года национализация была вынужденным и единственным решением в ситуации кризиса. То же происходит и сейчас. Всё повторяется по марксистским законам, а не по прихоти властей.

Топ-менеджеры просят госпомощи для сохранения рабочих мест, а используют её для выплаты себе бесстыдно огромных премий.
Нравственно ли платить людям пособие по безработице, на которое невозможно прожить?
Скажут: да, не справедливо, но экономически целесообразно. Однако смею предположить, что только подлинно справедливый закон может быть экономически эффективным!

Сегодняшнее российское общество не является справедливым, а потому и законы не могут быть справедливыми для всех. Законодатели, похоже, забывают, что в основе любого закона должны лежать нормы нравственности , а не политическая или экономическая необходимость. Юридические законы произошли из законов моральных. Если закон не соответствует моральным представлениям, то, несмотря на любые санкции, он саботируется!

Без представления о справедливости и нравственности не может быть и законопослушности!
Но есть ли у нас общественная нравственность ?
Юридические законы должны устанавливаться на основе представлений о необходимом и целесообразном, исходя из перспектив развития общества. Но имеем ли мы представление о том, что есть благо для общества, и какое общество мы строим? Знаем ли мы, куда идём? Чего хочет человек? Какие нужны законы: законы братства, любви, взаимовыручки или закон силы, главенства своего брюха?

Законы это кирпичи, из которых строится здание общества, а нравственные нормы как цемент скрепляют индивидов, определяя правила человеческого общежития.
Нравственность базируется на идеалах. А какие у нашего общества сейчас идеалы? Раньше писали программы по коммунистическому воспитанию, а теперь нет никакого воспитания вообще. Но природа не терпит пустоты, которую заполнила порнография.

Есть ли у нашего общества цели и ценности, кроме достижения высокого уровня жизни, который подобен ускользающему горизонту?
Прагматизм стал сегодняшней философией «успеха». Цель оправдывает средства. Когда цель добиться успеха любой ценой, заповеди «не убий», «не укради» никого не смущают.

Показательно, что сейчас нет моральных авторитетов и примеров для подражания, каким был академик Д.С.Лихачёв. Зато есть «звёзды», которые постоянно рекламируют, с кем они спят, во что одеваются, принимают или не принимают наркотики…

Власть не заинтересована иметь в обществе людей – независимых духовных авторитетов.
Единственный духовный авторитет сейчас это Патриарх.
Авторитет не тот, на чьи слова ориентируются, но на чьи дела!

Интеллигенция, разумеется, не сословие и не социальная группа.
Интеллигент это тот, кто не просто живёт, а кто размышляет, как он живёт.
На смену интеллигенту ныне пришёл интеллектуал. А интеллектуал это интеллигент без совести.
Интеллигент не тот, кто не делает того, что не нужно делать, а кто делает то, что делать нужно!
Подлинный интеллигент не тот, кто говорит, как нужно делать, а кто делает, как думает и как говорит.

Интеллигент это не кодекс поведения, это недремлющая совесть!
Сейчас у нас нет моральных авторитетов, людей совести.
Сегодня в России нет нравственного кодекса поведения, как нет и общественной нравственности .
В обществе, где всем правят деньги , совесть – мешающий рудимент.

Если интеллигент лишь размышляет над своей жизнью, то духовный авторитет свою жизнь изменяет.
Если интеллигенты задают «вечные вопросы», то духовные авторитеты дают «вечные ответы».
Духовный авторитет своей жизнью олицетворяют поиск этих ответов.
Духовный авторитет не тот, кто лишь проповедует истины, но и живёт по ним!
Духовный авторитет предлагает своей жизнью ответы, которые живут в сердцах людей!
Духовный авторитет олицетворяет своей жизнью приоритет духовных ценностей над материальными.

Духовный авторитет не всегда вождь. Это вождь всегда претендует на духовный авторитет.
Вождь по определению не скромен. Духовный авторитет по определению скромен.
Духовный вождь не тот, кто говорит, как жить, а тот, кто живёт, как говорит!
Он вслух говорит о том, о чём другие про себя лишь думают!
Духовные вожди возникают не в духовном вакууме, а в духовных катаклизмах! Вождь это тот, кто ведёт за собой!

Интернет является зеркалом нашего времени, и легко заметить, что в интернет-пространстве наряду с полной свободой полное отсутствие нравственности . Если кому-то что-то или кто-то не понравился, то могут обругать, «забанить», а то и вовсе уничтожить. Только раньше это делали физически, а теперь виртуально. Какой тут спор, какая-то политкорректность и толерантность. Казалось бы, не нравится – не читай. Но нет: раз не нравится, значит это плохо, значит это не должно существовать! Господствует принцип: я с тобой не согласен, и потому ты мне не нравишься, а значит ты не должен существовать!

Нужен ли специальный Закон об охране общественной нравственности?
Хотя я и юрист, однако, не считаю, что с помощью законов можно урегулировать все сферы жизни общества. Закон не может подменить мораль, когда речь идёт о порядочности, воспитанности и приличии. Человек может поступать по закону, но абсолютно бессовестно!

— Однако не на все случаи жизни можно найти соответствующий закон. Как же поступать в такой ситуации?
— Поступать нужно разумно, в соответствии с нравственностью и справедливостью. Совершенных законов, вообще, не существует.
— Не делай другому того, чего себе не желаешь, не убий, не кради, не прелюбодействуй… — разве это не совершенный закон?
— Божественные законы людьми не соблюдаются. Разве это возможно, соблюдать заповеди?! Нет любви, нет. Её выдумали поэты. Люди живут инстинктами. Человек — животное! Все хотят сделать человека лучше, а он не может, не может! В реальности правят другие законы. Право силы — вот реальное право. А добро, справедливость, любовь — это всё... Оглянись вокруг! Развязавшие войну так называемые цивилизованные нации наплевали на ими же установленные законы, а про божественные даже не вспоминают; они убивают, потому что им это выгодно. Выгодно!
Победит не разум, а грубая сила. В политике всё определяет сила. Не обязательно военная, но обязательно сила.
— А как же мораль?
— Мораль устанавливает тот, чья сила больше. Но публично это не признают, потому что нравственные идеалы необходимы для повседневной жизни простых людей. — Депутат развёл руками. — Люди мыслят примитивно. Они хотят жить в покое. А правда разрушает. Если открыто говорить правду, то народ поднимется на восстание».


Рецензии